После завоевания Российским государством Казанского ханства по приказу Ивана Грозного татарские князья со своими воинскими отрядами были вынуждены участвовать в Ливонской войне (1558-1583) на российской стороне. Для освобождения от унизительного подчинения Ивану Грозному многие татары переходили в ходе войны на сторону шведов, и часть из них осталась в Эстонии на поселении. Наиболее известным княжеским родом с татарскими корнями были Барановы, первыми основателями этого рода были перешедшие на сторону шведов в ходе Ливонской войны братья Войн, Федор, Казар и Меншик. Из рода Барановых выходят многие известные мызники, военачальники и купцы Эстонии и Ливонии.
О наличии давнего татарского заселения свидетельствует также название находящейся в центре Таллина улицы - Татари. Этот район уже в XVIII веке был заселен военными моряками- татарами, служившими в Российском флоте. Именно поэтому район получил название Татарская слобода. В цели Российского государства входило закрепление военных моряков-татар в этой местности, и одним из средств достижения этой цели был приказ о принудительной женитьбе татарских моряков на эстонских девушках.
После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Эстонию начали приезжать татарские купцы, часть которых осталась здесь на постоянное проживание, открыв в нескольких городах лавки и небольшие магазины. К 1914 г. численность проживающих в Эстонии татар, по некоторым источникам, составляла 2000 человек, хотя, видимо, это число завышено, поскольку татарами могли записывать при переписи и жителей других национальностей с происхождением из российских регионов с исламским населением.
В 1914-1920 гг. многие из живших здесь татар покинули Эстонию. К окончанию эстонской Освободительной войны
(1920 г.) в Эстонии оставалось лишь около 200 татар. Во времена первой Эстонской Республики наибольшие общины татар проживали в Нарве и Таллине. По данным переписи 1934 г., в Эстонии проживало лишь 166 татар. Татары вели активную общественную деятельность, и существовали тесные связи с соотечественниками, проживающими в Финляндии. Работала воскресная школа, где детям на родном языке преподавали естествознание, историю татар, религию, национальные обычаи. Действовали также кружки пения, ставились любительские спектакли на татарском языке. Регулярно совершались мусульманские богослужения.
В годы советской и немецкой оккупации местные татары разделили участь эстонцев. Среди татар также были сосланные на поселение, татар мобилизовали как в советскую, так и в немецкую армию.
После Второй мировой войны в Эстонию прибыло большое количество татар из разных регионов Советского Союза. Для строительства Маардуского химического комбината в 1947 г. были привезены сотни татар из Сергачского района Горьковской области, переезжали на постоянное место жительства в Эстонию татары и позже. В 1959 г. в Эстонии проживало 1525 татар, в 1979 г. - 3195, а в 1989 г. - 4058 чел.
В конце 1980-х гг. в Эстонии началось возрождение культурной жизни национальных меньшинств. В 1988 г. было зарегистрировано Татарское общество культуры. Сегодняшняя татарская община делится по своему миграционному пути на две части. Меньшую часть составляют татары, которые сами или предки которых жили в Эстонии еще до Второй мировой войны, они интегрированы в эстонскую культуру и свободно владеют эстонским языком. Большую часть составляют татары, прибывшие сюда уже после войны, или их потомки, как правило получившие образование на русском языке и причисляющие себя к русскоязычной диаспоре Эстонии. Однако такая разница не служит основой для каких-либо существенных разногласий между вышеуказанными группами, которые в равной мере активно участвуют в национальной общественной и культурной жизни. Примерно 80% местных татар по крайней мере удовлетворительно владеют татарским языком (из статьи Тоомаса
Абилине «Из истории татар в Эстонии», Таллинский городской музей).
Демографические показатели татарского населения Эстонии
Источник: Департамент статистики ЭР http://www.stat.ee/20408.
|
Основные татарские общественные объединения в Эстонии
В настоящее время в Эстонии существует четыре крупных культурных общества[1] - Общество культуры татар Эстонии «Идель» (г. Таллин, председатель Ильзия Ахмет), Татарское общество культуры г. Нарвы (председатель Марьям Малышева), Ида-Вирумааское общество культуры (г. Йыхви, председатель Ренат Гарифуллинн) и Татарская община Эстонии (г.Маарду, председатель Мядут Прокуроров).
После 2000 г. организационное многообразие татарской общины увеличилось, появились новые культурные общества и вокальные студии в Пярну, в Таллине общества «Йолдыз», «Алтын», «Кояш», исламский культурный центр «Турас» и др.
Все татарские организации Эстонии являются членами Всемирного конгресса татар и принимают деятельное участие в его мероприятиях. Представители татарских организаций Эстонии вошли также в состав Татарского альянса Европы, учрежденного в апреле 2013 г. в Брюсселе.
Из значимых мероприятий, проводимых ежегодно на территории Эстонии татарскими общественными объединениями, можно выделить: отмечаемые в рамках праздников города татарские Сабантуи в городах Нарва и Маарду; праздник Навруз в Таллине, отмечаемый совместно с представителями тюркских и кавказских народов (общество «Идель»); таллинский фестиваль «Цветы Тукаю», посвященный татарской поэзии и музыке; спектакли на татарском языке, поставленные самодеятельными труппами при обществе «Идель» и башкирском обществе «Аги- зель»; представление татарской песни и танца на различных праздничных концертах силами ансамблей, существующих при всех обществах. В Эстонии проводятся также различные конференции, форумы и семинары, посвященные актуальным в татарской диаспоре темам. В 2010 г. в Таллине прошла представительная международная конференция «Татары Эстонии: история, культура, религия». Ежегодно проводятся творческие встречи татарской диаспоры Эстонии с артистами и работниками культуры из Татарстана для поддержания связей со своей родной культурой и исторической родиной.
Основные религиозные объединения татар-мусульман
Исламская община Эстонии основана в 1928 г. и восстановлена в 1994-м. Она объединяет мусульман всех национальных групп, живущих в Эстонии. В 2007 г. зарегистрирован исламский культурный центр «Турас» («Наследие»). Это сделано для сохранения наследия и ознакомления всех желающих с мусульманской культурой.
В настоящее время в Эстонии действуют две зарегистрированные мусульманские общины:
При татарском обществе «Идель» со дня основания в 1995 г. периодически работала либо воскресная школа для детей с уроками татарского языка и культуры, либо курсы арабской письменности. Учителями работали Фаузия Хадиуллина, Фаузина Ваесова, Али Харрасов, Ильзия Ахмет и др. Ф. Хадиуллина вела также уроки татарского языка в воскресной школе мусульманского центра «Турас».
Татарские и мусульманские СМИ страны
Радиопередача «Дуслык» на татарском языке на Радио 4 (один раз в месяц - каждая третья среда в 19.35). Ведущая — заместитель председателя общества культуры татар Эстонии «Идель» - Фаузия Хадиуллина. Ф. Хадиуллина и ее гости рассказывают о важных событиях в истории татарского народа, знаменитых земляках, об особенностях татарского языка, обычаях и традициях, о религии и культуре. А также не остаются без внимания новости Татарстана и татарской диаспоры в Эстонии.
Под руководством магистра исламского правоведения Иман Махмутовой выходит исламская газета As-Salam на русском языке. Издается также исламский ежемесячник на эстонском языке IQRA.
[1] Информация обо всех татарских обществах на интернет-портале культурных и национальных обществ Эстонии Etnoweb: http://www.etnoweb.ee/Users.aspx
[2] http://www.islam.pri.ee/index.php?lang=11