Исповедные росписи, как известно, весьма ценный источник информации о составе православной семьи и возрасте её членов. Однако, всякий, кто работал с подобными источниками, наверняка обратил внимание на то, что определить возраст нужного человека по ним бывает довольно затруднительно. Но что делать, если это единственное сохранившееся документальное свидетельство о предке?
Очень многое здесь зависит от везения. Предполагаемый промежуток времени, на который приходится дата рождения предка может составлять от 10 лет до 1 месяца. Только в редких случаях можно взять на себя смелость и назвать конкретную дату рождения предка. Правда, при этом придётся сделать ряд допущений, но об этом позже.
Рассмотрим разные ситуации.
Последнюю ситуацию рассмотрим на примере отца Фёдора Михайловича Смирнова Михаила Захаровича. В исповедной росписи церкви Архангела Михаила села Станов Угличского уезда за 1807 год значится, что ему 3 месяца.
Для начала нужно определить на какое число приходилась Пасха в 1807 году. Для тех, кто не ищет лёгких путей, существуют методики расчёта, описанные в статье на Википедии. Там же можно почитать об истории вопроса. Тем, кто скептически относится к Википедии, могу порекомендовать другой ресурс — Примечания и объяснения на Пасхалию — оцифрованную книгу 1806 года издания. Лично я воспользовался электронной версией православного календаря. Удобнее всего переходить на нужный год через адресную строку. Для того чтобы с 2017 попасть в 1807 нужно к адресу добавить 1807, т.е. запись в адресной строке будет выглядеть так:
c.psmb.ru/pravoslavnyi-kalendar/date/1807
Календарь удобен ещё тем, что там указаны святые, почитаемые в тот или иной день.
Итак, выясняем, что в 1807 году Пасха была 14 (27) апреля. Соответственно, Великая четыредесятница была с 25 февраля (10 марта) по 30 марта (12 апреля) 1807 года. Отсчитав назад 3 месяца получаем временной отрезок с 27 ноября (10 декабря) 1806 г. по 30 декабря 1806 (12 января) 1807 гг. Для чистоты эксперимента добавим перед ним еще 2 недели. В определённый таким образом период в 1806—1807 году всего 2 раза почитали святых с именем Михаил: 22 ноября (5 декабря) и 18 (31) декабря 1806 г.
Теперь о допущениях, о которых я упоминал выше. Во-первых, Великий пост был не единственным поводом прийти на исповедь, к тому же существовали и другие посты. Однако будем считать, что запись в Исповедной росписи относится именно к нему. Во-вторых, касательно наречения по имени святого: традиция-традицией а в жизни могло быть всякое. Однако будем считать, что Михаила назвали в точном соответствии со святцами. Ну и третье допущение, позволяющее отсеять одну из выявленных дат: будем считать, что в крохотной деревеньке при маленьком селе не стали ждать до последнего и побывали на исповеди, всё-таки, в начале Великого поста.
Таким образом, наиболее вероятная дата рождения Михаила Захаровича — 22 ноября (5 декабря) 1806 года.
Напоследок приведу пример того, насколько зыбкими могут быть основания для подобных рассуждений. Сын Федора Михайловича Иван родился 29 августа (11 сентября) 1884 года, о чём сохранилась метрическая запись. На этот день приходится Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Таким образом, имя дали по святцам. А вот с Исповедными росписями Рижского Кафедрального собора за 1884 год всё сложнее. Там указано, что Иоанну 1 месяц. Т.е. получается, что у исповеди его родители были в конце сентября или в начале октября 1884 г., т.е. уже после Успенского поста и спустя полгода после Великой четыредесятницы.
Источник:
Исповедные росписи, как известно, весьма ценный источник информации о составе православной семьи и возрасте её членов. Однако, всякий, кто работал с подобными источниками, наверняка обратил внимание на то, что определить возраст нужного человека по ним бывает довольно затруднительно. Но что делать, если это единственное сохранившееся документальное свидетельство о предке?
Очень многое здесь зависит от везения. Предполагаемый промежуток времени, на который приходится дата рождения предка может составлять от 10 лет до 1 месяца. Только в редких случаях можно взять на себя смелость и назвать конкретную дату рождения предка. Правда, при этом придётся сделать ряд допущений, но об этом позже.
Рассмотрим разные ситуации.
Последнюю ситуацию рассмотрим на примере отца Фёдора Михайловича Смирнова Михаила Захаровича. В исповедной росписи церкви Архангела Михаила села Станов Угличского уезда за 1807 год значится, что ему 3 месяца.
Для начала нужно определить на какое число приходилась Пасха в 1807 году. Для тех, кто не ищет лёгких путей, существуют методики расчёта, описанные в статье на Википедии. Там же можно почитать об истории вопроса. Тем, кто скептически относится к Википедии, могу порекомендовать другой ресурс — Примечания и объяснения на Пасхалию — оцифрованную книгу 1806 года издания. Лично я воспользовался электронной версией православного календаря. Удобнее всего переходить на нужный год через адресную строку. Для того чтобы с 2017 попасть в 1807 нужно к адресу добавить 1807, т.е. запись в адресной строке будет выглядеть так:
c.psmb.ru/pravoslavnyi-kalendar/date/1807
Календарь удобен ещё тем, что там указаны святые, почитаемые в тот или иной день.
Итак, выясняем, что в 1807 году Пасха была 14 (27) апреля. Соответственно, Великая четыредесятница была с 25 февраля (10 марта) по 30 марта (12 апреля) 1807 года. Отсчитав назад 3 месяца получаем временной отрезок с 27 ноября (10 декабря) 1806 г. по 30 декабря 1806 (12 января) 1807 гг. Для чистоты эксперимента добавим перед ним еще 2 недели. В определённый таким образом период в 1806—1807 году всего 2 раза почитали святых с именем Михаил: 22 ноября (5 декабря) и 18 (31) декабря 1806 г.
Теперь о допущениях, о которых я упоминал выше. Во-первых, Великий пост был не единственным поводом прийти на исповедь, к тому же существовали и другие посты. Однако будем считать, что запись в Исповедной росписи относится именно к нему. Во-вторых, касательно наречения по имени святого: традиция-традицией а в жизни могло быть всякое. Однако будем считать, что Михаила назвали в точном соответствии со святцами. Ну и третье допущение, позволяющее отсеять одну из выявленных дат: будем считать, что в крохотной деревеньке при маленьком селе не стали ждать до последнего и побывали на исповеди, всё-таки, в начале Великого поста.
Таким образом, наиболее вероятная дата рождения Михаила Захаровича — 22 ноября (5 декабря) 1806 года.
Напоследок приведу пример того, насколько зыбкими могут быть основания для подобных рассуждений. Сын Федора Михайловича Иван родился 29 августа (11 сентября) 1884 года, о чём сохранилась метрическая запись. На этот день приходится Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Таким образом, имя дали по святцам. А вот с Исповедными росписями Рижского Кафедрального собора за 1884 год всё сложнее. Там указано, что Иоанну 1 месяц. Т.е. получается, что у исповеди его родители были в конце сентября или в начале октября 1884 г., т.е. уже после Успенского поста и спустя полгода после Великой четыредесятницы.
Сведения о семье Ф. М. Смирнова в исповедной росписи за 1884 год. LVVA, Ф. 6088, Оп. 1, Д. 262, Лист 115 об.
Источник: http://andreyrepin.com/ru/opredelenie-daty-rozhdeniya-predka-po-i/