Этносом являются люди, объединенные, чаще всего, биологическим родством и имеющими сходные уникальные структуры подсознательного, и комплекс взаимодействия этих структур с сознанием, образующие специфические писихофизические реакции и типы поведения, типы диалога со смертью, временем, пространством, определение себя, своего и другого и типы взаимодействия с ними, живым и не живым, образуя те или иные цивилизационные комплексы или даже цивилизационные матрицы.
Подсознание и его структуры пока мало изучены. На сегодня наиболее значимой для изучения этого вопроса является теория Жильбера Дюрана, которая пока остается теорией, но помогает начать изучать многие явления. Вполне возможно, что дела в безсознательного обстоят еще более сложно чем в теории Жильбера Дюрана. Процесс изучения этой области продолжается и нам следует заниматься этими вопросами. Можно предположить наличие общих подсознательных полей разного уровня и структуры, с разной степенью их взаимодействия, у того или иного этноса или общности. На сегодня, например, понятие эгрегера давно включено в круг понятий исследователей.
Ландшафт не столько определяет Этнос, сколько Этнос определяет ландшафт, и поэтому в некотором роде Ландшафт есть его выбор из разных имеющихся, и тем более костюм и язык, как и многие другие (как бы классические определяющие понятия) проявления есть всего лишь тень отбрасываемая от факторов внешней среды светом этническо-цивилизационной творческой индивидуальности.
Важно указать на факт жизни и дыхания этноса, всех его частей. Ничто не является неизменным. Все подвергается изменениям в процессе этногенеза. Все части сложного комплекса этноса и различных и самых разнообразных его частей и подчастей влияют друг на друга взаимоизменяя и взаимоизменяясь. Эти процессы могут идти в разных своих частях с разной скоростью, процессы могут идти очень долго относительно жизни человека, или могут быть стремительными на столько, что человек видит изменения в течение жизни. Иногда они происходят взрывным образом, в ходе разного рода культурных революций или трансформаций.
К определению Этноса важно добавить определение Счастья, так как эти два определения тесно связаны.
Счастье, это совпадение подсознательного и сознательного.
То есть Счастье, есть максимально полная конгруэнтность (реализация) подсознательных структур сфере осознанного и материального. В случае действительно совпадения этих феноменов возникает настоящее Счастье, при котором у человека как индивидуума и у сообществ высвобождается громадная созидательная, творческая, интеллектуальная, духовная, душевная и эмоциональная энергия.
Каждый этнос (как и отдельный человек) в своем бытии и творческом делании стремится к Счастью, то есть к максимальному соответствию осознанного и внешнего структурам подсознательного.
Таким образом и ландшафт и одежда и язык и национальный эпос, музыка, танец, весь комплекс культуры и бытия есть не что иное как путь к обретению Счастья для данного Этноса в данных Условиях.
Когда мы говорим о Ландшафте, Языке, Костюме, Культуре как о (важных по мнению ряда авторов) характеристиках этноса, надо понимать, что они не являются полностью результатом свободного выбора. Да, Этнос может отдавать предпочтение тому или другому Ландшафту в процессе жизни, но он может выбирать только из того набора ландшафтов которые есть на земле или континенте. Создавая одежду, этнос исходит из физически наличествующих материалов и технологий, которые ограничивают его. Так же и язык, является продуктом прежних этносов, и находится под влиянием других языков.
Находясь окружении Ландшафта, Костюма, Языка, выработанной Традиции и Культуры, Этнос в свою очередь, подвергается их обратному влиянию, и уже они влияют на структуры безсознательного (и в некотором смысле ограничивают его) и другие тонкие структуры определяющие Этнос. Этот стабилизирующий эффект дает возможность плавного и стабильного развития и жизни Этноса, формированию устойчивых цивилизационных моделей, этики, норм права, понятий справедливости, добра. Нащупыванию и уверенному постепенному продвижению к цели — Счастью.
Таким образом, мы видим, что Этнос находится в перманентном естественном движении к Счастью, где меняющиеся внешние факторы меняют внутренние, и те, в свою очередь, влияют на внешние. Даже Ландшафт, как мы знаем, постоянно меняется естественным путем, и нет ни одного ландшафта на земле неизменного даже несколько тысяч лет... Эти изменения могут быть и искусственными - человек всегда так или иначе взаимодействует с ландшафтом... (остается загадкой полное отсутствие древних лесов в России), но сегодня изменение ландшафта есть просто системная самоцель господствующей цивилизационной матрицы. Если в результате борьбы с другими этносами, какой то этнос вынужден сменить Ландшафт или Ландшафт изменяется по многим другим возможным причинам, то меняется одна из переменных и это влияет и на все остальные части и проявления Этноса. Так же может быть утрачен какой-то из материалов, используемый в традиционной одежде, и тогда она изменяется. Язык может подвергнутся влиянию других языков в результате цивилизационного взаимодействия, иногда активного и агрессивного. Значительная часть Этноса может погибнуть в результате войны, болезни, катаклизма, ассимиляции, может быть утрачены носители какой-то части Эпоса, все это приводит к изменениям - как внутренним так и внешним. Таким образом, медленнее или быстрее меняются постоянно и глубинные структуры подсознательного, как естественным путем, так и через влияние на них других комплексов структур.
Сегодня мы все ближе подходим к пониманию возможности влияния на глубинные структуры подсознательного как со стороны самих носителей, так и из вне, подходим к пониманию этих механизмов. Мы можем предпринимать осознанные шаги как по сохранению тех или иных моделей, так и по их разрушению или формированию заданных.
Любая система стремится к гомеостазу, к сохранению самой себя. Сложившиеся и сохранившиеся комплексы цивилизационных комплексов разных Этносов являются результатом всей человеческой цивилизации, ее достоянием, и достойны сохранения и самого глубокого изучения, так как этот опыт безценен для абсолютно всех. Поэтому нам важно очень бережно сохранять уникальные этническо-цивилизационные комплексы или любые их части. Уберегать их от внешних влияний, при этом не убивая насильственной бездумной музеефикацией, позволять «дышать», изменяться естественным для них путем. Сегодня есть неведомые ранее технические возможности сохранять материальные составляющие культуры, поэтому необходимо максимально сохранять все что мы можем, хотя бы для начала на материальном видимом уровне, и это уже будет важным шагом.
Так как сегодня изменения идут в глобальном масштабе и невероятными ускорениями и интенсивностью, сохранение имеющегося разнообразия логично должно просто стать самоцелью. К сожалению, механизмов, позволяющих осуществлять защиту цивилизационного разнообразия, становится все меньше и меньше. Поэтому возрастает важность глубокого понимания сути происходящих процессов.
В отношении Финских народов России, мы видим, что ландшафты стремительно изменяются, современные материалы вытесняют традиционную одежду, все труднее сохранять национальный язык, традицию и культуру, изменение товарооборота меняет традиционные формы жизнеобеспечения. Но самый главный удар приходится на структуры безсознательного, на цивилизационные модели и цивилизационные матрицы.
Без осознания наличия уникальных цивилизационных моделей сохранение внешних проявлений ничего не даст. Сохранение внешних проявлений, таких как ландшафт, костюм, язык, род занятий, традиция, эпос и так далее, есть лишь создание благоприятных условий для сохранения цивилизационных матриц. Именно эти внешние формы цивилизационные матрицы создали сами для себя, для своего развития, но они как гнездо, как дом. Без внутреннего наполнения, без сути, этот дом будет пуст. Поэтому надо понять, кто живет в доме. Так как он и является главным. И когда он будет силен, он сможет даже выходить из дома, не боясь простудиться и умереть. И даже если буря или пожар уничтожат дом дотла, то он сможет его восстановить. Он сможет укреплять и расширять свой дом, дальше украшать его и обретать Счастье.
Говоря о сохранении Финских цивилизационных моделей и матриц, мы должны понять, что в первую очередь им сегодня противостоит. Это в первую очередь Романо-германская матрица, доминирующая в мире и имеющая мощную диурническую составляющую в логосе, определяющую мощный логический аппарат и направленность на усложнение всех структур. Именно эти ее качества и определяют постоянно ускоряющийся «прогресс», который стал для нее самоцелью и, похоже, при не умелом управлении может стать причиной гибели носителей не только этой цивилизационной матрицы, но и всех жителей Земли, во всяком случае, флора и фауна активно системно уничтожается. Данная цивилизационная матрица не является злом в себе, просто она обнаружила очень мощный механизм активного расширения и поэтому включает в себя все, что попадается ей на пути, не находя балансирующих противовесов. Это не есть зло само в себе. Но это явно уменьшает многообразие культур и цивилизационных моделей, созданный человечеством, что вредит ей самой.
У человечества есть достаточно богатый опыт взаимодействия цивилизационный матриц и моделей. Например, есть некоторый опыт Японской цивилизации, и успешный и взаимовыгодный путь взаимодействия ее с Рмано-германской матрицей. Сегодня Япония в плане «прогресса» даже обгоняет по ряду позиций Романо-германские страны, при этом, сохраняя как-то японскую культуру, цивилизационные модели. Идет своим уникальным путем и Китай, там другой уникальный опыт взаимодействия. Это страны, которые сохранили все таки и Ландшафт, и Язык, и частично даже Костюм.
Есть опыт народов которые сохраняют свои уникальные цивилизационные модели, матрицы, структуры, культуру, эпос и предание, осознание себя даже в самых не благоприятных для этого условиях, без ландшафта, костюма, языка, хотя и при благоприятных условиях явно стремятся их обрести. Это доказывает нам, что материальная составляющая вторична для Этноса, но крайне желательна.
Посему необходимо в нашем меняющемся мире создавать заповедные уголки этническо-цивилизационной идентичности. Но они могут быть в настоящих условиях только в небольших пространствах. Для носителей этническо-цивилизационной уникальности, которые находятся вне этих комфортных условиях, в прямом взаимодействии с иными матрицами необходимо на личном уровне создавать формы сохранения как внешних проявлений в виде костюма, языка, культуры во всех ее проявлениях, так и внутреннего мира, цивилизационных моделей и матриц, наличие которых надо для начала хотя бы осознать. Сохранение цивилизационных кодов на уровне личности, в цифровом информационном обществе имеет жизненную перспрективу.
На сегодня у финских народов России есть огромное преимущество, так как не смотря на каскад неблагоприятных обстоятельств они оказались в тени от центра цивилизационных столкновений, поэтому все таки сохранили невероятно много, что может позволить использовать имеющееся знания и сохраненные элементы традиции и миропонимания для самосознания и самоанализа, в случае энергичного начала этого процесса.
Значительно сложнее ситуация с Русским этносом. Он является искусственным конструктом имперского проекта, проводимого Московскими князьями. В этническую основу были положены многие финские племена (в частности и части и из тех народов которые сегодня еще не потеряли национальное самосознание), которые были «сварены» в имперском котле в месте с балтскими народами и племенами, ровно как и индоевропейскими в частности славянскими. В результате, к концу 18 века мы получили Великороссов, этнос без внятной истории, с сконструированным языком, утратившим даже сохранившиеся элементы национальных костюмов вышеперечисленных народов до середине 19 века, слабо связанный с ландшафтом, так как в большинстве своем был в совершенно лишен прав передвижения и самостоятельного взаимодействия с ним, и поэтому ландшафт, не смотря на очевидное наличие, был не естественной средой свободного проживания, а некой тюрьмой. Цивилизационная матрица русского народа была изнасилована рабским положением и не могла быть ни как реализоваться в на уровне осознанного, так как русский народ никогда не имел никакого представительства в управлении государством и даже собой, в духовной жизни была такая же уродливая односторонняя ситуация. Многие исключения, имевшие место, не меняли общей картины. Любые естественные проявления не могли не то что развиваться, куда там, даже минимальное проявление тут же подавлялось, высмеивалось, искажалось. Фактически цивилизационные устремления русского народа, в большинстве, моли были проявляться только подпольно, и лишь изредка вырывались наружу взрывами слабо осознанных бунтов. Таким образом был сформирован Гомоцаристикус (который конечно имел огромную вариабильность различных исключений, но мог быть все-таки определен как феномен). Которого из ослабших рук царский менеджеров приняли «успешные» коммунистические менеджеры и начали над ним новый эксперимент по созданию Гомосоветикус. Заменили церковных функционеров на комиссаров, начали системно проводить селекцию по принципу образованности, работоспособности, чести и достоинства, в результате чего выдавили из страны или убили многие десятки миллионов человек под разными предлогами. Бунты все так же не приводили к успеху как и ранее. Язык упростили, костюм еще больше унифицировали, от ландшафта оторвали напрочь, системно выдавив все население в города, системно прервали связь поколений. И к 1991 году мы получили Гомосоветикус (который конечно имел огромную вариабильность различных исключений, но мог быть все-таки определен как феномен), который был бережно передан коммунистами в руки коммунистов-расстриг, и эксперимент продолжился на новом витке. На сегодня мы имеем перед собой Гомопостсоветикус (который конечно имеет огромную вариабильность различных исключений, но может быть все-таки определен как феномен), с очень пострадавшей структурой подсознательного, слабо способный что-либо внятное и дельное производить на осознанном уровне. И все-таки надежды мы терять не должны, подсознание продолжает свою постоянную работу, и Гомопостсоветикус будет развиваться, имея безусловно все еще выдающийся генетический потенциал, ровно как и хоть потрепанные нещадно, но еще очень жизнеспособные изначально хорошие, добротные, спрятанные очень глубоко цивилизационные матрицы еще сохраняющие огромный творческий потенциал. Да, со счастьем у русских трудно, похоже, уже многие забыли вообще о его существовании, до него явно очень далеко, но оно достижимо, если к нему идти, конечно.
И я полагаю, что Гомопостсоветикусу, кроме продолжения развития себя в рамках имеющейся Романо-германской матрицы, можно и нужно обратиться к своим ближайшим родственникам - Финским народам России, которые сохранили чуть больше кого бы то ни было, из своего духовно-цивилизационного наследия, дабы впитать из него лучшее и наиболее подходящее, осмыслить, переработать, включить в себя или включить в себе, и хотя бы начать поиск пути к своему Счастью. Конечно, все это сможет случиться, если удастся вообще осознать себя, свои цели, и если хватит сил, иначе придется заходить на новый виток блуждания по пустыне.
Посему сегодня на Финских народах России лежит ответственность не только на осознание и сохранение своего цивилизационного богатства, но и есть возможность помочь в самоосознании и возвращению многих потерянных смыслов Русскому народу.