Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Три попа, а заросла в церковь тропа.

Шипулин

Назад

 

                                                                                                        Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова. Старообрядческий священник В.Д. Шипулин.                                                                                                                                                                                                                                                                     Главы из книги «Живая летопись села Скоблино»

           Глава 22. Старообрядческий священник

                           Василий Шипулин

                                            Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова

 

        Сто лет назад  в Зауралье и во всём Челябинском уезде в близлежащих деревнях проживали старообрядцы всех толков.  Если и посещали церковь, то только единоверческую, строго соблюдали и чтили традиции предков. В литературных источниках того времени шла непрерывная дискуссия о вере: чья правильнее. Не обошла стороной эта борьба за души верующих и село Скоблино Челябинского уезда (ныне Курганской области).

        В начале ХХ века  в этих местах служил священник Василий Данилович Шипулин. История его такова:

        «16 января 1911 года в соборном храме города Челябинска при громадном стечении народа было торжественно совершено  присоединение к Православной церкви старообрядческого «австрийского» священника Василия Даниловича Шипулина.

         Чин присоединения совершил отец Дмитрий Александров.

         Этому событию предшествовал следующий факт: 15 января этого же  года в Челябинск прибыл начётчик австрийского толка (старообрядческий священник) В.Г. Усов, который отказался беседовать с Шипулиным В.Д., хотя последний настаивал на этом разговоре.  После этого Василий Шипулин обратился к православному священнику за помощью и разъяснениями своих сомнений.

        Священник Василий Шипулин за всё время служения в Челябинске пользовался любовью и уважением среди своей паствы. Его влияние на старообрядцев было велико: многие из беспоповцев, как  в Челябинске, так и в его окрестностях, под влиянием его бесед  приняли белокриницкое священство. Его духовными детьми были прихожане в Челябинском, Троицком, Верхнеуральском и др. уездах.

           Шипулин В.Д. родился в 1866 году, был крещён в православной церкви, но родителями был переведён в старообрядчество. Ещё с молодых  лет он обратил на себя внимание старообрядческого «австрийского епископа» Антония Пермского и Сибирского, которым в 1898 году Василий Шипулин был рукоположен в сан священника в село Салбу Енисейской губернии. Из Салбы Антоний вскоре перместил Шипулина Василия в Амурскую область, Завитинскую волость, а в 1905 году - в Челябинск.

       Изучив старообрядческие старопечатные книги, отеческую литературу, Василий Шипулин стал сомневаться в законности раскола, был не согласен и с белокриницким священством. За разъяснениями он обращался к своему епископу Антонию устно и письменно, но ответа не получал.

       Те мотивы, которые побудили Шипулина оставить раскол и присоединиться к Православной церкви,  он высказал своей пастве во время проповеди в своём единоверческом храме.  Перед присоединением к Православной церкви он также обнародовал собственные убеждения перед прихожанами челябинского православного храма. 

       Отслужив 16-го января 1911 года в своём храме последнюю литургию, Василий Шипулин во всеуслышание заявил своим  пасомым, что он больше им не пастырь, так как сан, носимый им, он признаёт незаконным и поэтому оставляет его.

       Старообрядцы были поражены заявлением своего  любимого священника. Особенно сильное впечатление произвело на них заявление Шипулина о подложных мощах, выдаваемых за мощи святых мучеников Дады, Гавведая, Гаргала и Коздои, которые оказались, по его твёрдому убеждению,  не мощами святых мучеников, а черкесскими трупами. Причём, Василий Шипулин прочитал своим пасомым письма старообрядческих епископов Анастасия Измаильского и Антония Пермского.

       Сдав в общину храм и утварь, Василий  Шипулин мирно простился    с прихожанами,  которые публично в храме своём выразили ему благодарность за прежнюю службу.   

        В 2 часа пополудни  Василий Шипулин прибыл в храм православной церкви, где проводил беседу Епархиальный миссионер отец Дмитрий Александров.

       В связи с тем, что старообрядческий начётчик Усов не выступал на собеседовании, пришлось слово взять отцу Шипулину. Он заявил, что, как «старообрядческий» иерей, убедился в незаконности австрийского священства и истину видит только в Православной  Греко-Российской церкви.

       Вот слова из речи Василия Шипулина: «Я оставляю белокриницкое священство... Тщательно рассмотрев историю возникновения  нашего священства, я увидел, что полнота нашей иерархии и самоё существование нашей «церкви» пошло только с 1846 года, когда известные наши иноки Павел и Алимпий, сманив безместного и запрещённого греческого митрополита Амвросия, привезли  его в Белую Криницу (в Австрии) в монастырь, где Амвросий, которого предки наши считали еретиком, был принят, как еретик, вторым чином через таинство миропомазания в наше старообрядческое сообщество беглым иеромонахом Иеронимом.

       Принятый к нам Амвросий стал уже нашим святителем и рукоположил 6 января 1847 года некоего Киприана Тимофеева, с именем Кирилла, в сан Епископа, затем был рукоположен другой епископ, некто Аркадий.  И вот таким образом организовалась наша иерархия, которая от того времени и от тех лиц стала существовать.

       Но разве Христопреданное священство существует только с 1846 года? Нет. Оно ведёт свое начало от Христа и Святых Апостолов.

       У нас же до 1846 года не было главного чина, чина епископов, не было священников. Приходили к нам от чужих священников всякие ереси.

       Так беззаконно возникло наше священство, беззаконно и продолжает существовать!

       Наш священник Стефан Загороднов отыскал останки черкесских трупов на станице Алхан-Юрт на Кавказе и выдал их нашему Московскому Архиепископу Антонию за святые мощи Дады, Гавведая, Гаргала и Коздои.

       О том, что это не мощи, а остатки черкесских трупов, писал нам Епископ Анастасий нашему же Епископу Силуяну.

        Я сам осматривал в октябре 1905 года частицы этих мнимых мощей в присутствии наших священников:  Пимена Огнева из города Екатеринбурга, отца Иоанна из Нижнего Тагила, отца Андрея Бердышева и дьякона Ивана Сготкина, тут же был и Епископ Антоний. Последний, перекрестившись, поцеловал эти кости и сказал: «Слава Богу! Теперь у меня есть мощи, а то какой я был Епископ без мощей-то?...»

         Что ж я увидал? - Тёмную кость внутри с кожицей, похожей на червячка и с острым, тяжёлым запахом...  Я пришёл в смущение...»

          После своей пламенной речи Василий Данилович Шипулин был присоединён к православной церкви. Скорее всего, это признание далось ему нелегко, ведь выступать против своей

веры - дело очень трудное.                                                              

              

                                        Отрывок из письма

                      старообрядческого Епископа Анастасия

                    к Епископу Силуану Кавказскому о мощах.

                                                                         (Письмо подлинное,

                                                                         хранится в музее

                                                                         Ставропольского

                                                                         Епархиального

                                                                         Церковно-

                                                                         Археологического

                                                                         общества на Кавказе).

        ...Нужно было отцу Стефану, этому отчаянному священнику, сфабриковать таковое странное дело...

          Прошу и умоляю Ваше Преосвященство, расследовать это дело со тщанием.

          Прося Ваших Святых молитв, искренно уважающий Вас Анастасий, Епископ Измаила. 25августа.

 

                                                    Отрывок из  письма

                              Василия Шипулина к Екатеринбургскому

                              Австрийскому протопопу Пимену Огневу.

 

... При осмотре мощей, помните ли? - Я заявил тут же Владыке, что мощи были забальзамированы, а он мне ответил, что это благодатью пахнет? Я ничего не стал более говорить... Я до сих пор не осмеливался тебя спросить, как ты? Какого об этом мнения?

      Посоветуйте мне, что делать? Совесть моя повредилась... Или уж всё забыть, выбросить из головы?

                                           (24 декабря 1910 года, город Челябинск).                 

 

 

                                                Отрывок из письма

                       старообрядческого Епископа Антония

                                  к Василию Шипулину.

 

                                                                 (Подлинник хранится у

                                                                 Епархиального миссионера

                                                                 о. Дмитрия  Александрова -

                                                                 город  Оренбург).

 

               4января 1910 года. Кунгур.у. Перм. г. дер. Шамары.

                         Честный отец Василей!

    ...Я получил сведение, что ты имеешь сумнение о мощах.

       Не смущайся и не спеши судить...

   ...Приветствую ти по Бозе...

                                              Старообрядческий Епископ Антоний».

                                                  ***

         Как видно, старообрядческий епископ Антоний был не в состоянии доказать, что останки эти - истинные мощи святых мучеников,  а епископ Анастасий успокаивал  Василия Шипулина тем, что «от подлогов никто не застрахован. Святость веры свидетельствуется не «неизвестными костями», а останками святых  мучеников, источающих чудеса».

        Потом крестьянский сын  священника Василия Шипулина Еремия Васильевич Шипулин 20-ти лет, брат его Игнатий 15-ти лет, и сёстры их Марфа 10-ти лет и Акилина  7-ми лет были  присоединены к православию  из старообрядческой секты. Присоединение совершено священником со станции Челябинск Иоанном Евстратьевым. Помимо семейства Шипулиных к православию были присоединены ещё 12 человек из разных мест Челябинского уезда.

          Авторитет старообрядческого священника Василия Даниловича Шипулина среди народа был настолько велик, что старообрядцы целыми семьями начали переходить в православие. Благодаря своей искренней  убеждённости в незыблемости основ православия, Василий Шипулин с 1911 года многих жителей села Скоблино сумел переубедить и обратить в православие.

           В Оренбургских епархиальных ведомостях за 1912 год писали: «Крестьянин деревни Васильевки Таловской волости Спиридон Тельминов 32-х лет из поморской  секты присоединён к православию на правах единоверия священником села Введенского Челябинского уезда Василием Шипулиным 13 августа сего года».

       И таких записей находится множество как в журналах, так и в метрических книгах Введенского единоверческого прихода, куда священник Василий Шипулин был назначен 20 марта 1911 года.  

       В дальнейшем у Шипулина Еремии Васильевича не сложилась судьба так, как об этом мечтал его отец Василий Данилович.  И 27 апреля 1916 года он был освобождён от должности псаломщика Казанско-Богородицкой единоверческой церкви села Красного Яра Челябинского уезда по собственному прошению.*  Это и понятно: война, бедность, революционные настроения, переворот в мозгах - гнали страну на край пропасти...

 

_________________ 

* «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1916 год, стр. 151.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов