Автор: Мулыгин-Бессольников Евгений Борисович
Эта статья является ничем иным как методическим пособием для тех, кто неравнодушен в поисках истории своих корней. У нас на сайте уже сформировалась когорта таких замечательных исследователей, как Соколов Виктор Владимирович, по сути открывший перед нами многие страницы из истории нашего села. Будилова Любовь Ивановна, приоткрывшая неизвестное из жизни деревни Красный Партизан через судьбы её родных и близких .Отева Людмила Михайловна, связавшая через Интернет историю нашего села со всем миром, и поднявшая через дневники своего деда целый пласт 1-ой мировой. Вот и Мулыгин-Бессольников Евгений Борисович постоянно радует нас своими новыми изысканиями в области истории нашего села и своих предков. Читайте неравнодушно этот текст, за ним огромный труд человека, который ищет истоки, чтобы не потеряться в этом мире, наполненном «снами освящёнными веками».
Мои Предки, переселенцы Столбовы.
Родословное древо каждого человека потому и называется древом, что чем дольше мы в него проникаем, тем больше оно становится. Среди моих предков есть фамилия Столбовы. Это девичья фамилия моей бабушки, матери моего отца. Вот, что сказано в интернете об этой фамилии:
Одна из «деревянных» фамилий. Образована от некрестильного имени или прозвища Столб. Столбиха — «жена Столба». В Ономастиконе Веселовского есть кн. Михаил Иванович Столб Пожарский, 1560 г.; Столбовы, землевладельцы, XV в., Новгород, выселены в конце века в Нижегородский уезд.
Найти откуда идут корни моих Столбовых было очень непросто.
- Начну с того, что место рождения своей бабушки, Столбовой Екатерины Петровны, я знал. Из ГАСО мне выдали справку, о том, что родилась она 26 ноября (по старому стилю) крещена 28 ноября 1910 года в деревне Рыбино, Сажинской волости, Красноуфимского уезда. Эта деревня существует и сейчас. В родителях у неё указаны Уфимской губернии, Бирского уезда, Аскинской волости, села Леуна крестьянин Петр Гаврилович Столбов и законная жена его Анна Евграфовна, оба православные.
- Где находится этот Леун, я тогда не знал. Через форум уфимских краеведов мне удалось узнать, что на территории Башкирии было село Леун, но сейчас эта территория относится к Пермскому краю. И более того, через речку от этого Леуна находится деревня, с говорящим названием Столбовка.
- Понемногу собирая информацию, для этого мне пришлось съездить в посёлок Октябрьский, Пермской области и в Пермь, я узнал, что в Леуне проживала семья Столбовых Платоновичей, но по пермским записям, не нашлось, ни одного Гаврилы или Гавриловича. Церковь в селе Леун оказывается была построена в 1882 году, а мой прадед родился в 1881.
- После моего письменного запроса в архив Башкирии, в списке жителей села Леуна за 1880 год нашёлся один единственный Гаврила, точнее его бракосочетание.
- Чтобы найти приход, Столбовки и Леуна, мне пришлось ехать в Уфимский архив, просматривать в архиве метрические книги ближайших к Леуну церквей. Прихожане этих деревень сначала, оказывается, ходили в церковь села Аскино, а потом в церковь села Бурма. К тому же, как оказалось, все они были переселенцы из других мест. И вот, в метрической книге Вознесенской церкви села Бурма за 1881 год, нашлась следующая запись, что у крестьянина деревни Леуна, Столбова Гавриила Агаповича и его законной жены Натальи Ивановны 27 июня рождён сын Пётр, крещён 28 июня. Просмотрев ещё метрические книги этой церкви и церкви села Аскино мне попались ещё Гавриловичи, но самая первая запись о них была за 1869 год, значит, появились они в тех местах незадолго до 1869 года. В этом Леуне оказывается проживали две семьи Столбовых, Платоновичи и Гавриловичи. И они были родственниками, потому что, судя по церковным записям, при бракосочетаниях, при крещениях детей, поручителями и восприемниками у Платоновичей очень часто были Гавриловичи, а у Гавриловичей Платоновичи. Мой прапрадед Столбов Гавриил Агапович, оказывается был 3 раза женат. В Леун он приехал со своей первой женой Вассой Карповной, которая 1 марта 1869 года умирает в возрасте 38 лет. Она была примерно одного с ним возраста. 10 ноября 1869 года Гавриил Агапович женится второй раз. Второй его женой стала Пелагея Кирилловна Чалова. Гавриилу Агаповичу было уже за 40 лет, Пелагее Кирилловне 22 года, в поручителях (свидетелях) у них был Платон Павлович Столбов. Прожили они совместно до 1879 года. За это время у них родилось пятеро детей. К сожалению, все они умерли на первом году жизни. 23 декабря 1879, в возрасте 32 лет, во время родов умирает Пелагея Кирилловна. 20 февраля 1880 года мой прапрадед Гавриил Агапович бракосочетается в третий раз. Ему уже было около 60-ти лет. На этот раз его женой стала 19-ти летняя Наталья Ивановна Колегова, которая впоследствии стала моей прапрабабкой. Платон Павлович Столбов, да и вообще Платоновичи на этой свадьбе у Гавриловичей были последний раз. Что интересно, в июне 1881 года, при рождении моего прадеда Столбова Петра Гавриловича в восприемниках (крёстных) у него Платоновичей уже не было, были совершенно другие люди. И после его рождения Гавриловичи из этого села исчезают. О них нет упоминания ни в одной из ближайших церквей. Спустя 28 лет, мой прадед появляется за 90 вёрст от Леуна, в деревне Рыбино, Сажинской волости, Красноуфимского уезда. Сейчас эта деревня относится к Артинскому району Свердловской области, и 10 января 1910 года женится на моей прабабке Бабушкиной Анне Евграфовне.Где он был всё это время, где похоронены его родители, для меня пока так и не известно. А вот почему они ушли из Леуна и откуда был родом его отец, Гавриил Агапович, для меня долгое время оставалось загадкой.
- Созвонившись в Леуне с потомками Платоновичей, в частности с Татьяной Порфирьевной Кармановой, она работает учителем в школе, интересуется историей своего села, я узнал следующее. Что по слухам, их предки могли быть с Вятской губернии и когда то давно давно, в 1860-х годах, в эти места пришли два родственника Столбовых, построили несколько домов и основали деревню Столбовка. Какое-то время они жили очень дружно, помогали друг другу, совместно ходили в церковь. Но церковь находилась в Аскино, это 20 вёрст от Столбовки. Спустя некоторое время была построена церковь в селе Бурма, это уже ближе. От Леуна и от Столбовки 10 вёрст. Прихожане стали ходить в эту церковь. Спустя некоторое время, в конце 1870-х начале 1880-х годов было решено в Леуне построить свою церковь. И вот в этот момент между Столбовыми произошёл какой то серьёзный конфликт. По слухам, когда было начато строительство храма, кто то из Столбовых сжёг первый венец постройки. Есть подозрение, что это могли сделать мои Столбовы, Гавриловичи, так как после 1881 года они из тех мест исчезли, за такое их могли выселить из этого села. В церковь села Леун они не ходили.
- В интернете, на сайте ufagen.ru нашлась краткая информация об этой церкви: Село Леун. Деревянная церковь во имя Пресвятой Живоначальныя Троицы построена усердием прихожан и других благотворителей (землевладельца П.А. Зеленцова) и освящена 11 января 1888 года. Церковь застрахована в 3000 руб. Причт,-священник и псаломщик, помещается в общественных домах, получает 400 руб. в год казенного жалованья, за требоисправления до 420 руб. в год и ругу. Земли при церкви нет. В селе есть школа грамоты. Приход состоит из села и 14 деревень с 2110 душами обоего пола (1044 м. и 1066 ж.) .Церковь могла быть построена к началу 1882 года, так как первые метрические книги в Пермском архиве датированы именно этим годом.
- По рассказам Леунских краеведов, что бы искупить грех перед своими родственниками за поджог строительства храма, Столбовы, всего вероятнее Платоновичи, самый большой колокол для этой церкви заказали отлить на свои деньги.
