Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Анри Амьель: Вера есть достоверность без доказательств.

Исповедные ведомости как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа)

Назад

 

Назад в источники

       Исповедная ведомость или роспись, именуемая на профессиональном жаргоне историков-генеалогов «исповедкой», и представляющая собой своего рода реестр церковного поименного учёта прихожан или (как их именовали в западных губерниях Российской Империи) парафиян, является весьма ценным источником генеалогической информации. В настоящее время такие исповедные ведомости хранятся в делах фондов  духовных правлений, епархиальных управлений,  духовных  консисторий и приходских церквей областных (региональных) архивов России и, гораздо реже, ближнего зарубежья.

       Первые дошедшие до нас сведения об исповедных ведомостях относятся к концу XVII в. (1697 г.). Изначально форма их была предельно проста – в каждом причте следовало вести три поименных списка. В первый список вносились имена всех прихожан, побывавших на исповеди, во второй – имена прихожан, на исповедь по каким-то причинам не явившимся, а в третий попадали раскольники-старообрядцы. Законодательно форма исповедных ведомостей была утверждена Указом Святейшего Синода в 1737 г. С той поры формуляр исповедной ведомости  был следующим: в первой графе указывались номера домов или дворов в населённом пункте по порядку, во второй – число людей в этих домах или дворах, «мужска» и «женска» пола отдельно. В полной семье фамилия чаще всего фиксировалась один раз – сразу для всех членов семьи. Для супругов указывались имена и отчества, детей же записывали только по именам. В случае смерти одного из супругов непременно указывалось вдовство другого (таким образом устанавливался факт смерти, в случае, если соответствующая запись вдруг отсутствовала в метрической книге). Далее показывалось число лет каждого члена семьи на текущий год – также отдельно по графам для лиц мужского и женского пола. В ведомость также вносились имена детей старше одного года (на практике старше полугода), но при этом в графе, в которой указывался возраст, местный священник был обязан поставить прочерк. Кстати сказать, ещё в 1722 г. был установлен возраст, начиная с которого прихожане могли – и обязаны были! - исповедоваться и причащаться у своего священника – семь лет. Исповедные ведомости составлялись ежегодно в Великий Пост. Прихожанам, по каким-то причинам не успевавшим исповедаться в это время, дозволялось исповедаться в любое другое время, например, в следующий за Великим постом Петров пост,  затем в Успенский и Рождественский (он же Филиппов) посты. Исповедные ведомости подписывались  причтом во главе с самим отцом-настоятелем храма.

      С 1730-х гг. православное население России делилось на ряд социальных групп: «духовных», «войсковых», «приказных» и т. д., включая  «поселян» — то есть крестьян и бобылей. В последующий период дореволюционной истории нашей страны, после 1861 г., её социальный состав претерпевал незначительные изменения, в целом оставаясь прежним.

      Исповедные ведомости (росписи) дают достаточно точные данные о численности и социальном составе городского и сельского населения Российской Империи XVIII- начала XX вв. В совокупности с другими документальными материалами, они помогут составить наиболее полное представление о людях того времени и их родственных связях.


Яндекс.Метрика
© 2015-2025 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов