Нинди ният белән кыласың,
Шундый гыйбрәт алып каласың.
Нинди кеше белән торасың,
Шундый кеше булып чыгасың.
Бу доньяда барбызда берле
Булса ачык, булса гел серле.
Тормышларда язмыш хәтерле
Онытмыйлар күктә һәр кемне.
Нинди ният белән киләсең
Шул ниятләр белән үләсең.
Бара тормыш, гадель булсаңда
Маңгаеңа тамга чaксада.
Нинди ният белән китәсең,
Әллә белеп ятим итәсең.
Әллә белми агач кисәсең.
Мәрхүм килеш юлдан утәсең.
Тик ул бара гел шул якка
Кара - карага, ак - акка.
Борчылыгыз исән-сау чакта,
Яшәгәндә җылы кочакта.
Ният белән юллар салынды,
Ният белән шәхәр алынды,
Ният белән җырак барылды,
Ният белән гөмер чалынды.
Юллар дорес якка барамы?
Шәхәрләрдә җаннар каламы?
Гомер үтеп җаза аламы?
Син киткәчтә тормыш барамы?
...
Нарядили гирляндами елку,
Пусть завидуют серые волки.
В холодильнике ломятся полки,
Пусть закончатся все кривотолки.
Ждем гостей, только их вот не будет,
Но никто их совсем не осудит.
Ведь от старости то не убудет,
Только пару морщин лишь прибудет.
Посидели вдвоем, тост подняли
И друг друга мы крепко обняли
И погнали из дома печали.
Скоро гости приедут. Заждались.
31.12.24
© Наиль Муртазин
Безең гаилә учагы:
Әнкәм жылы кочагы;
Бала чакта ашап үскән
Яшел басу борчагы;
Яш-үсмердә бергә пыскан
Тал арасы почмагы;
Егет булып сафка киткәч
Җылы хатлар почмагы;
Сугыш кыры насыйп булса
Каты дуслар учлары;
Өйләнешеп бергә торгач,
Бала-онык кочагы;
Картлык җитеп, чәч агаргач
Жылы гайлә учагы;
Ялгыз калып сыңар булсан
Башта хәтер почмагы...
© Наиль Муртазин
18.12.24
… Уходит время тех людей, которые помнят ту войну…. Такова жизнь! Их уже не осталось, – участников Великой отечественной... Встает вопрос: « А может, стоит забыть об этой войне, продолжать жить, не мучая себя, детей и внуков воспоминаниями об ужасах и страданиях, которые довелось испытать нашим отцам и матерям, дедушкам и бабушкам…»?
Нет!.. Подрастают мои внуки и, прежде всего они должны знать - что пришлось пережить их прадедам для того, чтобы они жили в мире и свободными! И для того, чтобы понимали, - тот фашизм который поднял сейчас голову на Украине, - это чужое для нас. Для всех людей на Земле. Даже для тех, кто этого до сих пор не понимает, или отказывается понимать!
Читать дальше - Батя на Проза.ру
Род Нашхой, это древнейший чеченский тайп. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов. Историческая родина — область Нашха. По чеченским преданиям многие чеченские тайпы считают себя выходцами из Нашха, а также потомками рода Нашхой. По утверждению чеченского историка Р. Арсанукаева в формировании чеченского общества Карабулаков (Карабулаки — Орстхой) приняли основное и первичное участие тайпы: Галай, Мержой, Цечой, Аьккхий, Нашхой. Эти же тайпы считались частью Карабулаков и в период военных конфликтов горцев с царизмом в период большой кавказской войны. Много Карабулаков погибло в это время, отметил историк. Арсанукаев привёл и записки военного историка Платона Зубова, где он пишет про буйственных Карабулаков, которые относятся к чеченскому племени. (Ссылка — YouTube — VAIN HISTORY — Расселение вайнахских этнографических групп в 18-19 веках.) В чеченских преданиях хорошо известно и то, что чеченское общество Чеберлой чуть ли не на 70% это выходцы из нашхоевских аулов, то есть из Нашха. Также в чеченских преданиях традиционно принято считать, что ичкерийские тайпы тукхума Нохчмахкахой выходцы из Нашха. По генетическим данным тайпы тукхумов: «и Нохчмахкахой и Орстхой и Чеберлой и другие тайпы родственны Нашхоевцам.» К примеру генетический сайт Орамаш показал родственные связи тайпов: Гендаргеной, Гуной, Д1ай, Дишни, Зандакъой, Ишхой, Нашхой, Орстхой-Галай, Пешхой, Пхьамтой, Туркой, Хьал-Келой, Ц1еси, Ц1ечой (РИ), Цик1арой, Чартой, Чубахкинарой. (Ссылка — Сайт Орамаш — Расшифровка результатов Y-DNA (биг-тестов) по данным Yfull.com) Чеченские учёные генетики в 2014 году опубликовали статью, они пишут, что была обнаружена нашхоевская генетическая ветвь у Чартоевцев, Пхамтоевцев, Чубяхкинаройцев, Цикаройцев, одного Дышнинца из Ахметовского района Грузии и одного Ингуша из Джейрахского ущелья Ингушетии. Также были найдены представители этого генетического клана среди Чеченцев Ингушетии и среди Чеченцев Дагестана, но тейповая принадлежность их неизвестна. Кроме того нашхоевская ветвь была обнаружена и у осетинского народа, достаточно часто встречается среди Иронцев (Туальцев) и чуть меньше Дигорцев Осетии. Учёные связывают данное явление с тем, что часть генетического клана «Чеченцы Нашхоевцы» в древности сыграли роль предков в этногенезе осетинского народа до их перехода на другой язык. (Ссылка — Проза.ру. Диана Ахматова. О происхождении чеченского и ингушского народов в свете данных генетических исследований.)
Невский, Невский…Все такой же:
Шум машин, толпа людей.
И тоска страны советской,
Призраки былых царей.
И кусочками историй
Мостовых нестройный ряд
Пропитался камень вдоволь
Потом, кровью - всем подряд…
24.06.24
© Наиль Муртазин
Чумак Леонид Георгиевич родился 26 августа 1933 года в поселке Георгиевка Полтавского района Челябинской области, ныне Денисовский район Костанайская область в семье Георгия Антоновича и Анны Петровны. В 1940 году пошел в первый класс Георгиевской семилетней школы. После окончания 7 классов дальнейшую учебу продолжил в Полтавской средней школе. Окончив Полтавскую среднюю школу Чумак Леонид в 1951 году был Полтавским РВК призван в Советскую армию и направлен на учебу в Ульяновское высшее военное танковое училище, куда он успешно поступил. После окончания данного училища, где ему было присвоено звание старший лейтенант, был направлен для прохождения дальнейшей службы в группу советских войск в Германию. Проходя службу в Германии, Чумак Леонид поступает в военную Академию имени Фрунзе в городе Москве. После окончании военной Академии имени Фрунзе в звании майор его направляют служить в Туркестанский военный округ, где он проходит службу командиром разведывательного гарнизона. После реорганизации Туркестанского военного округа, он продолжает служить в Среднеазиатском военном округе. Министерство обороны, возглавляемое маршалом Советского Союза Гречко Г.К., принимает решение вновь направить его для прохождения службы в группе советских войск в Германию. После окончания академии Генерального штаба и присвоения звания генерал-майор, он Приказом Министра Обороны СССР назначается начальником разведывательного управления штаба Прикарпатского военного округа. Перед выходом на пенсию его переводят в Москву, где предоставляют работу заведующим кафедрой при Академии Министерства обороны СССР. Выйдя на заслуженную пенсию проживал с семьей в городе Москва. В совместном браке с Лией Павловной вырастили и воспитали дочь Ирину, которая в настоящее время живет в городе Москве. Умер Леонид Георгиевич, проживая в Москве, но похоронен в городе Карталы со всеми воинскими почестями на кладбище с родителями, сестрой Марией, братьями Иваном и Анатолием. В 2018 году умерла жена Лия Павловна, которая похоронена в городе Карталы на одном кладбище с ним. Некоторые личные вещи и документы генерал-майора Чумак Леонида Георгиевича, родом из Георгиевки, хранятся в Карталинском историко- краеведческом музее Челябинской области.
Михаил Зубарев
с. Георгиевка
Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа. День Победы мы отмечаем как главный праздник страны.
Вечная память павшим в боях!
Слава победителям!
Если вы отметили своего родственника в его карточке участником второй мировой войны, он автоматически попадает в "Бессмертный полк"
Нет ни одной семьи на территории бывшего Советского Союза, кого не коснулась война. Наши отцы, матери, деды, бабушки, дяди, тети своей кровью принесли нам, потомкам, спокойную жизнь и возможность созидания.
Низкий поклон и спасибо им за победу...
Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа. День Победы мы отмечаем как главный праздник страны.
Вечная память павшим в боях!
Слава победителям!
