Евреи в Российской империи проживали за так называемой «чертой оседлости» - границе территорий, существовавшей с 1791 по 1917 годы. За пределами этой самой черты лицам иудейского вероисповедания запрещалось постоянное место жительства, за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи.
Площадь этой территории, куда входило 15 губерний, была достаточно большой – свыше миллиона квадратных километров.
Как уже говорилось выше, Виленскую губернию описывал подполковник Тур Андреевич Норденстренг, Витебскую - генерал-майор Михаил Осипович Без-Корнилович, Киевскую - капитан Петр Кононович Меньков, Подольскую - капитан Дмитрий Васильевич Тверитинов, а Черниговскую - подполковник Онуфрий Станиславович Мицевич.
О Норденстренге и Без-Корнилович сказано ранее – в первых частях «Энциклопедии».
П.К. Меньков был весьма примечательной личностью. Он дослужился до звания генерал-лейтенанта, на строевой службе был начальником штаба 2-го пехотного корпуса. Но более всего он был известен как главный редактор официального органа Военного Министерства, ежемесячного журнала «Военный сборник», который начал издаваться в 1858 году с подачи Д.А. Милютина, тогда еще профессора Императорской Военной Академии. Подписка на этот журнал была обязательной для всех штабов, начиная со штаба батальона!
Дмитрий Васильевич Тверитинов окончил Павловский кадетский корпус. Затем, будучи прапорщиком 1-й артиллерийской бригады, в 1843 году поступил в Военную академию. Окончив ее, числился по Генеральному Штабу. В 1855 году был майором в Житомирском егерском полку.
Онуфрий Станиславович Мицевич учился в Военной академии одновременно с будущими Военным Министром Д.А. Милютиным, военным цензором, генерал-лейтенантом бароном Л.Л. Штюрмером, генерал-лейтенантом М.А. Марком. Числился по Генеральному Штабу, в 1862 году уволен в отставку в чине генерал-майора.
Собственно, характеристики и орфография – вышеуказанных авторов.
****
Виленской губернии
«… Евреи, с воспрещением им в 1845 году шинкарства в деревнях, стекаются в города и местечки, где занимаются торговлей и ремеслами; немногие селятся на землях для хлебопашества, но большая часть, не занимаясь ни тем ни другим, находится в самом бедственном положении.
Просвещение у евреев находится на самой низкой стадии. Придерживаясь строго запрещения не заниматься ничем другим, кроме Талмуда, они почитают за величайший грех и преступление не только упражнение в науках, но и всякое сообщение, и знакомство с другими народами. Хитрость, лукавство, лесть, обман, ложь внушаются им с малолетства, с намерением усиливаются и совершенствуются воспитанием. Погруженные в невежество, отчужденные фанатизмом от благотворного света просвещения, ограниченные в своих правах и действиях, они, будучи одарены быстрым, гибким умом, пламенным сердцем, живым воображением, обширной памятью и другими хорошими способностями, изощряют эти свойства на простоте, доброте и откровенности христиан и доводя их до вредного обществу совершенства. Для опытного еврея не существует никакого затруднения: он найдется, извернется и выпутается в самом трудном критическом положении...»
****
Витебской губернии
«… главнейшие торговые обороты в губернии производятся если не самими евреями, то с непременным с их содействием… Со времени воспоследовавшего запрещения евреям быть арендаторами корчем, они переселились в города и местечки, где стали заниматься факторством, мелочной перекупкой жизненных потребностей, привозимых крестьянами в торговые дни на рынки в города и местечки, или легкими мастерствами; между ними, во всяком городе и местечке, сверх купцов, торгующих в лавках, найдете разных мастеровых, как то: портных, шапочников, стекольщиков, сапожников, лудильщиков, жестянщиков, резчиков печатей, переплетчиков; но редко кузнеца, плотника или пильщика...
… Евреи входят во все подряды, являются на торги, стараясь не допускать христиан к принятию подряда, из которого надеются извлечь значительную для себя пользу. Взявши подряд, передают его другому, если тот даст им отступную. Таким образом, винные откупа, почтовые станции и перевозы в губернии большей частью содержат евреи…»
****
Киевской губернии
«… В Киевской губернии Еврей всегда почти необходимый посредник между помещиком, продающим продукты, и покупателем. За две, или за три копейки уступки на пуд или четверть, противу обыкновенной цены, - он покупает хлеб во время безденежья помещика и перепродает его своевременно купцам на пристани, или в города, по условию.
Во всякое время, когда бы помещику не понадобились деньги - в Еврее, он имеет банкира. Этот банкир берет обыкновенно от 10-12% в месяц, очень редко отдает свой капитал на 8%, и всегда на самые короткие сроки, т.е. на три или четыре месяца. Помещик берет деньги, довольный снисхождением заимодавца, - рассчитывая, что ко времени срока, он будет в состоянии с ним расплатиться. - Приходит срок платежа - денег у помещика или вовсе нет, или они ему снова нужны. Помещик просит отсрочки векселю, - еврей настоятельно требует платежа, наконец, снисходит на просьбу должника, берет с него новый вексель и к капиталу прикладываются накопившиеся проценты. Подобные отсрочки повторяются несколько раз - капитал растет процентами и часто нерасчетливый помещик при небольшом долге, имея несколько подобных обязательных заимодавцев, становится неоплатимым должником…»
«… Кроме г. Киева, во всех остальных городах и местечках, торговля исключительно состоит в руках Евреев, которым равнодушие туземцев предоставило все выгоды, усвоенные в великороссийских губерниях, русским купечеством. С маленьким капиталом Еврей приписывается в звании мещанина к местечку, заводит корчму, пускается в прибыльную продажу водки, поит жителей в долг - обсчитывает, присчитывает тайком, берет с них хлебом и продуктами, которыми в конце лета изобилен каждый мужик; выходит, что в одной и той же деревне, Еврей, не имеющий ни земли, ни огорода, ни своей, ни наемной запашки, на круглый год имеет обильные запасы продовольствия, а бедный крестьянин, кажется и трудившийся, к весне будущего года - не имеет ничего…»
****
Подольской губернии
«… Общий характер евреев везде и всегда одинаковый: они миролюбивы, трезвы и сметливы, имеют большую склонность к торговле, но труда не любят, и из ремесла выбирают себе только те, которые при легком труде, дают средство к обману; например, бывают из них большей частью бриллианщики, часовые мастера и т.п. Из торговли Евреи делают для себя монополию. Они живут всегда отдельными обществами под управлением архираввинов. На торговлю всякий Еврей должен прежде получить дозволение от кагала, который при том уравнивает выгоды каждого из своих членов. Евреи всегда прежде уговариваются, чтобы на переторжке давать низкие цены, и потому любят подряды.
Для потребляющего класса выгоднее покупать у Евреев товары по той причине, что никто не может их дешевле продать, как евреи, потому что они торгуют более запрещенными товарами; а это самое бывает причиной нищеты производящего класса, там, где много Евреев…
****
Черниговской губернии
«… Евреи телосложения вообще не крепкого, но статны, росту среднего, волосы у них черные, темно-русые, а иногда даже рыжие. Лицо белое, глаза карие и серые, выражают много природного ума, проницательности и сметливости; все они следуют закону Ветхого Завета, держатся Талмуда и древним обычаям касательно пищи, некоторых частей одежды и обрядов.
Евреи молодые начинают носить русское или немецкое платье, бархатные скуфейки и шапки с поднятыми ушами, даже оставляют пейсики, и заменяют их круглыми шляпами, или суконными фуражками. Женщины тоже охотно меняют свои уборы на европейские.
Благосостояние евреев различно, есть которые плотят капитал, занимаются откупами, подрядами и ведут мелочную торговлю. Среднего состояния евреи занимаются торговлей, дозволенной мещанам, держат постоялые дворы, винокурни и прочее.
Бедные занимаются факторством, исправляют общественные должности, учителей кагальных, содержат в городах шинки, мелочные лавочки, занимаются ремеслами, не требующими физических сил, как-то: часовых, золотых, серебряных дел; портные, сапожники, столяры, стекольщики, медники в городах по большей части из евреев; но они не отличаются настоящим знанием этих ремесел…» .