местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. Впервые программа Е. в. была составлена в 1853 г. Херсонским архиеп. св. Иннокентием (Борисовым). Только через 6 лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиеп. Димитрием (Муретовым). Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 нояб. 1859 г. Указом Синода от 31 дек. того же года утвержденная программа была разослана всем епархиальным архиереям.
В ходатайстве в пользу издания Е. в. архиеп. Димитрий приводил следующие соображения: 1) значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2) получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. п.; 3) «новый способ к пастырскому действованию на паству... и с словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы и плевел разных лжеучений и обычаев нехристианских, и с воззваниями к подвигам благотворительности и другим богоугодным делам». Е. в. были призваны «оживить» все епархиальное управление и сблизить его с паствой. Те же и др. доводы приводились впосл. в начале издания новых епархиальных журналов. Так, в редакционном предисловии к № 1 «Екатеринославских епархиальных ведомостей» (1872. № 1. С. 1-7) указывалось, что издание необходимо в целях «более живого обмена, с одной стороны, распоряжений, с другой - донесений, между административною епархиальною властию и управляемым духовенством», т. к. в др. епархиях с началом издания Е. в. офиц. переписка сокращалась более чем наполовину. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. д. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. вопросы.
С 16 апр. 1860 г. по ходатайству Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. в., хотя встречались и нестандартные заглавия. С 1861 г. издания выходили в Киеве, Тамбове и Чернигове, с 1862 г.- в Калуге, Каменце-Подольске («Подольские епархиальные ведомости») и Туле, с 1863 г.- в Вильне («Литовские епархиальные ведомости»), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. Новгороде, с 1865 г.- во Владимире, в Орле, Рязани, Саратове и Смоленске, с 1866 г.- в Воронеже и Пензе, с 1867 г.- в Казани («Известия по Казанской епархии»), Кишинёве, Кременце («Волынские епархиальные ведомости», с 1908 изд. в Житомире), Перми, Самаре и Харькове, с 1868 г.- в Минске, с 1869 г.- в Москве (с 1880 «Московские церковные ведомости»), Новочеркасске («Донские епархиальные ведомости») и Симферополе («Таврические епархиальные ведомости»), с 1871 г.- в Белгороде («Курские епархиальные ведомости», с 1882 изд. в Курске), с 1872 г.- в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), с 1873 г.- в Оренбурге и Ставрополе («Кавказские епархиальные ведомости», с 1886 «Ставропольские епархиальные ведомости»), с 1874 г.- в Витебске («Полоцкие епархиальные ведомости»), с 1875 г.- в Астрахани и Новгороде, с 1876 г.- в Симбирске (ныне Ульяновск), с 1877 г.- в Варшаве («Холмско-Варшавский епархиальный вестник») и Твери, с 1879 г.- в Уфе, с 1880 г.- в Риге («Рижский епархиальный листок», с 1887 «Рижские епархиальные ведомости») и Томске, с 1882 г.- в Тобольске, с 1883 г.- в Могилёве, с 1884 г.- в Красноярске («Енисейские епархиальные ведомости»), с 1885 г.- в Архангельске («Архангельские епархиальные известия», с 1888 «Архангельские епархиальные ведомости») и Костроме, с 1886 г.- в Екатеринбурге, с 1887 г.- в Якутске, с 1891 г.- в Тифлисе (ныне Тбилиси) («Духовный вестник Грузинского Экзархата»), с 1894 г.- в Благовещенске («Камчатские епархиальные ведомости», с 1899 «Благовещенские епархиальные ведомости») и Пскове, с 1895 г.- во Владикавказе и в С.-Петербурге («Известия по Санкт-Петербургской епархии»), с 1898 г.- в Омске и Петрозаводске («Олонецкие епархиальные ведомости»), с 1900 г.- в Чите («Забайкальские епархиальные ведомости»), с 1901 г.- в Гродно, с 1903 г.- во Владивостоке, с 1906 г.- в Верном (ныне Алма-Ата) («Туркестанские епархиальные ведомости») и Холме (ныне Хелм, Польша) («Холмская церковная жизнь»).
В 1906-1915 гг. офиц. издания Е. в. выходили в каждой епархии, кроме епархий Грузинского Экзархата («Духовный вестник Грузинского Экзархата» был закрыт в мае 1906, возобновлен как «Вестник Грузинского Экзархата» в марте 1910) и Финляндской епархии. В 1913-1917 гг. в Сальмисе (ныне пос. Салми, Карелия) и Выборге ж. «Карельские известия» печатал церковную хронику по Финляндской епархии, «Списки церковнослужителей» (1915), «Журналы пастырского съезда духовенства Финляндской епархии» (1915-1916). Е. в. стали выходить раньше офиц. изданий Синода и его центральных учреждений, причем во мн. отдаленных епархиях они начали издаваться раньше, чем в Москве и С.-Петербурге. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С.-Петербургской митрополии печатались в 1858-1876 гг. в ж. «Духовная беседа», а в 1875-1894 гг.- в ж. «Церковный вестник» при СПбДА.
Прототипом Е. в. и образцом для них послужили офиц. издания губерний Российской империи - губ. ведомости, программа к-рых определялась «Положением о порядке производств дел в губернских правлениях» от 3 июля 1837 г. Губ. ведомости стали выходить с 1838 г. сразу в 44 губерниях, а всего в 1838-1917 гг. они издавались в 82 губерниях и областях (во всех, кроме губерний Великого княжества Финляндского), в 19 из к-рых не было собственных правосл. епархий (некоторые губернии Царства Польского, Остзейского края, Закавказья и Ср. Азии). С 1845 г. их программа включала статьи научного характера, краеведческие публикации, часть их касалась местной церковной истории (см., напр.: Указатель статей, напечатанных в «Архангельских губернских ведомостях» со времени их основания (1838) по январь 1889 г. и касающихся Архангельской епархии / Сост. свящ. Н. И. Варфоломеев. Архангельск, 1889). Губ. издания выходили по инициативе центральной власти, Е. в. издавались по ходатайству правящих архиереев, представлявших программу издания, к-рая могла неск. отличаться от существующих, и с разрешения Синода. Инициаторами или попечителями издания мн. Е. в. были выдающиеся архиереи, публиковавшие в них свои проповеди, поучения, аскетические, богословские и церковно-исторические труды. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Е. в. были внешне и по содержанию разнообразнее губ. ведомостей, но реже выходили в свет (от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц, губернские - от 1 до 6 раз в неделю). Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками.
Е. в., как правило, состояли из 2 частей (или отделов): официальной и неофициальной (последняя иногда называлась «прибавление» к Е. в., напр. в «Вологодских епархиальных ведомостях», «Иркутских епархиальных ведомостях», «Тамбовских ЕВ», «Херсонских ЕВ» и др.), в исключительном случае - из 3 частей («Воронежские епархиальные ведомости» в 1868-1876 состояли из офиц., неофиц. частей и прибавления). Иногда Е. в. выходили без неофициальной части (напр., «Новгородские епархиальные ведомости» в 1875-1893, «Симбирские епархиальные ведомости» в 1876-1895, мн. издания в 1917-1922). Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. в. могли стать приложением к нему (напр., «Известия по Казанской епархии» выходили как приложение к ж. «Православный собеседник» в 1867-1890), а неофиц. часть могла не издаваться (напр., в Харьковской епархии после начала издания при ДС ж. «Вера и разум»;«Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в офиц. отдел этого журнала под названием «Листок для Харьковской епархии» (1884-1903), «Известия по Харьковской епархии» (1904-1906), далее в рубрику «Известия и заметки по Харьковской епархии»). Неофиц. часть могла выходить как чаще официальной (приближаясь по формату и содержанию к газете), так и реже (подобно периодическому сборнику назидательного и краеведческого чтения).
В офиц. части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Гос. совета, Кабинета министров и др. гос. учреждений, Синода и его обер-прокурора, а также распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, ДС, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе (иногда и в храмах уездных городов). В некоторых Е. в. в офиц. части помещались также журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц др. исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов, местных отд-ний Палестинского православного общества и др. церковно-общественных орг-ций. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. части, а также в виде приложений к той или иной части, с отдельной пагинацией и иногда со своим титульным листом.
Неофиц. часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии и т. п. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения. Тематические предпочтения, количество переводных статей (печатались переводы творений св. отцов, а также совр. западноевроп. сочинений по библеистике, апологетике, нравственному богословию, истории Церкви и др.), соотношение оригинальных текстов и перепечаток из др. журналов изменялись в разных Е. в. и в разные годы их издания. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. части статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев и их дневники, содержащие описание приходов и характеристику священнослужителей; дневники и отчеты о миссионерских поездках; этнографические заметки, относящиеся к местному населению; исторические статьи о епархиальных учреждениях, о духовно-учебных заведениях, о мон-рях, о приходах и об их святынях, о кладбищах; жизнеописания местных святых и подвижников благочестия, некрологи, воспоминания. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва (напр., Комиссия для разбора консисторского архива в Астрахани, Епархиальный церковно-историко-статистический комитет во Владимире, Воронежский историко-археологический церковный комитет), такие материалы публиковались в неофиц. части Е. в. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском (в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917), грузинском (в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата»), якутском (в «Якутских епархиальных ведомостях»), на др. языках иногда печатались отдельные молитвы и словарные материалы (напр., на калм. языке в «Донских ЕВ»).
Все Е. в. имели приложения в виде книг, брошюр и листков, помимо офиц. документов (списков приходов, адресных и др. справочных книг, отчетов, протоколов, журналов съездов и т. п.) это были материалы по школьному делу, миссионерству, календарные и тематические сборники проповедей, историко-статистические описания епархий или их частей, юбилейные сборники и биографии, каталоги церковных б-к, книготорговые и издательские каталоги, указатели содержания Е. в. В качестве приложения могли выходить и др. периодические или продолжающиеся издания (журналы, газеты, листки).
Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей», а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости». Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим.Анастасий (Грибановский; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий («Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).
Бюджет Е. в. включал оплату работы цензора, обычно назначаемого из городских клириков, и выплаты гонораров авторам статей. Злободневные полемические заметки, др. статьи, выходившие за пределы программы издания, как правило, не оплачивались. Для мн. епархий Е. в. оставались единственным местным церковным журналом. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. в. составлял от неск. сот до 1-1,5 тыс. экз. Если в епархии еще не было своих Е. в., в ней временно могло распространяться издание одной из соседних епархий. Напр., в 1863-1879 гг. единственные в Сибири «Иркутские ЕВ» распространялись в неск. епархиях и помещали офиц. документы и др. материалы, касающиеся этих епархий. Если в издающей Е. в. епархии не было своей ДС, в них регулярно помещались сведения о семинарии, в к-рой обучались дети клириков и причетников этой епархии.
С революционными потрясениями 1905-1907 гг. были связаны попытки некоторых редакторов или новообразованных редакционных комитетов преобразовать Е. в. в «церковно-общественные» издания, что иногда приводило к их переименованиям. Так появились «Саратовский духовный вестник» (сент. 1905 - март 1913), «Православная Подолия: Орган духовенства Подольской епархии» (1906-1917), «Таврический церковно-общественный вестник» (в 1906-1917 выходил вместо неофиц. части «Таврических ЕВ»), «Нижегородский церковно-общественный вестник» (1906-1918), «Енисейский церковный вестник: Еженедельный церковно-общественный журнал» (янв. 1907 - июль 1908), «Калужский церковно-общественный вестник» (февр. 1907 - 1918), «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства» (в 1907-1916 выходил вместо неофиц. части «Литовских ЕВ», в 1907-1908 - также вместо неофиц. части «Гродненских епархиальных ведомостей»), «Вера и жизнь: Журнал Черниговской епархии» (1912-1917), газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914-1917). В 1915 г. в связи с эвакуацией учреждений из оккупированных зап. областей перестали издавать «Гродненские ЕВ»; «Рижские ЕВ» выходили в Ярославле (1915) и Н. Новгороде (1915-1917), «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» (1915-1917), а также «Литовские ЕВ» (1916) - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани (1915-1917).
После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей»), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).
Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище.
В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.
В рус. зарубежье в 20-х гг. возобновилось издание «Литовских ЕВ» (1922-1923, в 1923-1940 в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927-1940, 1946-1959), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947-1989), неск. епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу Е. в. в Австро-Венгрии издавались униат. журналы (с 1886 - в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 - во Львове), нек-рые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, напр. «Перемиськi епархiяльнi вiдомостi» (1919-1939). После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. Львовско-Тернопольской епархии «Єпархiальний вiсник» (1946-1948, с № 2 за 1948 «Православний вiсник», с 1968 изд. в Киеве). Др. попытка издания епархиального журнала в СССР была недолговечной: в 1948-1950 гг. вышло 4 номера ж. «Вести: Бюллетень Рижской епархии».
После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. 80-х гг. XX в. появились и периодические издания епархий, среди к-рых многие назывались Е. в. и даже указывали на преемственность традиций дореволюционных журналов. Первыми в 1989 г. были «Самарские ЕВ», «Вестник Рижско-Латвийской епархии» и «Минские ЕВ». В 1990 г. появились «Воронежский епархиальный вестник», «Вестник Белорусского Экзархата», «Московские ЕВ», «Благовестник Пермской епархии», «Санкт-Петербургские ЕВ», «Тверские ЕВ» и газеты «Вятский епархиальный вестник», «Православный вестник Свердловской епархии», «Благовест» (Кострома), «Курские ЕВ», «Єпархiальний вiсник» (Мукачево, Тернополь), «Омские ЕВ», «Ведомости Тобольско-Тюменской епархии», «Рязанский церковный вестник» (с 1992 журнал), «Пензенские ЕВ» (с 1998 журнал). Впосл. ежегодно начинали выходить новые издания. В наст. время почти в каждой епархии выходят церковные периодические издания под эгидой епархиального управления или с его участием. Из них более 25 называются Е. в. («Брестские ЕВ», «Липецкие ЕВ», «Новогрудские ЕВ», «Саранские ЕВ», «ЕВ» (Сыктывкар)).
Совр. епархиальные периодические издания значительно отличаются от дореволюционных. Более 3/4 их составляют газеты, мало ведомственных изданий, предназначенных преимущественно для духовенства (напр., «Распоряжения и информация по Пермской епархии (для духовенства и приходских советов)» (1991), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления», «Самарский хронограф: Бюллетень Самарского епархиального управления Русской Православной Церкви»). Остальные издания универсальны по содержанию и охвату аудитории, имеют разделы или приложения для детей. Как и в дореволюционной периодике, в них перепечатываются богословские, апологетические, полемические и др. статьи из центральных церковных и светских изданий, а также Жития святых и подвижников благочестия, отрывки из творений св. отцов, проповеди, духовные рассказы и стихи из изданий XIX - нач. XX в. Публикуются хроника церковной жизни, исторические и краеведческие статьи о монастырях, храмах и местных святынях, Жития новомучеников и исповедников, воспоминания, обзоры книг и журналов и т. п.