А как я уже говорил, потомки Платоновичей проживают там до сих пор. И в Пермском архиве в метрических книгах этой церкви я просмотрел о них записи до 1916 года. - Откуда же могли прийти Столбовы в эту местность, вопрос пока так и оставался открытым. Я узнал, люди с какими фамилиями проживают и проживали в этом в селе. Фамилии оказались следующие: Вязниковы, Вычужанины, Головенкины, Попцовы, Столбовы. По рассказам местных краеведов все они пришли с Вятской губернии. Но откуда? Вятская губерния была очень большой. В 19 веке она состояла из 11 уездов. Вот что пишет в Интернете Башкирский краевед Бердин А. Т. в своей книге Призрак «Уфимской Атлантиды» «В общем числе всех переселенцев в Уфимскую губернию во второй половине XIX в. выходцы из Вятской губернии занимали первое место, намного опережая все остальные губернии России. …много вятичей переселилось из Орловского уезда так как там был распространен отхожий мочально-рогожный промысел, «местом которого служит главным образом Уфимская губерния»». Переселялись «орловцы» начиная с 1861 года, и, как правило, компактно: «плотно заселили междуречье рек Уфы и Белой к северу от Уфы», от прочих «новых русских» отличались хорошим знанием края и умением жить в лесах, а от «старых русских» — даже говором и внешностью. Поэтому башкиры могли запомнить их именно как «орловцев», а занятые ими местности по привычке и по памяти обозначить как «Орловскую волость», которой формально в пределах Башкирии, действительно, никогда не существовало.
http://ufa-atlantida.narod.ru/razdel6.html - И ещё мне помогла Книга вятских родов кировского краеведа Василия Андреевича Старостина, которую выложила Кировская библиотека Герцена в Интернете. Просмотрев эту книгу (данные в ней на 1891 год) по фамилиям Вязниковы, Вычужанины, Головенкины, Попцовы, Столбовы я узнал что эти фамилии единично есть во всей Вятской губернии, но одно место где они присутствовали все, это Орловский уезд Поломская волость с. Верхоивкино, http://www.herzenlib.ru/kniga/reestr/.Идеально по моим расчётам подходил 1838 год. Многие из Столбовых, о которых я знал из Уфимского архива, в 1838 году ещё жили в Вятской губернии
- На сайте Кировского архива http://kirovgako.ru/base/isp.php?page=3можно посмотреть список исповедных росписей, какие у них сохранились. По Троицкой церкви села Верхоивкино за 1838 год это фонд 237 опись 71 дело 580. Но как назло в Кировском архиве это дело оказалось закрыто за ветхостью, и всё таки мне его выдали. Не прошло и получаса, как я нашёл своих Столбовых. Это действительно оказался Орловский уезд, Вятской губернии. Починок Попцовский (Столбовский), Поломской волости.
- В Кирове я успел заказать 10-ю ревизию по этому починку, по приезду заказал 8-ю 1834 года, 7-ю 1816 и 6-ю 1811. На плане генерального межевания Орловского уезда Вятской губернии конца 18 века даже удалось найти расположение этого починка. Это примерно 500 вёрст от тех мест, где сейчас проживают Платоновичи. Просмотрев метрические книги села Верхоивкино за 1860 годы можно примерно узнать, когда они переселились из Вятской губернии в Уфимскую.
- Но вот что стало с моими Гавриловичами после 1881 года, к сожалению пока не известно. Они снова исчезают, ни на много ни на мало на 28 лет. Где они проживали всё это время, пока так и остаётся загадкой.Судя по книге Старостина, в конце 19 века Столбовы, занимались торговлей и извозом. Из 8-й, 7-й, и 6-й ревизий мне удалось узнать следующие имена мой трижды прадед Агап Михеевичродился ~*1772, его отец Михей Фёдорович ~*1755, Фёдор Григорьевич ~*1735, самый старший мой 6 раз прадед Григорий родился в петровские времена. Но я надеюсь, что корни Столбовых можно найти ещё более глубокие, так как в Кировском архиве по церкви села Верхоивкино исповедные росписи сохранились с 1749 года. Вопрос только времени.
Источник: http://www.klenovskoe.ru