статья Айрата Галимзянова (газета "Безнен юл" (г.Набережные Челны), #2(8), май 2000)
Видимо, как свидетельство равноправия между мужчиной и женщиной у тюрков среди хакасских личных имен особых различий между мужскими и женскими нет, поэтому некоторые имена применяются как для мужчин, так и для женщин. Подобные примеры можно найти и у казанских татар: хотя бы имя Чулпан, которое могут носить как мужчины, так и женщины. Иногда имена у хакасов давали исходя из внешнего вида: Аппах - очень белый, Ах пас - белая голова, Сарыг пас - желтая голова, Хара хыс - черная голова, хуба - русая и т.д.
Хакасские имена могут указывать и на время рождения:
Самыми древними хакасскими именами считаются имена связанные с названиями растительного и животного мира:
Среди девичьих имен можно встретить названия украшений и продуктов питания:
В период после октябрьской революции к именам девочек чаще стали добавлять окончание женского рода: Аяна, Сояна и т.д.
Хакасы-мальчики получали имена мужских предметов: Пычахтай "имеющий нож", Алар или Аларах - особый вид лука, Мылтых "ружье".
У хакасов имеются и "национально-племенные" имена: Сагай "сагаец", Соян "тувинец", Тадар - современное название хакасов, Хоорай - старинное название хакасов.
Есть некоторые общие с монгольским языком имена:
Династия Ашина создала в 5-м веке Тюркский Каганат. У булгар и татар были имена Ашин, Ашан, Ашыт (монгольское слово "волк" во множественном числе). Некоторых ханов Тюркского Каганата звали именами, производными от слова "буре" (волк): Буре-хан, Буре-шад ("Буре-князь"). У татар были имена Буре, Буребай, Байбуре, Бурекэй, Башбуре, Буриш. У башкир известно конкретное историческое лицо - Акбуре-бий. У карачаевцев и балкарцев есть имя Берюка.
Изображенный на гербе Татарстана барс уже давно присутствует в именах мужчин-тюрков, в частности, у татар: Акбарс, Айбарс, Байбарс (герой фильма о мамлюках) Барсбай, Бибарс, Буребарс, Барсхан, Ильбарс, Карабарс, Тайбарс, Тинбарс: многие из этих имен заимствованы финноуграми марийцами и удмуртами.
Тотем медведя также оказал некоторое влияние на имена татар-мишарей, сибирских и казанских татар: Аю, Аюбай, Аюхан и т.д.
Тулпар (скакун, иногда в значении волшебного коня) - это имя встречается у мужчин кумыков, балкар и карачаевцев. Лев Гумилев в книге "Древние тюрки" приводит одно имя Колын-бек ("Жеребенок-бек", в китайских исторических источниках - "Баймэй-хан"). Сыбай - это слово в древнетюркском языке означало "воин-всадник". От этого имени происходит, по одной из версий, название башкирского города Сибай. В.Г. Магницкий в книге "Чувашские языческие имена" зафиксировал следующие имена: Аксубай, Акзурбай, Актубай, Арейбай, Битубай, Возубай, Ильсубай, Ирсубай, Истубай, Иттубай, Кастубай, Кочубай, Пиктубай, Питубай, Сарзубай, Сетубай, Синдубай, Тарсубай, Урсубай, Чесубай, Ярсубай, Ялтубай, Яштубай. Такое изобилие однокоренных имен в тюркских племенах не должно удивлять: в различных диалектах друг другу соответствуют согласные с-т-д-ч (например, вполне закономерен следующий ряд: Сурбай - Турбай - Дубай - Зубай - Чубай). Соответствие согласных д-з часто встречается в татарских и, что особенно, башкирских диалектах.
По болгарскому фильму кинозрителю стало известно одно из тюрко-булгарских имен: Аспарух - так звали хана одного из булгарских племен, которое он привел на берега Дуная. Очень своеобразны имена у карачаевцев и балкарцев, булгарской ветви тюрков, которая сохранилась на Северном Кавказе. Таковы, например женские имена: Алтын, Алтынчач, Акбийче, Акбоюн, Бийче, Балкыз, Балдан, Джюзек, Джулдуз (кстати, у осетин есть имена, возникшие под тюркским влиянием: Зулдуз, Малкар, Татарбег, Татарби, Татаркан, Татари, Батту, Казан, Астархан и т.д., "Словарь осетинских личных имен", г. Орджоникидзе, 1990, Сост. В.Г. Цогоев, "Ир"), Джумуш, Илкер, Инджи, Кызтуума, Кюмюш, Карачач, Каракыз, Сюйдимхан и др.
Мужские карачаевские и балкарские имена:
Абрек, Айдарук, Алхаз, Мурза (этот тюркизм есть и у молдаван - Мирча), Аслан, Асланбек, Асланалий, Аслангерий, Асланмырза, Аслантокъ, Асланук, Аслаука, Бияслан (однокоренные имена: у башкир - Арыслан, у узбеков - Арслан, Арсланбек и др.), Батырбек, Батыргерий, Бараз, Малкарук, Байрамук, Айдарук, Байбатыр (у узбеков Бекджигит, Бекйигит), Джашар, Керман, Езден (Узден), Къара, Къаплан (это имя - в названии тюрко-татарской борьбы "Кара каплан", описанной историком Рафаэлем Безертдиновым в нескольких изданиях), Къарабытыр (есть и одноименная сказка), Къарачай, Къонакь, Къонакьбий, Къукукь, Науруз (праздник весеннего солнцестояния), Таубатыр, Таулы, Темир, Темирбек, Темирболат (герой одноименной карачаево-балкарской сказки), Туккъум, Чука и др. рядом с братьями балкарами и карачаевцами живут тюрки кумыки, которые принимали иудаизм и мусульманство, но при этом смогли сохранить некоторые тюркские имена, среди них женские: Айбике, Назбике, Балкыз (как у карачаевцев и балкарцев), Хумай ("счастье-птица", у башкиров hомай) и т.д., - и мужские: Ага (старший брат), Агай, Агабек, Агагиши, Абаш, Арслан, Асбек (Ас - балкаро-аланский), Астемир, Татархан, Уллухан (великий хан), Шамхал (от кум. "шавхал" - правитель) Кайтмас (прямой, непоколебимый), Батыр, Батырхан Бурхан, Болат, Аселдер (Ас+элдар "господин"), множество имен, обозначающих сокола - Тарлан, Сунгур, Байсунгур, Лачин.
Имена, производные от боевых птиц, несут в себе и тотемистический смысл. Таковы древнетюркские имена: Тогрул, Торымтай. У татар и башкир: Каракош, Шонкар, Беркетбай, в том числе и заимствованные из персидского языка - Шахбаз, Шахин. Узбекские мужчины могут носить имя Лочин (Лачин), а женщины Лочиной (Лачинай).
У узбеков, несмотря на сильное влияние ислама и коммунистической идеологии (примером чему служат имена: Октябрь, Октябрьжон, Совет, Совхозбек, Фидель и т.д.), в личных именах сохранилось и название единого тюркского бога - Тенгри: Тангры, Тангрыбек, Тангрыберды (в татарском языке аналоги есть и в личных именах, и в названиях населенных пунктов: Тэнребирде, Тэбирде, Тэрбит), Танрыберган, Тангрыбай, Тангрыходжа, Тангрыкул (кн. "Правописание узбекских имен" Эрнст А.Бегматов, г.Ташкент, "Фан", 1972).
Прекрасные тюркские имена можно обнаружить среди имен выдающихся исторических личностей: Атилла, Элбэк (сын Атиллы), Нагайбэк (Асянов), и Аренкул (Асеев) - герои пугачевского восстания, Байраш-хан - булгарский правитель юрта, который был расположен при впадении реки Ирни в Зай (на территории современного Татарстана) и т.д.
Некоторые из татарских мужских имен берут свое начало от оружия:
у карачаевцев и балкарцев есть интересное имя Кылычбий.
К тюркскому пласту татарских имен относятся также следующие:
парные "по цветности" имена:
"Цветных" имен много также и у других тюрков, к примеру у хакасов:
если заглянуть в фольклорные произведения, то весьма интересные тюркские имена можно обнаружить
у башкир:
Л.Гумилев упоминает о древнетюркских именах Котлык и Бильге-котлык), Ырыс, Изел, Урал, Уралбикэ, Алтынбикэ, Кенбикэ, Йэнбикэ, Асылбикэ, Карлугас (аналогичное женское имя у татар - Карлыгач, у хакасов - Харачыхай), Кубэлэк.
У тюрков есть множество женских имен с корнем сылу - "красивая". У узбеков, например, к таковым относятся Сулув, Ойсулув, Туксулув, у башкир - Акhылыу, Танhылыу, Айhылыу, Кенhылыу, Маянhылыу, Барсынhылыу, у казанских татар Аксылу, Алсылу, Байсылу, Баянсылу, Биксылу, Гелсылу, Ефэксылу, Зэйсылу, Йезсылу, Йезлесылу, Камэрсылу, Корбансылу, Кенсылу, Кемешсылу, Куркэмсылу, Назлысылу, Нурсылу, Сылу, Сылубикэ, Сылугел, Сылуйез, Сылукай, Сылуниса, Сылуќиhан, Татлысылу, Туксылу, Тункэсылу, Энкесылу, Фэхресылу, hиммэтсылу, Ќофарсылу.
Эти примеры наглядно демонстрируют большое количество производных от одного корня имен у тюрков, правда, среди них есть и несколько "арабизированных": Фэхресылу и т.д.
Л.Н.Гулимев в своей книге "Древние тюрки" приводит имена некоторых выдающихся тюрков:
Возможно, в будущем тюрки, скинув навязываемые идеологии, хотя бы в вопросе имен обратят внимание на исконно тюркские источники.
«Имя есть предзнаменование» - гласит народная мудрость. И действительно, существует поверье, что имена способны влиять на судьбу своих обладателей. Но чтобы разгадать тайну имени, следует заглянуть в прошлое: ведь имена того или иного народа - это отражение его материальной и духовной культуры, истории и традиций, а также особенностей национального языка. В древности существовало множество обрядов, связанных с именем, в частности считалось, что имя обладает магическими свойствами, с помощью которых можно воздействовать на его владельца. Ведь имя считалось частью самой сущности человека, его души. Имя, данное при рождении, подчеркивает индивидуальность своего обладателя, сопровождая его всю последующую жизнь. Именно поэтому выбор имени является делом исключительной важности, и на протяжении времен люди пытаются подобрать для своего ребенка красивое, благозвучное имя, обладающее неким глубоким смыслом. Диапазон узбекских имен, формировавшийся на протяжении столетий, очень богат. Одни имена прошли довольно долгий путь от титула или прозвища, другие возникли в связи с условиями жизни и быта узбекского народа. К примеру, титул «мирза», возникший в XIV веке, первоначально являлся особым титулом царевичей Темуридов и являлся сокращением от «амирзада» - «из рода эмиров». А через некоторое время титул «мирза» превратился в личное имя. Следует отметить, что «мирза» являлось также необходимой приставкой к именам дворцовых писарей.
А исторический титул «бек», что в переводе означает «господин, предводитель», когда-то принадлежал представителям военной аристократии. В настоящее время он превратился в приставку и окончание мужских имен, добавляющие оттенок уважения и почтительности. В давние времена обращение по званию или должности было частым явлением в Центральной Азии. Довольно распространенным обращением среди старой интеллигенции было «домулло», «мулло», и нужно признать, традиция эта оказалась довольно живучей. Часто родители хотели посредством имен наделить своих детей какими-либо положительными качествами: Карим - великодушный, благородный, Сабир - выносливый, терпеливый, Камил - совершенный. Женские имена сочетаются с красотой, изяществом, грацией и нежностью: Ширин - сладкая, Нафиса - изящная, грациозная, Дильбар - очаровательная, возлюбленная, Паризода - «из рода фей». Наиболее частыми компонентами женских имен являются названия цветов: Лола - тюльпан, Гули - цветок, Сарвиназ - грация кипариса, Нилуфар - лотос. Мужские имена, напротив, ассоциируются с мужественностью и силой: Темур - железо, Кудрат - могущество, Улугбек - великий бек, Арслан - лев. Некоторые имена происходят от названия драгоценных камней: Зумрад - изумруд, Сухроб - рубин, Фируза - бирюза, Дурдона - жемчужина, Зарина - золотые украшения, Кумуш - серебро. Бывали случаи, когда в узбекских семьях рождались только девочки, в то время как родители ожидали наследника. Отсюда возникли имена Угилой («угил» - сын), Улжан (мальчик после девочки), Кизларбас (хватит девочек). Новорожденную девочку следовало назвать одним из этих имен и тем самым обмануть духов, препятствующих рождению мальчика. Когда в семье часто умирали дети, люди искали спасения в именах-заклинаниях: Турди - "остался", Турсун - "пусть останется", Тухта - "останься", Улмас - "не умрет". А счастливым родителям близнецов, согласно традициям узбекского народа, следует назвать своих детей не иначе как Хасан и Хусан, или, в случае рождения девочек, Фатима и Зухра. Имя Ёдгор, что в переводе означает «память», давали ребенку в случае гибели его отца или матери. Имена; Ашур, Раджаб, Рамазон, Сафар свидетельствуют о том времени, когда ребенок появился на свет. Ведь это названия тех лунных месяцев, которые считаются священными у мусульман. Считается добрым знаком, если ребенок рождается в весенний праздник Нового года, широко и бурно празднуемый мусульманами, и соответственно его нарекают Навруз.
Всевозможные приставки и окончания придают особый оттенок именам. Приставка «ой» в переводе означает «луна», является распространенным компонентом в окончании узбекских имен: в женских именах она дает значение «красота», а в мужских - «счастье». Приставка «хон», некогда бывшая очень высоким титулом, имеет свою историю. В Центральной Азии слово «хон» могло быть присоединено и к именам ханских жен, а впоследствии элемент «хон» стал принадлежностью почти любого женского имени. Также существует распространенное окончание «жон», что означает «душа», придающее именам ласкательное значение. Разнообразие узбекских имен поражает своей замысловатостью, удивительным значением, кроящимся даже в самом неприметном из имен. Имена, как и национальная одежда, кому-то кажутся экзотическими, необычными. Но только узнав их подлинный смысл, мы понимаем, что имена того или иного народа - это предмет гордости, отражение образа жизни, традиций и обычаев.