В связи с осуществлением указа 1713 г. производится перепись служилых татар. По переписи 1715 г. служилых дворов насчитывалось 5751, в них 9060 д.м.п.: в Казанском у. – 1500 дворов, 2191 д.м.п.; Свияжском – 416 (486); Симбирском – 2209 (3826); Саранском – 680 (862); Пензенском – 896 (1695) [1].
К 1718 г. на территории Поволжья служилых мурз и татар насчитывалось в Казанской, Астраханской (Симбирский у.), Нижегородской и Воронежской губерниях 11207 дворов с 52857 душами, в т.ч. в Свияжском у. 483 двора (1765 душ), Пензенском у. 1319 дворов (5988., Симбирском «в валу» ― 1342 (6901) и «за валом» 1795 (7246), Алатырском ― 1073 (5824), Курмышском ― 113 (553), Темниковском ― 912 (5055), Касимовском ― 526 (2212), Шацком ― 57 (423), Керенском ― 154 (1059), Верхнеломовском ― 143 (927), Козьмодемьянском ― 10 (41), Саранском ― 726 (3654)[2].
Следующим шагом, ударившем по социальному статусу служилых татар, стал указ от 31 января 1718 г. по которому было повелено на работы по заготовке корабельных лесов на нужды флота «брать Казанской, Нижегородской и Воронежской губернии и Симбирского уезда служилых мурз, татар, мордву и чуваш без заплаты», т.е. без вознаграждения, в виде повинности. С этих пор эту группу населения стали называть приписными к адмиралтейству, а позднее лашманами (в переводе с немецкого «лесной человек»). С живущих далеко от лесов было предписано взимать взамен этой повинности денежный сбор. Во исполнение этого указа к заготовке корабельных лесов было определено 56113 душ, в том числе 10551 душа из Воронежской губернии [3]. По указам, изданным 31 июля 1722 г. и 17 марта 1724 г., было приказано приписанных к адмиралтейству служилых инородцев обложить подушной податью («расположить с прочими в подушную подать»), но денег с них «до указа не имать». В указе 27 апреля 1724 г. подтверждается то же распоряжение – «в подушный сбор не писать, а быть им у тех работ и у отправления лесов по-прежнему». С 1729 (указ 12 марта) с лашманов уже взимается подушная подать, а за работу по заготовке лесов полагается им плата, которая засчитывалась в подушную подать по расчету шесть копеек в день конному работнику, 4 копейки пешему. Излишний сверх суммы подушной подати заработок выдавался деньгами[4]. Таким образом служилые татары были низведены до положения податного населения (государственных крестьян).
Использовались служилые татары и во время Персидского похода Петра I. Сразу после завоевания Бакинского ханства на земляные работы в Баку и его окрестности были отправлены 5 тысяч человек из служилых (мурз) и ясачных татар, марийцев и чуваш Казанской губернии. Непривычный климат, голод, болезни (чума), тяжелая работа по постройке укреплений у Баку отразились на судьбах служилых татар. Многие из них так и упокоились вдали от родины. В ревизских сказках напротив многих имен татарских служилых стоит отметка – «умре в Баке», в частности, среди них показаны Адельша Тахтаров сын Дивеев из д. Бутаково, Енайдар Бектемиров сын Килдишев из д. Большое Никиткино Кадомского уезда и многие другие[5].
В 1719 г. лашманов насчитывалось 23750 душ, в 1782 г. – 99337 человек[6]II потомки татарских служилых князей и мурз в Уложенной комиссии 1767 г. требовали не равнять служилых с ясачными, дать им широкие права для торговли и предпринимательства, свободу вероисповедания.. Рост их численности происходит не только за счет естественного прироста, но и за счет приписки к адмиралтейству части ясачного населения. Изнурительная работа в лесах была вторым сильным ударом для большинства служилых татар. После издания в 1724 г. закона о подушном обложении налогом в 1724 г татарская служилая элита очутилась в числе государственных крестьян, потеряв свой прежний высокий феодальный статус. Позднее, уже при Екатерине
К 1817 г. всех лашман насчитывалось 943139 душ мужского пола. Они проживали в 66 уездах семи губерний. Вследствие того, что в работах по заготовкам корабельных лесов не нужна была такая огромная масса населения, было решено численность лашман сократить до 120 тыс. человек[7]. В 1860 г. лашманы как категория населения были ликвидированы и переведены в разряд государственных крестьян.
На территории Башкирии эта группа населения известна как “томэннэр” (тюменцы, темниковцы). Русские иногда эту группу населения называли темниковскими мишарями. Свое наименование (“томэннэр”) они получили от названия г. Темников (по-татарски Томэн, ныне в Мордовии), вблизи которого большинство из них жило.
[1] Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI — начала XIX вв. М., 1990. С. 114.
[2] Габдуллин И.Р. К вопросу об этносословной эволюции тюркского населения Уфимского уезда (губернии) в ХVII―ХVIII вв.// Единство татарской нации. Казань, 2002. С. 223.
[3] Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года. С. 24; Клеянкин А.В. Ясашные крестьяне и старослужилые люди Среднего Поволжья на адмиралтейских работах в XVIII — первой половине XIX в.// Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. Дооктябрьский период. Йошкар-Ола, 1978. С. 49.
[4] Залесский В. Казанские лашманы// Русская старина. Т. 167. 1916. Август.
[5] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1072. Л. 298–299 об.
[6] Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. 1901. Т.2. С. 590–592.
[7] Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве второй половины ХVI ― ХVIII вв. Казань, 2002. С. 146–147.