Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Константин Мелихан: «Военных ни о чем нельзя просить, — говорила мне одна дама. — Им надо просто приказывать».

Военная служба дворян.

Назад

 

  

Назад в оглавление статей

       История государственной службы в России представляет процесс расширения начала повинности на счет начала свободного соглашения. В Руси домосковской, как и в феодальной Европе, встречается одновременное применение обоих начал. 
Древнерусские князья отправляли суд и управление через тивунов, тивуны же обыкновенно были рабы, холопы: взять на себя тивунство, не оговорив своей свободы, считалось равносильным поступлению в рабство. И у первых московских князей рабы состояли в должности тивунов, ключников, казначеев дьяков, вообще приказных людей. Военная служба отправлялась вольными слугами, которые награждались кормлениями. В институте вольных слуг начало свободного соглашения достигло высшего своего проявления. 
       С усилением власти московских государей право отъезда вольных слуг постепенно падает и служба становится для них обязательной; а так как вольные слуги большею частью были вотчинники, то устанавливается, таким образом, обязанность нести службу с вотчины. Еще раньше стала развиваться поместная система — раздача московским князьями земель в пользование под условием службы. 
       Во второй половине XVI в. окончательно устанавливается понятие о служилой земле: все землевладельцы обязаны государю службою. В конечном своем результате политика московских государей привела к тому, что сложилось особое служилое сословие, которое при Петре I прозвано было шляхетством, а затем получило наименование дворянства. За исправным отбыванием службы следило особое всесильное учреждение — разряд, или разрядный приказ, которое при Петре I преобразовано было в герольдию. При Петре I характер государственной службы как повинности достигает своего апогея. При нем же впервые выделяется служба в различных государственных установлениях, как особый самостоятельный вид государственной службы, получающий название статской, или гражданской, которую в Московской Руси несли дьяки и подьячие. Вместе с этим изменяется и прежний способ вознаграждения, заключавшийся в раздаче поместий. В предшествующую эпоху денежное жалованье было назначаемо служилым людям только в виде исключения, в случае нужды или в качестве награды. В 1722 г., а потом в 1723 г. назначено было гражданским чинам определенное денежное жалованье по соответствию с рангами воинской службы. 
       Потребность в значительной военной силе заставляла Петра Вел. и его преемников заботиться о снабжении служащими армии и флота преимущественно перед канцеляриями. Так, герольдмейстеру предписано было наблюдать, чтобы в "гражданстве более одной трети от каждой фамилии не было. Обыкновенно должности по гражданской службе замещались лицами, негодными к военной службе. Через все царствование Петра, как и при преемниках его, тянется ряд строгих мер, чтобы заставить шляхетство служить. С этой целью учреждались правильные смотры дворянским недорослям, на которые они должны были неоднократно являться по достижении ими известного возраста. Смотры имели целью, кроме разбора и приема годных на службу, еще поверку знаний, которые недоросли приобретали дома или в школах. Уклонявшиеся от явки на службу — так называемые нетчики — лишались вотчин и поместий; указы грозят им "жестоким наказанием". Несмотря на суровые указы царя, недоросли и дворяне являлись на службу весьма неохотно, что видно из часто повторявшихся распоряжений Петра, которые грозили нетчикам все более и более жестокими наказаниями и даже объявляли их вне закона. 
       При Анне Иоанновне установлен точный порядок для смотров дворянских недорослей и правила, по которым они распределяются по полкам и канцеляриям; определение к должностям производилось сенатом. При избрании на престол Анны Иоанновны дворянство прямо выразило свое недовольство крепостною пожизненною службою государству и заявило желание, чтобы служба была ограничена 20-ю годами. В 1736 г. служба дворянства из пожизненной была обращена в срочную и ограничена 25-ю годами, а манифестом 18 февр. 1762 г. обязательная служба дворянства была совершенно отменена. Отмена эта была в 1785 г. подтверждена жалованной грамотой дворянству. 
       Перестав быть повинностью дворянства, государственная С. сделалась его привилегией: законодательство наше поныне продолжает смотреть на дворянство, как на сословие, по преимуществу призванное к государственной С. С течением времени привилегии, предоставленные в этом отношении потомственным дворянам и детям личных дворян, были распространены и на другие разряды: сыновей лиц, находившихся на государственной С., сыновей коммерции советников и купцов 1 гильдии, сыновей священнослужителей и т. д. Запрещено было принимать на государственную службу лиц податного состояния, детей купцов 2 гильдии, личных почетных граждан и сыновей, не служивших обер-офицерских детей, пользующихся по службе своих дедов званием потомственных почетных граждан. Из этого правила с течением времени установлены многочисленные исключения, частью для отдельных родов службы (финансов, контроля, телеграфа и мн. др.), частью для отдельных местностей. С другой стороны, целый ряд должностей в настоящее время может быть замещаем по вольному найму. 
       С правами по происхождению в значительной степени конкурируют права по образованию. Высшее образование, а также окончание курса средних учебных заведений с отличием дает право на поступление на государственную С. и тем лицам, которые не имеют его по своему происхождению. Лица, имеющие дипломы, при поступлении на С. утверждаются в том классном чине, на который им дают право их ученая степень, звание или аттестат заведения (высшее образование дает право на утверждение в чинах XII, X, IX и даже VIII класса). 
При поступлении на С. соблюдаются следующие условия: принятым на службу можно быть не ранее достижения 14 л., но начало действительной службу считается лишь с 16-летнего возраста. Различие вероисповедания или племени не препятствует поступлению на службу Исключением из этого правила является недопущение на гражданскую С. евреев, не получивших высшего образования; впрочем, в нашей административной практике установилось в последнее время почти полное недопущение на службу евреев, а также ограничение числа служащих католиков определенным процентным отношением к общему числу служащих. 
Наше законодательство в противоположность германскому не требует, чтобы лица, вступающие в ту или другую отрасль службы, непременно имели известный уровень образования. Для поступления на службу канцелярским служителем лицу, не имеющему по образованию права на классный чин, достаточно уметь читать и писать и знать основания грамматики и арифметики. 
       Для производства в первый классный чин требуется экзамен в объеме курса уездного училища, а затем для производства во все дальнейшие чины, и, следовательно, для назначения на все административные должности не требуется уже никакого образовательного ценза. Установлено лишь, чтобы поступающие на государственную службу получили образование непременно в России, по крайней мере в возрасте от 10 до 18 лет: лица, воспитывавшиеся в этом возрасте за границей, лишаются права поступления на государственную С. без особого высочайшего разрешения. 
       По Петровскому законодательству практическая подготовка служащих обеспечивалась тем, что чины соответствовали должностям, прохождение службы обязательно начиналось с первого чина и дальнейшее производство шло в строгой последовательности. С начала XIX стол. правительство начинает заботиться о надлежащей подготовке чиновников. Указ 1809 г., составленный по мысли Сперанского, предписывал сдавать особенный экзамен для получения чина коллежского асессора. Эта мера вызвала всеобщее неудовольствие не только со стороны чиновников, но даже со стороны таких людей, как Карамзин; тотчас после удаления Сперанского появились многочисленные изъятия из этого закона, а в 1834 г. он был вовсе отменен. В настоящее время, когда нет уже более строгого соответствия между чином и должностью, чинопроизводство не может более иметь прежнего значения подготовки опытных служащих. Между тем, в законе не установлено ничего другого для обеспечения правильной практической подготовки к занятию государственных должностей: законодательство ограничивает даже предварительное практическое испытание лиц, поступающих на службу, установляя, что оно может длиться отнюдь не долее четырех месяцев. Лишь некоторые ведомства требуют предварительного специального образования для служащих: напр. для занятия судебных должностей требуется юридическое образование (которое может быть заменено опытностью, приобретенною на службу по судебной части). Потребности других ведомств, требующих служащих со специальными познаниями (народного просвещения, горное, межевое, путей сообщения, лесное, медицинское и т. д.), удовлетворяются многочисленными специальными школами. 
       По общему правилу, иностранцы не принимаются на службу; исключение установлено для ученой части, а также для лиц, выдержавших экзамен на медицинские и аптекарские звания, для механиков, мастеров, художников и вообще сведущих в горнозаводском, соляном и монетном деле; наконец, права государственной службы могут быть предоставлены иностранцам в виде награды. 
       Лица женского пола допускаются на службу в общественные и правительственные учреждения: к занятиям по счетной и письменной части в заведениях Ведомства учреждений императрицы Марии, к занятию должностей в женских лечебных заведениях, к занятиям на воспитательном поприще, на должности телеграфистов, по счетной и письменной части в учреждениях государственного контроля и управлениях железных дорог (без прав государственной С.), к занятиям врачебным (также без прав государственной службы) и др. 
       Утрата права вступать на службу является последствием лишения всех или некоторых прав состояния, а временное лишение этого права — последствием выхода или исключения из духовного звания. 
Для поступления на службу требуется подача прошения на высочайшее имя. Принятие на службе и определение к должностям совершается приказами подлежащих властей, публикуемыми в "Правительственном вестнике" и "Сенатских ведомостях" или в местных "Губернских ведомостях". Непосредственно верховной властью замещаются должности первых трех классов; должности четвертого и некоторые пятого класса — ею же по представлению министров; определение чиновников на должности пятого и шестого классов предоставляется министрам и главноуправляющим; остальные должности замещаются директорами департаментов (в центральных учреждениях) и губернскими властями (в губернских установлениях). При первоначальном определении на С. служащие обязаны приносить верноподданническую присягу. Назначение на известную должность обусловливается соответствием должности и чина, хотя строгое совпадение чинов и должностей, установленное табелью о рангах 1722 г., в настоящее время уже не существует. 
       Хотя военная и гражданская С. у нас разделены, однако в виде изъятия военные чины допускаются к занятию гражданских должностей. 
       Никто не может занимать должность одновременно в разных ведомствах или занимать две или более должности в одном и том же ведомстве; но эти правила соблюдаются строго лишь в судебном ведомстве и в отношении некоторых должностей других ведомств, вообще же соединение двух или более должностей в одном и том же ведомстве может быть разрешено высочайшим повелением, а дозволение служить в различных ведомствах одновременно предоставляется взаимному соглашению подлежащих начальств. 
Запрещается определять членами присутственных мест чиновников, соединенных родством или свойством с председателем или другими членами тех же мест. Запрещается определять к губернаторам чиновников для особых поручений из родственников и однофамильцев. 
       Служащий должен иметь свое место жительства там, где он служит; отлучки служащих возможны только с дозволения начальства. 
На служащем лежит обязанность хранить свято и нерушимо всякую вверенную ему тайну, касающуюся службы и пользы Е. И. В. Служащий обязан оказывать уважение начальству и исполнять его законные приказания; он обязан также и в частном быту вести такой образ жизни, который бы не подрывал достоинства власти. Начальники обязаны наблюдать за поведением и обхождением своих подчиненных. Наконец, служащим воспрещаются некоторые занятия, не совместимые с государственной службой
       Содержание служащих определяется по чину, по должности, по высочайшему усмотрению или по особому распоряжению начальства. Содержание состоит из жалованья, столовых и квартирных денег; при увеличении содержания, получаемого служащим, производятся известные вычеты. Служащий имеет при определении на С. право на пособие, а при выходе в отставку — право на пенсию или единовременное пособие. Он имеет право на усиленную уголовную охрану от преступлений при исполнении или по поводу исполнения судебных обязанностей. Для предания суду самих должностных лиц по преступлениям должности установлен особый порядок, и самое предание суду зависит не от судебных органов, а от начальства служащего. Чиновники гражданского ведомства имеют право носить установленную форменную одежду. 
       Служебные отношения прекращаются, по общему правилу, увольнением от службы согласно прошению служащего. Прошения об увольнении от службы могут быть подаваемы во всякое время (кроме лиц, обязанных срочной службой за стипендию, которую они получали в учебном заведении); подаваемые прошения должны быть мотивированы, ибо закон дозволяет просить об увольнении по домашним и другим обстоятельствам. Просьбы подаются тем же порядком, как и просьбы об определении на службу; увольнение от должности зависит от той же власти, которая назначает на должность, но никто не может быть уволен до сдачи должности установленным порядком. Увольнение от должности (без прошения), отрешение от нее и исключение из службы являются последствием осуждения за преступление должности. На основ, ст. 838 п. 3 Уст. о службе граждан, чиновник, по убеждению начальства, неспособный к исправлению возложенной на него должности, или почему либо неблагонадежный, или сделавший вину, известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами, может быть, по усмотрению начальства, от которого зависит определение к должности, уволен от С. без просьбы с его стороны и без объяснения причин (так называемое увольнение по третьему пункту). Хотя начальствам вменяется в обязанность приступать к подобному увольнению чиновников с достаточной осмотрительностью, но это лишь благой совет: в сущности, такая власть ставит подчиненного в безусловную зависимость от начальства. Это противоречит тому положению нашего законодательства, в силу которого подчиненный исполняет лишь законные распоряжения начальника. В Пруссии и Баварии начальство может по своему усмотрению удалить чиновника от занимаемой им должности, но не может лишить его присвоенного должности содержания без вины, признанной судебным или дисциплинарным порядком; таким образом, полная материальная обеспеченность служащего совмещается в этих государствах с надлежащей свободой правительства в распоряжении служебным персоналом. 
       О каждом служащем чиновнике ведутся на месте его служения особый послужной (формулярный) список. Собрание подробных сведений о С. всех чинов, занимающих классные должности, составление общего расписания классных должностей в империи, составление списков чинам первых четырех классов (три раза в год) и издание адрес-календаря, или общей росписи служащих в государстве (на каждый год), относится к обязанностям инспекторского отдела Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 

При увольнении в отставку чиновник получает аттестат. 
       Правами государственной службы, хотя с некоторыми ограничениями — напр. без права на пенсию, — пользуются определенные должности по выборам в дворянских, земских и городских учреждениях, а также служащие в некоторых благотворительных учреждениях (Имп. человеколюбивом обществе, учреждениях Красного Креста и др.), управляющие частными железными дорогами и др. Законоположения о государственной С. изложены в Своде Уставов о С. гражданской (Св. Зак., т. III, изд. 1896 г.), в состав которого не введены особые правила о С. гражданской в губерниях Царства Польского. При новом издании в 1896 г. III т. Св. Зак. правила о службе по выборам перенесены в законы о состояниях и в др. части Св. Зак. Служба по выборам в сословных учреждениях отличается тем, что в известных пределах она поныне сохранила характер обязательной повинности.
Указом 5 октября 1906 г. всем русским подданным, кроме инородцев, предоставлены одинаковые права в отношении государственнойы, применительно к правам дворян, с упразднением всех особых сословных преимуществ по занятию некоторых должностей. Соответственно с этим установлено деление канцелярских служителей на разряды, в зависимости от образовательного ценза: к I разряду принадлежат окончившие курс в гимназиях или равных им учебных заведениях, ко II разряду — не обладающие этим цензом. Канцелярские служители I разряда производятся в классный чин по выслуге одного года, служители II разр., имеющие соответствующую образовательную подготовку (см.) — по выслуге двух лет. Не принадлежащие к дворянскому сословию офицеры из лиц, пользующихся в отношении отбывания воинской повинности правами II разр. (казачьи офицеры по II и III разр.), при переходе на гражданскую службу, переименовываются в соответственный гражданский чин независимо от времени службы их в офицерском звании.
"Брокгауз и Ефрон"


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов