Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В роде дураков старшего нет.

Духовный род раненбургских Левитовых.

Назад

 

        

Алексей Тверитинов

Духовный род раненбургских Левитовых

В числе родственников дворянского рода рязанских Тверитиновых по женским линиям присутствует и духовный род Левитовых. Откуда появилась эта фамилия - Левитовы? Справочная литература указывает на её семинарское происхождение. Но, несмотря на видимую связь с Библией, никакого отношения к самим древним левитам представители фамилии не имели. Об искусственном присвоении фамилии церковным начальством одному из предков рода Левитовых свидетельствует и семейное предание.

Историк приходского духовенства кандидат исторических наук Илья Николаевич Мухин [1] в своих исследованиях делает следующий вывод об этой священнической семье: «Таким образом, очевидно, что семья Левитовых принадлежала к «элите» рязанского духовенства; ее представители, выбиравшие духовную карьеру, почти неизменно становились священниками, в т. ч. в городах; девушки выходили замуж либо за священников, либо за преподавателей духовных и светских учебных заведений с семинарским и академическим образованием. Многие из Левитовых получили не только законченное семинарское, но и академическое образование.

Своим возвышением Левитовы были обязаны Михаилу Васильеву Левитову, который первым получил академическое образование и стал соборным протоиереем уездного города Раненбург. После этого карьера большинства представителей семьи оказалась связана именно с Раненбургским уездом, где они получали священнические места, преподавали в духовном и уездном училищах и занимали различные должности (член правления Ран. ДУ, благочинный, директор тюремного комитета и т. д.). Учитывая широкие родственные связи и высокое положение ряда членов семьи (протоиерей Михаил, затем епископ Василий; протоиерей Димитрий) Раненбургский уезд оказался до некоторой степени «вотчиной» Левитовых» [2].

Вглядевшись в поколенную роспись, можно заметить, что представители рассматриваемой семьи Левитовых обладали не только некоторыми несомненными талантами и способностями, но, зачастую, и незаурядной силой духа и стойкостью внутренних убеждений. Среди них есть уже упоминавшийся выше профессор богословия, епископ Василий – Михаил Васильвич Левитов (3-2), приходящийся автору-составителю праправнучатым дядей; известный отечественный психолог доктор наук, профессор Николай Димитриевич Левитов (16-7) - двоюродный прадед автора-составителя; доктор биологических наук, профессор Николай Николаевич Левитов (24-9) - двоюродный дед автора-составителя, и в том же родстве - видный деятель Белого движения полковник Михаил Николаевич Левитов (25-9).

Поколенная роспись составлена по материалам ГАРО, И. Н. Мухина [3] и семейного архива. Другие источники представлены в тексте.

Большой исторический материал о Левитовых содержится в недавно вышедшей книге «Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева». – М., 2015. Книга в сокращении представлена на сайте под заглавием «Воспоминания Д. И. Журавлева о Скопине». Публикация Г. В. Зыковой [4].

Поколенная роспись Левитовых от священника Иоанна

I

1. ИОАНН

Священник.

II

2. ВАСИЛИЙ ИОАННОВИЧ………....1.

(1799 - ?). Диакон церкви села Боршевого Скопинского уезда, Рязанской губернии.

III

3. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ……...….2.

(1825 -1892). Выпускник Московской Духовной Академии. Магистр, профессор богословия Костромской семинарии. Протоиерей Троицкого собора и благочинный г. Раненбурга Рязанской губернии. Епископ, в разное время, Михайловский (и викарий Рязанской епархии), Тобольский, Пензенский и Саранский. В постриге получил имя Василий. Управляющий Раненбургской пустынью, где в настоящее время возобновлен мужской монастырь. Погребен в Успенском соборе Раненбургского Петропавловского монастыря.

Информация о нем содержится в справочной литературе и Интернете. Следует добавить, что Михаил Васильевич является также и автором 10-ти сочинений на богословские темы, и был внесен в «Биографический словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии» (Рязань, 1910) [5].

Отличался добротой и приветливостью [6].

Михаил Васильевич Левитов (3) (Василий) в бытность Епископои Пензенским. (Портрет 1889-90 гг. из фондов Пензенской епархии)

4. ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ…………....2.

