Нагайбаки, этнографическая группа татар, потомки крещённых в 16 в. ногайцев. Живут в Башкирии и Челябинской области (Россия). Численность 6 т. ч. (1992). Язык татарский. Верующие — православные.
http://www.edic.ru/res/art_res/art_37204.html
"Ногайцев" здесь, думаю надо понимать не как дагестанских ногайцев (караногаев), а как нугаев - ту часть населения Ногайской орды, которая приняла участие в этногенезе современных татар
или
07-05-02
Нужны ли нагайбаки России?
Государство не спешит решать проблемы уникального народа
Куралай АНАСОВА
Нагайбакский район
Чтобы подчеркнуть уникальность и своеобразие родного края, довольно часто в пример приводят некоторые названия наших сел - Париж, Берлин, Фершампенуаз, Арси, Кассель. Удивляются приезжие, довольны хозяева. Эта историческая шарада связана с историей целого народа. Вернувшись из воинского похода, казаки-нагайбаки называли поселки в честь своих славных побед в Отечественной войне 1812 года.
Родиной нагайбаки считают Южный Урал. Их историю можно обозначить тремя историческими указами глав Российского государства в разные эпохи. Первый указ в 1736 году приняла императрица Анна Иоанновна. Узнав о том, что нагайбаки, крещенные Иваном Грозным татары, во время башкирских бунтов сохранили ей верность, она определила их в казачье сословие. Первым казачьим атаманом нагайбакского казачества был назначен бригадир Василий Иванович Суворов, отец знаменитого русского полководца Александра Суворова. Столетие спустя Николай I учредил крепость, и зажили нагайбаки в нашем крае, не подозревая, какой станет их судьба.
Третий, последний, документ подписан уже Президентом России Владимиром Путиным. Будут ли пункты этого президентского указа реализованы, нагайбаки пока не ведают. Народ, традиции и творчество которого не имеют мировых аналогов, нуждается в сохранении хотя бы того, что собрано за многие годы. В Нагайбакском районе действуют три историко-краеведческих музея, Дом-музей камня, картинная галерея, Дом ремесел и Центр национальных культур. Каждый из этих значимых объектов заслуживает отдельного слова. Произведения устного народного творчества, прикладное искусство, уникальная кухня нагайбаков ждут всех, кто интересуется жизнью этого народа. Сами жители райцентра и поселков уже не представляют своей родины без этих достопримечательностей, здесь встречают гостей, проводят мероприятия. Содержание этих объектов обходится без того дефицитному бюджету сельскохозяйственного района в солидную сумму. Прекратить финансирование - значит погубить работу музеев, оставить без работы сотрудников. Вот где нужна помощь федерального бюджета.
Краеведение в районе прочно связывают с именем удивительнейшего человека директора музея Алексея Маметьева. В музее мне показали рукописные тома, написанные Алексеем Михайловичем. Они касаются абсолютно всех сторон жизни района, его многолетней истории. Вряд ли есть хоть мало-мальски значительный исторический факт в жизни коренных нагайбаков, не нашедший отражения в записях Маметьева. Между тем местный краевед не имеет даже отдельного кабинета, нет у него пока и компьютера. Хотя на уникальность историко-краеведческие очерки Маметьева уже проверены: не один из заезжих ученых защитил на этом благодатном материале диссертацию. А Алексея Михайловича лишь благодарят в предисловии своих работ. О возможности издать эти очерки никто не мечтает. Самая заветная мечта - получить возможность поработать в архивах Екатеринбурга, Москвы и Оренбурга.
Уникален фольклор нагайбаков, исследователи изучают их песенную культуру. В Голландии вышел лазерный диск, на котором записаны песни жителей села Париж. Фольклорные ансамбли нагайбаков - призеры многих международных конкурсов народных коллективов. Их дальнейшее развитие без серьезной финансовой подпитки тоже невозможно.
<...>
Судьба самобытного народа уникальна еще и тем, что нагайбаки соединили в себе две веры, две культуры - мусульманство и христианство. Их обряды - это синтез язычества, мусульманства и христианства. В них соединилось, казалось бы, несовместимое. Исповедующие христианство нагайбаки говорят на татарском языке, вернее, на одном из среднетюркских диалектов.
<...>
Из досье "ЧР"
Нагайбаки (кряшен) - потомки арских татар Казанской губернии, окрещенных при Иване Грозном. В 1736 году были определены в казачье сословие. В 1842 году для защиты границы нагайбаки были переселены и основали поселки Фершампенуаз, Париж, Требия, Кассель, Остроленка. Эти названия населенных пунктов возникли в честь главных побед русских войск в Италии, Германии и Франции в 1799 и 1813-1814 гг., в которых нагайбаки составляли отдельный полк.
Население казачьих поселков занималось сельскохозяйственным трудом и проходило службу в составе Оренбургского казачьего войска. 4 декабря 1927 года был образован Нагайбакский район.
http://www.chrab.chel.su/archive/07-05-02/...118087.DOC.html