На снимке - современная реконструкция так называемого Антикитерского механизма, сделанная Робертом Дероски (Robert J. Deroski).
Интернациональная команда ученых из Великобритании, Греции и США в ходе исследования загадочного античного устройства, известного под названием «Антикитерский механизм» и датируемого примерно 100-150 годами до нашей эры, установила, что он использовался как сложнейший астрономический механический калькулятор, построенный на взаимодействии зубчатых колес и других механических устройств.
Прибор служил для определения лунных и солнечных затмений, позволял следить за положением Луны и Солнца в зодиаке и соответствовал календарю из 365 дней с корректировкой на високосные годы.
В новой истории к подобной сложности механика подошла только в XVI-XVII веках в процессе совершенствования механических часов и разных дорогостоящих ювелирных механических игрушек. Математическое обеспечение работы механизма было вновь создано наукой еще позднее.
Найденный водолазами еще в 1900 году среди обломков затонувшего античного корабля, перевозившего прекрасные мраморные статуи, сильно окислившийся прибор поначалу не вызвал особого интереса ученых, потерявшись среди произведений искусства, которые вызвали фурор.
Лишь с появлением современных методов исследования удалось по достоинству оценить находку. Сохранившиеся фрагменты механизма подвергли рентгеновской томографии, что позволило проникнуть внутрь объекта и максимально восстановить не только сохранившиеся шестеренки и прочие детали, но и надписи на них.
Полученные результаты радикально меняют все наши представления об уровне развития науки и технологий в античном мире.
* * * * * * *
Больше ста лет назад близ острова Антикитера добывавший дары моря водолаз обнаружил на дне множество утонувших человеческих тел и в ужасе поднялся наверх. Спустившиеся за ним другие водолазы поняли, что это россыпь мраморных статуй, и сообщили о находке властям. Археологи с большими трудами подняли со дна останки судна, затонувшего около 70 года до н.э. Постарались поднять все, что вез большой римский торговый корабль, шедший из Пергама к берегам Италии и груженный предметами роскоши: статуями, родосскими вазами, деньгами.
В числе прочего археологи подняли и остатки некоего устройства, получившего название «Механизм из Антикитеры».
Это были фрагменты от набора бронзовых шестеренок различного диаметра, помещенных в деревянный ящик. На этих дисках были различимы мелкие буквы и цифры. Расшифровка отдельных фрагментов надписей и реконструкция шестереночного механизма дала безошибочный ответ – это какой-то астрономический вычислительный прибор. Он показывал год, месяц, день, положение и фазы Луны и Солнца и пяти планет, видимых на небе невооруженным глазом.
Прибор оказался таким сложным, что историки науки долго предпочитали не вспоминать о нем — слишком трудно было объяснить его появление, ведь после падения античной цивилизации понадобилось больше полутора тысяч лет, пока сколько-нибудь похожие устройства снова появились в обиходе. У этого уникального прибора не дошло до нас ни предшественников, ни близких по времени потомков.
Современные методы рентгеновской томографии позволили дополнить сведения об устройстве Механизма из Антикитеры. Удалось прочитать надписи на мелких фрагментах, на задней стенке диска, а также «увидеть» дополнительные шестеренки этого устройства. Оказалось, что этот астрономический прибор в реализует вычисления, сделанные астрономом Гиппархом. Новые датировки шрифтов надписей немного удревнили механизм – такое написание букв использовали в 150-100 лет до н.э. Это как раз тот период, когда на Родосе работал сам Гиппарх, а затем, воплощая идеи Гиппарха, один из его учеников организовал там астрономческую школу.
Согласно новой реконструкции механизм состоял как минимум из 30 шестеренок и нескольких спиральных циферблатов. Самый большой циферблат – это календарь на 365 дней. К нему крепилась спираль, разделенная, как теперь доказано, на 235 секторов по числу месяцев в 19-летнем цикле Метона. Другие диски проградуированы по календарю Калиппа, уточняющего цикл Метона, и поправка Гиппарха, почти точно совмещающая солнечные и лунные месяцы. Таким образом, это был «вечный» календарь, учитывающий и високосные годы.
Счастливый обладатель бронзового календаря крутил сбоку ручку, стрелка показывала на день недели, 30 шестеренок согласно проворачивались, и указатели смещались на соответствующие положения небесных светил. По такому календарю легко определялись и предсказывались солнечные и лунные затмения. В круглом окошке в центре помещен был шарик, наполовину черный, наполовину белый – он показывал фазы луны.
Одна из шестерней этого устройства настроена таким образом, что совершает оборот вокруг диска Земли за 9 годичных циклов. К этому 9-летнему колесу крепятся два маленьких диска, один над другим. Но их центры немного смещены друг относительно друга. Нижнее колесико торчащим вверх шпинделем толкает верхнее, так что верхнее совершает вращательное движение неравномерно, то ускоряется, то замедляется. Таким изящным образом в механике воплощены идеи Гиппарха о движении Луны. Он первый из астрономов заметил, что когда Луна к нам ближе, ее движение ускоряется. Гиппарх считал, что лунное движения кажется неравномерным из-за того, что центр лунной орбиты смещен относительно центра Земли. По его наблюдениям выходило, что ближайшая точка лунной орбиты совершает оборот вокруг Земли за 9 лет. Эксцентричные колесики точно подсчитанного диаметра (Гиппарх ведь был великолепным математиком) превратили эту хитроумную идею в осязаемую механику.
Механизм из Антикитеры удивительно совершенен даже с современной точки зрения. Как же так получилось, что столь совершенные астрономические приборы исчезли? Астрономические идеи греков и, следовательно, астрономические приборы имели мало практической пользы для возобладавшей затем христианской культуры. В глазах христиан они скорее были призваны демонстрировать небесную гармонию, столь почитаемую греками и не столь ценимую в средневековье. Совмещение лунных и солнечных циклов проще было определять по другим календарям, а в качестве часов пользовались клипсидрами (водяными часами). Падение наук в христианские времена даже привело к тому, что в определенный момент с великим трудом удалось продолжить ранее созданный до определенной даты календарь наступления Пасхи - давно составленный календарь кончился, а как рассчитывать дальше никто не знал!
Многие бронзовые предметы просто переплавлялись, ведь металл был дорог. Не случайно из 10 бронзовых статуй Афинского исторического музея 9 были подняты со дна моря с остатками затонувших кораблей и только одна пережила цивилизованный меркантилизм на суше. Вероятно, и бронзовые "астрономические безделушки" тоже пошли на переплавку. Впрочем, астрономические шестереночные календари, более простые, кое-где сохранились. Так, остатки подобного устройства 6 века н.э хранятся в Лондонском музее науки. Также о неком «лунном коробе» сообщает аль-Бируни в сочинении 1000 года н.э.
Зато когда в XIV веке придумали делать часы на механической тяге – вот тут пошла в ход вся греческая механика, пригодились и шестереночные передачи, и эксцентрики, и расчеты, и навыки.
Многие античные механизмы возродил Леонардо да Винчи. В разные периоды своей жизни он выполнял многие деликатные тайные работы и поручения Папы и высших иерархов католической церкви (в т.ч. и по составлению тайных ядов, не потерявших свою действенность и в наши дни). По заданию Ватикана он создал и знаменитую Туринскую плащаницу, одну из величайших святынь христианства, приносящую до сих пор великолепные доходы. Для выполнения этих заданий ему был открыт доступ и к апокрифической античной литературе, и ко многим другим секретным источникам, хранимым в Ватикане. Из предоставленных в его распоряжение в папской библиотеке античных материалов Леонардо сумел воссоздать по описаниям и многие античные механизмы, авторство которых с тех пор приписывается ему. К сожалению, древние при описании механизмов в большинстве случаев не утруждали себя изображением чертежей, полагая, что это известно всякому (или чертежи до нас не дошли). При воссоздании механизмов с зубчатыми передачами Леонардо ошибочно полагал, что зубцы в них должны были быть прямоугольными, потому воссозданные им по описаниям зубчатые механизмы заклинивались и не работали. Археологическое открытие "Антикитерского механизма" показало, что зубцы в механизмах античных передач были треугольные и работоспособные. Впрочем, это заблуждение Леонардо было быстро поправлено практической механикой.
Так что, совершенная греческая механика не исчезла, она просто дала жизнь другим устройствам, настолько привычным в современном мире, что и в голову не придет искать их истоки в Древней Греции.