«Обозрение…» Казанской губернии составлял штабс-капитан (будущий генерал от инфантерии) Владислав Феликсович Ромишевский (1819 – 1907), происходивший из польского дворянского рода, однокурсник по Военной академии генерал-лейтенанта А.М. Саковича и генерал-майоров А.И. Астафьева, барона К.Ф. Сталя, А.И. Заборинского, Н.А. Фоком и барона П.К. Услара. Ромишевский служил в Дворянскому полку; попал в академию в 1842 году, будучи поручиком Полтавского пехотного полка. С 1844 по 1863 годы числился по Генеральному Штабу. С 1863 года стал занимать строевые должности – был начальником штаба и помощником начальника 6-й пехотной дивизии, начальником 2-й стрелковой бригады и 4-й пехотной дивизии. С 1883 по 1905 годы был членом Александровского комитета о раненых.
****
Казанской губернии
«… Хотя в обращении между собой и с другими народами они весьма кротки и миролюбивы, но это должно почесть следствием трусости и слабости характера; в иных случаях обнаруживается сварливость, мстительность и малодушие. Суеверие в этих нациях развито в высшей степени, к чему много способствуют … основания языческой религии…» .
«… Вообще все они, в домашней жизни весьма скупы, и большую часть припасов стараются продавать на базарах для выручки денег, которые тщательно прячут, иногда даже скрытно зарывают в землю, так что деньги не достаются наследникам, если только не будут отысканы случайно…» .
________________________
Оренбургскую губернию описывал штабс-капитан (на тот момент) Карл Иванович Герн, лютеранин, происходивший из немецких дворян Виленской губернии. Выпускник Инженерного училища, Герн состоял в чине подпоручика при Отдельном Оренбургском корпусе, а в 1840 году был зачислен в Императорскую Военную академию. По ее окончании он вернулся в Оренбургский корпус, где ему было поручено составление карт Оренбургского края.
С мая по сентябрь того же 1844 г. Герн участвовал в экспедиции против мятежного киргизского султана Кенисары Касимова, во время которой под его руководством произведена была съёмка степи на пространстве 9000 квадратных верст.
В 1847 г. Герн сопровождал, в качестве офицера генерального штаба, корпусного командира Владимира Афанасьевича Обручева в поездке для осмотра Оренбургского и Уральского укреплений и возведения нового укрепления при урочище Раиме на p. Сырдарье. В 1866 году вышел в отставку в чине генерал-майора.
В результате трудов Карла Герна было составлено «Военно-статистическое обозрение Оренбургской губернии», напечатанное в типографии Департамента Генерального Штаба в 1848 году.
****
Оренбургской губернии
«… Даже по наружному виду они походи на русских, но в отношении нравственных качеств должно сказать, что они не имеют их проворства и сметливости; женщинам же их не достает пригожества и суетливости наших поселянок; они вообще неповоротливы, но прилежны к работе, упрямы, недоверчивы и не отличаются умственными способностями. В домашнем быту чуваши весьма неопрятны…»
________________________
Самарскую и Саратовскую губернии в 1853 году описывал подполковник Константин Степанович Безносиков, уроженец Сибири, сын генерал-майора, командира 2-й бригады 23-й пехотной дивизии. Окончил 1-й кадетский корпус, несколько лет прослужил в саперных войсках, в 1838 году вышел в отставку и два года провел в Томской губернии на гражданской службе, затем вернулся в армию и получил назначение к генерал-губернатору Руперту. В Иркутске пользовался репутацией «одного из образованнейших и даровитейших местных деятелей».
В 1869-1872 годах занимал пост Семипалатинского вице-губернатора в звании генерал-майора.
****
Самарской губернии
«… Чуваши вообще среднего роста, смуглы, скуласты, с редкими бородами, густыми усами, волосы у них более темно-русые, и коротко стриженые. Глаза узки, часто болят и гноятся от всегдашнего дыма в курных избах и от нечистых утиральников, но, несмотря на то, у Чувашей очень хорошее зрение…
…у Чувашей и теперь редко можно встретить женщин красавиц. Финское, тупое выражение в лице, всегдашняя обрюзглость и жесткие волосы на голове очень портят их физиономию, да к тому же и костюм их, особенно будничный, или рабочий, много искажает их наружность…
… Чуваши охотнее Мордвы занимаются хлебопашеством, но в Самарской губ. они предпочтительно любят пчеловодство; прежде они имели даже хорошее скотоводство; ныне же по отзыву их, от стеснения в землях, эта отрасль хозяйства начала у них упадать; впрочем, как лошади, так и рогатый скот у Чуваш, говорят, всегда был мелок и не отличался породой…
Вообще хозяйство у Чуваш не завидное: хлеб молотят не в овинах, а в шишах, или ямах, мелят и пекут его небрежно; квас тоже не умеют делать, но пиво к праздникам варят хорошее. Оба пола, даже и дети, пристрастны к трубке и вину…
… Отличительная нравственная черта Чувашей – каприз и мстительность; для мести они готовы жертвовать своей жизнью… При этом, следует заметить, что вообще Мордва и Чуваши не дорожат жизнью и легко решаются на самоубийства…» .
****
Саратовской губернии
«… Чуваши сделались известны при образовании Казанского царства; тогда они считались данниками Казанских Татар; при покорении и присоединении здешних стран и всего низовья Волги к России, Чуваши оказывали не раз вооруженное сопротивление русским отрядам и долго не сближались с нашими переселенцами, все более и более удаляясь от них, сначала в Пензенскую губернию, а потом часть их ушла в бывшие тогда еще леса Сердобского, Петровского и Кузнецкого уездов.
Долго находясь до того времени под владычеством Татар, они смешались с ними, переняв от последних одежду, образ жизни и постройку домов; изменили свой язык многими татарскими словами и даже, от родственных связей с Татарами, получили самый тип татарской физиономии.
Они прежде всегда несли рабство, а потому характер их еще более угрюм и скрытен, чем у Татар; живут они бедно; деревни их обыкновенно состоят из рассеянных домов, с малыми клетями, без огороженных дворов; прежде они были окружены лесами, которые постепенно вырубались для полей, где Чуваши распахивали и засевали землю. Дома тесные без труб, окна маленькие, избы черные, закоптелые, постели плетеные из травы…» .
________________________
Симбирскую губернию описывал штабс-капитан Юзефат Феликсович Буйвид. Поручиком Гусарского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка он в 1845 году поступил в Военную академию, где учился вместе с будущими генерал-лейтенантами Д.И. Чернецким, В.К. Свечиным и А.О. Стренгом. По окончании академии в 1848 году, Буйвид был зачислен в Генеральный Штаб. В 1864 году состоял полковником Волынского уланского Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полка. В 1872 году стал генерал-майором.
****
Симбирской губернии
«… Селения Чуваш выстроены не так красиво и не в таком порядке, как русские, но начальство удельных контор заботится об их правильности. Дома их представляют группы беспорядочно стесненных изб, осененных несколькими деревьями; вход в избу обыкновенно делается с востока. Чуваш по большей части среднего роста, сутуловат и крепкого сложения, лицо у него широкое, нос часто приплюснутый, волосы и брови как смоль черные, цвет лица смуглый, рот большой и глаза впалые, черные. Женщины (Чувашки) низки ростом и некрасивы…
… Чуваш отличается честностью: он ничего не запирает, потому что воровство строго преследуется между ними. Чуваши новокрещены исповедуют православную веру; в умственном развитии они уступают русским и мордвинам; впрочем, со времени введения при приказах сельских училищ некоторые дети учатся русскому чтению, письму, закону Божию и первым четырем правилам арифметики…» .
---------------------------------------------------------------------------------