Если вы отметили своего родственника участником втиорой мировой войны, он автоматически попадает в "Бессмертны полк"
С 1852 года станицы и отряды Новой линии Оренбургской губернии были распределены по церковным приходам. К храму в укреплении Николаевском отошла станица Николаевская в составе поселков: Александровского, Кулевченского, Владимирского, Еленинского, Софийского, Княженского, Константиновского, Георгиевского и Ольгинского, где проживало 1657 душ мужского и 1611 женского пола. Кстати первоначально поселок Княженский был расположен на берегу реки Камышлы-Аят, где в данное время находится станция Зааятская, но из-за оборонительных соображений был перенесен на другое место. Так как поселки находились на значительном расстоянии от храма и посещение его осложнялось опасностью встреч с шайками кочевников, грабивших и угонявших жителей в плен для последующей продажи их в рабство в Хиву. Жители Константиновского и Георгиевского укреплений обратились с ходатайством о строительстве в их укреплениях церквей по образцу Николаевской и Наследницкой, но "в меньшем против первых размере", взяв на себя обязательство за свой счет заготовить камень, доставку леса и изготовление кирпича. Постройки Троицкой и приписной Георгиевской церквей начались только с 1857 года. Строительство церквей сдерживалось нехваткой необходимых денежных средств в войсковом капитале и у населения, прошедшего через разорительную процедуру переселения и обустройства на новых местах. С 1857 года священником походной Свято-Троицкой церкви Челябинского Духовного правления и молитвенного дома Георгиевского поселка, приписанного к Константиновскому приходу был Агров Прокофий Петрович и дьяконом Андрей Дмитриев. В период с 1864 по 1873 годы священниками были Василий Троицкий, Николай Шмоткин, Николай Пятковский и Дмитрий Кузнецов. В 1873 году в Свято-Троицкую церковь при Константиновском отряде Оренбургской епархией был назначен настоятелем Никандр Родосский и псаломщиком Игнатий Теплов. (Оренбургская Епархиальная ведомость №10 от 15 мая 1873 года). 17 июля 1876 года Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, епископ Оренбургский и Уральский по Оренбургской Епархии производя обозрение церквей в уездах Верхнеуральском, Орском и Троицком посетил поселок Георгиевский, проехав 11 верст из поселка Константиновского. После посещения церкви выехал в поселок Княженский. (Оренбургская Епархиальная ведомость №12 от 15 июня 1876 года).
Указом Святейшего Синода, от 31 декабря 1912 года за №19961, при церкви Георгиевского поселка Верхнеуральского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с содержанием на местные средства, где по списку значилось прихожан мужского пола 654 человека, 2 школы и при церкви было 100 десятин земли. (Оренбургская Епархиальная ведомость №4 от 1 февраля 1913 года.) Затем Распоряжением Оренбургской духовной Консистории с 1 января 1915 года было назначено содержание из казны Георгиевскому приходу Оренбургской епархии поселка Георгиевский Верхнеуральского уезда священнику 294 рубля и псаломщику 98 рублей. За период самостоятельности до 1917 года священниками Михайло-Архангельской церкви Георгиевского прихода служили Дмитрий Бобров, Александр Чулков, Владимир Иванов и исполняющий делами псаломщик Виктор Любимов. Были награждены с выдачей установленной грамоты за пожертвования в местную церковь денег на приобретение утвари казаки Белов Павел, Степан Плеханов, а также староста поселка урядник Медведев Константин Ефимович за полезную службу в назначенной долж ности. Обе церкви просуществовали до установления Советской власти, которые в 1921 году были закрыты. Свято-Троицкая церковь в поселке Константиновка долгие годы служила амбаром для хранения зерна, а Михайло-Архангельская церковь Георгиевского прихода, названная в честь Архангела Михаила, была переоборудована в сельский клуб. В настоящее время на их месте установлены поклонные кресты. В установлении поклонного креста в поселке Георгиевка активное участие принимали братья Котельниковы Анатолий Александрович и Михаил Александрович, Колыханова Валентина Ивановна, Колыханов Сергей Николаевич, Медведев Владимир Александрович, Медведев Валерий Владимирович и Коренькова Светлана Николаевна.
Михаил Зубарев
п. Георгиевка
Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.
Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.
Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.
Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам бог — Одиноково.
Евгений Евтушенко
***
Если лето - это жизнь, хоть и маленькая,
то осень - это тоска, но большая...
***
Весной рулят оптимисты, а осенью пессимисты.
И только пофигистам все пофигу.