Основным принципом в выборе мусульманского имени является дозволенность, но также существуют некоторые запрещенные шариатом имена, которые следует избегать. Они включают:
* Имена, означающие выражение покорности или служения кому-либо помимо Аллаха, включая пророков и ангелов. Не разрешено быть рабом или служить кому-либо помимо Аллаха. Среди имен, которые выражают покорность чему либо помимо Аллаха, являются имена Абд-ар-Расул (раб Посланника), Абд ан-Наби (раб Пророка) и Абд аль-Амир (раб правителя) и другие подобные имена, включающие поклонение или подчинение кому-либо помимо Аллаха. Человек, у которого подобное имя обязан изменить его. Великий сподвижник Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Моим именем было Абд Амру – согласно одной передаче, Абд аль-Кааба, и после того как я стал мусульманином, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал меня Абдуррахман». (Передано от аль Хакима, 3-306, аз-Захаби подтвердил) * Имена, которые относятся только к Нему, Свят Он, такие как аль-Халик, ар-Разик, ар-Робб (Господь), ар- Рахман (Всемилостивейший) и т.п. Которые относятся только к Аллаху; имена, которые описывают атрибуты присущие только Аллаху, такие как Малик аль Мулюк (Король королей), аль-Къахир (Подчиняющий) и т.д. Является запрещенным называть людей подобным образом, и подобные имена должны быть изменены. Аллах сказал (перевод смысла): «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (19-65). * Имена, которые однозначно относятся к неверующим и не используются другими, такие как Абдуль-Масих (Раб Мессии), Бутрос (Пётр), Джордж (Георгий) и другие имена, которые ясно указывают на принадлежность к неверующим. * Имена идолов и лжебогов, которым поклоняются вместо Аллаха, например, называя кого-либо дьяволом и т.п. Не разрешено звать людей с вышеперечисленными именами. Это является харамом, и человек с таким именем обязан поменять его. * Является нежелательным (макрух) использовать имена, которые имеют отталкивающий смысл, или плохое значение, потому что это может послужить поводом для издевательств. Подобные имена противоречат учению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который приказывал давать красивые имена. Пример таких (порицаемых) имен являются имена: Харб (война), Рашааш (брызги или капли) и Хийам – название болезни которой подвержены верблюды – и другие имена, которые имеют дурной и неприятный смысл. * Является нежелательным использовать имена, обладающие провокационным и соблазняющим смыслом. Подобное случается часто с именами девочек, которым даются имена с сексуальным или провокационным смыслом. * Является нежелательным называние именами аморальным людей, например певцов, актеров и актрис. Если у них хорошие имена, то разрешено использовать подобное имя, но только по причине смысла, а не из желания подражать этим людям. * Является нежелательным называние именами, которые означают грех, например Сарик (вор) или Золим (притеснитель) или давать имена фараонов или грешников, такие как Фираун, Хаман (визирь фараона) и Карун. * Является нежелательным использовать для имени названия животных, которые ассоциируются с нежелательными качествами, например Химар (осел), Кальб (собака), Къирд (мартышка) и т.д. * Является нежелательным добавлять к имени слова “Дин” или “Ислам”, такие как Нур уд-Дин (свет религии), Шамс уд-Дин (солнце религии), Нур уль-Ислам (свет Ислама) и т.д. потому что эти имена дают человеку больше чем он заслуживает . Ученые саляфы порицали подобные имена. Имаму ан-Навави не нравилось собственное прозвище Мухии юд-Дин (оживляющий религию); Шейху Ибн Теймийе также не нравилось его прозвище Таки юд-Дин (Набожность Религии), и он говорил, «…Но моя семья дала мне подобное прозвище и оно стало широко известным». * Является нежелательным добавлять какое либо слово к Имени Аллаха, за исключением слова “Абд”, например Абдуллах. Пример подобного добавления является Хасабу-Ллах, Рахмату-Ллах (милость Аллаха) и т.д. Также нежелательно добавления слов к слову Расул (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). * Является нежелательным использовать имена ангелов, или называть людей названиями сур Корана, такие как Та-Ха, Ясин. и т.д. Эти имена являются “аль Хуруф аль-Мукъатаа” (буквы которые присутствуют в начале сур; их смысл известен только Аллаху – переводчик), которые не являются именами Пророков. См. ”Тухфат ал Маудуд ибн Кайима”, стр. 109.
Существует пять категорий хороших имен:
* Первая (наилучшая) категория – имена Абдуллах и Абдуррахман. Передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее любимые имена у Аллаха это Абдуллах и Абдурахман». Сахих Муслим, 1398. * Вторая категория – это имена, которые выражают покорность и поклонение Аллаху, такие как Абдулазиз, Абдурахим, Абдулмалик, Абдуссалам и т.д. * Третья категория – это имена пророков и посланников. Без сомнения, лучшим из них является Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, имя Ахмад является одним из его имен. Следующим идут имена «посланников сильных духом» см. 46:35, имена Ибрагим, Муса, Иса и Нух, затем остальные пророки. * Четвертая категория это другие имена праведных рабов Аллаха, наилучшими из которых являются сподвижники нашего Пророка. Является мустахаб (желательным) использовать их имена, следуя их примеру и надеясь достичь более высокого положения. * Пятая категория это все другие имена, которые несут правильное и приятное значение.
Желательно обратить внимание, на ряд вопросов, выбирая имя:
* Необходимо понимать, что с этим именем человек будет жить всю жизнь, и оно может вызвать неудобства и проблемы в будущем, что вызовет негативную реакцию по отношению к тому, кто дал ему это имя. * Выбирая среди имен, необходимо посмотреть на имя под разными углами. Посмотреть на имя, и также подумать, как оно будет звучать для ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека, и как оно будет сочетаться с приставкой Абу, и как оно будет подходить его сыну, которого будут называть – “Сын такого-то, сына такого-то” и т.п. * Выбор имени за отцом, потому что ребенку будет отнесен к его роду. Но все равно желательным является привлечь и маму ребенка для выбора имени, и спросить ее мнение о том, насколько такое-то имя подходящее, что бы и она чувствовала себя счастливой. * Фамилия ребенку дается отцовская, даже если родители в разводе или отец умер и т.п. даже если он не заботится о ребенке или не видит его совсем. Категорично запрещено давать ребенку не отцовскую фамилию, кроме случая, когда ребенок родился в результате прелюбодеяния. В этом случае ребенок должен носить фамилию матери и не разрешено ему брать отцовскую.
Мухаммад Салих аль-Мунаджид.