Рейтинг@Mail.ru
2026
Ищу
тебя!
170
Старые
фото
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Пьер Бомарше: Ежели принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, достойных быть слугами?

Изучение генеалогии боярской аристократии XVII века на материале духовных завещаний.

        

На протяжении XVII века боярство играло важную роль в жизни русского государства. В это время оно окончательно утратило черты сословия и превратилось в привилегированное чиновничество, занимавшее ключевые посты в Боярской Думе – высшем органе государственной власти. В ходе политической борьбы бояре создавали придворные группировки, или кланы, которые соперничали друг с другом, добиваясь исключительного влияния на государя. Очень часто эти группировки объединяли в своем кругу ближайших родственников. В этой связи, изучение генеалогии боярской аристократии представляется особенно актуальным.

Как известно, ценным источником по генеалогии являются духовные завещания. Духовные представляли собой юридические документы, на основании которых производился раздел имущества покойного. Их тексты обязательно скреплялись подписями свидетелей. Авторы завещаний перед смертью давали благословение своим родственникам и одаривали их подарками, причем каждого из них они перечисляли поименно с указанием степени родства.

Количество опубликованных духовных завещаний невелико 1, поэтому несомненный интерес представляет выявление новых архивных материалов. В Российском государственном историческом архиве в фонде графов Шереметевых (Ф. 1088) находятся три документа, содержащие новые данные по генеалогии влиятельных боярских фамилий середины XVII века. Это духовные завещания князей Михаила Петровича Пронского, Михаила Михайловича Темкина-Ростовского и Матвея Васильевича Прозоровского 2.

Духовная князя М. П. Пронского написана столбцом, разрезанным на семь сставов. На обороте по местам разрезов собственноручная приписка князя: «К сей духовной князь Михайло Пронской руку приложил». На сставах 6 и 7 просматривается водяной знак «лилия на щите» 3. Текст написан одним почерком коричневыми чернилами. Имеются поздние пометки красным и синим карандашом. В конце документа – дата: «Лета 7163-го сентября в 9 день». Таким образом, духовная была составлена за два дня до смерти М. П. Пронского, который умер 11 сентября 1654 года в зараженной чумой Москве 4. Изъявляя последнюю волю, боярин завещает своей дочери Анне вотчины «селцо Калитьево, да в Московском уезде селцо Новосилцово, что наперед сего те вотчины бывали Шуйских, а после своего живота боярин князь Иван Иванович Шуйский те свои родственные вотчины отказал племянницам своим: селцо Калитьево жене моей княгине Овдотье, а селцо Новосилцово отказал своячине моей княгине Ульяне Васильевне Троекурове, да княгине Ание Григоревне Урусове... ». Сопоставив эти указания со сведениями из духовного завещания князя И. И. Шуйского 5, последнего представителя древнего суздальского рода, можно очертить круг родственных связей Михаила Петровича Пронского.

Родная сестра князя И. И. Шуйского Аграфена Ивановна была замужем за князем Василием Александровичем Прозоровским. Одна из ее дочерей – Евдокия Васильевна была женой князя М. П. Пронского, а другая – Ульяна Васильевна – женой Романа Федоровича Троекурова 6. Из имеющихся источников и родословных росписей пока не удается установить, кем была Анна Григорьевна Урусова и какое отношение она имела к семействам князей Шуйских и Пронских 7. Очевидно, родословие Урусовых требует специального исследования. Племянниками кн. М. П. Пронского названы братья Головины: Алексей, Никита и Иван. Старший из них, Алексей, был женат на Марии Ивановне Троекуровой, дочери Ивана Федоровича Троекурова и Анны Никитичны Романовой, родной сестры патриарха Филарета 8.

Пронские принадлежали к числу знатнейших аристократических семей, представители которых жаловались в бояре, минуя чин окольничего 9. Князь Петр Иванович получил боярский чин 22 апреля 1647 г., а в декабре вместе с ним в Думе уже сидел его сын Михаил Петрович 10. Бабка Михаила Петровича, княгиня Мария Ивановна, была мамкой у царевны Татьяны Михайловны, а свояченица князя М. П. Пронского Ульяна Троекурова – у царевны Анны Михайловны11.

Завещание князя М. М. Темкина-Ростовского гораздо меньше по объему. Оно написано столбцом на двух склееных сставах. На обоих просматривается нижняя половина водяного знака «шут с семью бубенцами». Текст духовной написан подьячим Ивановской площади Алешкой Яковлевым. Завещание было составлено «лета сто шестьдесят девятого году мая в двадцать осьмый день», то есть 28 мая 1661 г. Это указание позволяет уточнить дату смерти М. М. Темкина-Ростовского, погребенного, согласно его последней воле, в Ростовском Белогостицком монастыре 12.

Боярский чин был пожалован М. М. Темкину-Ростовскому 1 октября 1645 года. В 1654 г. князь выступил в поход против Полыни вместе с царем Алексеем Михайловичем в качестве воеводы одного из полков 13. М. М. Темкин-Ростовский не оставил потомства. Он был женат на Марии Ивановне Измайловой, которая до него была замужем за Федором Алексеевичем Сицким 14. Родной сестрой Ф. А. Сицкого была Евдокия Алексеевна, первая жена Глеба Ивановича Морозова 15. В завещании «племянниками» Михаила Михайловича названы Алексей Иванович Буйносов-Ростовский и Василий Дмитриевич Сабуров. Возможно князь употребляет термин «племянник» в более широком смысле – соплеменник, сродник 16. Родоначальником Темкиных был князь Иван Темка, прадед Михаила Михайловича. Отец Ивана Темки, Иван-Ян Андреевич, приходился родным братом князю Ивану Андреевичу Брюхатому, от которого пошли Буйносовы-Ростовские 17. Каким образом с Ростовскими князьями породнились Сабуровы, из имеющихся источников не ясно.

Третий документ – список с духовного завещания князя М. В. Прозоровского, написан столбцом, который разрезан на восемь сставов без каких-либо помет на обороте. На сставах 3-8 водяной знак «шут с семью бубенцами» и буквы «СВ». Знак близок к № 1362 в альбоме А. А. Гераклитова, датируется 1665 годом 18. В конце дата: «лета 7178 году декабря в 22 день» (то есть 22 декабря 1669 года), которая является единственным точным указанием времени кончины М. В. Прозоровского 19.

Несмотря на богатый послужной список князь М. В. Прозоровский не был боярином, зато в Думе сидели его многочисленные родственники 20. Старший брат Матвея Васильевича Семен получил чин окольничего в 1630 г., а в 1646 ему было пожаловано боярство. В 1656 г. чин боярина получил князь Иван Семенович за свою службу во время шведского похода 21. Позднее места в Думе получили князь  Петр Иванович, князь Петр Семенович меньшой, князь Борис Иванович, князь Василий Петрович (см. генеалогическую таблицу) 22.

Духовная М. В. Прозоровского называет несколько новых женских имен. Женами детей Семена Васильевича, были: у Петра большого – Евдокия Максимовна, у Михаила – Татьяна Федоровна, у Петра меньшого – Евдокия Савельевна. У Петра Семеновича Большого были дети: Евдокия, Софья, Мария, Василий, Алексей. Евдокия Петровна была замужем за Константином Осиповичем Щербатовым; женой Василия Петровича была Екатерина Григорьевна, а Алексея Петровича – Мария Васильевна (погребена в Сретенском монастыре 7 января 1696 года) 23.

В сети родственных связей боярской аристократии довольно трудно найти какую-нибудь закономерность. Именитые княжеские фамилии оказываются в родстве как с правящей династией, так и с неродовитыми семьями, например, с семьями дьяков 24. Публикуемые ниже источники не могут полностью распутать эти сети, но они дают в руки историков и специалистов по генеалогии богатый фактический материал, который может быть использован в дальнейших исследованиях.


Комментарии

1. См. например: Духовное завещание князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. М., 1907; Духовная и изустная память Ф. И. Шереметева // Барсуков А. Род Шереметевых. Т. III. СПб., 1883. С. 495-518; Лихачев Н. Духовное завещание старца Варлаама 1590 года // Известия Русского генеалогического общества. Вып. 3. СПб., 1909. С. 97-99; Лихачев Н. Духовное завещание кн. Семена Федоровича Сицкого // Там же. С. 216-221. Несколько духовных завещаний опубликовано в Актах юридических (СПб., 1838).

2. РГИА. Ф. 1088. Оп. 1. № 846, 847, 848.

3. Близок к № 944, обнаруженному на рукописи 1647 года См. : Водяные знаки рукописей XVII века. По материалам Отдела рукописей ГИМ. М., 1980.

4. Дополнения к Актам историческим. Т. III. СПб., 1848. С. 458.

5. Духовное завещание князя И. И. Шуйского // Старина и новизна. Кн. 11. СПб., 1906. С. 258-264.

6. Родословную роспись Троекуровых см. : Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 2. СПб., 1895. С. 295.

7. Родословную роспись Урусовых см. : Долгоруков П. Российская родословная книга. Ч. 2. СПб., 1855. С. 27-28.

8. Казанский П. Родословие Головиных, владельцев села Новоспасского. М., 1847. С. 33-35, 96-97.

9. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906. С. 23.

10. Дворцовые разряды. Т. III. СПб., 1852. Стб. 57, 77-78.

11. Книга дядькам и мамам и боярыням верховым и стольникам царевичевым // Временник МОИДР. Кн. 9. Отд. III. М., 1851. С. 47.

12. Великий князь Николай Михайлович. Русский провинциальный некрополь, Т. 1. М., 1914. С. 849.

13. Crummey R. O. Aristocrats and Servitors. The Boyar Elite in Russia 1613-1689. Princeton, New Jersey, 1983. P. 46, 187.

14. Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Ч. 2. С. 184, 217.

15. Мятлев Н. О первой жене боярина Глеба Морозова // Известия Русского генеалогического общества. Вып. 2. СПб., 1903. С. 86-88.

16. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. СПб., 1907. Стб. 311.

17. Долгоруков П. Российская родословная книга. Ч. 1. СПб., 1854. С. 207.

18. Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.

19. См. статью о нем в Русском Биографическом Словаре: Т. «Притвицъ-Рейсъ». СПб., 1910. С. 18. Автору ее известно лишь, что М. В. Прозоровский был еще жив в 1668 году.

20. Там же. С. 18.

21. Там же. С. 14-15.

22. Crummey R. O. Op. cit. P. 183, 192, 199, 202-204.

23. Великий князь Николай Михайлович. Московский некрополь. Т. 2. СПб., 1908. С. 464-465.

24. Лихачев Н. П. Родословные связи княжеских фамилий с семьями дьяков // Известия Русского генеалогического общества. Вып. 1. СПб., 1900. С. 114.

Текст воспроизведен по изданию: Изучение генеалогии боярской аристократии XVII века на материале духовных завещаний // Русское прошлое, Книга 8. СПбГУ. СПб. 1998