Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Человек неучёный – что топор неточёный.

Финны.

Назад

 

Вологодскую и Тверскую губернии описывал (1845-1849 гг.) военный инженер, капитан барон Петр Карлович Услар, уроженец Тверской губернии. Выпускник Инженерного училища, Услар в 1842 году был зачислен в Военную академию, где учился вместе с будущими генерал-лейтенантами А.М. Саковичем и В.Ф. Ромишевским, генерал-майором А.И. Астафьевым, бароном К.Ф. Сталем, А.И. Заборинским и Н.А. Фоком. До поступления в академию Услар служил в Отдельном Кавказском корпусе, а по ее окончании – в Отдельном Сибирмском корпусе.
С 1850 года Услар вновь был направлен на Кавказ; в Крымскую войну был начальником штаба Гурийского отряда. С 1862 года – генерал-майор. Считается одним из крупнейших кавказоведов XIX века, был автором грамматических описаний абхазского, чеченского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского и табасаранского языков.

****

Вологодской губернии
«… В настоящее время 9/10 сельского народонаселения Вологодской губернии более или менее уже обрусели, и только 1/10 сохранила первоначальный финский характер свой, но эта десятая часть населения занимает собой более половины целой поверхности губернии. Вообще можно сказать, что изменение языка и религии сельских жителей, только в самой западной части губернии, повлекло за собой изменение в образе жизни их и в степени их благосостояния. В других местах Вологодский поселянин до сих пор еще финский дикарь, равнодушный ко всем жизненным удобствам и чуждый всякого желания улучшать свой быт. Неохотно и принужденно исправляет он сельские работы, в продолжение краткого лета своего и только с наступлением зимы, удаляясь для звериных промыслов в глушь лесов, вдаль от всего того, что напоминает ему общественную жизнь, чувствует он себя счастливым; только там, можно сказать, он вполне в своей сфере…»

________________________

Обозрение Санкт-Петербургской губернии составлял (1851) полковник Александр Михайлович Жуковский (1813 – 1856), выпускник Военной академии самого первого года (1836), в которой обучался вместе с будущими генералами от инфантерии, сенатором Б.Э. Индрениусом и А.А. Непокойчицким, генерал-лейтенантами М.И. Иваниным и Ю.Ф. Нейманом, генерал-майором Д.С. Бибиковым и П.М. Веймарном.
До 1854 года Жуковский состоял флигель-адъютантом Наследника Цесаревича, а в 1855 году был назначен генерал-квартирмейстером Гвардейского и Гренадерского корпусов.

****

С.-Петербургской губернии
«… По умственным способностям, чухны стоят гораздо ниже Русских и имеют совершенно противоположные им свойства характера. В той же степени, как Русские сметливы, добродушны, общежительны и гостеприимны, - Чухонцы тупы в умственных своих способностях, вялы, робки и любят бездействие; добродушие и гостеприимство, это драгоценное наследие Славян, вовсе им чуждо и они от природы скрытны, недоверчивы, недружелюбны и даже злы. В характере Чухон проглядывает какая-то одичалость, заставляющая их чуждаться иноплеменников …»
«… В образе жизни, Чухны отличаются неопрятностью, которая вместе с их курными и грязными избами, порождает между ними глазную болезнь и разного рода сыпи. Развитию этих болезней … содействует также скудная и излишне пресная пища Чухон, преимущественно состоящая из молочных припасов и сушеной рыбы (солокушки)...
… Чухны большей частью роста среднего или малого, сутуловаты, сухощавы, но довольно крепкого телосложения. Имеют несколько плоское и скуловатое лицо, небольшой круглый нос и светло-серые глаза…
… Чухны неуклюжи и вялы, так что с первого взгляда можно узнать Чухонца, не только по наружности, но даже и по его неразвитой и медленной поступи…»

****

Тверской губернии
«… поселяне среднего роста, чаще переходящего в низкий, чем высокий; цвет волос рыжеватый, у детей совершенно белый; глаза серые, небольшие, нос весьма редко правильный…»

 

На изображении может находиться: 3 человека, люди стоят и на улице

Отчет о состоянии финских войск в 1893 году.

II Нравственное состояние войск

По отзыву Начальника финских войск, нравственность нижних чинов можно признать весьма удовлетворительной; за всякие проступки виновные подвергаются взысканиям, а за нарушения требований дисциплины они строго караются.
Для поднятия нравственности и с целью предупреждения праздного проведения свободного от службы и учебных занятий времени, имеются солдатские библиотеки, как общие, так и ротные, богато снабженные книгами, устроены читальни и чайные, содержатся катки для катания на коньках, имеются лодки, как гребные, так и парусные, устраиваются солдатские спектакли и общедоступные назидательные чтения.
Для поощрения наиболее отличившихся по разным видам спорта и по стрельбе и для возбуждения в этом отношении соревнования между ротами батальонов, устраиваются состязания, с выдачей премий и почетных призов. Наибольшее развитие получило упражнение в ходьбе на лыжах.

ГОРЯЧИЕ ФИНСКИЕ ПАРНИ

Национальным меньшинствам в Российской Империи предоставлялась серьезная уступка – в отличие от великороссов им даровалось право служить вблизи родных мест. Хотя их общая численность в составе Российской империи была весьма незначительно – в 1857 году, например, литовцы, латыши и эстонцы вместе составляли всего 3,8% населения !
А банальной причиной тому были серьезные трудности прибалтов и угро–финнов с адаптацией.
По окончании Северной войны, по Ништадтскому мирному договору 1721 года, Швеция отдавала России юго-восточные земли (на Карельском перешейке): часть Кексгольмского лена, а также большую долю Выборгско-Нейшлотского лена, которые были объединены в Выборгскую провинцию в составе Санкт-Петербургской губернии (1719).
Обрадованный Петр тут же решил испытать высоких горячих финских парней в настоящем деле. Короче, бросить их прямо в пекло… И в 1720 году с финских территорий был произведен первый рекрутский набор.
Идея-то была следующей. Царь рассчитывал набрать примерно 2000 финских рекрут, которые должны были составить два гарнизонных полка в Казани и Астрахани. Это в свою очередь, позволило бы освободить великорусские контингенты для планировавшегося Персидского похода. Т.е., не то, чтобы финны воевали против персов, а так – тылы охранять…
Однако и такая незатейливая идея пошла прахом. В теплом климате Нижнего Поволжья среди непривычных к таким условиям финнов резко выросла смертность. А летом 1720 года произошел массовый побег финских рекрут при переброске их из Санкт–Петербурга в Тверь (т.е. до до места не доехали!).
В результате из партии примерно в 200 человек бежало около 70 рекрут. В итоге Петру пришлось оставить финских рекрут в гарнизонах Санкт–Петербурга и Москвы и на работах в столице .


Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов