Замечательным источником генеалогической и биографической информации являются личные листки по учету кадров и автобиографии, особенно те из них (личные листки), которые были заполнены в советское время и включены в личные дела наряду с заявлениями о приёме на работу и анкетой.
Формуляр личного листка по учёту кадров советского времени существенно отличается от того, который заполняется в наше время. Для сравнения – советский личный листок по учёту кадров включал 37 пунктов, а его собрат из нашего времени – всего 16, т. е. практически вполовину меньше от прежнего объёма. И если тогда в числе вопросов, ответы на которые были строго обязательны, были вопросы о социальном происхождении родителей соискателя рабочего места и их занятиях до Великой Октябрьской революции, то сейчас таких вопросов по понятным причинам уже нет. Кроме того, на личных листках по учёту кадров из нашего советского прошлого была предусмотрена фотография лица, собственноручно заполнившего такой листок. А на листках по учёту кадров нашего времени фотографии не предусмотрены. Одним из наиболее экзотических по нашим временам вопросов из личного листка советского времени был вопрос о колебаниях в проведении линии партии и участии в оппозиции. Разумеется, теперь его нет, как давно уже нет и самой политической партии, линию которой можно было бы хоть как-то поколебать личным участием в оппозиции… Нет теперь в личных листках по учёту кадров и блока о партийных взысканиях.
Теперь несколько слов о том, что же всё-таки объединяет эти документы. И в одном, и в другом имеются блоки, в которых предусмотрена информация об образовании и предыдущих местах работы с самого начала трудовой деятельности, наградах и т. д. Интересно, что в первом случае особо подчёркивалось, что речь идёт о наградах, полученных после Великой Октябрьской революции. Кроме того, из первого и второго образцов учётных документов кадров можно почерпнуть довольно подробные сведения об отношении к воинской обязанности, включая информацию о составе (командный, политический, административный, технический и т. д.) и роде войск, в которых служил или к которым был приписан тот или иной работник предприятия. Правда, в советское время этот блок вопросов был куда подробнее, чем сейчас, поскольку включал ещё и сведения о военно-учётной специальности и целый ряд других вопросов военной тематики.
Одним из наиболее известных листков по учету кадров стал листок из личного дела легенды советского альпинизма «тигра гор» М. В. Хергиани (1935-1969). Его личное дело было недавно совершенно случайно найдено на… помойке одного из альпинистских лагерей на Кавказе. А ведь Хергиани когда-то посвящали свои песни В.В. Высоцкий и Ю.И.Визбор, у Е.А.Евтушенко также есть стихотворение, ему посвящённое и т. д. и т. п.
Впрочем, единого формуляра листка по учету кадров в советское время не существовало. Например, для советских офицеров они были абсолютно другими и существенно отличались от вышеописанного. Так, например, в них наличествовали вопросы о службе в иностранных армиях во время Гражданской войны, пребывании на временно оккупированной территории в 1941-1942 гг. и т. д. Совершенно очевидно при этом, что в основе этого документа лежал дореволюционный офицерский формуляр, заводившийся на всех без исключения офицеров царской России. В т. ч. и на Августейших особ, включая самого Государя. Кстати, для «цивильных» (т.е. штатских) граждан подобные вопросы были вынесены в анкеты (или, как их иногда называли в народе, «самодоносы»), которые существовали даже в середине 1980-х гг.
В заключение расскажем об автобиографиях, являвшихся неотъемлемой частью личных дел как в гражданском, так и в военном делопроизводстве советского времени. Этот вид учётных документов ещё более информативен, нежели личные листки по учёту кадров, поскольку всегда писались без какой-либо кальки (так сказать «вольным штилем»), и, по понятным причинам, включали самую разнообразную информацию личного характера. Здесь даты и места рождения и обучения в школе, указания времени вступления семьи в колхоз или совхоз (если речь шла о выходце из сельской местности), её состав, и род занятий каждого из её членов. Интересно, что советские офицеры должны были обновлять ранее предоставленные сведения путём написания новых автобиографий, сохранявшихся в их личных делах во всё время их службы в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота и даже после выхода в отставку.,