Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Широглазов И.Ю. "Здравствуй Русское Поле, я твой тонкий корешок…"(Статья по исследованию фамилии Широглазов)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

«Природа, что пренебрегает корнем, 
Сама себя в границах уж не сдержит, 
Кто хочет быть обрезанною веткой 
Ствола живящего, тот лишь, как хворост, 
Годится для сожженья…» 
(В. Шекспир, «Трагедия о короле Лир»)

    Часто задаю себе вопрос – кто мы, называющие себя человечеством? Каким образом расселились по этой, я полагаю, не лучшей из планет? Как еще умудряемся выживать на десяти сантиметрах гумуса и пяти, пригодных для дыхания, километрах атмосферы? 
    Да, несомненно, биологическое размножение. Наука утверждает, что каких то семь - восемь тысяч лет назад Землю населяло всего около десяти миллионов представителей homo sapiens. Это меньше населения современной Москвы. Сейчас же нас миллиарды. Не даром христианство утверждает, что мы все «братья во Христе». Что же объединяло группы людей? Что давало силы двигаться нашим предкам по просторам материков в поисках лучших земель, охотничьих угодий, да и просто лучшей жизни? Полагаю – социальная память. Память о предках, о их мечтаниях и чаяниях. 
     Возникали племена, страны, империи, и кто забывал свои корни, как биологические, так и социальные, те через время распадались. Кто вымирал, кто вливался в другие народы, смешиваясь и растворяясь в них. 
     Наполненная катастрофами российская история XX века вызвала серьезные “сбои” в социальной памяти поколений, которая непосредственно связана с преемственностью культурной традиции и воспроизводством ценностно-нормативной подсистемы общества. Нарушения исторической памяти, “раскачка” и разрывы социальных корней в мировой истории (не только в России и не только в советское время) при более внимательном подходе оказываются делом обычным. Разрывы такого рода обусловливались эпидемиями, периодами рабства (не только при рабовладельческом строе, но и в новой истории), войнами, революциями и другими причинами. Долгое время сознательная забота о сохранении корней была прерогативой привилегированных слоев общества, что имело под собой вполне рациональное основание – подтверждение (и утверждение) легитимности занимаемого ими положения. 
    Во многих странах, в том числе России, сохранению социальных корней “широких народных масс” не способствовала принудительная миграция крестьянства. Отмена крепостного права в 60-е годы позапрошлого века, как показала история, также не стала заметным фактором укрепления исторической памяти. События первой половины ХХ века – три революции подряд, гражданская война, несколько волн массовых политических репрессий, вторая мировая война, – скорее всего лишь усугубили тенденцию к исторической и социальной амнезии. Кроме того, в советский период российской истории этот ”социальный факт” приобрел угрожающие масштабы. 
    Конец советского периода вызвал обострение интереса людей к своим социальным корням. Свидетельств тому много. Это и появление большого числа книг, в которых содержатся пространные жизнеописания, воспоминания о родственниках и общественных событиях, семейные хроники и семейные истории; введение во многих общеобразовательных школах специальных уроков, на которых детей обучают составлять генеалогические деревья; создание исторических, генеалогических, биографических обществ, фондов, архивов и т.п. Интерес к своему социальному прошлому, более или менее отчетливое и реализуемое на практике стремление людей к осознанию своего места в мире, к восстановлению исторической памяти, можно сказать, приобретает массовый характер.

* * *

« Скажите вы, любезные, 
О родословном дереве слыхали, что-нибудь? 
Леса нам не заказаны – видали древо всякое! 
Сказали мужики» 
(Н.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)

     Смотрю с умилением на выкрутасы своего четырехлетнего внука и осознаю, что у него исторических корней гораздо больше чем у меня. В нем и сибирские корни фамилий -  Нежурины, Жучковы, Субботины. По отцовской линии, ярославских священнослужителей Краснораменских, вологодских купцов Манюниных. Но носит он мою – Широглазов. Что вы хотите – геометрическая прогрессия! 
     Хотя, что я знал о своих предках еще несколько лет назад? Жил, как все. Учился, служил, работал, и думал, что я «пуп земли». Оказывается всего лишь звено в разорванной границами, идеологиями и вероисповеданиями кольчуге человечества, опоясавшей собой планету Земля по тончайшей пленке пригодного для биологической жизни пространства. И это отрадно осознавать себя частью некоего огромного целого, взявшего от него сполна и давшего ему нечто. 
     Осознано общаться я имел возможность только с двумя бабушками и одним дедом. И эти юношеские воспоминания, о их рассказах про своих родителях, родственниках, подспудно вызывали желание знать свои корни. Но глубже начала двадцатого века они обрывались. 
       Моя бабушка по материнской линии, Бабкина (урожденная Дементьева) Клавдия Гавриловна, прожила долгую жизнь. Благодаря этому я смог уже в зрелом возрасте составить с ее помощью генеалогическое древо предков и родственников по городу Березовский Свердловской области. 
      С фамилией Широглазов было труднее. Бабушка, Широглазова (урожденная Питерских) Александра Николаевна, умерла в шестьдесят шестом. Отец, как "продукт" своего времени, скептически относился к этой затее, да и он мало что знал. Оставалась надежда на знаменитого в Нижнем Тагиле человека – Питерских Александра Ивановича, почетного гражданина города, академика Академии искусств и народных ремесел имени Демидовых. К сожалению, моя  аудиенция кончилась ничем - он даже не помнил в лицо своего отца, поскольку тот умер, когда ему было года четыре. И будучи уже в преклонном возрасте, впервые увидел его фото, принесенное мной. Наша встреча происходила лет семнадцать тому назад. Мне приятно осознавать, что некие струны в его душе я задел, поскольку один из последующих печатных трудов Александра Ивановича был посвящен его отцу, Ивану Петровичу Питерских, кузнецу Демидовского завода и родному брату моего прадеда Николая Петровича. 
     Надо сказать, что при помощи моих друзей, о которых я расскажу ниже, фамилия Питерских прослежена по Нижнему Тагилу до 1740-х годов, и уходит по женским линиям к первым русским поселениям в наших краях, датируемых началом семнадцатого века, к фамилиям Гаев и Бородин. Но это уже тема другой статьи, а возможно и фундаментального исследования, которое ждет своего энтузиаста. 
    Таким образом, я оказался в тупике, хотя и не очень этим огорчался. Надо было жить, зарабатывать свой хлеб насущный, воспитывать сына. Однако, порой на досуге, приводил в порядок документы, фотографии. Когда собирались родственники по поводу различных торжеств и панихид, пытался выяснить у представителей старшего поколения тот или иной неясный вопрос в плане, кто кому, как приходится. 
    Но грянули «времена перемен»! Ох уж эти времена! Не даром древние утверждали, что лучше в них не жить… Что же делать, если все в этом мире происходит по неким определенным законам? Социальное развитие человеческих сообществ не исключение. Успокаивает, то, что наряду с массой негатива, к нам пришли и наши же российские разработки. Прилизанные, причесанные, удобные для работы, как, например, микроволновая печь, достоинства которой я оценил совсем недавно, хотя в ней заложен принцип радиолокационной станции. Я на этих станциях воевал более тридцати лет назад, картошку пек на волновом излучателе антенны, а на свою кухню получил эту прелесть совсем недавно. Конечно же, не о печках речь, а о персональных компьютерах. Вместе с ними пришла и Всемирная Паутина, которая обрушила на счастливые головы не мещански настроенных людей массу легко доступной информации.

* * *

«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?…» 
(О. Хайям, «Рубаи»)

   Современный Интернет пестрит генеалогическими сайтами, как любительскими, так и профессиональными. К сожалению, такой массовый интерес к исследованию своих корней пришел к нам опять же с Запада. Более тридцати лет назад некая пенсионерка из Штатов решила проследить свою родословную. В своих изысканиях дошла до первопереселенцев на Американский материк. После опубликования своей работы в Западном мире начался небывалый бум в этом направлении. Мормонская церковь, в силу изолированности представителей этой секты, имела огромный генеалогический материал, необходимый для учета браков и препятствованию кровосмешения. Открывая библиотеки, организуя сайты, она неплохо заработала на этом деле. Разработчики компьютерного обеспечения моментально ухватились за это направление. Было создано масса генеалогических программ. К сожалению, в массе своей англоязычных. Достаточно сказать, что не один компьютер на Западе не продается без встроенной генопрограммы, Следует заметить, что и православная церковь помогла сегодняшним российским родоведам своими церковными книгами. Правда права собственности она на них не имеет. Все сохранившиеся находятся в госархивах. 
    Влившись в это информационное поле, я к моей большой радости наткнулся на сайты уральских генеалогов. Пролистав эти страницы, понял, что самый информативный сайт «Уральского историко – родоветческого общества». Судьба позволила мне познакомиться с энтузиастами своего дела Юрием Коноваловым, Михаилом Елькиным, Юрием Шариповым, благодаря которым я сумел «нырнуть» в информацию о моих многочисленных предках лет на триста вглубь веков. 
   Одним из первых документов, предоставленных мне представителями УИРО, был протокол допроса моего предка. Узнаю тебя Россия! Если бы наш народ периодически не сажали, не забривали в рекруты, не считали по головам на предмет закабаления, где бы сейчас брать информацию? Хотя, возможно, и России тогда бы не было… 
Привожу этот документ в первоначальном виде:

Следствие о вновьприбывших на демидовские заводы к1759 г. 
ГАСО.Ф.24.0п.1.Д.1618г 
(Л.557 об.) 496. Петр Алексеев сын Шароглазенской сказал: от роду ему ныне тритцать лет. Отца у него звали Алексеем Абакумовым сыном Шароглазовым, мать -Агрофенои Михайловой дочерью, которые (как он, Петр, от них слыхал) родиною бывали Казанской губернии, Казанского ж уезда, Обвинскои волости, села Ильинского государственных крестьян дети. И с коих отец ево в том селе Ильинском в прежную 1719-го года перепись написан и в подушной оклад положен был ли, того он, Петр, не знает и ни от кого о том не слыхал. Которые ево отец и мать и с того села Ильинского в давных годех, а сколко подлинно, того он не знает же, сошли одни, а детей у них тогда никого еще не бывало, на Невьянскои покойного деиствителного статского советника АКИНФИЯ Никитича Демидова завод, при коем от них родился он, Петр, да брат ево родной меншей Абросим (которой в нынешнем 1759-м году за Нижнотагилскои вышеозначенного ж Демидова завод отдан в рекруты, а женат он не бывал). Означенной же ево отец в последнюю генералную ревизию при вышереченном Невьянском заводе был написан за старостию в богаделне. Которые ево отец и мать при оном Невьянском (л.558) заводе померли назать тому: мат семнатцать,отец – десеть лет. А он, Петр, з братом Обросимом в тое последнюю генералную ревизию написаны и в подушной оклад положены в приписном для работ к заводам вышеозначенного Демидова селе Покровском. Он же, Петр, назат тому семь лет женился, взял за себя в замужество при Невьянском заводе у жителя Дмитрея Ярославцова дочь ево родную, родившуюся подлинно при том Невьянском заводе девку Ксенью, дватцати трех летную (которой ныне от роду тритцать лет), с коею детей прижил и ныне при себе имеет: сына Тимофея, одного года, дочь Татьяну, четырех летную. Он же, Петр, ныне при Нижнотагилеком вышеозначенного Демидова заводе находитца досчатым работником, а брат 0 бросим до отдачи в рекруты при том же заводе находился укладным работником же. И в сем допросе он, Шароглазенскои сказал все самую сущую и истинную правду, и ничего не утаил, а ежели сказал ложно или утаил, а после в чем изобличен будет, за то б с ним, Шароглазенским, учинить в силу указов, чему будет достоин. 
    К сему допросу вместо Петра Шароглаэинского по ево прошению Нижнотагилскаго завода служитель Прокопеи Булавин руку приложил.

    Из сего узнаем, что жил в селе Ильинском, на реке Обве некто Абакум Шароглазенской во второй половине семнадцатого века, и был у него сын Алексей. 
    В этимологическом словаре читаем: 
«В говорах Приуралья и Сибири распространено слово шары – «глаза» («шары выкатить» равнозначно выражению «вытаращить глаза»). Оно легко становиться и прозвищем глаза-стого (зоркого) или большеглазого. Отчество от прозвища и стало фамилией.» 
   Когда Шароглазенской трансформировался в Широглазова трудно сказать, но, опираясь на мнение профессионального родоведа Ю. Коновалова, который составил мою фамильную роспись, исходя из документальных подтверждений, в определенный момент времени это произошло. Хотя, это весьма редкие фамилии, в чем я смог убедиться, перелистывая страницы телефонных справочников городов России, которые еще несколько лет назад свободно публиковались в инете. Но они прослеживаются по всем крупным городам, от Калининграда до Сахалина. Интересно, что впервые со своим однофамильцем я встретился на севере Сахалина, где проходил срочную армейскую службу. Сцепились в драке с одним парнем из-за симпатичной старшеклассницы. Когда нас начали разнимать, я с удивлением услышал, что он тоже Широглазов. Есть и в Калифорнии, в «Силиконовой долине» семья Широглазовых, с которой я несколько лет переписывался по электронной почте, но это уже пресловутая «утечка мозгов», о которой «постоянно говорят большевики». Он из Иркутска, она с Камчатки, познакомились в Новосибирске студентами. 
    Село Ильинское до сих пор существует на берегах Камского водохранилища, превратившись в городок Ильинский. Почему его не поглотили воды этого «рукотворного моря» не знаю, не бывал в тех краях. Возможно, стоит на высоком берегу, как наша деревня Фатеево – первое поселение русских на территории Нижнего Тагила, датируемое началом семнадцатого века. 
    Были ли в те времена наборы по типу наших «комсомольских», или слухи шли о лучшей доле на уральских заводах, но точно – не на веревке моих уральских предков притащили в наши края. Как бы там не было, но Алексей Абакумов с женой своей Агрофеной в двадцатых годах восемнадцатого века оказался во граде Невьянске, где и родили двух сыновей Петра и Обросима. Судьба сложилась не совсем удачно. Агрофена рано умерла, да и Алексей кончил свои дни в богадельне, оставив сирот Петра пятнадцати лет, да Обросима восьми. 
    Каким образом эти дети оказались в деревне Лягушинской под селом Покровским. По всей видимости у родственников. Наверно, Алексей с Агрофеной шли не на голое место, наверно была или родня, или знакомые в этих краях из села Ильинское. 
    Петр вырос, женился на невьянской девушке Ксении Ярославцовой и в пятидесятых годах того же восемнадцатого века приехал в Нижний Тагил. Читаю, что работал «дощатым мастером». Удивительно то, что последние поколения четыре Широглазовых так или иначе были связанны с металлом, а сын мой специалист по деревообработке. Вот где гены проявились. 
   Обросима забрили в рекруты. С него и начинается служение России тагильской ветви Широглазовых. Как сложилась их судьба неизвестно. Одно могу сказать, моего деда, Николая Георгиевича не брали в амию по причине единственного сына в семье. Зато последующие три поколения Широглазовых полностью отдали воинский долг Родине, хоть и были единственными сыновьями. О, времена! О, нравы! Можно до хрипоты кричать о сохранении русского генофонда, и тут же посылать единственных сыновей в бой. 
   В 1765 году родился у Петра первый коренной тагильчанин Осип. Он и есть мой прямой предок тагильского периода. Больше эта ветвь Широглазовых Нижний Тагил не покидала. Если и носила представителей оной судьба по городам и весям, все равно большую часть жизни они проводили в «Горном гнезде» и умирали здесь. Получается, что мой внук, Кирилл Константинович, тагильчанин в десятом колене!!!

* * *

«Пройдет день тревоги, пройдут лета молодости и силы. 
Кто доживет до старости, кто донесет до нее память и ум , 
тот вспомнит прошлое и оценит его…». 
В. Иванов

    По большому счету, я ничего не знаю о моих предках до Георгия Моисеевича Широглазова. Всего лишь выписки из переписных и церковных книг, любезно предоставленных мне председателем «Уральского историко-родоведческого общества» Юрием Коноваловым и его соратниками, за что им огромное спасибо. Все вышеизложенное всего лишь фантазии и комментарии на основании протокола допроса Петра Шароглазинского. 
   Про моего прадеда Георгия Моисеевича я слышал от бабушки, Александры Николаевны, что он был блондин, занимался старательством. Ранней весной уходил в, одному ему известные, места. Брал с собой мешок сухарей, соль и ружье. Осенью возвращался, сдавал намытое золото в скупку, часть денег отдавал «на прожитье» жене Раисе, остальное пропивал. 
   Про Раису ничего не знаю кроме имени и точной даты смерти – 1917г. Но осталась фотография с некоего проездного документа. На ней часть печати с двуглавым орлом. С фото смотрит интересная пятидесятилетняя женщина. Гладко зачесанные темные волосы без седины. Наверно от нее все последующие Широглазовы блондины лет до семи, а потом темные и кудрявые. 
  У них было трое детей – Александра (Ткачева), Николай, Мария (Войдат). Помню только Ивана Войдат, польского пленного Первой Мировой войны, грузного старика с добрыми глазами, который так и прожил всю жизнь на Урале. И  дом его стоял рядом с дедовским, на перекрестке улиц Учительская и пр. Мира. Сейчас там жилой дом с магазином «Женское платье». 
     Первая фотография моего деда, Николая Георгиевича, датируется 1907 годом. Это общее фото работников чугуно - литейного цеха Демидовского завода. Уточнить эти данные мне помогли работники Тагильского краеведческого музея, в частности Халяева Ольга Владимировна, за что ей великая благодарность. 
     В 1908 году он женился. Но после Первой Русской революции наблюдался спад производства. В Тагиле царила безработица. И он с молодой женой уехал на Верхисетский завод, в Екатеринбург, где довольно хорошо зарекомендовал себя. Получал неплохие деньги. Мог себе позволить иметь скаковую лошадь на ипподроме, благо у них долгое время не было детей. Не знаю, как они пережили лихолетье Октябрьского переворота и Гражданской войны, но, судя по фото тех лет, это никак их не коснулось. Да и бабушка, вспоминая те годы, только улыбалась. Возможно, они были просто молоды и счастливы, как счастлива сегодняшняя молодежь. 
    Дед, по воспоминаниям, был широкой души человек , имел массу «халявных» друзей, поскольку водились деньги. Ипподром, как и все заведения, эксплуатирующие человеческие страсти, привлекал криминал. В этой связи Николай Георгиевич смог познакомиться с убийцами последнего царя, Юровским и Ермаковым, в качестве допрашиваемого по подозрению в связях с "уголовным миром" на ипподроме, когда те работали в  Екатеринбургском ЧК. Но и прилюдно "всесоюзный староста" Калинин жал ему руку за "ударный труд". 
    В 1923 родился мой отец, Юрий Николаевич, в 26 м его сестра, Тамара Николаевна. Но дед уже болел. Ему ампутировали правую ногу ниже колена. Пришлось возвращаться в родные пенаты. В 1927 они приехали в Тагил. И уже до своей смерти в 1940 году его семья жила в нищете. 
   На этот период и пришлась юность моего отца, Юрия Николаевича. Тогда вся активная молодежь бредила авиацией и радиотехникой. Не был исключением и он. Окончив семилетку, уезжает поступать в авиационное училище в Свердловск, живет это время у дяди. Я только сейчас догадываюсь, благодаря моим личным изысканиям, которые открыли огромный пласт интересных исторических фактов, что это был Степан Семенович Питерских, сын брата его деда Николая. 
    Поступил бы он или нет, неизвестно, но вмешался случай – в глаз попала стружка и тот загноился. Что за летчик без глаза? Да и у легендарного Маресьева только некоторых пальцев на ногах не хватало, и то его допускали только до «кукурузника». 
    Надо было жить, кормить семью да и самому, что то есть. Вернувшись в Тагил, отец устраивается на рыбную базу, затем монтером в Тагильский радиоцентр. Вторая страсть, радио, тянет к себе. Но денег не хватает. Коксохим, бензольный цех. У него до смерти остались оспинки на руках от едучего бензола. 
    Началась война. У населения изъяли все приемники, что б «вражьи голоса» не слушать. Отца лишили последней радости. О, изобретательная юность! На доске, на скрутки собирается дедекторный приемник. Вот он эфир! Вот он мир звуков в наушниках! Как это похоже на сегодняшний интернет и на его фанатов. Как же «жевать эти вкусности под одеялом»? Делится с лучшим другом и слух доносится «куда следует». 
    Не думаю, что «опер» был добреньким, видимо такая установка поступила, а именно семнадцатилетнему юноше предложили выбирать между десятью годами «без переписки» или добровольцем идти на фронт. 
    Именно на фронте он и употребил свои радиотехнические навыки. Интересен документ – письмо командования части его матери. Лист, вырванный из ученической тетради, почти истлевший и поломанный на сгибах. Хочу привести это письмо полностью, сохраняя грамматику и стилистику оригинала.

«18. VII – 44 года 
Здравствуйте Уважаемая Александра Николаевна! 
Шлем мы вам свой гвардейский, фронтовой, комсомольский привет и желаем всего наилучшего в вашей жизни. 
Уважаемая Александра Николаевна, в своем письме мы вам апишем о том, как воюет ваш сын Юрий Николаевич, против немецких захватчиков, на фронте Великой Отечественной войны. 
В настоящее время, вся наша страна переживает счастливые дни, дни когда Красная Армия гонит все дальше и дальше на запад проклятых Гитлеровцев! 
22 ое июня – историческая дата 
В этот день рано утром первые залпы артиллерийских батарей, возвестили о стремительном наступлении Советской Гвардии. 
Гитлеровское командование, кричало на весь мир, о непроходимости своих крепостей протяжением от Витебска до Полоцка, наименовав ее «Тигром». 
Ни какие «тигры» ни «Пантеры» не смогли удержать наступление частей Красной Армии. 
Нет таких крепостей, которые-бы не преодолевала Красная Армия. 
В день годовщины 25 и летия В.Л.К.С.М. комсомольцы и молодежь Советского Союза поклявшаяся о том, что не щадя сил бороться с врагом до полного его уничтожения. 
Ваш сын с честью выполняет эту клятву. 
Враг всеми силами оружия сопротивлялся – не желая оставлять узел железных и шоссейных дорог – город N 
Был жаркий бой. 
Вот в этом-то бою, ваш сын, Юрий Николаевич, и показал мужество, отвагу и стойкость. 
Он увлекая на новые подвиги остальную молодежь за собой, своим личным примером. 
Находился на наблюдательном пункте к-ра дивизиона, комсомолец Широглазов, не обращая внимания, презирая смерть, бестрашно передавал команды на батарею, в то время когда отсутствовала проволочная связь. 
Сам лично он не убивает немца, а непосредственно является участником. Многие гитлеровские выкормыши нашли себе могилу на нашей земле. 
Он отлично работает. Передавая команды, наши батареи смогли уничтожить в р-не г. N свыше 3 х артиллерийских батарей и 5 минометных батарей и свыше взвода пехоты солдат и офицеров. 
Он является активным у частником в комсомольской организации. 
Его как отличившегося в боях, комсомольская организация, рекомендовала в ряды большевитской партии Ленина – Сталина. 
На его груди сияет правительственная награда – медаль «За отвагу» 
Дорогая Александра Николаевна! Мы гордимся вашим сыном. Спасибо вам за то что вы вос-питали такого сына, до конца преданного своей родине и Верховному Главнокомандующему т. Сталину. 
Командир части, гв. капитан Архипов. 
Комисар первичной организации гв. старшина Дёмин. 
Объявления партнеров: заказ микроавтобуса на свадьбу в питере
Ждем ответа.»

      Вернулся Юрий Николаевич в 1946 кавалером многих орденов и медалей. Поступил на металлургический комбинат в крупносортный цех, скрыв от руководства свое кандидатство в члены ВКП б. Самоустранился, одним словом. Возможно это был некий тихий протест. (я протестовал открыто, отростив после армии бороду, что было недопустимо в шестидесятые годы для молодого человека. И так же , как отец "непосредственно не убивал", просто выдавал координаты целей, которые сбивали другие). На НТМК отец проработал до пенсии. Умер в 1993 году, вдосталь наслушавшись радиопередач и насмотревшись телевизор.

* * *

За радости детей своих, как знать, 
Ты можешь жизнь чужую взять, свою отдать, 
Но главное, что от тебя им нужно – 
Не перестать любить их мать. 
(О’Шир, «Рубаи»)

    По поводу ныне живущих мужчин Широглазовых рано подводить итоги, но славу этой фамилии последние лет сто на своих хрупких плечах несли женщины, связавшие свои судьбы с этой фамилией. Вернее с представителями этой фамилии. Их имена я не могу не назвать:

    Широглазова (Питерских) Александра Николаевна. Родилась 05.ноября 1891 года по старому стилю. 19.11.1891-21.11.1966 (новый стиль) Нижнетагильский завод. 
Крещена в православие 06.11.1891 года по старому стилю, в Входо-Иерусалимской церкви. 
Восприемники: Семен Петрович Питерский, мастерская вдова Сиктиния Филипповна Оплетина. Таинство совершил священик Михаил Архангельский. (запись № 111 МК « О родившихся) С 1935 по 1955г работала железнодорожным стрелочником. Награждена: орден «Трудового Красного Знамени», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», « За трудовую доблесть»

    Широглазова (Бабкина) Маргарита Александровна. 08.01.1924 – 31.03.2003 Родилась в г.Березовский, Свердловской области.. В 1947 году окончила химико- технологический факультет Уральского Индустриального Института им С.М.Кирова по специальности «технология пирогенных процессов». С 1948 по 1983 на инженерных должностях коксохимического производства Нижнетагильского металлургического комбината им В.И.Ленина. Награждена «Бронзовой медалью ВДНХ», медалью «Ветеран труда».

    Широглазова (Манюнина) Ольга Александровна. 27.08. 1954. Родилась в г. Нижнем Тагиле, пос. Северный. В 1976 году окончила Нижнетагильский Государственый педагогический институт, филологический факультет. До настоящего времени работает преподавателем русского языка и литературы в школе №80.

    Широглазова (Нежурина) Наталья Владимировна. 20.07.1978 г. Родилась в Красноярском крае. В 2000г. окончила Нижнетагильский педагогический университет, физико-математический факультет. Ведущий программист поликлиники №4. 
  
    Мой внук, Кирилл Константинович, по молодости лет, пока не женат, но постоянно этим летом мне говорил: 
-Деда, поехали в сад! У меня там куча знакомых девочек! 
    Настанет время и из этой «кучи» какая-нибудь достойная девочка выберет его. Тогда фамилия Широглазов еще долго будет звучать в долине реки Тагил.

