Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Виктор Гюго: Презрение — это пощечина на расстоянии.

Сошное письмо как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа).

Назад

 

        

 - описание земельных владений в городах и сельских местностях для поземельного обложения в России 15-17 вв. Древнейшими сохранившимися памятниками С. п. являются описания новгородских пятин, осуществленные в 90-х гг. 15 в. после присоединения Новгорода к Москве. Известно, что при Иване III такие же описания производились и в др. присоединенных землях. С. п. предусматривало измерение земельных площадей (в городах - застроенных дворами), перевод полученных данных в условные податные единицы (сохи) и определение размера прямых налогов. Величина сохи неоднократно менялась. С сер. 16 в. она измерялась в четвертях (четверть, или четь, = 1/2 десятины), причем размер сохи зависел от качества почвы и социальной категории землевладения. В большую моск. соху включалось для светских феодалов (служилых людей по отечеству вотчинников и помещиков) 800 четей "доброй" или 1000 четей "середней", или 1200 четей "худой" земли в одном поле (при трехпольном севообороте общее количество земли, составлявшее соху, утраивалось); для церк. и монастырских земель соответственно - 600 или 700, или 800 четей земли, для дворцовых и "черных" земель - 500 или 600, или 700 четей. Количество четвертей, включенных в соху, было т. о. обратно пропорционально тяжести обложения. В наиболее выгодном положении были светские феодалы, в наихудшем - дворцовые и черносошные крестьяне. В городах в соху включалось различное количество тяглых дворов, подлежащих обложению. С введением "живущей четверти" произошло снижение налогов, ложившихся на землю светских феодалов. Кроме того, на их землях применялось еще т. н. одабривание, т. е. приравнивание "середней" и "худой" земли к "доброй" путем увеличения количества "середней" и "худой" земли на соху: писец мог посчитать за 800 четвертей (1 соху) "доброй" земли 1250 "середней" или 1800 "худой" земли (на каждые 100 четв. "середней" земли он имел право накинуть 25 четв. такой же земли, на каждые 100 четв. "худой" земли - 50 четв. такой же). Такой пересчет уменьшал общее количество сох в данном владении, т. е. облегчал налоговое бремя (со служилых земель).

       Техника С. п., видоизменяясь в соответствии с изменением самой сохи и с дополнит. заданиями, дававшимися писцам, мало-помалу приобрела устойчивые формы, закрепленные в спец. книгах сошного письма и "писцовых наказах". С. п. осуществлялось обычно писцом и состоявшими при нем подьячими. За основание каждого данного описания бралась книга предшествующего описания, в данном случае называвшаяся "приправочной". Писец должен был объехать порученный ему уезд, описать город и все селения, установить число плательщиков и количество обрабатываемой ими земли, определить прибыль или убыль возделанной земли, подлежащей обложению. Все описание города и уезда с их населением, дворами и категориями землевладения составляло писцовую книгу, к-рая служила на будущее время офиц. документом для сбора податей. При описании в определенном владении часто оказывалось не целое, а дробное число сох. Соха могла делиться на 32 мельчайших подразделения. Деление дальше 1/32 сохи не практиковалось. В 1646 единицей для исчисления сошного обложения сделался двор и вместо писцовых стали составляться переписные книги, содержавшие только перепись дворов и их населения, а в 1679 двор стал и окладной единицей (см. Подворное обложение).

       Лит.: Чечулин Н. Д., Начало в России переписей и ход их до конца XVI в., СПБ, 1889; Лаппо-Данилевский A. C., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен Смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Миклашевский И. Н., Древнерус. поземельные кадастры, "Зап. АН. Серия 8 по историко-филологич. отд.", т. 6, No 4, СПБ, 1903; Веселовский С. Б., Сошное письмо. Исследование по истории кадастра и посошного обложения Моск. гос-ва, т. 1-2, М., 1915-16; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Рус. метрология, М., 1965.

С. М. Каштанов. Москва.

Каменцева Е., Устюгов Н. Русская метрология

§ 5. Сошное письмо

Основной единицей обложения в Русском государстве XVI—XVII вв. была соха. В соху полагалось определенное количество четвертей земли. Следует сказать, что в Русском государстве различалось три основные категории земель: во-первых, частновладельческие служилые земли, т. е. земли, принадлежавшие служилым людям по отечеству,— вотчины и поместья; во-вторых, тоже частновладельческие земли, но принадлежавшие духовным лицам и корпорациям, — земли церковные, монастырские, собственность отдельных епископских и митрополичьих кафедр или патриарха; наконец, в-третьих, земли дворцовые и черные, которые обрабатывали черносошные крестьяне.

Каждая из этих категорий земель имела свой размер сохи. Земля по своему качеству разделялась на добрую, середнюю (среднюю) и худую. Для служилых земель в соху полагалось 800 четвертей доброй (т. е. хорошей, плодородной) земли в поле. В трех полях это составляло 2400 четвертей, или 1200 десятин. Средней земли в соху полагалось на служилых землях 1000 четвертей в поле, худой — 1200 четвертей в поле. В трех полях сере дней земли считалось 3000 и худой — 3600 четвертей, или 1500 и 1800 десятин.

Для земель монастырских, церковных, епископских в соху в одном поле полагалось 600 четвертей доброй земли, 700 середней, 800 худой и 900 «добре худой». «Книга сошного письма 7137 года» о пос

следнем виде земель говорит: «А которая земля добре худа, бесплодна — 900 четвертей»1.

На черных землях соха имела еще меньший размер. Доброй земли полагалось 500, середней 600, худой 700 четвертей в поле.

В основе неравенства сохи лежит классовое неравенство, осложненное борьбой внутри класса феодалов. Борьба служилых людей, в первую очередь дворянства, с ростом церковного и монастырского землевладения отразилась и на размерах сохи. Служилые Люди по отечеству, т. е. правящий класс, облагались налогами наиболее легко, среднее место занимало монастырское землевладение, а наиболее тяжелым являлось обложение черных земель, т. е. крестьян. На служилых землях применялось еще так называемое одабривание, или приравнивание средней и худой земли к доброй путем увеличения количества средней и худой земли на соху. Средней земли в соху полагалось 1000 четвертей. Но писец имел право при производстве обложения, т. е. при определении количества сох, накинуть на каждые 100 четвертей середней земли еще по 25 четвертей такой же земли, или на всю соху 250 четвертей. Тогда он мог эту соху, увеличенную до 1250 четвертей в поле, посчитать за 800 четвертей доброй земли. Точно такое же одабривание производилось и на худых землях, только наддача, или прибавка, в этом случае была больше: на каждые 100 четвертей прибавлялось по 50 четвертей, а на всю соху худой земли, состоявшую из 1200 четвертей, наддача составляла 600 четвертей, и в сохе считалось 1800 четвертей, равных 800 четвертям доброй земли. Такое одабривание производилось только на служилых землях,

1 «Временник Московского общества истории и древностей российских», кн. 17. «Смесь», стр. 35.т. е. известное преимущество оказывалось правящему классу. Ни монастырские, ни черные земли «не добрились*.

Соха, как и четверть, делилась на части по системе двух и трех. Она равнялась 2 полусохам, 4 четвертям сохи, 8 полчетвертям сохи, 16 пол-полчетвер-тям и т. д. По системе трех соха делилась на 3 трети, 6 полтретей, 12 пол-полтретей и т. д.

Но соха не всегда имела размер в 800 четвертей доброй земли в поле. Этот размер сложился на рубеже XVI и XVII вв. В более ранний период можно встретить иной размер сохи. Например, в Новгороде в XV—XVI вв. употреблялись фискальные единицы — обжа и сошка. Последняя иногда называлась малой сохой. Новгородская сошка, или малая соха, равнялась трем обжам. Среднее количество земли, входившее в обжу, составляло около 10 четвертей в поле, т. е. около 5 десятин, следовательно, в малой сошке было 15 десятин, или 30 четвертей в поле. Когда в Новгородской области стали заводить московские порядки, московскую соху посчитали равной 10 новгородским сошкам, т. е. в конце XV в. московская соха считалась равной 300 четвертям в поле. Она была значительно меньше позднейшей московской сохи. Следует отметить, что даже в начале XVII в. московская большая соха как мера не была повсеместна. Яренские писцы и дозорщики 1608 г. Василий Ларионов и подьячий Андрей Горохов положили в соху в Яренском уезде или по 125 четвертей в поле середней земли, или по 150 худой'.

В бывших новгородских землях;- которые затем вошли в состав Русского государства, в частности иа русском Севере, встречается другая, более мелкая

1 См.: А. М. Гневушев. Акты времени правления царя Василия Шуйского. М., 1915, стр. 291.

единица — вытъ. Выть применялась главами образом на черных землях. По «Книге сошного письма 7137 года» в выть полагается 12 четвертей доброй вемли в поле, или 14 четвертей середней, или 16 четвертей худой. Выть, как и соха, делилась на части по системе двух и трех: полвыти, четверть выти и т. д.; треть выти, полтрети выти и т. д. На Севере иногда пользовались фискальной единицей — плугом, употребляемой в том же значении, что и выть. Плуг также делился на части по системе двух и трех. Русское правительство в течение XVII в. стремилось привести все многообразие фискальных единиц к одной определенной единице обложения. Такой общей единицей была признана большая московская соха в 800 четвертей доброй земли в поле. В течение XVII в. делались попытки распространить эту большую соху на все категории земель.

Сошному письму и обложению на его основе подлежало не только сельское паселение, но и посадские люди, т. е. городское население. В документах XVII в. встречается упоминание о так называемой подворной сохе, которая применялась главным образом при обложении посадских людей. Посадское население занималось и земледелием, но основными его занятиями официально признавались ремесла и торговля. По своему экономическому положению посадские люди делились на лучших, середних, молодших и худых (иногда на самых молодших и самых худых). Единообразия в этой терминологии не было. Писцы, производя обложение посада налогами, считали в сохе определенное количество посадских дворов, причем для лучших посадских людей это количество было меньше, для беднейшей части посада количество дворов в сохе увеличивалось. Например, устюжские писцы 1623—1626 гг. Никита Васильевич Вышеславцев и подьячий Аггей Федоров положили

в Устюге Великом на посаде в соху или по 13 дворов лучших людей, или по 30 дворов середних, или по 70 дворов молодших, или по 100 дворов худых людей1. Сольвычегодские писцы Парфений Никифо-рович Мансуров и подьячий Василий Архипов положили в соху по 20 дворов лучших людей, или по 30 середних, или по 114 молодших2.

Если население одновременно занималось земледелием и торговлей, писцы комбинировали поземельную соху с подворной. Так, уже упоминавшиеся яренские писцы 1608 г. В. Ларионов и А. Горохов в Плесовской волости по р. Вычегде положили в соху по 125 четвертей середней земли и по 150 худой, кроме того, «из середних дворов положено в сошное письмо 5 дворов (из общего количества 67.— Авт.), а достальные середине и молотчих людей дворы (250 дворов.—Авт.) в сошные письмо не положены, потому что у них торговых людей нет, а положено в сошное письмо пашня» 3.

С сохи взималась определенная сумма, раскладка которой между плательщиками производилась самим посадским или волостным миром в соответствии с экономическим положением каждого плательщика.

Сохой и вытью население облагалось в XVII в. Кроме этих единиц обложения в XVII в. существовали окладные единицы в вотчинах, по которым крестьяне облагались владельческими повинностями. Терминология владельческих окладных единиц многообразна: выть, третник, четь, осъмак, шестуха, кость, доля, полоса, участок, обжа, вытка, сиг, десятина, сажень, алтын, грош, копейка, деньга, полуш-

1 ЦГАДА. Писцовые и переписные книги, № 506.

2 Т а м ж е, № 446.

3 А. М. Г н е в у ш е в. Акты времени правления царя Василия Шуйского, стр. 308.

ка, мортка, двор, дым, пуд, корова и т. д. 1 Некоторыми из этих единиц пользовались при сборе определенных повинностей. Например, с коровы собирали масло. Часть же этих повинностей являлась долей других единиц, более крупных. Долей выти могли быть все указанные единицы, кроме дыма, двора, коровы, пуда. Алтын, копейка, деньга, полушка являлись долями крупной окладной единицы — рубля. При раскладке повинностей пашенных крестьян они могли быть долями выти.

Соотношение между окладными единицами в вотчинах не было устойчивым. Кость могла быть долею осьминки, и наоборот. В начале XVIII в. кость была мелкой единицей (на некоторые дворы приходилось по 5—8 костей), а несколько позже — крупной окладной единицей (на двор приходилось '/и кости).

Выть и ее доли служили окладной единицей при', обложении разнообразными владельческими повинностями: работы па боярской и монастырской пашне, натуральный и денежный оброк. В выти в светских и монастырских вотчинах XVII в. не полагается унифицированного количества земли — в разных вотчинах отводилось на выть различное количество земли. Даже в разных вотчинах, принадлежавших одним и тем же владельцам, существовали выти разной величины. В выть могло идти от 6—8 четвертей до 20—30 четвертей пашни. Важнейшей особенностью вытной системы обложения явилось то, что она не распространялась на бобылей и непашенных крестьян. В XVIII в. государственной окладной единицей стала ревизская душа.

1 См.: А. Л. Шапиро. Переход от повытной к повенеч-ной системе обложения крестьян владельческими повинностями. В кн.: «Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы». Киев, 1962, стр. 207.

Постепенно и в вотчинах старая условная окладная единица — выть — ликвидируется, и ее заменяют новые окладные единицы — тягло, венец, пара и душа. Под тяглом обычно понимали взрослых мужчину и женщину, аналогичное значение имел и венец. Но известны случаи, когда тягло включало одного мужчину и двух женщин, двух мужчин и двух женщин и более. Повытная система обложения владельческих крестьян повинностями уступает место пове-нечной и подушной системам. Эти новые единицы обложения стали преобладающими в помещичьих, монастырских и дворцовых вотчинах.

Главной причиной изменения вотчинниками окладной системы, по мнению А. Л. Шапиро, исследовавшего вопрос о переходе от повытной системы к по-венечной, является стремление сократить число крепостных, пользующихся льготами при отбывании владельческих повинностей. Вспомним, что повыт-пая система не распространялась на бобылей и непашенных крестьян. В нельготное тягло вовлекались все работоспособные крестьяне. Выводы.

Основной единицей обложения в XVI—XVII вв. была соха. Количество земли, которое полагалось в соху, зависело от принадлежности земли и от ее качества. В основе неравенства сохи лежит классовое неравенство. В самых выгодных условиях находился класс светских феодалов, облагавшийся более легко, самым тяжелым было обложепие черносошных ! крестьян. Привилегией служилых людей являлось и | «одабриваиие», т. е. приравнивание земель худшего качества к земле лучшего качества по определенной ¦ пропорции.

Помимо сохи единицей обложения являлась выть. |]$ыть — единица более мелкая и встречается главным (образом на черных землях.

Дворы посадских Людей также облагали по сохам. Ё сохе посадских людей считали определенное количество посадских дворов. Количество посадских дворов в сохе зависело от их состоятельности; чем беднее дворы, тем большее их количество входило в соху.

Специальные единицы обложения существовали в вотчинах.


Яндекс.Метрика
© 2015-2025 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов