1. Кто такие татары?
Татары (общенациональный этноним – татар) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации. Общая численность живущих в РФ – 5552 тыс. чел. (1989 г.), а на всей территории СНГ – 6648,7 тыс. (1989г.). Основная территория их расселения – Волго-Уральский регион, где проживают свыше 4 млн. татар, в т. ч. наиболее многочисленные группы – в Республике Татарстан (1765,4 тыс. чел.), являющейся национальной государственностью, и в Республике Башкортостан (1120,7 тыс. чел.).
2. Являются ли татары единым народом?
Под общим этнонимом «татар» в мире известно довольно большое число этнических образований, различающихся по типу и уровню консолидации (см. схему 1). Татары, как и всякий крупный этнос, обладают сложной внутриэтнической структурой. Она является результатом интенсивных процессов этнической консолидации этапа сложения их в нацию (XVIII – начало XX вв.). Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований у них закрепился единый этноним «татар», который уже в первых десятилетиях XX в. стал общим национальным наименованием почти для 90% представителей татарской национальности. Некоторая обособленность, связанная с сословными и религиозными особенностями, сохранилась у части сибирских (бухарцы), астраханских (карагаши) и крещеных татар (кряшен, отдельно от них – нагайбаки), частично – у мишарей и тептярей в Приуралье. Бытование у ряда локальных групп к 1920-м годам собственных наименований (мишэр, типтар, керэшен, нагайбэк, карагаш) было связано с незавершенностью к этому времени среди татар процесса консолидации. Однако в целом большие достижения на пути к этнонациональной консолидации татар к началу XX в. отрицать невозможно.
Если провести общий анализ этой проблемы, то можно сделать следующее заключение. Во-первых, народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность, в своей основе едина. Во-вторых, народно-разговорный татарский язык, состоящий из трех диалектов (западного – мишарского, среднего – казанско-татарского и восточного – сибирско-татарского) и стоящего несколько особняком языка астраханских татар, в лингвистике в целом рассматривается как один – татарский языковой комплекс (язык). В-третьих, при становлении татарской нации сложилась общенациональная культура (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающая всех татар России (за исключением крымских татар. Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школа, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т. п.), обеспечивает реальное единство татар как национальной общности.
Схема 1.
Татарская этническая общность |
|||||
|
|
|
|||
Этносы |
Этнические группы |
||||
Крымские татары (крымско-татарская нация) |
Татарская нация |
Литовские татары |
Буджакские татары |
||
|
|
|
|||
Этнотерриториальные группы |
|||||
Волго-уральские татары |
Астраханские татары |
Сибирские татары |
|||
|
|
||||
Субэтносы |
Субконфессиональная общность |
||||
Казанские татары |
Касимовские татары |
Татары-мишари |
Кряшены |
||
На схеме 1 представлен один из возможных вариантов общетеоретического подхода к обсуждаемому вопросу. Подробнее см. Исхаков Д. М. Татары: краткая этническая история.– Казань: Магариф, 2002.- 79 с.
3. К какому времени относится возникновение государственности у татар?
Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную уникальную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Государственность предков татар восходит к периоду раннего средневековья, продолжая развиваться вплоть до позднего средневековья (гуннские объединения, Тюркский каганат и его наследники. Великая Болгария, Хазарский каганат. Волжская Булгария, Кимакский каганат и кыпчакские объединения, татарские государства XII в., Улус Джучи, татарские государства XV–XVI вв.: ханства Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское (с предшественниками в лице государства Шейбанидов и Тюменского ханства), Ногайская Орда, а также Крымское ханство, просуществовавшее до 1783 г.