До революции эта фамилия была на слуху во всём Волго-Уральском регионе. Имел непосредственное отношение этот род и к истории нашего города. Примерно в 1770 году несколько семей Рамеевых переселились из Мензелинского уезда в центральную Башкирию. Род Рамеевых прославился не только своим состоянием, но и огромным вкладом в развитие национальной культуры края.
Самые известные из представителей этого рода – золотопромышленники братья Шакир и Закир Рамеевы. С помощью известного в своё время мусульманского учёного Ризы Фахретдинова они составили свою родословную, которая ведёт начало с возникновения Казанского ханства. Её рукописный вариант в настоящее время находится в Институте истории и литературы Башкирского филиала Академии наук. Известно, что один из их предков Рахимкул Урманович Рамеев жил в д.Тайсуганово. Его сыновья Исмаил (Исмагил) и Салим Рахимкуловичи со своими сыновьями числились в купеческом сословии Сеитового посада – крупного центра транзитной торговли между Средней Азией и Россией в XVIII-XIX веках.
Начнём с Исмаила. У Исмаила Рахимкуловича Рамеева (1741-1811) было несколько сыновей. Старший Абдулкарим (1774-1851) стал имамом деревни Зирган Стерлитамакского уезда и одновременно занимался торговыми делами. Мне удалось установить, что Указом Уфимского магистрата от 31 декабря 1834 года Абдулкарим с семейством был причислен к купцам 3 гильдии Стерлитамакского уезда. Один из его сыновей Мухаметсадык женился на дочери Альмухамета Ибрагимовича Дашкина, потомственной дворянке Ханифе. От этого брака известны пятеро детей: Камиля, Гумер, Галихайдар, Мухаметзакир (Закир) и Мухаметшакир (Шакир). Судьбы первых трёх неизвестны, предположительно, они умерли в младенчестве. А Закир и Шакир Рамеевы стали известными предпринимателями-меценатами.
Закир Мухаметсадыкович Рамеев, издатель газет и журналов, золотопромышленник, депутат I Государственной думы (1906), больше известен как видный татарский поэт Дэрдменд. Он родился 23 ноября 1859 года в деревне Зирган Стерлитамакского уезда. В 1862 году его родители переехали в д.Юлук Орского уезда (ныне Баймакский район). Начальное образование получил в деревенском медресе. Для продолжения обучения в 1880 году уехал в Стамбул. По возвращении Закир Рамеев увлекается творчеством: переводит с турецкого, пишет стихи под псевдонимом Дэрдменд, что значит «опечаленный». Неудивительно: вся его поэзия была пронизана пессимизмом.
После женитьбы переезжает в Оренбург , где начинает издавать газету «Вакыт» и журнал «Шура» на татарском языке, которые пользовались огромным успехом среди мусульманского населения всего края. Журнал «Шура» знакомил читателей с восточной классической литературой. Особое внимание уделялось пропаганде русской литературы. На его страницах печатались будущие классики татарской и башкирской литературы: Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Ш.Камал, М.Гафури…
Золотопромышленника-просветителя Закира Рамеева можно отнести к когорте прославленных купцов-меценатов России. Его имя по праву может стоять в одном ряду с именами Третьякова, Морозова, Мамонтова… На свои деньги он обучал студентов за границей, покупал для татарских школ и медресе учебники. По воспоминаниям современников, не любил заниматься коммерческими делами, отдавая себя творчеству. При этом не вмешивался в издательскую политику. Будучи по жизни человеком скромным, без амбиций, просто отдавал свои стихи редактору журнала «Шура» Ризе Фахретдинову со словами: «На ваше усмотрение. Если сочтёте нужным, опубликуйте».
Несмотря на поэтический талант, о творчестве Закира Рамеева (Дэрдменда) известно мало . Во-первых, при неограниченных финансовых возможностях при жизни он не издал ни одной книги. А после революции творчество золотопромышленника и вовсе было предано забвению. Новая власть отобрала у Дэрдменда золотые прииски, типографию, всё имущество. Но самой большой потерей для него стала его библиотека, которую он собирал несколько десятилетий. Погибло и богатое рукописное наследие поэта. Осенью 1921 года Закир Рамеев поехал в Оренбург на похороны дочери, умершей от тифа, а через неделю умер и сам. Был похоронен в Орске, но могила его не сохранилась. На месте старого кладбища в 1941 году был построен один из эвакуированных в годы войны заводов.
У него было восемь детей. Один из них, Искандар Рамеев, родился в 1886 году, окончил медресе «Хусания», санкт-петербургскую гимназию. В 1914 году, буквально перед войной, окончил инженерный институт во Франкфурте-на-Майне. Работал инженером по горному делу. После революции возглавлял научно-исследовательскую лабораторию в тресте «Башкирзолото». Инженер-металлург Искандар Закирович Рамеев был известен как высококлассный специалист, скромный, отзывчивый человек. Но ни редкое по тем временам образование, ни скромность характера не смогли уберечь его от гонений. Он был репрессирован дважды: в 1929 году 9 месяцев отсидел в одиночной камере за своё классовое происхождение. Во второй раз был арестован в 1938 году, теперь уже по 58-й статье, сослан в Томскую область, где и умер в 1943 году (по другим сведениям – в 1942-м). Реабилитирован посмертно.
Его сын Башир Искандарович (1918-1994) пережил советскую власть. Несмотря на то, что после ареста отца эта власть исключила его с третьего курса Московского энергетического института, он сумел стать доктором технических наук, лауреатом Государственной премии, заслуженным изобретателем РСФСР. Один из основоположников вычислительной техники в Советском Союзе, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, он внёс значительный вклад в разработку и организацию производства первой отечественной промышленной ЭВМ «Стрела», за что в 1954 году был удостоен Государственной премии. Его изобретения в области электроники использовались и в космической промышленности.
Парадокс, но у этого доктора технических наук и лауреата Государственной премии было всего лишь среднее образование и два курса Московского энергетического института.
Сын Башира Искандаровича Искандар Баширович Рамеев возглавлял представительство шведской компании «НАВИТАНК» в Москве.
А его сын Равиль Искандарович Рамеев живёт в Уфе, где долгие годы работал главным специалистом нефтяного проектного института.
Средний сын Закира Мухаметсадыковича Ягафар Закирович в годы Гражданской воевал в Башкирской кавалерийской бригаде, был начальником штаба. На польском фронте потерял руку. Жил и работал в Поляковке, в Алтынташе, в приисковом управлении старательской артели, потом в совхозе. Двое его сыновей получили высшее образование, работали в Челябинской области. Дочь Зубаржат свою жизнь посвятила обучению детей, ныне находится на заслуженном отдыхе.
Из других сыновей Закира Рамеева наиболее известен Гариф Рамеев . Он в 1917 году эмигрировал из России, жил во Франции и в других странах, позднее – в Финляндии, почти 30 лет занимался педагогической деятельностью. Скончался в Риме, находясь в гостях у племянницы Адили, внучки Шакира Рамеева. Адиля была известным дипломатом, учёным, профессором и литератором. Умерла в Риме в наши дни.
Брат Закира золотопромышленник Шакир Мухаметсадыкович Рамеев получил образование в Европе . Он принял все дела после смерти отца и показал себя талантливым хозяином золотых приисков. Но несметные богатства не уберегли его от несчастий. В 1912 году он пережил страшную трагедию. На его глазах утонули трое его детей. Он впал в депрессию. Говорили, что по совету Саввы Морозова отправился в Москву, чтобы показаться столичным докторам. Но на одной из станций поскользнулся, травма оказалась столь серьёзной, что через два дня он умер.
Вернёмся к Рахимкулу Рамееву, с которого мы начали изучение этой родословной . Второй его сын Салим Рахимкулович Рамеев (1751-1819) имел огромную семью: три жены, 12 сыновей, 4 дочери (это только те, что не умерли в младенчестве). Эта ветвь пустила корни в Стерлитамаке. С помощью местных краеведов удалось установить потомков Салима, живших в нашем городе в первой половине XIX века. Но о родившихся после 1859 года (10-я ревизия), к сожалению, практически ничего не известно.
До переезда в Стерлитамак Салим Рахимкулович Рамеев был имамом в деревне Тятер-Арасланово, неуказным муллой при 2-й соборной мечети Сеитовского посада, в 1800 году был назначен первым в истории Стерлитамака главным ахуном (муллой) первой городской мечети. В следующей переписи 1816 года он указан как купец 3 гильдии, а в переписи 1834 года говорится, что в 1819-м был переведён в мещанское сословие. Купеческое дело переняли некоторые из его сыновей и внуков. Один из них – Ибрагим – продолжил дело отца по духовной части: указом Оренбургского губернского правления от 1 ноября 1839 года за № 6656 был назначен азанчеем и учителем соборной мечети Стерлитамака. Его брат Ахметзян Салимов был определён имамом и мударисом соборной мечети деревни Мустафино Оренбургского уезда. Среди потомков Салима Рамеева известны поэт Сагит Лутфуллович Рамеев (1880-1926) и татарский писатель, библиограф Исмагил Абдуллович Рамеев (1895-1969).
Увы, это почти всё, что нам удалось узнать о потомках Салима Рамеева , первого имама Стерлитамакской мечети из рода мулл и купцов, проживавших в основном в Стерлитамаке и Зиргане. Вероятно, многие из них, опасаясь репрессий, после революции сменили фамилию.