Рейтинг@Mail.ru
2131
Ищу
тебя!
191
Старые
фото
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

История села Соколки Мамадышского района Республики Татарстан.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

История с. Соколок переписанная жительницей села Антроповой Марией Яковлевной с книги, название которой не установлено. Книга написана в 1902 году. С. Сокольи Горы. I. О храме с. Сокольи Горы расположено по слону горы к р. Каме. Для храма отведено лучшее место - ровная широкая площадь, с восточной и южной стороны представляющая твердый каменистый берег к р. Каме; с северной и западной сторон в 45 сажен от храма стоят дома священнослужителей и обывательских. Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы построен в 1753г., хотя план и фасад храма утвержден много раньше. Древний храм, построенный ровно полтораста лет тому назад и до сем крепок, как в стенах, так и в каменном фундаменте. Его строили прихожане на свои средства. Храм был поставлен на мху; со временем мох сгнил, вследствие чего храм сделался очень холодным. В 1830 –Х – 22 он обшит тесом и покрашен белой масляной краской; в 1860-Х-22 храм отштукатурен и расписан священными изображениями. Деревянная, тесовая крыша еще в 1810 г. заменена железной и окрашена масляной медянкой. Когда и кем освящен храм, также прочный, быть может и не первый в храме. В нем трое дверей. Как помнят прихожане, храм посетили казанские архиепископы: Владимир I, Афанасий, Антоней, Палладий и викарий Сергей, епископ Чебоксарский; последний в 1890 г. служил в храме. Храм по виду продолговатый, низкий, старинной Архитектуры, одноэтажный, почему внешность его не имеет величия, соответствующего дому Божию; в окнах железные решетки. Над средним храмом купол, а в трапезе и алтаре плоский потолок, обшитый тесом, отштукатурен и расписан священными изображениями. На церкви кресты железные, выкрашены масляной желтой краской. Кровля на храме шатровая на два ската. Входная дверь и паперть одна. Внутренняя площадь храма с алтарем 25 аршин длины и 8 аршин ширины. Придел один во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла ( 29 июня ), присвоенный бывшим крестьянином с. Сокольих Гор Егором Матросовым в 1879 г. на свои средства. Алтарь в приделе без купола; во всем приделе ровный потолок, трапеза отделяется аркой. Престол, жертвенник деревянные дубовые, на них облачения верхние парчовые. В предельном иконостясе трое дверей: царские, северная и южная; при нем солея, амвон и два клироса. Колокольня в одной связи с храмом. Колоколов пять, приобретены на средства прихожан; на большем колоколе, весом 23 пуд. 13 фун., изображены Благовещение Пресвятой Богородицы и Св. Николай; на полуелейном, в 12 пуд. 28 фун., образ Спасителя и Св. Николая, на прочих колоколах, в которых весу 3 пуд. 7 фун., изображений нет. Ограда каменная с железными решетками. Окрашена медянкой. Старинных икон нет; особо чтится икона Божьей Матери Иверския, выписанная прихожанами из Афона, Пред ней каждый воскресный день

после молитвы совершается похвала и читается с коленоприклонением Молитва. Разница и библиотека при церкви не богаты: метрические книги сохраняются от 1780 года. II. О приходе с. Сокольи Горы, расположенное на высоком гористом берегу р. Камы, расстоянием от г. Казани в 170 верст, а от г. Мамадыша в 25 верст. Местность села очень живописна. В селе имеется почтово- телеграфная станция и пароходная пристань. Селение возникло в конце XYII века. В 1682 г. крестьяне поселка Свинья Горы / Вятск. Губ./ Алексей Давыдов Чертищев с товарищами занял дикое раменье Сокольи Горы и основан по р. Каме, ниже Вятского устья, дер. Соколку, отданную вскоре после ея основания Донскому монастырю. Первоначально поселенцы жили на три версты ниже на низком берегу р. Камы: проживали там около 50 лет, они нашли более удобным теперешнее место. Покинутое место до сих пор называется Старая деревня / тр IY Арк. c I / . Почему селу дано название « Сокольи Горы », существуют два предположения: по первому село так названо потому что близь него имеются очень высокие и крутые горы, в которых, будто – бы, жили « Соколы », по второму - когда то на этих горах проживал разбойник « Стенька Разин », у которого был подручный разбойник - лихач с кличкой « Соколик », от которого село получило свое название. Село называется еще Соколка, а по храму « Введенское ». Приход всегда состоял и досель состоит из одного села без деревень. В полуторных верстах от села на вершинах гор, где имеются холмы, или курганы, на которых проживал разбойник « Разин », досель находят разные вещи и оружия. При пароходной пристани стоит часовня устроенная белее 20 лет тому назад крестьянином Георгием Матросовым; близ нея из геры сильно бьет родник, из которого берут питьевую воду, все пристающие пароходы; пассажиры часто сходят с пароходов пьют родниковую воду, умываются ею и тут же опускают в кружку свои лепты. Церковный староста с попечителями каждую неделю вынимают из кружки деньги, записывая их на приход в попечительскую книгу. Кружечного сбора за навигацию бывает от 40 до 60 руб. В приходе существуют следующие крестные хода: во Св. Пасху со св. Иконами по домам; в храмовые праздники: Введения во храм Пресв. Богородицы / 21 ноября / и св. Апос. Петра и Павла / 29 июня /, 2, весною и осенью ход на поля и 3, в Вознесение и 6в. Троицу ход вокруг села. III. О причте с 1788 г. священникам в Сокольих Горах были - I, Василий Афанасьев, 2, Савва Назаров, 3, Иван Иванов, 4, Петр Михайлов 5, Петр Григорьев, 6, Садок Иванов, 7, Иоанн Желтанский, 8, Сергей Левашев, 9, Федор Ардатский, 10, Константин Троицкий, 12, Николай Зефиров, 13, Павел Жигалевский, 14, Садок Лебедев. Ныне псаломщик Никадр Гаврилович Павловский с 1890 г. Причт раньше состоял

из священника, дьячка и пономаря. Со дня высочайше утвержденного причтам жалование, священник получал 160 руб., дьячек 40 руб. С 1870 г. когда всюду сокращали число приходов и составы штатов, церковь Сокольих Гор сделана приписной к селу Отарке, почему священнику, как помощнику, назначено жалование только 106 руб., которое получалось им до 1898 г.; с 1898 г. причт получает увеличенный оклад жалования, священник 300 руб., псаломщик 100 руб. Церковной земли 33 десятины; но место нея получается ругань по пуду ржи и по пуду овса с венца. Причт как раньше помещается в церковных домах. Особо выдающихся церковных старост, как по деятельности, так и по продолжительности лет службы не было. IY. О прихожанах. Первоначальной племенной состав с. Сокольих Гор, как говорят сами крестьяне, очень разнообразны. Первые насельники его были из трех племен: татары- магометане, хохлы и крещеные чуваши; теперь в селе живут только русские - провославные. От инородцев и переселенцев остались некоторые родовые фамилия - Хохловых, Крещеновых и Сосулиных. Все обрусели. Расскольников в селе не было и нет. Прихожане народ религиозный и к храму усердный. В праздники и воскресные дни храм посещается весьма многими. В двунадесятые праздники - Рождество Христово, Благовещение, Нед. Вани, Св. Пасху, Вознесение Господне и Св. Троицу храм не вмещает всех, так что многие стоят в паперти и в ограде. Усердие прихожан к храму проявляется в разных пожертвованиях; усердствующие жертвуют налепки на большое паникадило, местные больщие свечи, ковры в св. Алтарь и другие ценные вещи; один из прихожан пожертвовал святцы, т.е. 12 месячных икон, писанные на кипарисе; эти святцы выписаны из г.Кирова за 75 руб.; для них приобретена очень приличная киота в 25 руб. и большой подсвечник в 15 руб. Христианские обязанности Исповеди и причастия Св. Тайн выполняют весьма многие, за исключением отсутствующих и молодых супругов от 20 до 30 летнего возраста. Некоторые говеют и причащаются в Успенской и Рождественский посты. Кроме церковных четырех постов, среды и пятницы, многие постятся по понедельникам. Поломничество в приходе мало развито, хотя некоторые и ходят на поклонение, но не далеко напр., в Верхотурье к праведному Симеону. Суеверия прихожан самые обыкновенные, напр., при продаже или похищении скота, имущества и т. п. Обращаются к знахарям, при болезнях к наговорщикам. Земли у крестьян хотя много, но большая часть еѐ луговая; пахотная вся песчаная; во время сильных ветров песок переносится с места на место, выметая семена, пропадающие безвозвратно; от этого стихийного явления урожай почти всегда бывает плохим, заработок у крестьян бывает летом при пароходной пристани – выгрузка и нагрузка товаров. Находятся и такие, которые ходят за 700 верст на сплав в железняках; - некоторые занимаются рыболовством. Кустарных промыслов нет. Y. О школах. Первая школа была открыта Земством, но еѐ в 1884 г. почему то перевели в с. Отарку за 15 верст; вместо земской по распоряжению Епархиального Начальства, открыта в том же году в августе церковно-приходская школа. С 20 февраля 1889 г. заведующим ее и законоучителем состоит местный священник. На содержание учителя школа получает пособия от Земства 84 руб. и от Св. Синода от 30 до 40 руб. в год. Законоучителем от Св. Синода получает от 15 до 20 руб. в год. Прихожане внимательно относятся к школе, приводят детей в школу сами, без принуждения, хотя не все. Встречаются грубые и зачерствелые родители говорящие: « Мы, и родители наши были безграмотны да век то прожили, нам нужно приучать детей к сохе и бороне, а не к грамоте, а то они как научатся грамоте, так и бросят соху, тогда и крестьянство им будет противно ». Понятно что люди с такими убеждениями не любят школы и не посылают в нее своих детей. В 1900 учебном году обучалось в школе 35 мальчиков и 15 девочек. Дети кончившие курс в школе, берут книги для чтения из школьной библиотеки. Кроме церковно-приходной школы, частных лиц, обучающих детей грамоте, в приходе не имеется. YI. О благотворительных и других приходских учреждениях. Приходское попечительство в с. Сокольих Горах открыто с самого учреждения прихода. Средства в пользу попечительства получаются единственно из двух кружек, от часовни при пароходной пристани и попечительской кружки, с которой попечители ходят по церкви во время богослужений. В обе кружки в течении года собирается от 50 до 60 руб. Других источников при изыскании средств попечительство не имеет. Общество трезвости при всем старании священника открыть не удается. Источником зла является питейная лавочка при пароходной пристани. Крестьяне, работающие летом при нагрузке и выгрузке товаров, по окончании работ идут в винную лавку менять деньни и тут же в складчину покупают водку, а не редко пропивают весь заработок. YII. О кладбище. Кладбище в селе одно, находится вне села, обнесено оградой. YIII. Статистические сведения о народонаселении.

Примечание: На этом заканчиваются записи Антроповой Марии Яковлевны помеченные на последнем листе - 296 - страничкой неопознанной книги или брошюрки, по словам сельчан, хранившейся когда - то в семье Агалиных. Дай Бог вам здоровья, добрые люди!