Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Победа духа над телом большей частью бывает полным поражением жизни. Морис Метерлинк.

Введение

Назад

 

 

Фамилия происходит от латинского familia и обозначает — семья.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала  его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает  связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь  организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).
В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи  на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой  союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов.  Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения  все больше характеризуются их равноправием..

Фамилия — это наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека  к одному роду.  Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род)  линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита.
Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родо-племенное  деление сохранилось у некоторых народов., ведущему начало от общего предка, или в более  узком понимании — к одной семье. В Римской империи этот термин обозначало общность,  состоявшую из семьи хозяев и их рабов. В XIX веке крепостные  крестьяне фамилию получали от своего господина.

К 19 веку слово «фамилия» в русском языке приобрело своё второе значение, ставшее  в настоящее время официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое  к личному имени».

Фамилия состоит из корневой основы (имеющей или имевшей в прошлом какое-либо  лексическое значение), но еще может включать в себя и приставки, суффиксы и окончания.  Основа фамилии часто происходит от личного имени или же прозвища.

Фамильные приставки и окончания обычно обозначают на языке оригинала слово  «сын» или «дочь» или же указывают на притяжение (владение), формируя прилагательные  формы. Зачастую воспринимаются окружающими как стереотипный идентификатор этнической  принадлежности, при этом, сами по себе являются  менее устойчивыми, чем коренная часть фамилии и со временем могут, по тем или иным  причинам, измениться или вообще отпасть.

В русском языке и некоторых других славянских языках (из-за морфологических особенностей  языка) женские фамилии, как правило, отличаются по форме от мужских. В некоторых  языках, например в литовском, фамилии имеют различные формы для мужчин, замужних  и незамужних женщин.

Структура фамилии

Фамилия состоит из корневой основы (имеющей или имевшей в прошлом какое-либо  лексическое значение), но также может включать в себя приставки, суффиксы и окончания.

Основа

Основа фамилии часто происходит от личного имени или же прозвища, несущего то  или иное лексическое значение.

Приставка и окончание

Фамильные приставки и окончания обычно обозначают на языке оригинала слово «сын»  или «дочь» или же указывают на притяжение (владение), формируя прилагательные формы.  Зачастую воспринимаются окружающими как стереотипный идентификатор этнической принадлежности,  при этом, сами по себе являются менее устойчивыми, чем коренная часть фамилии и  со временем могут, по тем или иным причинам, измениться или вообще отпасть.

Мужские и женские фамилии

В русском языке и некоторых других славянских языках (из-за морфологических особенностей  языка) женские фамилии, как правило, отличаются по форме от мужских. В некоторых  языках, например в литовском, фамилии имеют различные формы для мужчин, замужних  и незамужних женщин.

Возникновение фамилий

Возникновение фамилий в современном понимании произошло поздно, и было связано,  очевидно, с расширяющимися экономическими связями и необходимостью регулирования  института наследования. Очевидно, что впервые они появились в экономически развитых  областях Северной Италии в X—XI веков. В дальнейшем процесс активного  становления фамилий начался и на юго-востоке Франции, в Пьемонте и постепенно охватил  всю Францию.

В Англии процесс становления фамилий начался после её завоевания норманнами  в 1066 году и закончился к XV веку, хотя в Уэльсе и Шотландии формирование фамилий  шло и в XVIII веке.

Похожая ситуация сложилась и на территории Германии, где формирование  фамилий немецких крестьян шло еще и в XIX веке.

На рубеже XV—XVI веков фамилии достигли Дании. В 1526 году король  приказал всем  датским дворянам обзавестись фамилиями. Из Дании и Германии фамилии перешли к шведам.

Возникновение фамилий в России

Сначала на Руси были только имена как например - Ждан, Петух, Ненаша. Фамилии-прозвища  бытовали в новгородских владениях с XIII-XIV веков, но долгое время не были общеупотребительными.  Обязательные фамилии были введены законом лишь в XVI веке сначала для князей и бояр,  затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться  лишь после отмены крепостного права.
В 12 веке близкой по характеру к крепостничеству была эксплуатация ролейных (пашенных)  закупов и смердов на барщине. По Русской правде княжий смерд ограничен в имущественных  и личных правах (его выморочное имущество отходит к князю; жизнь смерда приравнена  к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф - 5 гривен)..  При этом довольно часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.

 

Истории фамилии.

Возникновение фамилий в современном понимании произошло поздно, и было связано, вероятно, с расширяющимися экономическими связями и необходимостью регулирования института наследования.
Очевидно, что впервые они появились в экономически развитых областях Северной Италии в 10-11 веках. В дальнейшем процесс активного становления фамилий начался и на юго-востоке Франции,(в Пьемонте) и постепенно охватил всю Францию.
В Англии процесс становления фамилий начался после её завоевания норманнами в 1066 году и закончился к 15 веку, хотя в Уэльсе и Шотландии формирование фамилий шло и в 18 веке. Похожая ситуация сложилась и на территории Германии, где формирование фамилий немецких крестьян шло еще и в 19 веке. На рубеже 15-16 веков фамилии достигли Дании. В 1526 году король приказал всем датским дворянам обзавестись фамилиями. Из Дании и Германии фамилии перешли к шведам.

начался после её завоевания норманнами в 1066 году и закончился к 15 веку, хотя в Уэльсе и Шотландии формирование фамилий шло и в 18 веке. Похожая ситуация сложилась и на территории Германии, где формирование фамилий немецких крестьян шло еще и в 19 веке. На рубеже 15-16 веков фамилии достигли Дании. В 1526 году король приказал всем датским

 

 

 

Возникновение фамилий в России

 

Сначала на Руси были только одни имена как например - Ненаша, Ждан, Петух и другие. Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с 13-14 веков, но долгое время не были общеупотребительными.
Обязательные фамилии были введены законом лишь в 16 веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права.
При этом очень часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.

 

Фамилии по народам

 

Русские фамилии в основном образованы как отчества от церковных или не церковных имён или прозвищ, например Иван -> Иванов сын -> Иванов, Медведь -> Медведев сын -> Медведев. Гораздо реже — от названий местности, например Белозерский от Белое озеро. Другие схемы образования фамилий, например по роду занятий или какому-либо признаку человека, в русском языке менее продуктивны (к примету — Кузнецов от кузнец), хотя в других языках могут быть гораздо более распространены (например, английское Smith — кузнец).

В русской традиции женщины при вступлении в брак обычно принимают фамилию мужа. Однако это необязательно. Иногда, в редких случаях муж может взять фамилию жены. Кроме того, женщина может сохранить свою девичью фамилию, либо принять двойную фамилию с написанием фамилии мужа и своей девичьей фамилии через дефис. Дети обычно принимают фамилию отца, однако по желанию родителей или если женщина не состоит в браке, могут принимать фамилию матери.

 

Испанские фамилии.

В испаноязычных странах используются двойные фамилии. Первая часть — от фамилии отца, вторая — от фамилии матери. В португалоязычных странах также используются двойные фамилии, но порядок употребления прямо противоположен испанскому: первая часть — от фамилии матери, вторая — от фамилии отца.

 

Шведские фамилии.

До 20-го века почти все граждане Швеции, за редким исключением, не имели фамилии — родового имени, передаваемого по наследству несколькими поколениями. При рождении ребёнок, как правило, получал отчество — имя отца с приставкой аналогично исландским. Так же в качестве «фамилии», вместо имени матери или отца, могло даваться какое-нибудь красивое название из окружающей природы, (прозвище), например: «Берёзка» (Bjork), «Утёс на озере» (Sjoberg) и т. д. Только в 1901 году был принят закон, согласно которому все граждане Швеции обязывались иметь «фамильное имя», в результате чего шведы были вынуждены записать себе в качестве фамилий у кого что было: одни свое «солдатское имя» (прозвище, использовавшееся в армии — Ask, Asker, Bardun т.п.) другие отчество, третьи прозвище.

Еврейские фамилии.

Еврейские фамилии в основном отражают главный миграционный поток евреев, изгнанных из Испании и Португалии в 1492 году по инициативе Торквемады. Там евреи проживали около 1000 лет и после переселения во Францию, Голландию, потом в Германию многие фамилии сохранили испанское или португальское окончание. Вторая группа фамилий, наиболее многочисленная, связана с долгой жизнью в Германии. Третья группа фамилий - у выходцев из Восточной Европы. Наконец, имеется группа фамилий, связанная с древнееврейским языком. Хотя, традиционно, у евреев носителем родовых признаков считается мать, в странах рассеяния фамилия даётся по отцу.

Исключения фамилий.

Фамилии не являются обязательным элементом полного имени человека. Например, в исландском языке фамилии в привычном понимании этого слова не употребляются. То, что по сути выглядит как фамилия, на самом деле является отчеством, то есть Свен Торвардссон является сыном Торварда, а его сын будет иметь «фамилию» Свенссон (Свен + sanitized_by_modx& #39сsanitized_by_modx& #39 (родительный падеж) + сон «сын»). Подобная система существовала прежде и в других скандинавских языках.

 

Фамилия и происхождение фамилии.

История фамилии, значение фамилий

Фамилия — наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа предков происхождение фамилии и вовсе не полагалось. Но миллионы людей вправе гордиться своими предками и их трудом.

Вообще в истории России в княжение Василия I россияне начали именоваться вместо прозвищ по фамилиям, стали выходить из употребления древние славянские имена, прославлялись иконописцы: Семен Черный, старец Прохор, монах Рублев.

Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы и искусства. История фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей — история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют, например, проследить маршруты больших и малых миграций.

Важна информация, даваемая фамилиями, возникшими из топонимов (географических названий). Так, по всему русскому Северу рассеяна фамилия Кокшаровых — эхо трагической судьбы маленького городка на реке Кокшеньге в Важской земле, уничтоженного в 1452 году. Если нанести на карту места распространения фамилий, образованных от названия одного города, и соединить их линиями с этим городом, получим розу лучей, указывающих зону его связей.

Многие фамилии напоминают об исчезнувших профессиях: Балакирщиков, Бердников, Бортников, Бронников, Воскобойников, Денщиков, Знахарев, Ирошников, Кожемякин, Коновалов, Копейщиков, Кречетников, Лучников, Мечников, Олейников, Решетников, Окладников, Пономарев, Ростовщиков, Рушников, Свечников, Скоморохов, Сокольников, Солодовников, Стрельцов, Сырейщиков, Сыромятников, Толмачев, Трапезников, Хамовников, Целовальников, Шаповалов, Шерстобитов, Шорников и множество других.

Не раз отмечалось, что некоторые профессии исчезли бесследно и их названия остались неизвестными — об этом с горечью писал академик Борис Александрович Рыбаков. Однако их можно найти в сокровищнице фамилий, надо только уметь их прочесть. История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения (Батраков, Баскаков, Половников), предметы одежды (Лаптев, Ноговицын), питания (Шаньгин, Сбитнев), обычаи и обряды (Ряженых, Панихидин). Многие фамилии рассказывают о былых суевериях, в семьях, где часто умирали дети, новорожденным, чтобы обмануть «нечистую силу», давали имена-обереги: Найден, Ненаш, Находка, отчество от которых стали впоследствии фамилиями — Найденов, Ненашев, Находкин.

С именами-оберегами связаны фамилии Некрасов, Негодяев, Дураков (с фамилией Дураков в деревне Ереминка Тамбовской области студенты областного пединститута записали 18 семей) — это отчество от не церковных имен: Некрас, Негодяй, Дурак, которые были не ругательными, а защитными. Немало могут рассказать фамилии и об истории языка.

Фамилия — слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка и подчиняется его законам. Фамилии доносят до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы. Все знают фамилию Толстой, а в прилагательном толстой ударение переместилось. Мы теперь говорим толстый, только фамилия напоминает о старинной форме слова.

 

Влияние фамилии на характер человека.

 

Допустим, вы маленький ребёнок и только начинаете говорить. Не понимая смысла - повторяете за вашими родителями постоянно какое-то сочетание звуков. Оно может быть резким и неприятным для вас. А может быть мягким и успокаивающим как звуки колыбельной мелодии перед сном. Но, несмотря на вашу реакцию на это звукосочетание вы продолжаете его повторять за вашими родителями, раз за разом, отпечатывая тем самым в вашем сознании все те ощущения, которые рождают эти звуки. Через какой-то промежуток времени вам вдруг становится ясно, что это звукосочетание – это вы. Это так вас называют, так вас зовут, это символ вашего существования, вашего пребывания в этом мире. Это ваши: имя, отчество и фамилия.

Следовательно, и все те ощущения, которые вызывались при восприятии и произношении этих звуков тоже есть вы. Если эти звуки были резкими, быстрыми и звучными – то у вас получают развитие именно эти стороны характера , а если эти звуки были тихими, медленными и спокойными, то через некоторое время Вы слышите в свой адрес "золотой ребёнок".

 

Когда вы слышите непонятную иностранную речь, вы реагируете на неё только как на набор звуков, таких же обычных звуков как шелест ветра, стук дождя, пение птиц, гром грозы. И только тогда, когда вы выучите непонятный для вас язык - начнёте реагировать на тот смысл, который несёт в себе этот набор звуков. Но до того, как вы выучили этот язык вы реагируете на речь только как на необычный, издаваемый человеком звук.

Допустим, вы маленький ребёнок и только начинаете говорить. Не понимая смысла - повторяете за вашими родителями постоянно какое-то сочетание звуков. Оно может быть резким и неприятным для вас.

  А может быть мягким и успокаивающим как звуки колыбельной мелодии перед сном. Но, несмотря на вашу реакцию на это звукосочетание вы продолжаете его повторять за вашими родителями, раз за разом, отпечатывая тем самым в вашем сознании все те ощущения, которые рождают эти звуки. Через какой-то промежуток времени вам вдруг становится ясно, что это звукосочетание – это вы. Это так вас называют, так вас зовут, это символ вашего существования, вашего пребывания в этом мире. Это ваши: имя, отчество и фамилия.  

Следовательно, и все те ощущения, которые вызывались при восприятии и произношении этих звуков тоже есть вы. Если эти звуки были резкими, быстрыми и звучными – то у вас получают развитие именно эти стороны характера, а если эти звуки были тихими, медленными и спокойными, то через некоторое время Вы слышите в свой адрес "золотой ребёнок".

Вот так влияет фамилия на характер человека. Это вовсе не означает, что ваш характер полностью обусловлен вашим именем и фамилией, но то что они оказывают значительное влияние на развитие характера – несомненный факт. (Илья Рассказов)

 

 

История происхождения и зарождения русских фамилий.

В различных общественных слоях русские фамилии появились в разное время. Первыми в  русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII веке. Так, в 1240 году среди новгородцев, павших в Невской битве, летописец упоминает имена: «Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника»

Несколько позже в XIV—XV веках родовые имена появились у князей и бояр. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем.

Боярские и дворянские  русские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. Его родоначальниками были жившие в XIV веке Андрей Иванович Кобыла и Фёдор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Фёдора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-Фамилию Кошкины (не все: его сын Александр Беззубец стал родоночальником Беззубцевых, а другой сын Фёдор Гольтяй — родоночальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович.

Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена  Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Фёдора Никитича (патриарха Филарета) и  Михаила Фёдоровича (царя).

В конце XV веке среди русских дворян появляются первые фамилии иностранного  происхождения, прежде всего фамилии польско-литовских и греческих (например Философовы) выходцев; в XVII веке к ним прибавляются такие фамилии западного происхождения, как Фонвизины, Лермонтовы. Фамилии потомков татарских выходцев напоминали об именах этих выходцев: Юсупов, Ахматов, Кара-Мурза, Карамзин (также от Кара-Мурза).

Но надо заметить, что не всегда восточное происхождение фамилии свидетельствует о восточном происхождении ее носителей:  иногда они происходят от татарских прозвищ, бывших в моде на московской Руси. Такова фамилия Бахтеяровы, которую носила ветвь ростовских  князей-Рюриковичей (от Фёдора Приимкова-Бахтеяра), или фамилия Беклемишевы, произошедшая от прозвища Беклемиш (тюркское - охраняющий, сторожащий), которое носил Фёдор Елизарович, боярин  Василия I.

У русских крестьян в этот период фамилий обычно не было, функцию таковых выполняли прозвища и  отчества, а также упоминание их хозяина, так как в XVI веке крестьянство центральной России подвергалось массовому закрепощению. Например, в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», документ 1590 года; «Губа Микифоров сын Кривые щёки, землевладелец», запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», 1495 год; «Ефимко Воробей, крестьянин», 1495 год.

В  тех записях можно видеть указания на статус еще свободных крестьян (землевладелец), а также отличие отчества от фамилии (сын такого-то). Крестьяне северной России, бывших новгородских владений, могли иметь настоящие фамилии и в эту эпоху, так как крепостное право на эти области не распространялось. Вероятно, самый известный пример такого рода —  Михайло Ломоносов. Можно также вспомнить Арину Родионовну Яковлеву - новгородскую крестьянку, няню  Александра Сергеевича Пушкина. Имело фамилии и казачество. Фамилиями была наделена и значительная часть населения земель входивших ранее в Речь Посполитую - Белоруссия до Смоленска и Вязьмы, Малороссия.

При Петре I Сенатским Указом от  18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта — проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения:  имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Указом от 20 января 1797 года император  Павел I повелел составить Общий гербовник дворянских родов где было собрано более 3000 дворянских родовых имён и гербов.

Структура русских фамилий

Антропонимика Антропонимика — раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование собственых имен людей. фамилий утверждает, что чаще всего русские фамилии образуются от личных имен через притяжательные прилагательные. Основная масса  русских фамилий имеет суффиксы -ов/-ев, -ин, от ответа на вопрос «чей?». Различие чисто формальное: -ов добавлялось к прозвищам  или  именам на твердый согласный (Игнат — Игнатов, Михаил — Михайлов), -ев к именам или прозвищам на мягкий согласный (Игнатий — Игнатьев, Голодяй — Голодяев), -ин к основам на а, я (Путя —  Путин, Ерёма — Ерёмин, Илья — Ильин). Это говорит также о том, что, например, имеющие один корень фамилии Голодаев и Голодяев, являются родственными, а вот внешне схожие с ними Голодов, Голоднов, Голодный — нет.

Абсолютное большинство  русских фамилий происходит от дедичества, временной фамилии отца, то есть имени деда, таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. Так проще стало обозначать семьи  одного корня. В случае, если у деда, чьё имя легло в основу утвердившейся фамилии было два имени — одно крестильное , другое обиходное, то фамилия образовывалась от второго, так как крестильные имена не отличались разнообразием.

Следует знать, что по имени деда записывались русскими чиновниками  в конце XIX — начале XX века и фамилии для жителей национальных окраин, таким образом возникло большинство фамилий в Закавказье и Средней Азии.

Распространение фамилий у русского духовенства.

У духовенства фамилии стали появляться лишь с середины XVIII века . Обычно они образовались от названий приходов и  церквей (Благовещенский,  Космодемьянский, Никольский, Покровский, Преображенский, Рождественский, Успенский, и т. п.). До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалось. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.

Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии: Афинский, Духосошественский, Пальмин, Кипарисов, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего «печальный»), Гиляровский (от латинского корня, означавшего «веселый»). При этом лучшим ученикам давались фамилии наиболее благозвучные и несшие сугубо положительный смысл,  на русском  или латинском языке  Становление литературного языка — 3-2 веков до на: Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Сперанский (русский аналог: Надеждин), Беневоленский (русский аналог: Добровольский), Добролюбов и пр.; наоборот, плохим ученикам придумывали неблагозвучные фамилии, например Гибралтарский, или же образованные от  имен отрицательных  библейских персонажей (Саулов, Фараонов).

Распространение фамилий у русского купечества и служилых людей.

В XVIII—XIX веках стали распространяться фамилии у служащих людей у купечества. Поначалу  удостаивались фамилий  только самое богатое — «именитое купечество». В XV-XVI веках таких было немного и, в основном, северорусского происхождения. Например, купцы  Купец — в старое время: богатый торговец, владелец торгового предприятия. Калинниковы, основавшие в 1430  году город Соль Камская, или знаменитые Строгановы.

Среди фамилий купечества было много таких, в которых отражалась «профессиональная специализация» их носителей. К примеру, фамилия Рыбников, образованная от слова рыбник, то есть «торговец рыбой». Можно вспомнить также гражданина  Кузьму Минина - как известно не относившегося к дворянству Дворянство — одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния дворянства — собственность на землю. В 1762 году дворянство добилось освобождения от обязательной воинской и гражданской государственной службы, введенной Петром I; дворянство не подвергалось телесным наказаниям, освобождалось от рекрутской повинности, личных податей. Жалованная грамота (1785) Екатерины II (на права вольности и преимущества российского дворянства) устанавливала широкий круг личных привилегий дворянства, вводила дворянское самоуправление. Как сословие дворянство было ликвидировано после Октябрьской революции., но имевшего собственную фамилию уже в конце XVI, начале XVII веков.

Распространение фамилий у крестьянства.

В далеком 1888 году был опубликован специальный указ сената , гласивший:

...Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном  браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по  отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления... Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим  законом.
Порядок принятия закона устанавливается конституцией. Закон составляет основу системы права государства, обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам других органов государства..

В центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки. Тем не менее, можно  вспомнить отдельные примеры — знаменитый Иван Сусанин.
Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в опере Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В Костроме установлен памятник Сусанину., живший в XVI-XVII веках. Кроме того, известны фамилии некоторых крестьян — участников тех или иных войн, походов, оборон городов или монастырей и прочих исторических катаклизмов. Однако, действительно, до XIX века массового распространения среди крестьян Центральной России фамилии не имели. Но это скорее связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном  упоминании всех крестьян, и документов, в которых крестьяне поголовно или в большинстве своем упоминались бы, не существует. И для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался  крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал,  помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией. Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены  крепостного права.
В 12 веке близкой по характеру к крепостничеству была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов и смердов на барщине. По Русской правде княжий смерд ограничен в имущественных и личных правах (его выморочное имущество отходит к князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф - 5 гривен). в 1861 году.

Некоторые фамилии образовались от фамилий помещиков. Одним крестьянам давали полную или изменённую фамилию их бывшего владельца, помещика — так появлялись целые деревни Поливановых, Гагариных, Воронцовых, Львовкиных и т.д.

В корне фамилий некоторых лежали названия населенных пунктов (сел и деревень), выходцами откуда были эти крестьяне. В основном это фамилии,  оканчивающиеся на -"ских", например — Успенских, Лебедевских.

Однако, большинство фамилий, по происхождению являются семейными прозвищами,  которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Основной массе крестьян в документе записывали именно это самое «уличное» прозвище, которых у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания. Эти самые семейные прозвища, иногда уходившие своими корнями, в глубь многих  поколений, фактически выполняли роль фамилий у крестьян Центральной России - в обиходной жизни, еще до поголовного их закрепления. Именно они в первую очередь попадали в переписные листы, и на самом деле, офамиливание являлось просто записыванием этих прозвищ в документы.

Таким образом, наделение крестьянина фамилией часто сводилось просто к официальному признанию, узакониванию, закреплению семейных или личных прозвищ за их носителями. Этим и объясняется то, что в эпохи до массового наделения крестьян Центральной России фамилиями - нам все же известны отдельные имена и фамилии крестьян, принимавших участие в тех или иных важных событиях. При появлении необходимости упомянуть крестьянина в летописи или в повествовании о каком-то событии, участником которого он являлся - в качестве его фамилии, просто указывалось соответствующее прозвище - его собственное, или его семьи. И затем, в ходе поголовного присвоения фамилий крестьянам Центральной России, которое произошло после отмены крепостного права, эти же прозвища были в большинстве своем официально признаны и закреплены.

Мирские фамилии образовывались на основе имени мирского. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных еще не существовало или они не принимались в простом народе. Ведь христианство далеко не сразу заполонило умы, а тем более души славян. Старые традиции хранились долго, заветы предков чтились свято. В каждой  семье помнили, как звали прародителей до 7  колена  и даже глубже. Предания из истории рода передавались из поколения в поколение. Поучительные истории о былых деяниях пращуров  (пращур - отдаленный предок, родоначальник) рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой). Здесь надо заметить, что в древнерусской системе имен также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами — именами с отрицательным содержанием — для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать держащих экзамен, или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

У некоторых в качестве фамилии записывали отчество. В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII — первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например,  родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов.

Первая  СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей  паспортизации (введении паспортной системы).

Что касается имен, ознакомится со славянскими именами можно на этой странице.

 

Раввинские фамилии и еврейские династии.

Еврейские фамилии могут сказать об очень многом. Например, где зародилась она, как расселялся тот или иной род с течением времени и откуда он происходит, к какому социальному слою принадлежит. И многое другое. 

Общеизвестно, что традиционно евреи  различаются по происхождению и делятся на священнослужителей "кохенов" потомков пророка Аарона, и потомков колена Леви "Левитов" служителей иерусалимского Храма - с одной стороны, и потомки всех остальных колен - с другой, называемых "Исраелим". (Отметим,  что цари Израиля из Дома Давидова, к священнослужителям не относились.) 

Звание священников - коченов и их помощников - левитов передавалось по наследству. И сегодня фамилии, произошедшие от наименования наследственного  титула,  очень распространены. 

В рассеянии - когда Храм уже был разрушен, а главную роль руководителей еврейских общин приняли на себя  раввины (отметим, что раввин - не священнослужитель, а наставник, так же, как и  синагога - не храм, а место для общей молитвы, проведения ритуалов и т.д.). Уже в раннем средневековье возникли раввинские роды, где обязанности передавалась по наследству, так же как и глубокое почтение, окружавшее потомков знаменитых раввинов. Кстати, практически все они потомки кохенов и левитов. 

Количество этих фамилий так же очень ограниченно. Иногда, однако, обилие раввинских фамилий производит впечатление их многочисленности. Но, все дело в том, если само имя родоначальника строилось по традиционной еврейское схеме: «такой-то, сын такого-то, сына такого-то и т. д.», то к имени часто добавлялось названия города, где раввин жил, - и именно в таком виде оно дошло до нашего времени в виде фамилии.

Далее,  потомки раввина - и сами раввины тоже - сохраняли в имени генеалогическую линию, но чтобы различаться, добавляли название того места, куда они переселялись. Не могли, в конце концов, все раввины сосредоточиться в одном месте! Каждая зажиточная и уважающая себя община старалась пригласить к себе раввина - потомка наиболее уважаемого рода. Кроме того, ему слали запросы по трудным проблемам еврейские общины со всего мира. Из Йемена или с Атласских гор в Северной Африке могли писать в Испанию, Германию, а потом - в Польшу и, соответственно, в царскую Россию. Подписываясь, раввин (а его мнение считалось законом) обязательно указывал город, чтобы его можно было отличить от предка, скажем с тем же именем, возглавлявшего совершенно другую общину. Так фамилии раввинских родов ширились и ветвились - но при всем разнообразии на одном генеалогическом древе, которое можно проследить до конца XI—XII  веков и далее - до периода сорокалетнего кочевья в Синайской пустыне.

Добавим, что во всех еврейских общинах знали кохенов, левитов и потомков раввинских династий, так что взять себе такую фамилию произвольно было невозможно. 

Слово «коhен» на иврите пишется тремя буквами: «каф», «hэй», «нун» («hэй» - примерно то фрикативное «г», которое мы слышим в речи людей, говорящих с южнорусским, украинским или белорусским акцентом). В европейском написании оно приобрело звучание Кон, Кохен, Коен, Коган, Каган, Кан (далее от него произошли Каганов, Кагановский, Каганович). И фамилия Кац - аббревиатура от «коhен цедек» - "священник праведных". Иногда к ней добавляется «ман»: Кацман. Встречаются и Кацев, и Кацов. 

К этому же разряду относится и Каплан, что есть то же слово «священник» по-польски (сравните с «капелланом»). В искаженном виде: Каплун и все от него производные. 

От слова «леви» («ламед», «вав», «йод») - потомки служителей храма - произошли фамилии Левин, Леви, Левит, Левитин, Левитан, Лев. И фамилия Сегал - от «сган левийя» (ассистент левита). Ее другие формы Сигал, Сингал, Сегалов, Сегалович. 

Все сказанное выше служит примером и далеко не исчерпывает богатства форм кохенских и левитских фамилий. Отличать от них следует фамилии Левитский (Левицкий) и Левитов. Это распространенные среди потомков православного духовенства фамилии - такие же искусственные, как Преображенский, Рождественский, Ерусалимский и т.д. Их давали выпускникам духовных  семинарий, пользуясь Ветхим  (т.е. Библия) и Новым Заветом

Раввинские фамилии имеют в основе названия немецких городов: Ауэрбах (Авербух - в скобках форма на идише), Бахрах (Бакарах), Блок, Эпштейн, Гюнцбург (Гинзбург), Майнц (Минц), Катценелленбоген, Ландау (Ланда). Это лишь малая часть. 

Большинство восходят к раввину Менахему Нахуму, жившему в XIV веке в городе Катценелленбоген. Его дедом был Иехиэль Лурия, а бабка - Ханна Минц. 

Потомки брали то или иной из этих географических названий («Лория» - город в Северной Италии). С течением времени географические названия стали непосредственными фамилиями. Раввинские же - и все фамилии-аббревиатуры - и восходят, скорее всего, к рабби Менахему Нахуму.

Происхождение еврейских фамилий.

Личные и наследственные имена России - то есть собственные имена и  фамилии - интересная для исследования  тема. Во-первых, они характерны для всех ашкенази - подавляющего большинства  еврейского населения мира; во-вторых, они имеют свои местные особенности: например, отличаются большой пестротой.  Например, одного и того же человека могут звать Герш, Гершко, Цви-бен-Йехуда, Герш Юделевич и в миру Григорий Юрьевич.  И ничего в этом удивительного нет. Обычно по традиции новорожденному дают «святое имя» (шем кадош). Оно всегда на иврите и взято из книг святого писания. Мальчик получает его на 8-й день жизни - при  обрезании, имя же девочки объявляет ее отец в первую субботу от рождения с возвышения в  синагоге

Например, ребенка называли Цви - дословно «олень». Но, принято, что «святое имя» не произносят часто: его используют при обрезании, при вступлении во взрослый возраст - 13 лет при обряде « бар-мицва», при вступлении в  брак, а также при всех религиозных ритуалах; его же пишут на могильном камне. Для повседневного употребления служит «кинуй> - «бытовое имя». «Цви» - «олень» - «гирш» на языке  идиш. А отца зовут «Йехуда» - на идиш «Юдель». Таким образом, Цви-бен-Йехуда - он же Гирш сын Юделя. Скажем, по казенным документам Гирш (или Герш в зависимости от диалекта и грамотности писаря) Юделевич Кожушнер. Переселившись в город Гирш Юделевич адаптирует имя в Григория - может быть Юделевича, а может быть и Юрьевича. При всем этом тут изменение имени идет постепенно и логично. 

Этого не скажешь о фамилии - в нашем примере, Кожушнер. Правда, каждый, услышав ее, воспримет ее как еврейскую. Таковой она и будет - и в то же время ничего общего с еврейской  антропонимической традицией она не имеем и получена очень недавно. Может быть, тогда, когда, собираясь в город Гершко, сын Юделя Хромого (или Рыжего, или Длинного), пришел в кожушнельский сельсовет за нужной справкой. Тут-то ему и написали Герш Юделевич, а фамилию, не долго думая, произвели от названия поселка Кожушня: Кожушнер. А могли бы и Кожушнянский и т.д. 

Евреи, как и другие народы Ближнего и Среднего Востока, фамилий никогда не имели, а назывались только  отчествами, присоединяя их словами «бен»  - (сын) или «бат» - (дочь). И каждый уважающий себя человек должен был знать не  менее семи имен предков. Поскольку имена могли повторяться, для различения их могли добавить название населенного пункта, где уважаемый предок жил (Иерушалми - Иерусалимский, Фаюми - Фаюмский, Бавлеи - Вавилонский, а позднее - в странах рассеяния: ми Тудела - из Туделы, ха Роми - Римский, ха Ляди - Лядер - Лядский и т. д.). Иногда же добавлялось  прозвище: Яффе (Иоффе) - красивый, Шапиро - благообразный, Клугер - умный или название  профессии: Сандалар (Сандлер) - сапожник, Хайят (Хаес) - портной, Софер – писец и т.д. 

Те же, кто происходил из двух священнических родов: Коhенов - священников или Леви - помощников священников, обязательно добавляли hа Коhен или hа Леви. Отсюда и пошли разнообразные Коэны, Коны, Коганы, Куны, Каганы и т.д. и Леви, Левины, Левиевы и даже Льюисы (английское чтение Lewis; в данном, правда, случае, это не обязательно евреи: имя это широко использовали  англосаксы в период протестантского увлечения ветхозаветными именами). Однако, развитие  общественной жизни требовало, чтобы все граждане имели документы и фамилии. К XVIII веку большинство населения Европы еще не имело устоявшихся фамилий; в России же они не устоялись и к 1917 году (а учитывая восточные владения  империи они установились, дай  Бог, к 50-м года нашего века). 

Сначала потребовали от евреев принять фамилии власти Австрии, причем те, кто от этого уклонялись, получили их от чиновников, зачастую издевательские вроде Эзельскопф - Ослиная Голова! Потом власти Пруссии, занимаясь  эмансипацией евреев, даже не принимали к рассмотрению бумаги тех, кто минимум за полгода не взял себе «по-европейски (т.е. по-немецки) звучащей фамилии» (а также не отказался от «азиатского платья», не говорит правильным языком и т.д.) 

В России первым предложил обязать евреев принимать фамилии поэт и  украинским крестьянам: Нетудыхата - владельцу без складу и ладу стоящей хаты, Тягны - Рядно - лентяю, которого с места не сдвинешь, в то время как хорошие хозяева получали вполне по-великорусски звучащие фамилии: не Коваль или Коваленко, а Ковалев).  Дворяне же добавляли к своим фамилиям на «-ко» буковку «в» Пфепенков. Процесс фиксации фамилий завершился к 80-м годам прошлого века. В сравнении с фамилиями других народов у евреев повышен процент фамилий от названия населенных пунктов. Практически все города, городки, поселки, местечки и села бывшей черты оседлости оказались фамилиями. Бершады: Бершадский, Бершадер, Бершадчик и т.д.; Варшава: Варшавский, Варшавер. Кричев, Пирятин, Гусятин, Бердичев, Лепель - со всеми возможными окончаниями.

Другие - от имен отцов: Абрамзон, Абрамович, Абрахамович, Абрамов, Аврахамов и даже Ибрагимов. 

Очень велико (даже непомерно) количество еврейских фамилий от имен матерей. Тут сказалась, очевидно, большая социальная активность женщин, зачастую содержавших не только детей, но и занятых благочестивым изучением Писания мужей. Ривин,  Ривкин, Ривес, Ривас, Ривлин, Рывкин; Малкин, Малкес, Гитин, Гутин, Гитлик и т.д. 

Человек, переселявшийся из Австрии (а она начиналась не так далеко от Жмеринки) мог получить фамилию Ойстрах - на идиш «Австрия»; из Литвы (что включало Белоруссию, Смоленскую область и т.д.) - Литвак, Литвин, Литвинов; из  Германии (сразу к западу от Варшавы): Тайц - «Германия» на идиш, Ашкенази - «Германия» на иврите, Немчик. Встречались просто не изменяемые названия городов в Германии: Ландау, Люцау, Лившиц, Берлин. 

Особенно же много было названий профессий: Шнайдер, Шнайдерман, Портной, Портнов, Хайят, - все от слова «портной» на разных языках; Шустер, Швец, Сапожник, Сапожников, Сандалар, Сандлер - «сапожник». Отдельно следует отметить только еврейские профессии: Меламед - «религиозный учитель», Шойхет - «резник», Шадхан, Шадхен - «сват», Могел - «мастер обрезания». 

Для потомков же анекдотов фамилия Рабинович. Она считается уж такой еврейской, что другой такой и не придумаешь. И отсюда же следует, что ничего общего с еврейской традицией она не имеет, и окончание ее - самое, что ни на есть  славянское

Если уж брать чисто еврейскую традицию, то это фамилии  аббревиатуры, в каждой из которых зашифрованы предки и их заслуги. Назовем некоторые из них. К примеру, Кац. На первый взгляд - «кошка» по немецки. А в действительности: «коhен цедек» - праведник, «Зак» - «зэра кадошим»: «семя святых». «Маршак» - «морену рабену Шломо Клугер» - «учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый», «Магалиф», «Магараф» и т.д. 

Хотя зачастую имена евреев, по крайней мере, употребляемые в быту, не сильно отличаются от русских (хотя бы потому, что значительная часть русских имен заимствована из еврейского языка -  Иван,  Михаил,  Гавриил,  Мария и т.д.), тем не менее можно четко выделить набор имен, употребляемых евреями, и имен, ими не употребляемых. К примеру, не встретить еврея по имени Иван,  Василий, очень редки -  Петр, тем более -  Святослав или Вячеслав (хотя чего не бывает!). Зато часты имена  Лев,  Григорий,  Яков,  Марк, Михаил,  Александр. (Последнее заслуживает более подробного рассказа: оно появилось в еврейском антропонимиконе в 332 году до нашей  эры

Тогда в Палестину вошла армия Александра Македонского, который проявил подчеркнутое почтение  Храму и священнослужителям его. И первосвященник распорядился, чтобы все мальчики, родившиеся в этом году, получили имя Александр, в простонародной форме «Сендер». 

Это связано не только с желанием, не выделяясь в массе именем, все же не выглядеть выкрестом - достаточно сильным в еврейской среде. Это связано со стойким обычаем давать новорожденному имя умершего близкого человека. То есть «шем кадош» совпадет полностью, а для «кинуй» достаточно совпадения «согласного скелета» имени. На иврите ведь пишутся только согласные. Совпадать могут даже не все согласные, но уж обязательно первые. К примеру, мальчика назвали  Фридрих (дело было до войны, а имя ассоциировалось прежде всего с идеологически чистым  Энгельсом), потому что умерла его бабушка Фейге-Рейзл. Причем обычай столь стоек, что его придерживаются большинство евреев, даже те, что почти ничего не знают о нем и никогда не слышали выражений «шем кадош» и «кинуй». Соответственно, ребенок не может получить имя отца. Еврей по имени-отчеству Михаил Михайлович - немыслим.  Впрочем, в миру - отчего бы нет, если он по паспорту, скажем, Моисеевич. 

Все сказанное выше относится к ашкенази. В восточных группах наоборот нарекали ребенка именем живущего уважаемого человека. 

Ни горские, ни бухарские евреи (как и окружавшие их мусульманские народы) фамилий не имели, и им давали их по простецкой схеме - по имени отца: Овадьяев, Ильягуев, Авшалумов, Иллизаров, Абрамов, Юнатанов и т.д. 

В Грузии в свое время евреев (и «татар»-азербайджанцев, и армян и собственно грузин) именовали по отцу с добавлением «швили» - «сын».

 

Ссылки на дополнительную информацию по теме:

 

 


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов