Интересным источником для уточнения биографических сведений и различных дат являются всевозможные адрес-календари, губернские памятные книжки и справочные указатели губернских городов, ежегодно издавшиеся в дореволюционной России.
Прежде всего, если речь идёт о поиске информации о лицах, принадлежавших к (титулованному) дворянскому роду и занимавших какие-либо более или менее значимые должности на губернском, областном, городском или уездном уровне (губернаторах, губернских и уездных предводителях дворянства и т. д.). В этом случае целесообразнее начинать работу с ежегодника «Адрес-календарь: общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи». Издававшийся в Петербурге (в типографии Сената) с 1867 г. Департаментом Герольдии Правительствующего Сената, этот Адрес-календарь состоял из двух основных частей – «Власти и места центрального управления и ведомства их» и «Власти и места управлений: губернского, областного, окружного, городского, уездного и ведомства их».
Часть первая, в свою очередь, включала следующие отделы или, вернее, отделения: «Придворный штат и Министерство Императорского двора», «Государственные установления: Государственный Совет, Государственная Типография, Комитет Министров, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия … министерства и принадлежащие к ним места и власти» и «Воспитательные, учебные, богоугодные и другие отдельные учреждения».
Часть же вторая, как и следует из её названия, являлась указателем властей и мест управлений разных уровней (от губернского до уездного). Т. е. в ней помещалась информация о лицах, занимавших государственные должности и ответственные места упомянутых уровней по состоянию на тот или иной год.
Кстати, в отличие от второй части Адрес-календаря, в первой его части помещались сведения о лицах, составлявших высшие эшелоны государственной власти Российской Империи, включая официальную информацию о составе Государственного Совета, Кабинета министров и придворном штате: фрейлинах, камергерах и т. д.
В ежегодный Адрес-календарь включалась информация о лицах первых нескольких классов «Табели о рангах», актуальная на декабрь года, предшествующего году издания Адрес-календаря, и на июнь года текущего.
Существенно упрощали и упрощают работу с этим объёмистым справочником оглавления, предваряющие обе части этого издания, и «Алфавитные указатели фамилий», помещавшиеся в конце каждой из вышеназванных частей.
Нежданно-негаданно дореволюционный «Адрес-календарь: общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи», по крайней мере, однажды, нашёл отражение в советской художественной литературе, в многотомной повести И.А. Болгарина и Г.Л. Северского «Адъютант Его Превосходительства»: «…Фролов вынул из ящика стола объемистую книгу «Списки должностных лиц Российской империи на 1916 год». Раскрыл книгу на букве «К». – … Кольцов Андрей Константинович. Действительный статский советник. Уездный предводитель дворянства. Начальник Сызрань-Рязанской железной дороги…». В «Адрес-календаре» 1916 г. сведений о человеке с такой фамилией и инициалами мы не нашли. Совершенно очевидно, что и Сызрань-Рязанской железной дороги в России тоже никогда не существовало, и она являлась плодом чересчур вольной фантазии авторов этой повести.
Вместе с тем, приступая к генеалогическому или краеведческому исследованию, следует иметь в виду, что адрес-календарями зачастую также именовались ежегодные справочные издания губернского и городского значения, различные памятные книжки и указатели.
Ежегодные памятные книжки и указатели губерний и губернских городов царской России были явно рассчитаны на публику попроще, и в них, наряду с официальной информацией, публиковались «церковно-православные сведения» о православных праздниках, месяцесловы, сведения о восходе и заходе солнца в тот или иной день текущего года и т. д.
Публиковались в таких справочниках (больше с целью ознакомительной) и сведения о Русском Императорском Доме, обязательные для исполнения постановления и правила местного значения, расписания поездов и т. д. Год от года формат (форма подачи) информации этих изданий некоторым образом, правда несущественно, менялся, но основной блок содержавшихся в них сведений оставался при этом неизменным. С годами претерпевали изменения, «эволюционировали» и названия этих изданий, что также следует принимать во внимание при проведении различных исследований. Так, например, если изданные в 1860 и 1868 гг. в типографии губернского правления и имеющиеся в нашем распоряжении официальные справочники Рязанской губернии именовались «Памятными книжками для Рязанской губернии», то, скажем, в 1883 и 1885 гг. это же издание, отпечатанное в той же типографии, именуется уже «Календарем Рязанской губернии». При этом указывался очередной год издания по счёту, в этих двух случаях почему-то второй (на 1884 г.) и третий (на 1885 г.). При этом, десятилетием ранее, в 1873 г., оно именуется «Справочной книжкой Рязанской губернии». В 1888 г. это уже «Рязанский адрес-календарь», а в 1914 г. – «Памятная книжка Рязанской губернии».
Интересно и то, что от губернии к губернии варьировалось и название губернских справочников. Изданный в 1892 г. в Курске справочник Курской губернии именовался «Памятной книжкой Курской губернии на 1892 год», а аналогичное издание Рязанской губернии на 1893 г., изданное в Рязани в том же 1892 г. носило название «Рязанский адрес-календарь на 1893 г.». Причём во втором случае отдельно оговаривалось, что издание это неофициальное. Между тем, изданный в 1900 г. в Вологде адрес-календарь именовался «Адрес-календарем лиц, состоящих на службе в Вологодской губернии на 1901 год». Разнилось, правда, не слишком, и содержание этих справочников. На рубеже XX в. губернские памятные книжки и адрес-календари были снабжены алфавитными указателями лиц, информация о которых в них помещалась, а ещё раньше в них были введены оглавления, что теперь существенно облегчает поиск необходимой информации.
Понятно, что в памятных книжках можно и должно искать сведения о представителях властей губернского, городского и уездного уровня – губернаторах, губернских и уездных гласных и предводителях дворянства и т. д. Есть в них и сведения низшего в дореволюционной России административного уровня – волостного, в частности, списки волостных старшин и писарей. А информация о священниках сельских приходов будет особенно интересна в сочетании со сведениями, почерпнутыми в губернских епархиальных ведомостях вроде «Епархиальных ведомостей Рязанской губернии». Для удобства читателей, в разделах памятных книжек (адрес-календарей), посвящённых уездам, информация публиковалась блоками, так сказать, по «министерскому признаку»: МВД – уездный предводитель дворянства, уездный съезд и т. д.; Военное министерство – Управление уездного воинского начальника; Министерство финансов – Уездный распорядительный комитет, уездное казначейство и т. д.
Историкам-краеведам губернские памятные книжки и адрес-календари помогут уточнить род занятий крупных помещиков того или иного уезда, занимавших порою сразу по несколько (почётных) должностей одновременно: например, земского начальника, почётного мирового судьи и члена Комитета попечительства о народной трезвости.
В заключение коротко о том, что представляют собой адресные и справочные книги двух наших столиц конца XIX - начала XX вв. «Весь Петербург» и «Вся Москва». Это забитые больше чем наполовину рекламой всего и вся (от чудодейственных пилюль до весьма дорогих роялей «Беккер») алфавитные указатели жителей обоих городов с пригородами, информация из которых может быть использована в т. ч. и в ходе генеалогических исследований и написании очерков биографического характера. При этом нужно учитывать, что в эти справочники попадали только те сведения, которые предоставлялись самими жителями столиц, т.е. они не содержат полных списков проживавших в них людей.
Для ознакомления можете посмотреть адрес-Календарь жителей Москвы на 1846 год
Большое количество адрес-календарей по губерниям доступно premium-пользователям.