Поколенная роспись ШИРОГЛАЗОВЫХ


1. Абакум  - государственный крестьянин Казанской губернии, Казанского уезда, Обвинскои волости, село Ильинского. 
II 
2-1. Алексей Абакумов сын ШАРОГЛАЗОВ *? +1749. Сын государственного крестьяна Ка-занской губернии, Казанского ж уезда, Обвинскои волости, села Ильинского. Когда пришли в Сибирь на Невьянский завод неизвестно. 
Ж - Аграфена Михайлова *? +1742. Родом из гос. крестьян того же села. 
III 
3-2. Петр Алексеев сын ШАРОГЛАЗИНОВ *1730, +1799. Досчатой работник Нижно-Тагилского завода с 1758года 
Ж (1752) - Ксения Дмитриева ЯРОСЛАВЦОВА *1729 +1800. Дочь жителя Невьянского з-да. 
4-2. Обросим Алексеев сын ШАРОГЛАЗИНОВ *1737. В 1759 забран в рекруты, до того - укладной работник Нижно-Тагилского з-да, не женат. 
IV 
5-3. Татьяна Петрова *1755, дер. Лягушина. 
6-3. Тимофей Петров ШАРОГЛАЗОВ *1758, дер. Лягушина. 
7-3. Кирило Петров *1761, Нижно-Тагильский завод. 
1801 - на поселение. 
Ж (1801/11) - Ефросинья Титова *1773. Дочь жителя Висимо-Уткинского з-да. 
8-3. Осип Петров *1765 +1830, Нижно-Тагильский завод. 
Ж - Анисья (Аксинья) Самойлова *1774 +п. 1816. Дочь жителя Нижне-Тагильского з-да. 
9-3. Василий Петров *1774, Нижно-Тагильский завод. 
1801 - на поселение. 
10-3. Мартын Петров *1777, Нижно-Тагильский завод. 
1794 - в рекруты. 

11-7. Дмитрий Кирилов *1795/96. 
1818 - в рекруты. 
Ж - Агафья *1792 +п. 1816. 
12-8. Ирина Осипова *1795 +п.1816. 
13-8. Федот Осипов *1796 +п.1858. 
Ж - Парасковья Тимофеева *1802 +п. 1858. 
14-8. Марья Осипова *1799 +п.1816. 
15-8. Мирон Осипов *1808 +1815. 
16-8. Гаврил Осипов *1814/15 +1846. 
Ж - Пелагея Григорьева *1808 +п. 1858. 
VI 
17-13. Анна Федотова *1823 +п.1834. 
18-13. Наталья Федотова *1825 +п. 1834. 
19-13. Пелагея Федотова *1827 +п. 1834. 
20-13. Федор Федотов *1831 +п.1858. 
Ж - Александра Васильева *1829 +п. 1858. 
21-13. Яков Федотов *1833/34 +п. 1858. 
Ж - Василиса Алексеева *1837/38 +п.1858. 
VII 
22-20. Игнатий Федоров *19.01.1849 +17.04.1849. 
23-20. Мосей (Моисей) Федоров *26.08.1850 +п. 1868. 
24-20. Анна Федорова *1854 +п. 1858. 
25-20. Матрена Федорова *1856 +п.1858. 
26-21. Фекла Яковлева *1854 +п. 1858. 
VIII 
27-23. Георгий Моисеев *1869. 
Ж - Раиса * 1860 +1917. 
IX 
28-27. Александра Георгиевна *1880 +1955. 
М - Ткачев 
29-27. Николай Георгиевич *17.02.1887 +30.12.1941. 
Ж (1908) - Александра Николаевна ПИТЕРСКИХ *19.11.1891 +21.11.1966. 
30-27. Мария Георгиевна *1895 +1948 
М - Иван Войдат (польский военнопленный 1-я МВ ). 

31-29. Юрий Николаевич *8.11.1923 +12.07.1993. 
Ж (1948) - Маргарита Александровна БАБКИНА *8.01.1924 + 31.03.2003 
32-29. Тамара Николаевна *8.10.1926. 
XI 
33-31. Игорь Юрьевич *27.12.1949. 
Ж (1975) - Ольга Александровна МАНЮНИНА *27.08.1954. 
XII 
34-33. Константин Игоревич *18.11.1975. 
Ж (1998) - Наталья Владимировн НЕЖУРИНА *20.07.1978. 
XIII 
35-34. Кирилл Константинович *20.02.2000.