(? – 1875). Окончил Рязанскую Духовную семинарию. Пел в хоре архиепископа Гавриила. С 1855 г. – священник села Грязновка.

5. ФЕОДОР ВАСИЛЬЕВИЧ………….2.

Учился в Киевской Духовной Академии. Из-за болезни учебу оставил и 10 лет преподавал в духовном училище. С 1966 г. - священник в селе Новая Усада (Покровское), Сапожковского уезда.

6. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ...……....2.

(1832 – 19. 10. 1887). В 1855 г. Алексей Васильевич был назначен священником церкви Михаила Архангела села Юсово, Раненбургского уезда, женившись на дочери предыдущего священника этого храма Фёкле Васильевне Покровской. При этом стал содержать тестя Василия Сергеевича (долгожителя) [7] и тещу Домну Дмитриевну Покровских. (Информация об Алексее Васильевиче Левитове представлена на сайте в статье «Священник Пётр Надеждин и Юсовский клад»).

7. ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ……...2.

(? – 1906). Протоиерей Троицкого собора и благочинный г. Раненбурга, Рязанской губернии. В 1864 г. Димитрий Васильевич, будучи студентом семинарии, был определен священником в село Никольское (Пиковые Рясы), Раненбургского уезда.

С 1878 года он помощник настоятеля Троицкого собора в Раненбурге. С 1879 г. – благочинный.

Димитрий Васильевич Левитов (7). (Из книги «Чаплыгин. Визитная карточка. Раненбург». – Воронеж, 2006)

8. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ……….2.

(? – 1906). Окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1866 г. был назначен священником в село Кузовлево. Затем несколько лет был настоятелем храма в селе Карповка (Архангельское). В 1884 г. переведен в Троицкий собор к брату Димитрию (7-2).

Был женат на Евпраксии Ефимовне, урожденной Виноградовой, дочери дьякона из села Вязовёнки Скопинского уезда.

Василий Васильевич Левитов (8). После 1894 г. (Фото предоставлено Г. В. Зыковой)

IV

9. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ....……..6.

(? – 16.04. 1911). В 1878 г. окончил Рязанскую Духовную семинарию. Преподавал в Раненбургском уездном училище историю и географию. С 1880 г. – священник села Дмитриевцы Скопинского уезда, затем по желанию прихожан стал священником села Алексеевское (Головинщина) Раненбургского уезда, где до него был священником его тесть Евфимий Михайлович Назаретов. Жена Александра Евфимьевна Назаретова.

10. МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА…….…….6.

(1867 – 1914). Окончила Раненбургское Женское городское училище. Является прабабкой автору-составителю настоящего труда по материнской линии. Муж Марии Алексеевны – Петр Васильевич Надеждин (1863 – 1930), после тестя Алексея Васильевича Левитова (6) стал священником Архангельской церкви с. Юсово. В 1930 году он ценою жизни отказался от сотрудничества с органами ОГПУ. Автору-составителю Петр Васильевич Надеждин приходится по материнской линии, соответственно, прадедом. На сайте размещена посвященная ему статья «Священник Пётр Надеждин и Юсовский клад».

У Марии Алексеевны и Петра Васильевича было восемь детей, из которых Василий Петрович (1893 – 1970) – дед автора-составителя, был женат на Глафире Михайловне Стародубровской (1897 – 1965), ставшей, соответственно, автору–составителю по материнской линии бабушкой. У них было три дочери: Лидия в замужестве Тверитинова – мать автора-составителя, Вера в замужестве Туровцева и Любовь в замужестве Толпеева. В настоящее время кроме Надеждиных, Тверитиновых, Туровцевых и Толпеевых их потомками являются семьи Макуловых, Бондаревых, Бабуриных, Погониных и Свинцовых.

eevna__urozhdennaya_Levitova__10__s_muzhem__.jpg

Мария Алексеевна, урожденная Левитова (10) с мужем Петром Васильевичем Надеждиным и детьми. Предположительно 1892 год.

11. АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВНА….6.

Муж – Димитрий Иоаннович Перехвальский, с 1889 г. священник села Соболево Пронского уезда.

12. ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА………..….6.

Муж – Петр Космич Лагов выпускник РДС, учитель, а затем священник села Соболево, Пронского уезда - сменил Димитрия Иоанновоча Перехвальского из-за его болезни. Позже был переведен в Ряжский собор.

Со временем семья Лаговых перебралась в Москву.

13. ПАВЕЛ ДИМИТРИЕВИЧ..……….7.

Окончив РДС, сначала был диаконом в Троицком соборе в Раненбурге при отце, а затем с 1898 по 1914 годы служил священником в храме Михаила Архангела села Кривополянье.

14. АЛЕКСАНДРА ДИМИТРИЕВНА.7.

Преподаватель музыки (фортепьяно). Первая учительница музыки Лидии Васильевны Надеждиной - своей двоюродной внучатой племянницы, матери автора-составителя.

15. АЛЕКСЕЙ ДИМИТРИЕВИЧ.……7.

(1884 - ?). Учитель пения Пензенского епархиального женского училища и композитор. Как сын священника в известные годы репрессий был осужден по 58-й статье на 10 лет. По возвращении из заключения работал в Раненбургском педучилище преподавателем пения и музыки (скрипка) и часто со скрипкой выступал в праздничных концертах. Жена Клавдия Аркадьевна, родом из Пензы.

16. НИКОЛАЙ ДИМИТРИЕВИЧ……7.
(17. 04. 1890 – 17. 02. 1972). Уроженец г. Раненбурга Рязанской губернии.

Видный отечественный психолог. Доктор наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. Среди правительственных наград – орден Ленина и медаль Ушинского. Его книги переведены на немецкий, чешский, польский, румынский, китайский, японский и другие языки. Участвовал с докладами в 1927 г. на IV психотехнической конференции в Париже и в 1928 г. на V конференции в Утрехте в Голландии. Избегая повторов, сразу следует отметить, что информация о нем в большом объеме содержится в справочной литературе и Интернете. Но примечательно то, что свой научный успех Николай Димитриевич связывал с высочайшим уровнем дореволюционной научной подготовки, полученной им в Петербургской Духовной Академии [8], и до конца жизни оставался глубоко верующим человеком. К слову добавить, что, изучая психологию в Петербургской Духовной Академии [9], он еще находил возможность параллельно заниматься психологией и в Петербургском Психоневрологическом институте [10]. Удивительным кажется и то, что совмещая учебу в Академии и институте, Николай Димитриевич кроме того в совершенстве овладел несколькими иностранными языками и находил время для чтения в подлиннике мировой классики, в том числе любимых авторов: Гюго, Мериме и Мопассана.

Кроме широко известной научной и педагогической деятельности Николай Димитриевич проявлял большую социальную активность, систематически публикуясь в научно-педагогических и общественных журналах, выступая по радио, работая в обществе «Знание». Объехал всю страну, прочитав свыше 1000 научно-популярных лекций, с охватом четверти миллиона человек в сорока регионах Союза [11].

Вклад Николая Димитриевича в становление психологической науки настолько значителен, что уже в наше время, начиная с 2006 года, в ознаменование его заслуг стартовали ежегодные международные научные конференции под названием «Левитовские чтения». Всего за период с 2006 по 2014 годы их было проведено уже девять. В «Первые Левитовские чтения» включены содержательные материалы и о самом Николае Димитриевиче [12].

К известным биографическим сведениям можно добавить лишь следующие небольшие штрихи. После революции Николай Димитриевич преподавал в Раненбургском педагогическом институте психологию и логику, где с 1918 года был избран председателем правления института, как тогда называлась должность ректора. Вскоре на этом посту его сменил профессор из Смоленска Михаил Иванович Тверитинов [13], дед автора-составителя, а Николай Димитриевич перебрался в Москву.

Работая в столице, Николай Димитриевич все же очень любил бывать у себя на родине в Раненбурге, где продолжали жить его брат Алексей (15-7) с семьей и сестра Александра (14-7) Димитриевичи на улице Крупской, как она именовалась в советское время. Здесь у них был свой дом с садом. Сюда же, в этот дом, именно его считая своим настоящим домом, а не московскую квартиру, Николай Димитриевич присылал различную литературу для домашней библиотеки – от иностранной и научной до отечественной и художественной. Библиотека была обширной, и ею пользовались многие родственники, в том числе и его двоюродная внучатая племянница - мать автора-составителя Лидия Васильевна Надеждина.

Приезжая в Чаплыгин (Раненбург) на отдых, Николай Димитриевич любил ходить на рыбалку. Рядом на выбор были две рыбные в то время речки – Ягодная и Становая Рясы, а автор этих строк, будучи тогда мальчишкой, знал, где можно для него нарыть подходящих червей.

Как и все Левитовы Николай Димитриевич был очень музыкален и любил играть на расположенном в центре комнаты Раненбургского дома старинном черном рояле с пожелтевшими и стертыми от времени клавишами. В понятие отдыха так же входила и работа в своей уникальной библиотеке.

В Москве Николай Димитриевич жил с семьей на ул. Горького (Тверской). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Жена Вера Петровна, урожденная Преклонская, происходила из потомственного духовенства.

Свою дочь Левитовы назвали Вероникой (по-домашнему - Вера) – по имени родителей Веры и Николая.

17. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ……......8.

(1868 – 1921). Священник в с. Покровском, Данковского уезда. Публицист, автор многочисленных статей и брошюр на религиозные и социальные темы. Из них наиболее популярны «Народ и духовенство» [14], «Некоторые мысли по поводу нестроений церковной школы» [15] и многие др. Стремился к обновлению церкви в плане расширения всестороннего просвещения народных масс в христианском духе и повышению престижности приходского духовенства.

18. АННА ВАСИЛЬЕВНА………...…..8.

( ? - 1904). Окончила Рязанское епархиальное училище экстерном. Муж – священник с. Телятники Данковского уезда, затем г. Скопина Иван Дмитриевич Журавлев (1974 - 1956). Первоначальная фамилия этого духовного рода – Алмазовы. Но семинарское начальство поменяло фамилию на Журавлевых по месту службы предков селу Журавинка, Скопиннского уезда. В семье было трое детей. До взрослого возраста дожили двое – Дмитрий и Екатерина Ивановичи - троюродные дед и бабушка автора-составителя. Дмитрий Иванович Журавлев (1901 – 1979) - физик, доктор наук, профессор Московского института инженеров землеустройства, автор воспоминаний о Скопине [16]. Его племянница Анна Ивановна Журавлева (1938—2009), дочь Екатерины Ивановны, четвероюродная тетя автора-составителя – советский и российский литературовед, историк русской литературы, профессор филологического факультета МГУ. Ее муж и соавтор некоторых книг - поэт Всеволод Николаевич Некрасов (1934 – 2009).

Анна Васильевна Левитова (18) в девушках. (Фото предоставлено Г. В. Зыковой)

Анна Васильевна Левитова (18) в замужестве Журавлева. 6 сентября 1902 г. (Фото предоставлено Г. В. Зыковой)

19. ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ…..……….8.

(1877 – 1942). Из Рязанской семинарии в 1897 г. поступил и в 1901 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью магистра. С 1902 по 1917 годы преподавал в Екатеринославской семинарии психологию (основная специальность), логику, философию, нравственное богословие. Автор опубликованных научно-педагогических трудов: «Проект реформы духовно-учебных заведений» [17], «По вопросу о духовном образовании» [18], «О самостоятельном чтении воспитанников семинарии и о руководстве их в этом отношении»; «О расширении курса литературы в духовных семинариях» [19]. Много писал и на религиозно-философские и этические темы. Вот некоторые из этих трудов: «Красота и христианство»[20]; «О жизни и смерти»[21]; «Тело и его судьба». - СПб., 1910; «Православная церковь и Л.Н. Толстой». - Екатеринослав, 1910; «Современный аморализм и его виды». - Рязань, 1911; «О дуэли». - Екатеринослав, 1912; «Самоубийство пред судом христианской этики». - Харьков, 1917.

