В России сейчас большое распространение получают старинные имена: малышам выбирают имена Гордей, Елисей, Анисья, Тихон. Последний раз настолько массовое "переименование" было в нашей стране в 20-х годах прошлого века. Значит ли это, что сегодня российский народ интуитивно хочет вернуться к своим истокам?
Вы можете ознакомиться со значением имени, характером его носителя, а также оценить написанное в разделе Значения имён
Пожалуй, впервые с революционных времен в нашей стране происходит почти полное обновление имен, которое началось в 90-е — тоже вполне революционное время. В 20-е годы газеты сообщали о том, как "революционная молодежь радостно сжигает свое религиозное прошлое". Проявлялось это в принятии имен, связанных с новой идеологией: Ревмира (революция мира), Диамара (диалектический материализм); имена, отражающие первые этапы индустриализации: Электрина, Элеватор, Дизель, Рэм (революция, электрификация, механизация). Философ Павел Флоренский полагал, что придумывать новые имена такая же дерзкая и отвлеченная затея, как пытаться придумать новую религию, что и подтвердила короткая жизнь имен, рожденных революцией. Однако рождение нового советского человека началось с придумывания для него новых имен и это символично.
Сейчас в России происходит обновление: привычных имен - на старинные. В одном из московских ЗАГСов в прошлом году были зарегистрированы такие имена новорожденных, как Анисия, Илария, Леокадия, Аделаида, Фекла, Груша, Вивея, Елисей, Савва, Лука, Платон. У певца Александра Малинина близнецы Фрол и Устинья, у телеведущей Тины Канделаки — Мелания и Леонтий. Актриса Мария Шукшина назвала сыновей Фома и Фока. У супругов Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой растет сын Елисей, у Владимира Епифанцева Гордей. Причем подобное увлечение характерно не только для Москвы. ЗАГСы Петрозаводска, Владимира, Ярославля регистрируют все больше новорожденных Акимов, Власиев, Евграфов, Тихонов, Трофимов, Евлампий, Анисий, Агафий.
Павел Флоренский был одним из первых в истории русской словесности, кто всерьез заявил о существовании связи между именем и психотипом личности. В своей книге "Имена" он задается вопросом — можно ли считать имена пустыми кличками, случайно присоединенными к их носителям, или же в имени стоит искать формулу личности, характера, а значит — судьбу и биографию? Флоренский считал, что верно второе. При этом он полагал, что хотя "имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни", это вовсе не отменяет свободы действия личности в этих границах. С точки зрения философа, у каждого имени три ипостаси: высшая, нейтральная и низшая (например, Михаил — Миша — Мишка). И в какой именно ипостаси проявит себя человек с конкретным именем, зависит уже от него самого.