1. Смирнов - Ранний пример имени: Смирной Васильев сын Конков, землевладелец (1500 г.). Ранний пример отчества или фамилии: Наум Смирново, подъячий московский (1691 г.).
Фёдоров - Отчество от народной формы Федор церковного мужского личного имени Феодор. Из греческого theos ‘Бог’ + dōron ‘дар’. От производных форм того же имени образованы и другие фамилии, некоторые из которых не всегда возможно отграничить от фамилий, восходящих к именам Федос, Федот, Федул: Феденев, Федиков, Федин, Федореев, Федорин, Федунов, Федькин, Федяев, Ходоров и др., у украинцев – Федоренко, Федорченко, у белорусов – Федоркович. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 6-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Федоров в Петербурге в 1995 г. занимала 6-е место по частоте. О распространенности фамилии Федоров в Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов – таковых 12690 на 11 млн. и фамилия занимает 16-е место. Для сравнения: Ивановых – 41496. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Федоров – на 11-м месте по частоте.
Михайлов - Отчество от церковного мужского личного имени Михаил. Имя в переводе с древнееврейского означает «равный Богу Яхве». От производных форм того же имени образованы многие десятки фамилий: Михин, Михаев, Михалкин, Мишин, Мишурин и др. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 5-е место по частоте. 2). Основой фамилии Михайлов послужило церковное имя Михаил. Мужское крестильное имя Михаил в переводе с древнееврейского означает «равный, подобный Богу». В основу же фамилии Михайлов легла его старинная повседневная форма – Михайло. Среди покровителей этого имени — Архангел Михаил, главный архангел, самый почитаемый библейский персонаж. В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, в результате которой великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и Сатаною, низвержен на землю. Архангел Михаил — архистратиг («главнокомандующий»), глава святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. На иконах Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо как всадник. Некоторые Михайловы могут иметь дворянское происхождение. Так, в истории России известен нетитулованный дворянский род Михайловых, ведущий свое начало от Ивана Михайлова. Герб рода находится в части I «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». Другой род Михайловых, внесенный в часть II «Общего гербовника дворянских родов Российской империи», происходит от Василия Михайлова. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Михайло, со временем получил фамилию Михайлов.
Беляев - От общерусского прилагательного белый. Это имя было очень распространено в Русском государстве в XVI–XVII вв. Имя могло быть дано по цвету волос, глаз, кожи или чистому, опрятному человеку. Кроме того, в ряде русских говоров это прилагательное имеет также значения «безлюдный, свободный, вольный». В этой связи можно допустить, что имя Беляй получали также белые крестьяне – свободные от всех податей и повинностей. Пример раннего использования имени Беляй: Беляй Иванов, туринский толмач (1422 г.). Пример раннего использования отчества от имени Беляй: Гриша Беляев, холоп (1608 г.). Фамилии с тем же значением основы известны и у других народов – английская – White, немецкая Weiss, французская – Blanc, итальянская – Bianco, украинская Билый. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 63-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Беляев в Петербурге в 1995 г. занимала 59-е место по частоте. О распространенности фамилии Беляев в Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов – таковых 5948 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Беляев – на 89-м месте по частоте.
Тарасов - Отчество от народной формы Тарас церковного мужского личного имени Тарасий. Имя в переводе с греческого означает «приводить в смятение, тревожить». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Тарасевич, Тарасенко, Тарасенков, Тарасеня, Тарасёнок, Тарасик, Тарасиков, Тараскин, Тарасьев, Тарасюк, Тарашин, Тарашкевич и др. По наблюдениям, в конце XX века эта фамилия в Петербурге была на 65-м месте. В Москве она сейчас, по наблюдениям, на 44-м месте.
Белов - Из отчества от имени или прозвища Белой/Белый – от общерусского прилагательного белый «светлый». Прозвище могло быть дано по цвету волос, глаз, кожи или чистому, опрятному человеку. Кроме того, в ряде русских говоров это прилагательное имеет также значения «безлюдный, свободный, вольный». В этой связи можно допустить, что прозвище Белой/Белый получали также белые крестьяне – свободные от всех податей и повинностей. Примеры раннего использования имени или прозвища Белой: Гридка Белой, крестьянин Ручьевского погоста (1495 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Белой: Ондрюшка Белов, подъячий в Вотской пятине (1609 г.). Фамилии с тем же значением основы известны и у других народов – английская – White, немецкая Weiss, французская – Blanc, итальянская – Bianco, украинская Билый. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 74-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Белов в Петербурге в 1995 г. занимала 45-е место по частоте. О распространенности фамилии Белов в Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов – таковых 9954 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Белов – на 43-м месте по частоте.
Комаров - Отчество от нецерковного мужского личного имени или прозвища Комар. И. А. Кюршунова предположила, что 1) именование Комар отражало древние языческие представления (в древних мифах комары близки злым духам); 2) именование Комар могли дать худощавому, невысокому человеку; 3) именование Комар опирается на диалектные глаголы комарить «шуметь, буянить», выкомаривать «вести себя нагло, крайне неприлично, буйствовать, шуметь». Названия насекомых в основах фамилий у русских немногочисленны. Пример раннего использования имени или прозвища Комар: Комар Борис, браславский земянин (1552 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Комар: Дмитр Комаров, своеземец (1498 г.). По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 80-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Комаров в Петербурге в 1995 г. занимала 107-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Комаров – на 52-м месте по частоте, а по данным В. А. Митрофанова – на 73-м. О распространенности фамилии Комаров в современной Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов: таковых 8458 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496.
Орлов - Отчество от нецерковного мужского личного имени или прозвища Орел. Названия птиц у русских часто становились источниками имен и прозвищ. В мифологических воззрениях восточных славян орел – особо почитаемая, божья птица, царь птиц и владыка небес. Согласно поверью, все орлы происходят от царей. Еще одно мифологическое свойство орла – его необыкновенное долголетие. Он живет дольше всех птиц и обладает способностью омоложения: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость. Ср. в Библии: « насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 103, 5). В старину имя Орел могли давать как имя-оберег или как имя-пожелание (в данном случае желали долголетия). По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 27-е место по частоте. Примеры раннего использования имени или прозвища Орел: Микулко Орел, крестьянин Коломенского погоста (1495 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Орел: Филипко Орлов, крестьянин (1500 г.)
Киселёв - Из отчества от некалендарного имени или прозвища Кисель, очень частого в XV–XVII вв. в разных социальных слоях населения. Кисель – обрядовое блюдо, преимущественно поминального и жертвенного характера, распространенное у восточных славян и в восточных районах Польши и Словакии. Можно предположить, что имя Кисель могло даваться как имя-оберег. Но возможны и другие мотивы присвоения этого имени/прозвища. В разных говорах русского языка киселем называют слабого, беспомощного человека, плаксу, зазнайку, кривляку. Также возможна связь с глаголами киселить – «льстить, улещать», кисельничать – «важничать, таять от лести». Пример раннего использования имени или прозвища Кисель: пан Тихно Кисель (1475 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Кисель: Васко Киселев, крестьянин (1500 г.). По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 54-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Киселев в Петербурге в 1995 г. занимала 69-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Киселев – на 46-м месте по частоте, а по данным В. А. Митрофанова – на 21-м. О распространенности фамилии Киселев в современной Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов: таковых 10042 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496.
Макаров - Отчество от народной формы Макар церковного мужского личного имени Макарий. Имя в переводе с греческого означает «блаженный, счастливый». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Макаркин, Макарочкин, Макарушкин, Макашин и др. К канонической форме имени восходит фамилия Макарьев. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 44-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Макаров в Петербурге в 1995 г. занимала 36-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Макаров – на 23-м месте по частоте, а по данным В. А. Митрофанова – на 43-м. О распространенности фамилии Макаров в современной Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов: таковых 12428 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496.
Андреев - Из отчества от церковного мужского личного имени Андрей. Из греческого andreios ‘мужественный’. От производных форм того же имени образованы и другие фамилии, некоторые из которых не всегда возможно отграничить от фамилий, восходящих к именам Андрон и Андриян: Андросов, Андрусов, Андрюнин, Андрюшин и др., у украинцев – Андрийчак, Андрийчук, Андрияш, Андрющенко, у белорусов – Андрейчик. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 10-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Андреев в Петербурге в 1995 г. занимала 11-е место по частоте. О распространенности фамилии Андреев в Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов – таковых 12524 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Андреев – на 29-м месте по частоте.
Ковалёв - Отчество от именования отца по занятию. На юге России и на Украине ковалем называют кузнеца. Известны также другие фамилии, восходящие к слову коваль: Коваленко, Коваленков, Коваленок, Ковалень, Ковалишин, Ковалков, Ковалышкин, Коваль, Ковальков, Ковальский, Ковальченко, Ковальченков, Ковальчук, Ковалюк. Пример раннего использования имени или прозвища Коваль: вологжанин Митка Васильев сын Коваль (1568 г.). По моим данным, в 1995 г. фамилия Ковалев в Петербурге в 1995 г. занимала 87-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Ковалев – на 76-м месте по частоте, а по данным В. А. Митрофанова – на 45-46-м. О распространенности фамилии Ковалев в современной Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов: таковых 7779 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496.
Ильин - Отчество от народной формы Илья церковного мужского личного имени Илия. Имя в переводе с древнееврейского означает «бог мой Яхве». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Ильиничнин, Ильинский, Ильиных, Ильичев, Илюнин, Илюхин, Илюшкин и др. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 37-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Ильин в Петербурге в 1995 г. занимала 43-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Ильин – на 62-м месте по частоте, а по данным В. А. Митрофанова – на 40-м. О распространенности фамилии Ильин в современной Москве можно судить по количеству абонентов телефонных номеров или владельцев телефонов: таковых 7179 на 11 млн. Для сравнения: Ивановых – 41496. Само имя означает в переводе «Бог мой Яхве» и было очень популярно, благодаря святому Илье-Пророку и богатырю Илье-Муромцу. Таким образом,Ильин является фамилией, образованной от распространенного на Руси крестильного имени.
Гусев - Отчество от нецерковного мужского личного имени или прозвища Гусь. Названия птиц у русских часто становились источниками имен и прозвищ. К слову гусь восходят основы и других фамилий: Гусаков, Гусенков, Гускин, Гуськов и др. Но в некоторых случаях фамилия Гуськов может восходит к именам Сергей (через Сергуся), Игорь (через (Игуся). Примеры раннего использования имени или прозвища Гусь: Якимко Гусь, крестьянин Полского погоста (1495 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Гусев: Микита Гусев, енисейский подьячий (1675 г.).
Титов - Отчество от церковного мужского личного имени Тит. Этимология имени точно неизвестна. В одних случаях его возводят к греческому прилагательному, означающему «почтенный» (это церковная традиция). Также выводят из римского личного/родового имени Титус, которое в одних случаях переводят как «почет, уважение», в других – как «заботиться, защищать». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Титаев, Титанов, Титенко, Титкин, Титков, Титлов, Титухин, Титушин, Титушкин и др.
Кузьмин - Отчество от народной формы Кузьма церковного мужского личного имени Косма. Имя в переводе с греческого означает «мир, порядок, мироздание», также «украшение». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Козьмин, Кузин, Кузьменко, Кузьменков, Кузьминский, Кузьминых, Кузьмич, Кузьмичев, Кузякин, Кузяков и др. Основой фамилии Кузьмин послужило церковное имя Кузьма. Фамилия Кузьмин восходит к мужскому личному имени Косма (русифицированная форма – Кузьма). Оно образовано от греческого kosma – “мир, порядок, мироздание”, а в переносном значении – “украшение”. Святым покровителем Кузьмы является преподобный Косма Маиумский. Еще эту библейскую личность называют творцом канонов во славу Господа. На Руси широко известен и святой Косма Яхромский. Будучи отроком, он стал свидетелем чудесного видения: Икона Успения Божией Матери сияла Божественным светом, и слышался голос. Этот голос повелел Косме оставить мир и принять постриг. В честь чудесной иконы Косма основал обитель Успения Божией Матери и стал истово служить. Он принимал странников, посещал больных, исцеляя молитвой и неся утешение. Даже закоренелые грешники раскаивались и очищались духом, когда святой Косма обращался к ним с добрым словом. Мощи его покоятся в основанной им обители и обладают чудесной силой исцеления. Кузьма, со временем получил фамилию Кузьмин.
Кудрявцев - Отчество от прозвища Кудрявец. Такое прозвище мог получить человек с кудрявыми волосами. Однако источником прозвища могло стать и название растения кудрявец – в различных русских говорах народное обозначение по крайней мере восьми видов трав, например, кудрявец = триний Китайбеля (в южнорусских говорах), кудрявец = бедренец-камнеломка (в олонецких говорах), кудрявец = доскурения Софьи, гулявник (симбирские, южнорусские, курские говоры). Гласный -е в -ец является беглым – он исчезает в фамилии. Если ударение в фамилии падает на конечный слог, то фамилия оканчивается на -цов (Кудрявцов). Если на предпоследний, то на -цев (Кудрявцев). Примеры раннего использования прозвища Кудрявец и отчества или фамилии от него: Якуш Кудрявец, московский подъячий (1545 г.); Нечай Васильев сын Кудрявцова, послух в Московском уезде (1533 г.).
Баранов - Из отчества от нецерковного личного имени или прозвища Баран – от общерусского слова баран. До установления в Русском государстве в XVIII в. полной монополии церковных имен было очень распространено. Названия животных – один из главных источников имен и прозвищ, поэтому фамилии, образованные от них, многочисленны. Пример раннего использования имени или прозвища Баран: Баран Павлов, крестьянин (1557 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Баран: Иван Баранов, тихвинский отчинник (1605 г.). Фамилии с тем же значением основы известны и у других народов – немецкая Бок, французская – Mouton, итальянская – Pecora, украинская Баранович, белорусская и еврейская Баранчик.
Куликов - Отчество от нецерковного мужского личного имени или прозвища Кулик, образованного от названия птицы кулик (небольшая болотная птица с длинными ногами). В России птицы всегда пользовались большой любовью, поэтому названия птиц у русских часто становились источниками имен и прозвищ. По мнению некоторых исследователей, такое прозвище могли дать человеку с длинным носом по сходству с птицей куликом. Пример раннего использования имени или прозвища Кулик: Кулик Коток, крестьянин Семеновского погоста (1495 г.). Пример раннего использования отчества от имени или прозвища Кулик: Степан Куликов, крестьянин (1539 г.); Матвей Иванов сын Куликов, поручитель по боярам (1571 г.).
Алексеев - Из отчества от народной формы Алексей церковного мужского личного имени Алексий. В основе имени лежит глагол alexō, который в переводе с греческого означает «защищать, отражать, предотвращать». От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Алексин, Алексов, Аленин, Алёхин, Алёшин, Алютин, Алюхин, Лексин, Леликов, Ленков, Леншин, Ляшев, Олёшин и др. По подсчетам Б. Унбегауна, в Петербурге в 1910 г. эта фамилия занимала 11-е место по частоте. По моим данным, в 1995 г. фамилия Алексеев в Петербурге в 1995 г. занимала 9-е место по частоте. По данным В. А. Никонова, в Москве в 1973 г. фамилия Алексеев – на 26-м месте по частоте.
Степанов - Отчество от народной формы Степан церковного мужского личного имени Стефан. В основе имени лежит существительное стефанос, которое в переводе с греческого означает «венок, венец, корона, диадема». Основой фамилии Степанов послужило церковное имя Стефан. Имя Стефан произошло от древнегреческого слова stefane, что в переводе на русский язык означает «венок». Так как древнерусскому языку звук «ф» не был свойственен, это имя стало звучать как Степан. Один из покровителей этого имени - Святой апостол Стефан, первомученик и архидиакон. Стефан первым выступил в Синедреоне (законодательное собрание Иерусалима) со знаменитой обвинительной речью в адрес священников, убивших Христа, и стал первой жертвой разъяренной толпы, забросавшей его камнями насмерть (34 г. до н. э.), за что и был причислен к первомученикам. Некоторые Степановы имеют дворянское происхождение. Герб рода Степановых внесен в Часть IV «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» (стр. 68). Герб представляет собой щит, разделенный с правого верхнего к левому нижнему углу на два поля: серебряное и красное. В верхней части изображены три диагональные голубые полосы. В центре герба – лев, стоящий на задних лапах, который держит передними две полосы. Щит увенчан дворянским шлемом с дворянской короной и тремя страусовыми перьями. К старинному дворянскому роду принадлежал и один из знаменитых представителей данной фамилии - Александр Петрович Степанов (1781-1837), русский писатель, первый губернатор Енисейской губернии, губернатор Саратовской губернии. Его отец, Петр Семенович Степанов (ум. 1791), был премьер-майором, надворным советником, городничим Козельска. От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Степанчиков, Степанычев, Степичев, Степулев, Степурин, Степыкин, Степынин, Степырев и др.
Яковлев - происходит от крестильного мужского имени Яков, которое является светским аналогом церковного имени Иаков. Это имя переводится с древнееврейского как «второй по рождению». Скорее всего, основатель рода Яковлевых получил от своих родителей это имя в честь святого покровителя Иакова Зеведеева, апостола Иисуса Христа. Традиция называть ребенка в честь святого — это не только следствие христианизации Руси, когда во время официальной церемонии крещения человек получал от священника крестильное имя, но и как проявление духовности, истиной веры и почитания святых канонов. Следует отметить, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами. Притяжательное прилагательное «яковлев» («сын Якова») образовано с помощью суффикса -ЕВ. Принадлежность к конкретному роду выражали два суффикса: j и -ОВ(-ЕВ), при этом согласные губные Б, П, В, М, С, j изменялись в БЛsanitized_by_modx& #39, ПЛsanitized_by_modx& #39, ВЛsanitized_by_modx& #39, МЛsanitized_by_modx& #39, как, например, названия на -славль от имен на -слав: Ярославль - Ярославов (город). Так и в данном случае: Яков - яковль - Яковлев. Фамилия Яколвев уходит своими корнями в глубь веков и является дворянским родовым именем. Согласно историческим документам, архивным справкам, родословным книгам, основоположником Яковлевых был Андрей Иванович по прозвищу Кобыла. Он произошел от прусского короля Вейдевута, который разделил свое царство, полученное от старшего брата короля Прутено, между 12 сыновьями. Потомок четвертого сына Недрона — Гланда Камбила Дивонович, сражавшийся с крестоносцами, приехал со своим сыном и подданными в Россию к Великому Князю Александру Ярославовичу Невскому и после крещения получил имя Иоанн, а его сын — Андрей Иванович по прозвищу Кобыла. От Андрея Ивановича пошли не только Яковлевы, но и Сухово-Кобылины, Романовы, Шереметьевы, Колучевы и другие роды. Андрей Иванович был приближенным Великого Князя Московского Симона Иоановича, за невестой которого Андрей Иванович ездил в Тверь. Праправнук его, Яков Захарьевич, был боярином при царе Иоане Васильевиче, наместником в Новгороде и воеводой. Потомки Якова Захарьевича, именовавшиеся Яковлевыми, также служили Российскому Престолу. Особо следует сказать о гербе рода Яковлевых, внесенном во 2 часть «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Герб представляет собой золотой щит, в центре которого — круглое красное поле, окруженное лавровым венком; в поле изображена золотая корона, а под ней — два серебряных креста. В нижней части герба расположена боярская шапка, под которой — копье и меч, крестообразно сложенные на серебряном полумесяце. Щит увенчан дворянским шлемом и короной, над которой между двумя серебряными шестиконечными звездами расположен кумиропоклонный дуб. Щит держат два льва с золотыми лбами, у зубах каждого из них — лавровая и оливковая ветви; правый лев в лапах держит Скипетр, а левый — Державу в память того, что предки Яковлевых были Владетелями Пруссии. Под щитом расположен девиз: Deus honor et gloria, т.е. «Бог, Честь и Слава». 2.)Отчество от народной формы Яков церковного мужского личного имени Иаков. В основе имени лежит существительное яакоб, акеб, которое в переводе с древнееврейского означает «пятка». Есть библейское предание, что Иаков – близнец, родившийся вторым, держал своего первородного брата Исава за пятку, чтобы не отстать от него. От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Якунин, Якункин, Якунцов, Якун(н)иков, Якунчиков, Якушев, Якушкин, Якутин и др.
Сорокин - основой послужило мирское имя Сорока. Фамилия Сорокин образована от нецерковного мужского имени Сорока. Такие «птичьи» имена были очень популярны в старину. Тем более, что Сорока в древности символизировала удачу и была птицей удовольствия. Считалось, что трещащая сорока приносит хорошие новости и весть о том, что придут гости. Поэтому фамилия Сорокин входит в сотню самых частых русских фамилий. Согласно другой, менее правдоподобной версии, в основу фамилии легло прозвище Сорока, которое могли дать болтливому человеку. Сорока, со временем получил фамилию Сорокин.
Сергеев - принадлежащей к древнейшему типу исконно русских фамилий, восходит к имени собственному. В основу фамилии Сергеев легло церковное имя Сергей. Канонические имена содержались в церковном календаре — святцах. Канонические имена стали активной базой для создания фамилий. Однако поскольку их было сравнительно немного, они часто повторялись, создавая тем самым трудности в общении между людьми. Поэтому древние славяне решали проблему идентификации путем присоединения к имени сына имени отца. Это позволяло не только легко выделить человека в обществе, но и обозначить его принадлежность к определенному роду. После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Крестильные имена содержались в церковном календаре — святцах — и соответствовали именам святых. Фамилия Сергеев образована от крестильного имени Сергей, или, по-старинному, Сергий. Это имя латинского происхождения в переводе с означает sanitized_by_modx& #39высокочтимый, высокийsanitized_by_modx& #39. Среди обладателей фамилии есть ученые (П.Г. Сергеев – химик-технолог, Е.М. Сергеев - геолог), а также представители творческих профессий (К.М. Сергеев – балетмейстер, А.Т. Сергеев – певец, народный артист СССР). Интенсивное внедрение фамилий на Руси XV-XVII вв. было связано с укреплением нового социального слоя, становящегося правящим,— помещичьего. Большинство дворянских фамилий изначально были притяжательными прилагательным с суффиксами –ов /-ев, -ин, указывающие на имя главы семейства. Позже, после отмены крепостного права, перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: "Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом". В результате, потомок человека, обладающего именем Сергей, со временем получил фамилию Сергеев. 2.) так называли казаков, которые носили серьгу в правом ухе.
А серьга носилась для того, чтобы командир знал, что этот человек последний мужчина в роде и не посылал его на опасные задания, когда говорили равняйсь - то смотрели у кого серьга в ухе.
Романов - восходит к крестильному имени Роман (от латинского «romanus» – «римлянин»). Покровителем имени является святой мученик Роман, диакон храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. В России это имя носил святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец. Он прославился построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Роман сам указывал, где и что должно быть в городе построено. Родоначальником Романовых считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого, Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIV века из Литвы. Его потомки до начала XVI в. именовались Кошкиными, позднее – Захарьиными-Романовыми, а затем – просто Романовыми. К этому роду принадлежала Анастасия – первая жена царя Ивана Грозного. С ней связано возвышение Романовых, которые после пресечения московской ветви Рюриковичей стали претендовать на престол. В 1613 году царем стал внучатый племянник Анастасии Михаил Фёдорович, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года. Юридически, однако, в этот период члены царской, а затем императорской семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки дочери Петра Великого – Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского императорского дома. Герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство, а в 1913 году широко отмечалось трёхсотлетие дома Романовых. После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить практически все члены царствовавшего дома. Роман, со временем получил фамилию Романов.
Захаров - Основой фамилии Захаров послужило церковное имя Захарий. Фамилия Захаров образована от крестильного имени Захарий (в переводе с древнееврейского – «радость; память Божия»). Это имя носил один из двенадцати младших пророков, упомянутых в Библии. Им была написана известная ветхозаветная книга, в которой содержалось много пророчеств о Миссии. Известно, что святой Захарий погиб насильственною смертью, убитый иудеями за свою обличительную проповедь. Славяне же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Некоторые Захаровы являются потомками нетитулованного российского дворянского рода, герб которого находится в пятой и восьмой частях «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». Среди известных обладателей фамилии – архитектор Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811), спроектировавший здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте и композитор Владимир Григорьевич Захаров (1901-1956), музыкальный руководитель хора имени Пятницкого. Захарий, со временем получил фамилию Захаров.
Борисов
Королёв
Герасимов
Пономарёв
Григорьев
Лазарев
Медведев
Ершов
Никитин
Соболев
Рябов
Поляков
Цветков
Данилов
Жуков
Фролов
Журавлёв
Николаев
Крылов
Максимов
Сидоров
Осипов
Белоусов
Федотов
Дорофеев
Егоров
Матвеев
Бобров
Дмитриев
Калинин
Анисимов
Петухов
Антонов
Тимофеев
Никифоров
Веселов
Филиппов
Марков
Большаков
Суханов
Миронов
Ширяев
Александров
Коновалов
Шестаков
Казаков
Ефимов
Денисов
Громов
Фомин
Давыдов
Мельников
Щербаков
Блинов
Колесников
Карпов
Афанасьев
Власов
Маслов
Исаков
Тихонов
Аксёнов
Гаврилов
Родионов
Котов
Горбунов
Кудряшов
Быков
Зуев
Третьяков
Савельев
Панов
Рыбаков
Суворов
Абрамов
Воронов
Мухин
Архипов
Трофимов
Мартынов
Емельянов
Горшков
Чернов
Овчинников - принадлежит к древнему типу русских семейных именований, образованных от личных прозвищ. Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что на практике использовалось относительно немного канонических церковных имен, которые в результате часто повторялись. Многочисленные же личные прозвища позволяли легко выделить человека в обществе. Поэтому прозвищные именования прибавлялись к крестильным именам, а нередко полностью заменяли их не только в обиходе, но и в официальных записях. Особую группу старинных прозвищ составляли именования, указывающие на род занятий. В русском языке указания на род занятий человека, как правило, оформляются суффиксами -ник или -щик/-чик: заводчик – владелец завода, мельник – тот, кто мелет муку, канатчик – тот, кто делает канаты. В писцовых книгах Новгородской пятины 1495 года отмечены Ивашко Овчинник, Созонко Ведерник, Онтонко Огородник и другие крестьяне с подобными прозваниями, отражающими специализацию крестьянского труда этих людей. Поэтому можно предположить, что человек, получивший в старину прозвище Овчинник, был скорняком и выделывал овечьи шкуры – овчины. В XV–XVI веках на Руси начали формироваться фамилии как особые наследуемые семейные именования. Общепринятая форма семейных имен сложилась не сразу, но уже к началу XVII века самой распространенной моделью образования фамилий было прибавление к основе суффиксов -ов/-ев и -ин, ставших со временем типичными показателями русских родовых имен. По своему происхождению именования являются притяжательными прилагательными: Иванов означает сын Ивана, поэтому основой их обычно становилось имя или прозвище отца. Так потомки человека, которого в прошлом по какой-то причине называли прозвищем Овчинник, стали Овчинниковыми. Фамилия Овчинников фиксируется в архивных документах с конца ХV века, причем ее носители – это, как правило, жители северных областей Руси: пермяк Илейко Кузмин сын Овчинников (1496), крестьянин Сольвычегодского уезда Иван Овчинников (1645) и др. С XVII века встречается фамилия Овчинников и на Среднем Урале, где в то время проживали верхотурский посадский Андрей Емельянович Овчинников, основавший деревню Овчинникову на реке Мугае. Также известен дворянский род Овчинниковых, представители которого упомянуты в Адрес-календарях служилого дворянства второй половины XVIII века. Таким образом, старинная фамилия Овчинников свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка, многообразии путей возникновения русских фамилий и, несомненно, имеет интересную многовековую историю.
Селезнёв
Панфилов
Копылов
Михеев
Галкин
Назаров
Лобанов
Лукин
Беляков
Потапов
Некрасов
Хохлов
Жданов
Наумов
Шилов
Воронцов
Ермаков
Дроздов
Игнатьев
Савин
Логинов
Сафонов
Капустин
Кириллов
Моисеев
Елисеев
Кошелев
Костин
Горбачёв
Орехов
Ефремов
Исаев
Евдокимов
Калашников
Кабанов
Носков
Юдин
Кулагин
Лапин
Прохоров
Нестеров
Харитонов
Агафонов
Муравьёв
Ларионов
Федосеев
Зимин
Пахомов
Шубин
Игнатов
Филатов - Основой фамилии Филатов послужило церковное имя Филат. Мужское имя Филат, которое легло в основу фамилии Филатов, является результатом упрощения тяжеловесного на русский слух крестильного имени Феофилакт. Это имя имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «богохранимый» или «Божий страж». Имя Феофилакт носил отец известного русского писателя Алексея Писемского (1821-1881), автора таких повестей, как «Тюфяк», «Комик», «Богатый жених», «Фанфарон», «Виновата ли она?» и др. О трудности произношения этого имени говорит героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Екатерина Туркина: «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч! Если бы Филатович, смешным, наверное, не показалось бы». Филат, со временем получил фамилию Филатов.
Среди наиболее известных однофамильцев - Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003), советский и российский актёр, режиссёр, поэт, публицист, Народный артист России (1996), лауреат Государственной премии РФ в области кино и телевидения, лауреат премии «Триумф». Филатовы – древний русский княжеский род. Происходил от царей Грузии. Династия Филатов одна из самых известных родов России. По легенде, потомок семьи Филатовых была царь Грузии Ашот I Великий (787—826). Филатовы младшая ветвь Багратионов. По другой версии фамилия Филатов произошла от греческого слова Фила-т.е любимый. По рассказу бабушки в старые времена когда козаки ходили на Турков, один казак привёз с собой гречанку освобождённую из турецкого плена, она его очень полюбила и всё время звала его Фила вот и пошла фамилия Филатов.
Крюков
Рогов
Кулаков
Терентьев
Молчанов
Владимиров
Артемьев
Гурьев
Зиновьев
Гришин
Кононов
Дементьев
Ситников
Симонов
Мишин
Фадеев
Комиссаров
Мамонтов
Носов
Гуляев
Шаров
Устинов
Вишняков
Евсеев
Лаврентьев
Брагин
Константинов
Корнилов
Авдеев
Зыков
Бирюков
Шарапов
Никонов
Щукин
Дьячков
Одинцов
Сазонов
Якушев
Красильников
Гордеев
Самойлов
Князев
Беспалов
Уваров
Шашков
Бобылёв
Доронин
Белозёров
Рожков
Самсонов
Мясников
Лихачёв
Буров
Сысоев
Фомичёв
Русаков
Стрелков
Гущин
Тетерин
Колобов
Субботин
Фокин
Блохин
Селиверстов
Пестов
Кондратьев
Силин
Меркушев
Лыткин
Туров
Абашев - Согласно сохранившимся документам, фамилия произошла от Абаша Улана — воеводы казанского хана, в 1499 году перешедшего на русскую службу. В дворянстве с 1615 года. Скорее всего, фамилия Абашев образована от имени Абаш. По одной из версий, оно представляет собой диалектный вариант имени Абдулла («раб, слуга Аллаха»), по другой — имени Аббас («суровый», «отец», «дед по отцу», «старший брат»). Существует также гипотеза, что в основе этой фамилии лежит прозвища Абаш, которое восходит, вероятно, к тюркскому слову abaci – «мастер, изготовляющий изделия из войлока, либо продающий войлок». Очевидно, это прозвище относилось к столь распространенным «профессиональным именованиям». Имя и прозвище Абаш, как и производные от них фамилии, часто упоминаются в исторических документах. Так, в «Ономастиконе» С.Б. Веселовского записаны: Абаш Улан, воевода казанского хана, 1499 г.; Абаш Иванович Стогов, 1532 г., Переяславль; Абашевы Чулок, Башмак и Алеша Ивановичи, 1540 г., Тверь; Абашев Автал Черемесин, 1608 г., Чебоксарский уезд; Абашев Федор Федорович, 1670 г., Абашевы, ХVII в., Торопец.
Ф