Исследовательская работа « Мои корни»
По направлению « История моей семьи в истории моей страны».
Автор:
Рахмангулова Рузанна
Ученица 9класса
МОУ Свободненская СОШ
Руководитель:
Бурмистрова Ф.Д.
Учитель истории.
Эпиграф: слова поэта Е. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы- как истории планет.
У каждого все особое, свое,
И нет планет , похожих на нее.
И если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой не интересностью своей.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем в сущности о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего,
мы,зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не возвратить
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.»
Вводная часть:
Мотив:
Гипотеза:
-Существует гипотеза, что связь между поколениями утеряна и потому, понятие патриотизма размыто, непонятно.
Своей исследовательской работой я хочу показать, истинную картину преемственности поколении, на примере моей семьи. Я считаю, что любовь к Родине напрямую связана с любовью к своим корням. История моей страны начинается с истории отдельных семей, родов.
Актуальность:
Пропаганда патриотизма через интерес к своим корням теперь очень актуальна, у каждого человека при слове Родина возникает картина родного дома и родных лиц, человек без такой памяти обделенный, ущербный, неполноценный. Я не хочу быть среди таких.
Цель:
Используя научно-исследовательский метод, выполнить исследовательскую работу, по генеалогии, составить генеалогическое древо семей Рахмангуловых и Мусалямовых Добытые знания систематизировать для дальнейшего исследования.
Задачи:
-Источники генеалогического исследования
-Башкирская генеалогия
-Генеалогический словарь
- Зачем нужна генеалогия ?
-Составление родословной
II. Практическая часть:
1.Опросы.
2.Анкетирование
3. Записать воспоминания
4.Собрать фотографии и сведения о родственниках.
5. Проанализировать и систематизировать собранный материал.
И выполнить эти задачи по плану.
План:
I.Вводная часть:
1.Мотив:
Гипотеза, актуальность.
2.Цель и задачи.
II.Основная часть:
1.Теоритическая часть:
-Что такое генеалогия?
-Виды родословия
.-Генеалогические исследования
-Составлении родословной
- Зачем нужна генеалогия ?
2.Практическая часть:
- Опрос и интервью, анкетирование по вопросам:
А)До какого колена мы знаем предков?
б)Лексическое происхождение рода
в) Географическое расселение рода
г)Кем был предок( прадедушка)?
д)В каких войсках служили мужчины моего рода.
е) Кого больше в мужчин или женщин в семьях Рахмангуловых
и Мусалямовых.
ж)Род занятии представителей семей.
з)Популярные имена, значение некоторых имен
и)демографический анализ семей в сравнении.
к)Биографии моих предков
л)Составление генеалогического древа семей Рахмангуловых
и Мусалямовых.
3.Заключительная часть:
1. Выводы исследовательской работы
2.Предложения
3.Использованная литература и интернет ресурсы
II. Основная часть:
1 источник:
Генеалогия (греч. genealogia — родословная), вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий; тесно связана с геральдикой и др. вспомогательными историческими дисциплинами. Родословия царей, правителей, мифических героев существовали уже в древности (часто носили легендарный характер), но особое значение получили в средние века в связи с установлением и оформлением сословных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического древа или таблиц), в которых указывались все члены основной и боковых ветвей рода, их брачные связи. Особенно много таких справочников появлялось с 15 в. Возникнув и первоначально развиваясь т. о. как практическая отрасль знаний, служившая целям доказательства древности и знатности происхождения отдельных родов, Г. приблизительно с 17—18 вв. начинает складываться как вспомогательная историческая дисциплина (А. Дюшен, П. Ансельм и др. во Франции, Дж. Дагдейл в Англии, К. М. Шпенер, Я. В. Имхоф, И. Гаттерер в Германии и др.). Г. оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).
В России первые указания по Г. относятся к 15 в. (сведения по родословиям в актах), а в 16 в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший — "Государев родословец", относится к 1555. Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конца 17 в. была составлена "Бархатная книга" — роспись наиболее знатных родов России. В 1787 вышла "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" (ч. 1—2). В её основе был "Государев родословец", но росписи дворянских фамилий доходили до конца 16 в. Первые родословные таблицы составил М. М. Щербатов. Обобщающим генеалогическим трудом явилась "Российская родословная книга" (ч. 1—4, 1854—57), написанная П. В. Долгоруковым. В конце 19 — начале 20 вв. интерес дворянства к Г. не уменьшился. Археографическая комиссия опубликовала указатели к Летописным сводам, что явилось известным достижением в области изучения древней Г. А. В. Экземплярский, Р. В. Зотов и Г. А. Власьев опубликовали монографические исследования, посвященные княжескому родословию Северной Руси, Черниговщины и дома Рюриковичей. Большое значение имел труд В. В. Руммеля и В. В. Голубцова "Родословный сборник русских дворянских фамилий" (т. 1—2, 1886—87). Обширные исследования были посвящены истории родов Юсуповых, Голицыных, Шереметевых, Барятинских и др. Развитие нумизматики позволило решить ряд проблем восточной Г. В. В. Бартольд перевёл и снабдил комментариями книгу Лейн-Пула "Мусульманские династии", использовав для этого русского собрания монет. В. В. Вельяминов-Зернов проделал большую работу по изучению Г. касимовских царевичей. Важное место заняли труды Л. М. Савёлова, посвященные библиографии Г., а также лекции по русской Г., прочитанные им для слушателей Московского археологического института в 1907—12.
В конце 19 — начале 20 вв. появляются и сводные работы, посвященные отдельным видам и группам русских и украинских родословных книг (А. Б. Лобанов-Ростовский, Г. А. Милорадович, В. Л. Модзалевский). Оживление исследований в Г. связано также с образованием "Русского генеалогического общества" (1895, Петербург) и "Историко-родословного общества" (1904, Москва), издававших "Известия" и "Летописи".
Принципиально иное направление приобрела Г. после 1917. Внимание исследователей обращено на источниковедческие и археографические проблемы родословных книг (М. Е. Бычкова), на Г. и историю крестьянских торгово-промышленных капиталов (Н. Е. Носов). Большое значение по Г. русских феодальных родов имеют работы С. Б. Веселовского (как опубликованные, так и неопубликованные). В советское время появились изыскания по Г. выдающихся деятелей русской науки, культуры, общественной мысли, посвященные родословным А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, Аксаковых, М. В. Ломоносова и др. Особое место занимают исследования по Г. В. И. Ленина и семьи Ульяновых.
Генеалогия, греч., систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве старинных родов титулованного и нетитулованного дворянства.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Генеалогия ж. наука родословная, родословие: поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалог м. родослов, занимающийся родословием. Генеалогический, родословный.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Генеалогия (греч. genealog a родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в XVII XVIII вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.
Генеалогия РЭС
Известная уже многим народам древнего мира, генеалогия лишь с конца Средних веков принимает точные формы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские ордена. У древних генеалогов состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов, от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Когда же образовались рыцарские ордена, и от поступающего в них потребовались доказательства дворянского происхождения, то генеал. сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического дерева (древа). Генеалогическое древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе которого у корня помещали герб лица вступавшего в орден; ствол делился на две главные ветви, на которых помещали: на правой герб отца, а на левой герб матери. Каждая из главных ветвей снова делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось восемь гербов (8 quartiers) с каждой стороны (считая и герб вступавшего), реже - 16. Подобные же доказательства дворянства требовались впоследствии для принятия молодых девушек на воспитание в монастыри и т. п. В XVII в. требовались, как документы, подтверждающие генеалогическое древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена. Мало-помалу к изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти, браке и т. п., а затем начали уменьшать изображение герба. и даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями. Таким образом генеалогическое древо обратилось в ряд имен и получило название генеалогической таблицы. Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того, чтобы начинать его снизу, т. е. с лица, для которого она составлялась, стали писать вверху таблицы родоначальника или старшего предка, от которого и вели роспись. Так как женскую линию проследить было чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с родителями прямою чертою, а между собою - скобкою. Справа всех мужских имен помещается кружок, а женских - квадрат (в западноевропейских генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и кроме того сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими. Поэтому теперь обыкновенно означают каждое лицо номером, начиная с родоначальника. Значение генеалогии заключается в тех услугах, который она иногда оказывает истории. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, а часто и в умышленные ошибки, желанием разных лиц считаться потомками знаменитых и славных предков. Родословия, особенно в конце XVII-го, XVIII-м и в начале ХIХ-го ст., часто составлялись без всяких документальных данных, на основания спорных или ложных преданий. Лишь в последнее время генеалогия начинает малопомалу отбрасывать все недостоверное, хотя бы и правдоподобное. Во Франции, где генеалогия впервые появилась в Средние века, она дала целый ряд деятелей: Гозье, СенМарт, Дю-Шене, Шиффле, Лабурер. Мальи, Женульяк; в последнее время генеалогия получила большое развитие и в Германии (Эртель, Гопфель, Фойгтель, Гебгард и др.). У нас лишь за последнее время генеалогия получила некоторое развитие, и в настоящее время имеется целый ряд работ русских генеалогов: Барсукова, Бранденбурга, Руммеля, Селифонтова, Петрова, Милорадовича и др. П. ф.-Винклер."
Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья "Генеалогия" начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи, чтобы не затесался чужак, и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке создаются государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий.
В России родословные росписи появляются в конце XV века. В 16 в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший - "Государев родословец", относится к 1555 г. Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конца 17 в. была составлена "Бархатная книга" - роспись наиболее знатных родов России. В 1787 вышла "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" (ч. 1-2). В её основе был "Государев родословец", но росписи дворянских фамилий доходили до конца 16 в. Первые родословные таблицы составил М. М. Щербатов. Обобщающим генеалогическим трудом явилась "Российская родословная книга" (ч. 1-4, 1854-57), написанная П. В. Долгоруковым. В конце 19 - начале 20 вв. интерес дворянства к генеалогии не уменьшился. Археографическая комиссия опубликовала указатели к Летописным сводам, что явилось известным достижением в области изучения древней генеалогии. А. В. Экземплярский, Р. В. Зотов и Г. А. Власьев опубликовали монографические исследования, посвященные княжескому родословию Северной Руси, Черниговщины и дома Рюриковичей. Большое значение имел труд В. В. Руммеля и В. В. Голубцова "Родословный сборник русских дворянских фамилий" (т. 1-2, 1886-87). Обширные исследования были посвящены истории родов Юсуповых, Голицыных, Шереметевых, Барятинских и др. Развитие нумизматики позволило решить ряд проблем восточной генеалогии. В. В. Бартольд перевёл и снабдил комментариями книгу Лейн-Пула "Мусульманские династии", использовав для этого русского собрания монет. В. В. Вельяминов-Зернов проделал большую работу по изучению генеалогии касимовских царевичей. Важное место заняли труды Л. М. Савёлова, посвященные библиографии генеалогии, а также лекции по русской генеалогии, прочитанные им для слушателей Московского археологического института в 1907-12.Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В сороковые годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.
Начавшие было развиваться исследования по генеалогии, были прекращены в России к 1917 году. Большевистский переворот положил начало массовому истреблению классов купцов и крестьян, дворян и духовенства, научной и рабочей интеллигенции. "Как вредное", в 30-х годах было распущено Евгеническое общество и собственно генеалогией стали заниматься "историки от НКВД".
В условиях развития системы ликвидации общей безграмотности, класс дворян, как носитель генеалогических знаний был уничтожен полностью. Генеалогией на территории бывшей России заниматься стало опасно. Истреблялась память о предках, уничтожались документы, семейные архивы.
Поэтому принципиально иное направление приобрела генеалогия после 1917. Внимание исследователей обращено на источниковедческие и археографические проблемы родословных книг (М. Е. Бычкова), на генеалогию и историю крестьянских торгово-промышленных капиталов (Н. Е. Носов). Большое значение по генеалогии русских феодальных родов имеют работы С. Б. Веселовского (как опубликованные, так и неопубликованные). В советское время появились изыскания по генеалогии выдающихся деятелей русской науки, культуры, общественной мысли, посвященные родословным А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, Аксаковых, М. В. Ломоносова и др. Особое место занимают исследования по генеалогии В. И. Ленина и семьи Ульяновых.
В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее. 1. В восходящем - объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам - к его отцу, деду, прадеду и т.д.
2. В нисходящем - объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам. Как восходящие так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, т. к. в каждом колене указывается прямой предок - мужчина. Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям. Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин. Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин. Восходящие и нисходящие родословия изображаются: * Родословным древом; * Родословными таблицами; * Родословной росписью. Родословное древо Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру, будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением - родители этого лица, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне - его потомки. Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю, принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся на желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин замужних - на лиловом, девушек - на синем. Все лица, находящиеся в живых - на зеленом фоне, мужчины - более темном, женщины - более светлом.. Мужские имена писались в прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах. Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях. Родословная таблица Родословная таблица также может быть восходящей и нисходящей, по ней можно более подробно узнать о каждом лице, упоминаемом в ней. Родословная таблица - это то же, что и родословное дерево, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно - каждое поколение, расположено строго на одной горизонтали, то хорошо просматриваются родственные связи внутри рода. Нисходящую таблицу труднее начертить, т.к. ее построение затрудняет не совпадающее число имен в каждом поколении, но и разное число потомков у каждого лица в одном поколении. По виду таблицы могут быть горизонтальными, вертикальными, круговыми. Родословные росписи Наиболее часто используемый вид родословия. Роспись ведется построчно. Колена росписи обозначаются римскими цифрами. Арабскими цифрами обозначаются все лица присутствующие в росписи. Нумерация арабских цифр - сквозная. Общему предку присваивается номер 1. Детям присваиваются номера 2/1,3/1,4/1. Внукам: 5/2,6/3,7/3,8/4. Знаменатель дроби обозначает отцовский номер. Матери, бабушки нумеруются арабскими цифрами без дробей, при соблюдении сквозной нумерации числителей. Римские цифры отделяют представителей одного колена от другого. Они проставляются с новой строки. Сведения родословной росписи могут быть перенесены в карточки, работа с которыми намного удобнее и эффективнее, т.к. в карточку можно внести любые сведения. Информация о представителях рода должна быть краткой, лаконичной и содержать необходимый минимум: имя, отчество, фамилию, года жизни, звание, титул, профессию, место рождения, некоторые исторические подробности, награды. Далее по усмотрению составителя. |
Генеалогическое исследование также старо,
как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов или героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя. Как вы думаете, почему древние люди были так заинтересованы в том, чтобы знать от кого они происходят?
ИСТОЧНИКИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве источников в генеалогическом исследовании могут выступать практически любые вещественные и духовные памятники, содержащие в себе сведения об отдельном лице или роде. В этом смысле их число не ограничено.
Существует отдельная наука, занимающаяся изучением фамилий людей, имен, отчеств, прозвищ, кличек, псевдонимов – АНТРОПОНИМИКА.
Фамилия – это наследственное имя семьи. Их появление в России началось сравнительно поздно и растянулось на четыре столетия 14 – 17 вв. Большинство русских фамилий развилось из отчеств, лишь некоторые произошли от названий места происхождения семьи.
Гораздо сложнее обстоит дело с мордовскими фамилиями. Помимо личных имен, в их основу могли лечь русские нарицательные слова. Такие фамилии носят одна треть мордвы. Но все - таки в основу большинства их легли имена. Это очень важно для генеалогического исследования, т. к. имя, лежащее в основе фамилии как правило, является именем основателя рода.
Например, один из наиболее известных мордовских княжеских родов 17 в. – князья Баюшевы. В основе их фамилии лежит имя Баюш, которое носил основатель рода. Это историческая личность. В 1612 г. он встал во главе объединенного отряда алатырских мурз и мордвы и разбил пришедших ногайцев. В 1613 г. Совет всей земли по приговору воевод Трубецкого и Д.М. Пожарского пожаловал Баюшу и его потомкам княжеское звание и фамилию.
УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Это родословные легенды. Они характерны как для дворянских, так и для крестьянских родов. Причем дворянские родословные фиксировались с 16 в., была даже целая Палата родословных дел, которая занималась сбором и проверкой родословных документов – результатом явилась Бархатная книга.
Родовые предания рабочих и крестьянских семей начали фиксироваться только с 19 в. Это делали священники, они публиковали материалы в «Епархиальных ведомостях».
Вообще же источниками для сбора сведений о своей семье могут служить все виды письменных источников: государственные акты, периодическая печать, переписка, делопроизводственная документация, брачные контракты, завещания и т.д.
Но наиболее подробный материал по исследованию крестьянских семей дают ревизские книги, – т. е. переписи населения с 1719 по 1857 гг. Особо ценны ревизские сказки, составлявшиеся на отдельное лицо или семью.
Башкирская генеалогия.
Известно, что в древности у многих народов и племен бытовала традиция составлять и в устной форме или письменной форме передавать от поколения к поколению генеалогию родоплеменной знати и правителей. До появления бумаги, как таковой, генеалогические записи делались на бересте, шкурах, камнях, стелах и прочих традиционно используемых для письма материалах.
Традиция составления генеалогий была широко распространена и у древних тюрков. Известный башкирский просветитель-демократ XIX в. М. Уметбаев в своей работе "Башкиры" отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:
1) свое собственное происхождение, т.е. род;
2) поименное знание и объяснение звезд;
3) знание преданий и легенд о великих ханах.
Мысль М. Уметбаева о первой из необходимых для коренного башкира трех вещах позднее развил и конкретизировал в своих исследованиях ученый - этнограф Р.Г. Кузеев. "У башкир, как и у других в прошлом кочевых скотоводческих народов, - писал он, - издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам. Рождение этого обычая было связано, видимо, с принципом родовой экзогамии у башкир... Составление и знание родословной сначала было необходимостью продиктованной обычаями патриархально - родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена". По предположению исследователя, в древности башкиры - кочевники в целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде. Ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение.
После принятия мусульманства и вслед за ним арабского письма генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом "шежере", что в дословном переводе на русский язык означает "дерево", в смысловом же переводе - "родословное" или "родословие". Р.Г. Кузеев по этому поводу пишет: "Перевод слова "шежере" "родословным" или "родословием" не исчерпывает того значения, которое имеется в действительности. Не случайно в историко - краеведческой литературе XIX века, где были опубликованы переводы на русский язык нескольких башкирских шежере, эти письменные памятники назывались по разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невозможен, так как сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям".
В виде синонимов слова "шежере" башкиры в своей письменной практике довольно часто употребляли также слова "насабнаме", "насапхат", "силсиля" и "тайра". И все же с давних времен в большинстве случаев башкиры относительно родословных употребляли слово "шежере". Это слово прочно утвердилось как в языке народа, так и в научной литературе.
По формальным, внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные и нарративные. Первый вид представляет из себя список мужских имен, расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Отсюда и название "шежере", в переводе с арабского обозначающее "дерево". Второй вид, обычно, также имеет разветвленную цепь имен, но в нем, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты.
Башкирские шежере, как и многие другие виды письменных памятников, подвергались тяжелым испытаниям времени. Особенно варварски обращались с ними в первые десятилетия советской власти, когда все прошлое, старинное огульно отрицалось, критиковалось и разрушалось. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Те, кто уважал историю и дорожил духовным наследием своих предков, закапывали письменные памятники глубоко в землю или опускали на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.
Сложившаяся в Башкортостане практика преподносит соединенные между собой имена родословных в виде схемы. Такие схемы еще сохраняют свое преимущество наглядности при небольшом количестве имен, но совсем теряют его, если приходится иметь дело с 200 именами, не говоря уже о 900 именах и многочисленных примечаниях к ним и поздних дополнениях к родословным. специально для таких случаев европейская практика представления родословных давно выработала другую форму, а именно - форму росписи в виде таблицы, состоящей из столбцов и строк: в первом столбце помещают индивидуальный номер заглавного имени в строке, во втором - индивидуальный номер отца носителя заглавного имени, а в третьем - заглавное имя с примечаниями, дополнениями, приписками документа и пояснительными сведениями его издателя.
В последние годы в башкирском обществе снова усиливается интерес к прошлому и былым событиям. Идет активный поиск истоков и генетических корней. Многие люди стремятся выявить и установить имена своих некогда забытых предков, ознакомиться с их биографиями и деятельностью. По старинным образцам составляются родословные схемы, организуются встречи сородичей и праздники шежере. А это значит, что шежере возраждается, приобретает новую жизнь.
Из Краткой энциклопедии Башкортостана:
ШЕЖЕРЕ (шэжэрэ), генеалогич. запись башкирских племен и родов. В Ш. вносились имена предводителей родов по муж. линии, включались сведения об ист. событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью Ш. является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых Ш. считалось обязательным. В 15-16 вв. Ш. получили письм. оформление. Самые ранние Ш., возможно, были зафиксированы в булгарский период. Баш. Ш. в изв. степени носят энциклопедич. характер: в них наряду с ист. сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юрид. и морально-этич. нормах, сюжеты произв. нар. т-ва, лит. фрагменты. Отд. Ш. охватывают довольно большой ист. период. Напр., Ш. рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского гос-ва и Золотой Орды. В кыпсакских родовых Ш. эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В Ш. ранних периодов преобладает фольк. материал: мифы, предания и легенды. В последующих Ш., касающихся событий 13-15 вв., осн. место занимают ист. факты, иногда встречаются сюжеты героич. эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, напр., Ш. карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов "Шежере племени усерган" написан в стихах и представляет собой письм. поэтич. пам. Своеобразно по форме, структуре и стилю Ш. ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо ("Мэктyб телмэре") от поколения к поколению. Баш. Ш. опирается и на традиции Ш. тюрк., монгольских, араб. и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как "Сборник летописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих", 1300-1310) Рашид-ад-адина, "Тюркские шежере" ("Шэжэрэ-и тэрк", 17 в.) Абулгазы, "Сборник истописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих," 1602) Кадыра Гали.
Словарь наименований и понятий кровного и духовного родства и свойства(А-Н) Бабушка, бабка - мать отца или матери, жена деда. Брат - сын в отношении к другим детям одних родителей. Брат крестный - сын крестного отца. Брат крестовый, брат по кресту, брат названый - лица, обменявшиеся нательными крестами. Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат. Братаниха - жена двоюродного брата. Братанич - племянник по брату. Братана - дочь брата, племянница по брату. Брательница - двоюродная или дальняя родственница. Братова - жена брата. Братыч - сын брата, племянник по брату. Вдова - женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа. Вдовец - мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены. Великая тетка - сестра деда или бабки (двоюродная бабка). Великий дядя - брат деда или бабки. Ветвь Внук - линия родства, сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы. Внучатая двоюродная племянница - внучка двоюродного брата или сестры. Внучатая племянница - внучка брата или сестры (троюродная племянница). Внучатный, внучатый - являющийся родственником в третьем колене, троюродный. Внучатые братья и сестры - троюродные братья и сестры. Внучатый двоюродный племянник - внук двоюродного брата или сестры. Внучатый племянник - внук брата или сестры Троюродный племянник - внук троюродного брата или сестры. Внучка, внука - дочь сына или дочери, племянника или племянницы. Двоюродная бабушка - сестра бабушки или деда. Двоюродная племянница - дочь двоюродного брата или сестры. Двоюродная прабабушка - сестра прабабушки или прадеда Двоюродная сестра - дочь дяди или тетки. Двоюродная тетка - двоюродная сестра отца или матери. Двоюродный - состоящий в родстве во втором колене. Двоюродный брат - сын дяди или тетки. Двоюродный дед - брат деда или бабушки. Двоюродный дядя - двоюродный брат отца или матери. Двоюродный племянник - сын двоюродного брата или сестры. Двоюродный прадед - брат прадеда или прабабушки. Двоюродный прапрадед - брат прапрадеда или прапрабабушки. Деверь - брат мужа. Дед (дедушка) - отец отца или матери. Дед крестный - отец крестного отца. Дедина, дедка - тетка по дяде. Дедич - прямой наследник по деду. Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям. Дочь названая - приемыш, воспитанница. Дщерич - племянник по тетке. Дщерша - племянница по тетке. Дядька, дядя - брат отца или матери, а также муж тетки. Единокровные дети (однородные) - дети, происходящие от одного отца, но разных матерей. Единоутробные дети (одноутробные) - дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов. Жена - женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке. Женима, женища - невенчанная четвертая жена. Жених - мужчина, получивший согласие женщины на брак Золовка, золовища, золова - сестра мужа, иногда жена брата. Зять - муж дочери, сестры. Колено - разветвление рода, поколение в родословной. Крестная мать - участница обряда крещения в роли духовной матери. Крестник, Крестница - крестный сын; крестная дочь. Крестный отец - участник обряда крещения в роли духовного отца. Кровное родство - происхождение от одних родителей, о родстве в пределах одной семьи. Кузен, Кузина - двоюродный брат; двоюродная сестра. Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери. Кума - крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу. Малая тетка - сестра отца или матери (двоюродная тетка). Малый дядя - брат отца или матери. Мать - женщина по отношению к своим детям. Мать крестная, крестовая - восприемница при обряде крещения. Мать молочная - мамка, кормилица. Мать названая - мать приемышу, воспитаннику. Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать. Мачеха - неродная мать, другая жена отца по отношению к его детям от прежнего брака. Молочная сестра - ребенок (женского пола), вскормленный чужой матерью, по отношению к ее детям. Молочный брат - ребенок (мужского пола), вскормленный чужой матерью, по отношению к ее детям. Муж - мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке. Невестка - жена брата или жена сына, а также жена одного брата по отношению к жене другого брата. Незаконнорожденный - рожденный от родителей, не состоящих в церковном браке. |
1. Составление восходящего древа. а) С чего начать. Вы поставили перед собой задачу: составить родословие своей семьи. Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Вам лучше начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях. б) Какие документы использовать. Ищите информацию сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи. Используйте официальные документы. - Свидетельство о рождении даст знание о времени и месте рождения, имена и отчества родителей, их фамилию. - Свидетельство о браке даст сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении). - Свидетельство о расторжении брака - о дате расторжения брака (в загсе, а не суде), месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов. - Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и ее причине. - Паспорт помимо некоторых указанных здесь сведений укажет места жительства владельца документа, сведения о супруге, детях (их именах и датах рождения). Еще паспорт имеет одну или несколько фотографий владельца, может содержать иные сведения (о группе крови, об обмене денег). - Трудовая книжка даст сведения о всех местах работы и занимаемых должностях, образовании... - Данные о профессии, образовании, званиях и наградах предков могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах, орденских книжках. Для мужчин (и части женщин) универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения (и даже указание роста, веса, размера головы и обуви). Перечисленных документов семейного архива будет достаточно для составления таблицы до 4-5 колена. Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды. Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор, не потерять нить беседы. В его основе можно использовать пункты карточки. Естественно, что эти сведения поместятся только в родословной росписи, поэтому начинайте вести ее одновременно с составлением таблицы. Если вы всерьез увлечетесь генеалогией, то для продолжения ваших исследований вам потребуются более серьезные, архивные, изыскания. Подробно о том в каких архивах и что искать вы можете узнать из журнала "Родина" N2 за 1991 год. 2. Составление нисходящего древа. На следующем этапе своих исследований попробуйте составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии). Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же вы можете отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им. Завершением нисходящей таблицы будете вы, ваши родные и двоюродные братья и сестры, а так же другие родственники о существовании которых вы, возможно, и не подозревали! Они окажутся проживающими и рядом с вами, и в других городах, и на другом конце страны. Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, о которых вы узнаете, неизмеримо возрастет. И среди них, наверняка, окажутся интересные люди, знаменитые личности. Попробуйте, и вы убедитесь в этом. 3. Рекомендации по хранению материалов. Хранить собранные выписки, документы, документы семейного архива следует по нескольким простым правилам: хранить в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгибов) большеформатные и ценные документы и редкие фотографии размещать в отдельных конвертах весь материал следует сгруппировать в папках по темам, авторам, адресатам и хронологии. |
Зачем нужна генеалогия
Во что бы Вы ни верили, имеет смысл изучить историю своей семьи. Но не просто составить список с фамилиями, именами, отчествами и годами жизни или повесить на стену красивое генеалогическое древо, а изучить ее по-настоящему. Где Ваши предки жили? Чем занимались? Что ели? Что носили? С кем дружили и враждовали? Сколько прожили? Отчего умерли? Стоит съездить в те места, откуда они родом, посмотреть вокруг, зайти в краеведческий музей, чтобы увидеть родные им предметы. Только тогда Вы сможете понять их и себя, обнаружить семейные традиции, которые Вы соблюдаете, не осознавая этого, выявить семейные достоинства и недостатки, понять почему Вам что-то нравится, а что-то вызывает у Вас бурное раздражение."Зачем?" - спросите Вы. "Я занят, нет времени, не до этого..."Если Вы верите, что Вам никто не нужен...Если Вы верите, что Вам никто не нужен, то знаете, что большинство людей воспринимает эту мысль как детскую блажь. И в такой точке зрения есть смысл. Отречение от чего-либо является поступком, достойным уважения, только если знаешь, от чего отрекаешься. Нежелание поддерживать семейные традиции, если принимать в расчет только ближайшие поколения может, на самом деле, быть своей противоположностью. Не исключено, что это Ваши деды отреклись от семейных традиций, которые поддерживались много веков, а Вы на самом деле хотите к ним вернуться. А в случае, если Вы действительно хотите жить так, как никто до Вас не жил, довод другой. Легче всего это объясняет пример. Как Вы думаете, какой художник вызывает больший восторг и уважение публики: который умеет рисовать как высочайшие мастера, но рисует по-своему, или такой, который рисует по-своему потому, что по другому не умеет? Какой из людей, произносящих на международном симпозиуме речь на русском языке, вызывает большее уважения - тот, который другого языка не знает или тот, который знает пять, но использует русский из принципиальных соображений?Вы имеете полное право отрекаться от чего угодно, но если хотите превозмочь инфантилизм, изучите то, от чего отрекаетесь.Если Вы верите в генетику... Если Вы верите в генетику, то знаете, что из поколения в поколение передаются особенности внешности и характера, таланты, болезни. Самый благоприятный для Вас климатический пояс может находиться на родине Ваших предков. Профилактика наследственных болезней может спасти Вам жизнь, но только если Вы будете знать о них. Возможно, в Вашем роду есть вид деятельности, приводящий к максимальному успеху, и определить его можно не методом проб и ошибок, а изучив историю рода. Возможно, каждое третье поколение в Вашем роду появляется на свет гениальный музыкант, вопрос только в том, чтобы вовремя развить его способности - Вы уверены, что это не о Вашем ребенке?А вы не считаете разумным, вступая в брак, изучить происхождение будущего супруга? Никто и не предлагает наступать на горло своей любви, но, может, с ним надо как-то особенно обращаться, чтобы все получилось хорошо?Если Вы верите в высшие силы...Если Вы верите в высшие силы, то знаете, что они редко разговаривают с человеком прямо, их обычный метод общения - притча, символ. Вся трудность в том, чтобы понять сказанное, отличить знамение от чепухи. Смысл можно извлечь из всего - из случайно открытых книг, из снов, из мелких и незначительных для других происшествий, но самое длинное и наверняка осмысленное послание содержится в истории Вашего рода. Не смешно ли, пытаться найти поучение на обрывках газет, надписях мелом на стене, в случайных выкриках и не обращать внимание на книгу, лежащую на столе? Если Вы верите в Бога... Если Вы верите в Бога, то знаете, какое значение в Библии придается роду, читали о проклятиях и благословениях, которые передавались по поколениям. Зачем Бог это делал? Пути его неисповедимы, но он ничего не делает просто так. Значит, передается что-то из поколения в поколение, что он хочет искоренить или поощрить. Вы когда-нибудь говорили: "Господи, за что?.." А может то, чем Вы довольны или нет, пришло из прошлого? Вы не хотите узнать, за что Бог Вас карает или благословляет? Если Вы верите, что Вы экстрасенс... Если Вы верите, что Вы экстрасенс, то знаете, что экстрасенсорные способности чаще всего передаются по наследству, хотя могут являться и результатом мутации. Так что если Ваши родители не являются жертвами радиационного облучения, найти свой путь в экстрасенсорике Вам очень поможет знание истории своей семьи. Не обязательно искать ведьму или колдуна – человек, живший странно, совершавший необычные поступки, пользовавшийся необычной репутацией, тоже о многом Вам скажет. Если Вы верите только в прибыль... Если Вы верите только в прибыль, то знаете, как важен имидж. Человек, желающий заключать выгодные контракты, должен и выглядеть соответственно, и вести себя так, чтобы вызывать доверие. Знание истории своей семьи, может многое добавить к Вашему имиджу. Во-первых, генеалогическое древо, альбом с архивными справками, фотографиями и видами родовых имений производит хорошее впечатление, особенно на западных партнеров. Альбом может быть и электронным – есть такие компьютерные программы под названием "Моя родословная" и "Семейный электронный архив". Во-вторых, в роду каждого человека обнаруживается масса фамилий, так что почти каждый из тех, с кем вы переговариваете, может оказаться Вашим потенциальным дальним родственником (для этого нужно знать эти фамилии). В-третьих, это дает отличную тему для разговоров и не позволит никому называть Вас новым русским в плохом смысле этого слова - вы будете человеком с историей и традициями. Если Вы верите в бессмертие души... Если Вы верите в бессмертие души, то Вы верите и в то, что Ваши предки могут Вам помочь. А как докричаться до них, как позвать их на помощь? Только если Вы знаете их хорошо и можете их вспомнить, представить, почувствовать, то сумеете войти с ними в контакт, пусть туманный, но действенный. Если Вы верите в необходимость национальной идеи... Если Вы верите в необходимость национальной идеи, то знаете, насколько трудноисполнима задача ее разработки. Попробуем определить, какой она должна быть. Это должна быть некая концепция, близкая каждому человеку, проживающему в государстве, и объединяющая людей с тем, чтобы они действовали на благо своей страны. Генеалогия в широком смысле этого слова, вполне в это определение вписывается. Население наше всегда было весьма мобильно, предки почти у каждого жили в разных частях России. Поселив эти места, человек почувствует свою причастность к ним, не захочет их терять. Правда, обнаружив, что могилы его предков залиты водохранилищем или засыпаны промышленными отходами, он может и возмутиться, но это повысит его интерес к природоохранным мероприятиям и защите памятников старины. Исследовав все ответвления своего родословного древа, он обнаружит, что почти все населении России - его родственники, что сделает его неравнодушным к их проблемам. И так далее... Почему бы не начать с себя? |
Практическая часть:
- Опрос и интервью, анкетирование по вопросам:
А)До какого колена мы знаем предков?
б)Лексическое происхождение рода
в) Географическое расселение рода
г)Кем был предок( прадедушка)?
д)В каких войсках служили мужчины моего рода.
е) Кого больше в мужчин или женщин в семьях Рахмангуловых
и Мусалямовых.
ж)Род занятии представителей семей.
з)Популярные имена, значение некоторых имен
и)демографический анализ семей в сравнении.
к)Биографии моих предков
л)Составление генеалогического древа семей Рахмангуловых
и Мусалямовых.
Результаты опросов, анкет,фото, воспоминании в приложении в дискете и диске.
Я провела несколько опросов с целью сбора информации:
Более позднее сведения мне удалось узнать о семье Рахмангуловых, потому что корни Мусалямовых в Башкирии, а Рахмангуловы местные, челябинские и потому я узнала корни до ПРАПРАДЕДУШКИ.
Я узнала о географическом проживании моей родни.
Наш род хоть компактно но разбросан по территории,
Мусалямовы Башкирия, Чесма,Октябрьский район Челябинской области
Ханты-Мансийский край, о. Новая Земля, США.
Рахмангуловы: Набережные Челны, Мамадышский район Татарии, Троицкий и Октябрьский районы
Челябинской области, г.Челябинск.
С отцовой стороны в городах и селах живут 50 на 50,
с маминой-53% в городах и 47% в селах, ровно, нет предпочтения
к какому-либо образу жизни.
Несмотря на компактное проживание ( Поволжье, Урал и Сибирь)
Часто встречаться не удается, в последний раз съезжались в 1998
Году на 80-летие прабабушки Рахмангуловой Бики Закировны
Я так же провела опрос с целью выяснения до какого колена мы знаем свою родню.
Опрощено 32 родственника
от 10 до 55 лет
До 3 колена знают- 53,1%
До 4 колена- 28,2%
До 5колена 18,8%
Мне интересно было узнать об именах моей родни, ведь имена тоже дают информацию.
Имена, которые чаще всего повторяются в моем роду, значит любимые имена:
Рахмангуловы:
Мужские:Ринат, Рустам, Руслан, Радмир
Женские:Альфия, Лариса, Дина.
Мусалямовы:
Мужские: Ильдар, Ильгизар, Альмир
Женские: Альмира, Лилия, Эльвира
Анализ:
Среди Рахмангуловых имена мужчин на букву«Р» встречаются чаще всего.
Среди Мусалямовых в мужских и женских именах встречается начало на
иль, аль,эль, что означает в переводе с татарского родной (ая).
Среди мужских имен Рахмангуловых встречается следующие
Имена:
Сабирьян,Гарифьян,Газимьян,
Шарифьян, Шакирьян, Салимьян.
У всех имен окончание –ЯН, такое окончание
часто встречается в татарских именах, значение такого окончания буду выяснять.
Проанализировала я и профессиональные интересы моей родни и у меня получился следующий результат:
В каких же войсках служили мои родственники, это тоже дает информацию
Кого же больше в наших семьях мужчин и женщин, в настоящее время, мои исследование пришло к следующему выводу:
Кого больше рождалось в семьях Рахмангуловых и Мусалямовых последние 4 колена?
Я решила выяснить, кто самый старший, а кто самый молодой?
Мне очень интересно было узнать хотя начальные сведения о моих родственниках и я узнала, о моем прадеде Рахмангулове Сантимире Гарифьяновиче
Из воспоминании папы, бабушки, теть и дядь Рахмангуловых
Родился в 1911 году в крестьянской семье, в Челябинской области д.Аминево,трудился в колхозе,
перед началом Второй мировой войны женился на Бике Закировне
И у них родился старший сын Гарифьян 1939г.р. Когда началась Великая
Отечественная война его призвали, но не в строевую, а в трудармию
потому что по состоянию здоровья его посчитали негодным к строевой. Всю войну он работал в Миассе на оборонном предприятии.
После войны продолжил работать в совхозе, родилось еще 7детей.
В настоящее время все живы, кроме моего деда, Газимьяна, родившегося в 1946 году. Мой прадед был скромным и трудолюбивым человеком.
Рахмангулова Бика Закировна, моя прабабушка.
Из воспоминании детей и внуков
Родилась 7 августа 1918 года в деревне Малые Кирмени Мамадышского района республики Татарии. По предположению приехала в гости к родне,
Познакомилась с Сантимиром и вышла за него замуж. Во время войны ,как и все женщины заменила в колхозе своего мужа, никаких скидок, что был маленький ребенок не делали. После возвращения мужа с трудармии родилось друг за другом еще 7 детей. Все силы стала отдавать детям. Все дети выросли честными, трудолюбивыми, порядочными людьми. Как мать, прабабушка была идеальна.
Воспоминание о моем деда Мусалямове Мурсалиме
Родился в Башкирии в семье крестьянина, был младшим из трех братьев ,которые рано умерли и потому родни было мало. Служил в Чехословакии
в 50-х годах в автомобильных войсках, водителем. После службы женился на моей бабушке Назибе, у них родилось 6 детей, 2дочери и 4сына, из них двоих уже нет в живых, старшая дочь, Зиля прожила лишь 42года и младший сын в 18лет погиб в воинской части.
Дедушка всю жизнь прожил оператором и электриком, был бригадиром водонапорного участка, где проработал 36 лет. Имел много награи благодарностей. Он ветеран труда.Мой дед умер в 2008 году в возрасте 75лет.
Имея те технические возможности, которые у меня есть я составила генеалогическое древо семей Рахмангуловых и Мусалямовых. Я знаю, что женшин нужно в квадрат вписывать, а мужчин в круг из-за неудобства этого не стала делать, составила дополнительные разъясняющие таблицы.
В таблице родители, дети, внуки одним цветом.
Мусалямовых много, поэтому, чтобы не запутаться, сделала4 уточняющих таблиц
Работа, которую я провела для меня очень полезная, многое, что я узнала,
было для меня открытием. Я не только узнала новую информацию, но и анализировала, сравнивала, обобщала.
Чувство гордости для меня и раньше не было пустым звуком, но а сейчас,в результате сделанного только выросло.
Мои предки честные,трудолюбивые, любящие детей, порядочные люди.
Мое предложение заключается в том, что я предлагаю и другим
ребятам, взрослым последовать моему примеру.
я сама исследование продолжу, потом
3.Заключительная часть:
Использованная литература и интернет ресурсы:
/wiki/Генеалогия.ua
www.genealogy.ua/ua/dict.php