Родственники отмечали: «Основная черта, которую мы, скопинские, всегда особенно ценили и уважали в дяде Паше, это — его высокая интеллигентность, интеллигентность в собственном смысле этого слова… Глубокая человечность, сердечность — вторая основная черта дяди Паши» [22].

Жена Мария Федоровна – выпускница женского Епархиального училища. В 1928 г. родилась дочь Вера, позже – дочь Ирина [23].

Павел Васильевич Левитов. 20 августа 1928 г. (Фото предоставлено Г. В. Зыковой)

20. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ…………….8.

(1879 – 1955). Учился в Рязанской, а затем в Пензенской семинариях. Из обоих был уволен за дисциплинарные проступки. Тем не менее, некоторое время служил сельским священником. После 1905 г. службу оставил – расстригся и занимался практикой частного поверенного в Раненбурге. Увлекался картежной игрой и жестоко проигрывался. До революции занимался пробами пера, в том числе сочинял драмы, которые в Раненбурге ставили на любительских спектаклях. После революции периодически жил в Скопине, подмосковном Ступине, Раненбурге, Москве. Используя всего лишь свои семинарские знания, оказался успешным учителем в школе. Был дважды женат, но детей не было [24].

21. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ……....8.

(1880 – 1949). В 1905 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата, после чего был преподавателем Духовного училища в Екатеринославе. Преподавал также и в женском Епархиальном училище. Женился на своей ученице - Ольге Дмитриевне. У них трое сыновей: Василий, Дмитрий и Павел. Один из них стал врачом [25].

22. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ……….8.

(1883 – 1933). В 1909 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата и был учителем Раненбургского Духовного училища. В советское время подвергался преследованиям за религиозность, и незадолго до трагической смерти был уволен с работы [26].

Алексей Васильевич Левитов (22). Рязань, 1903. (Фото предоставлено Г. В. Зыковой)

23. ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ……….8.

(1884 – 1952). Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Жил в Раненбурге. Преподавал в средней школе [27].

V

24. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ.……..9.

(13 02. 1891 – 1969). Доктор биологических наук, профессор, микробиолог НИИ экспериментальной медицины. Выпускник Харьковского ветеринарного института.

25. МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ…….....9.
(30 09. 1893 – 15. 12 1982). Уроженец Раненбургского уезда Рязанской губернии.

Полковник (в 27 лет). Командир 2-го Корниловского ударного полка. Кавалер орденов Св. Владимира 4 ст. с мечами и Святителя Николая Чудотворца [28]. Обладатель Знака 1-го Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой армии. Участник Великой (Первой мировой) войны. Видный деятель Белого движения. Эмигрант. Мемуарист, военный публицист и автор книги по истории Корниловского ударного полка.

Родственники считали его без вести пропавшим в период Первой мировой войны, что было простительной версией в условиях советского существования. Но по открывшейся недавно обширной информации, Михаил Николаевич предстал человеком уникальной судьбы. В справочной и даже художественной литературе [29] и Интернете стали появляться материалы о его неординарной жизни и деятельности.

Участвуя в многочисленных боях, Михаил кроме тактического умения проявлял и большую личную храбрость, основанную исключительно на твердости убеждений и силе духа. Он получил 13 ранений. Большая часть из них пришлась на Гражданскую войну. Но это не помешало Михаилу Николаевичу прожить пусть и тяжелую, но долгую подвижническую жизнь и оставить литературные воспоминания. Материалы собирались им на протяжении почти 4-х десятилетий. В 1936 году в Париже Левитов опубликовал мемуары, в которых подробно описал действия корниловцев в Курской губернии. В 1966 году в Лос-Анджелесе был опубликован его мемуарный очерк в журнале «Вестник первопоходника». Наконец, в 1974 году в Париже была переиздана книга Левитова «Материалы для истории Корниловского Ударного полка», объемом в 669 страниц, талантливо написанная и представляющая собой труд в 4-х частях. Одна из этих частей – «Корниловцы в Галлиполи» представлена в книге «Русская армия на чужбине. Галлиполийская эпопея» [30], изданной в 2003 году в Москве в серии «Россия забытая и неизвестная» [31]. Другие части книги М. Н. Левитова, в том числе «Корниловцы в боях летом – осенью 1919 года» и «Корниловцы после Галлиполи» выложены в Интернете.

К биографическим штрихам следует отнести и его личное знакомство с Александром Исаевичем Солженицыным [32] и семейное общение с дочерью генерала Корнилова Наталией Лавровной.

Потомки Михаила Николаевича Левитова живут во Франции.

Из краткой биографии Михаила Николаевича выстраиваются следующие события.

После окончания Рязанской Духовной семинарии, а затем Виленского военного училища в декабре 1914 года, Михаил попадает на фронт в 178-й пехотный Венденский полк; участвует во всех боевых действиях полка до весны 1917 года, командуя ротой, а затем батальоном. С весны 1917 года в составе 1-го Ударного отряда (Корниловского ударного полка) при 8-й армии Юго-Западного фронта Михаил Николаевич принял участие в летнем наступлении и зимних боях в Киеве. Был трижды ранен. Поручик. Награжден орденом Св. Владимира 4 степени с мечами.

В феврале 1918 года вступил в Добровольческую армию рядовым 1-й офицерской роты Корниловского ударного полка и участвовал во всех боях 1-го Кубанского – «Ледяного» похода. 28 марта 1918 года был ранен под Екатеринодаром. Вернувшись в июне 1918 года в полк, принял участие во 2-м Кубанском походе и в сентябре того же года был снова ранен в бою под селом Медвежье в районе Ставрополя. После выздоровления был направлен от полка в Крым в конвой для охраны вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и Великого князя Николая Николаевича (Младшего) вплоть до их отъезда заграницу. Затем командовал ротой. С июня 1919 года - командир 1-го батальона 2-го Корниловского ударного полка. 3 августа 1919 года – снова ранение в бою за город Обоянь. Вернувшись после выздоровления в полк, Михаил Николаевич во главе своего батальона участвовал в штурме Орла. С 1920 года Михаил Николаевич уже командует Корниловским ударным полком, при этом все еще оставаясь поручиком. 9 февраля 1920 года возглавляемый им полк, внезапным контрударом выбил красных из Ростова-на-Дону, захватив большое количество пленных и трофеев. 13 марта 1920 года в ходе боев за Новороссийск поручик Левитов за проявленное боевое мастерство был произведен одним приказом сразу в штабс-капитаны, капитаны и подполковники, а через три месяца – в полковники. Далее Михаил Николаевич участвует во всех боях Корниловской дивизии в Северной Таврии. 7 октября 1920 года приказом Главнокомандующего он награждается орденом Святителя Николая Чудотворца.

28 октября 1920 года Михаил Николаевич был тяжело ранен в бою на Перекопском валу.

4__Kornilovzy_v_Gallipoli.jpg

Полковник Михаил Николаевич Левитов (25). Галлиполи, 1921 г.

5.jpg

Михаил Николаевич Левитов (25)

Затем начался тяжелый период эмиграции: Галлиполи, Болгарский город Перник, потом Париж. И везде лишения, тяжелая работа на шахтах, заводах и других местах. И все же Михаил Николаевич и его соратники, верные долгу и чести, спасли и сохранили в себе подлинную Россию, увезя ее с собой, до конца жизни оставаясь глубокими патриотами своей, пусть даже и советской, но любимой и дорогой Родины.

В эмиграции Михаил Николаевич Левитов был председателем Общества Галлиполийцев и возглавлял Объединение чинов Корниловского ударного полка, оставаясь на этом посту до конца жизни.

Похоронен во Франции на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Титульный лист книги М. Н. Левитова.

Знакомясь с душераздирающими материалами о жизни русских людей в эмиграции, иной раз кажется, что дух подлинной России действительно увезли с собой эмигранты и он до сих пор сохранился ими там.

7__Novij_risunok__2_.png

Могила М. Н. Левитова (25) на Галлиполийском участке русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа под Парижем


26. ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА…………..9.

(22. 06. 1896 – 1982). Окончила Московские высшие женские курсы, историко-филологический факультет. Затем окончила Воронежский педагогический институт. Преподавала русский язык и литературу в старших классах Раненбургской средней школы. Ученицами у нее были и сестры Надеждины – ее двоюродные племянницы Лидия (мать автора) и Вера, для которых она всегда оставалась «тетей Олей». Никогда не была замужем.

Вся жизнь этого добрейшего человека прошла под страхом разоблачения ее старшего брата белогвардейца (25-9). Она тщательно скрывала правду о нем, опасаясь не столько за саму себя, сколько за своих близких, всемерно стараясь оградить их от возможных неприятностей. Ведь уже достаточным поводом для репрессий было одно только происхождение ее самой и ее родственников. Возможно, что чувство именно этого рода ответственности и было причиной того, что она не вышла замуж.

8__Semya_-_predstaviteli_4-h_familij.jpg

Семья – представители 4-х фамилий. Слева направо: Дмитрий Михайлович Тверитинов; его жена Лидия Васильевна, урожденная Надеждина; их сын Алексей Тверитинов (автор); мать Лидии Васильевны Глафира Михайловна Надеждина, урожденная Стародубровская; двоюродная тетка Лидии Васильевны со стороны бабушки по отцу Ольга Николаевна Левитова (26). Чаплыгин (Раненбург), 1958-59 г.

27. АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ….......13.

Родился в 1895 г. в селе Кривополянье Раненбургского уезда, где служил священником его отец. Жил в Раненбурге и работал счетоводом. Как сын священника был осужден по статьям 58 – 10, 58 – 11, 2 и расстрелян.

28. ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ………...13.

(1900 - ?). Жил в Чаплыгине (Раненбурге) на ул. Крупской через дом от Левитовых – Димитриевичей. Родственники звали его Митей. Как сыну священника, лишенцу, ему пришлось довольствоваться любой работой. По счастливому случаю некоторое время работал садовником в ближайшем от города колхозе. Вообще грузчики да еще бухгалтеры-счетоводы – характерные специальности для «бывших» в начале советского времени.

Как и большинство Левитовых Митя был высокого роста и обладал очень хорошим, оперного уровня, басом. Пел в церковном хоре Кривополянского храма, единственного незакрытого в тех местах в советское время, где еще недавно служил его отец и где в 1951 году был крещен и автор этих строк.

В Раненбурге Митя выступал с классическим репертуаром на концертах самодеятельности. При этом часто аккомпаниатором на рояле у него была его родственница Лидия Васильевна Надеждина, мать автора и внучка Марии Алексеевны Левитовой (10-6).

Дмитрий участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен и награжден орденом Славы 3 степени и медалью «За победу над Германией» [33].

29. ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА….…..15.

Родилась и жила в Раненбурге. Окончила Тимирязевскую Академию. После смерти отца переехала на родину матери в Пензу.

1. Илья Николаевич Мухин является также одиннадцатиюродным внуком автора-составителя по Тверитиновым.

2. Из дипломной работы И. Мухина.

З. В том числе коллекция клировых ведомостей.

4. http://www.history-ryazan.ru/node/15253

5. Биографический словарь составлен И. В. Добролюбовым и дополнен С. Д. Яхонтовым. Издан Рязанской Ученой Архивной Комиссией.

6. Церковные ведомости. – 1889. - №18. – С. 189; 1890. - № 31. – С. 351. Прибавление к Церковным ведомостям. – 1892. - № 8. – С. 313-314. Русский паломник. – 1889. - №19. – С. 230. Русский инок. – 1912. – Вып. 52. – С 41-42, 58, 60. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992. – Т. 2. – С. 1790, 2168. И другие источники.

7. Священник Василий Сергеевич Покровский родился в 1789 году. В клировой ведомости с. Юсова за 1880 год ему показано 92 года. – Информация И. Н. Мухина.

8. Одновременно с Николаем Димитриевичем Левитовым в 1917 году Петербургскую Духовную Академию окончил и его двоюродный племянник Василий Петрович Надеждин, приходящийся автору-составителю дедом по материнской линии. Новый советский строй Василий Петрович не принял и был всегда к нему в оппозиции.

9. Обучение проходило под руководством Виталия Степановича Серебренникова (1862 -?), одного из основателей научной экспериментальной психологии, доктора богословия, профессора С.-Петербургской Духовной Академии, председателя существовавшего при Академии Студенческого Психологического Общества.

10. Занимался у профессора Александра Федоровича Лазурского (1874 – 1917), русского психолога, разработавшего методику «естественного эксперимента». Основные труды А. Ф. Лазурского относятся к характерологии и классификации личностей. – БСЭ.

11. Информация Н. К. Шеляховской, ученицы Николая Димитриевича

12. Материалы международной научной конференции «Первые Левитовские чтения» 24 апреля 2006 года. – М., 2006.

13. См. размещенный на сайте очерк «Мой дед Михаил Иванович Тверитинов».

14. Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева. – М., 2015. – С. 106, 111-112 (Глава шестая. Свадьба), 369-383 (Приложение); Церковно-общественная жизнь -Казань, 1907. - №35 (31 авг.). В том же году переиздано отдельной брошюрой в Казани.

15. М.В.Левитов Некоторые мысли по поводу нестроений церковной школы. // Церковно-общественная жизнь. – Казань, 1907 - №40 (5 октября). В том же году переиздано отдельной брошюрой в Казани.

16. Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева. – М., 2015.

17. Богословский вестник. – М., 1906. – Т. 2. - №6. – С. 302 – 319.

18. Там же. – С. 338 – 349.

19. Оба руководства изданы в Екатеринославе, 1906

20. Православно-русское слово. - СПб., 1904. - № 6.

21. Православно-русское слово. - СПб., 1905. - № 7.

22. Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева. – М., 2015 С. 114 (Глава шестая. Свадьба).

23. Там же. – С. 112-113.

24. Там же. – С. 114-116.

25. Там же. – С. 116-117.

26. Там же. – С. 117.

27. Там же. – С. 117-118.

28. Учрежден Вождями Вооруженных Сил Юга России. По статусу приравнен к ордену Св. Георгия. Награждение орденом Святителя Николая Чудотворца производилось Кавалерской Думой и утверждалось Главнокомандующим. Орден имел две степени. Подход к награждению этим орденом был очень требовательный и строгий. 1-й степенью никто награжден не был. Сам П. Н. Врангель получил от Думы только крест 2-й степени. Девиз ордена: «ВЕРОЙ СПАСЕТСЯ РОССИЯ». Кавалерский праздник – 9 мая. Награждение же офицеров Георгиевскими орденами за боевые отличия против своих сограждан считалось неэтичным.

29. Михаил Николаевич Левитов упоминается как деятель белого движения в романе Д. М. Володихина «Доброволец». – СПб., 2007. (Автор – Дмитрий Михайлович Володихин – доктор исторических наук, МГУ).
Другие источники:
Левитов М. Корниловцы в Донецком бассейне // Вооружённые силы на Юге России. Январь-июнь 1919 года. / д.и.н. С. В. Волков. — М., 2003. — С. 35—61. — («Россия забытая и неизвестная. Белое движение в России», том 17);
Шмаглит Р. Г. Белое движение. 900 биографий крупнейших представителей русского военного зарубежья. — М., 2006;
Белая армия. Фотопортреты русских офицеров. Альбом. — Париж, YMCA-press, 2007;
Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. — М., 2002;
Шайдицкий В. И. На службе Отечества. — Сан-Франциско, 1963. — С. 375, 385, 476;
Чувакова В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917—2001: В 6 т. 8 книгах. 4. «Л-М» / Рос. гос. б-ка; Сост., — М., 2007.

Бугров Ю. А. Литературные хроники Курского края. – Курск, 2011.

30. Составитель сборника доктор исторических наук С. В. Волков.

31. Серия основана в 2000 году и издается ЗАО «Центрополиграф» под общей редакцией авторов проекта Валентины Алексеевны Благово и Сергея Алексеевича Сапожникова, членов Российского Дворянского Собрания.

32. Н. Н. Рутыч. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии Вооруженных Сил Юга России: Материалы к истории Белого движения. – М., 2002.

33. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 744809. Д. 17; Сайт «Подвиг народа».


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов