Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Трудовая денежка до веку живет.

Краткая историческая справка об истории татар в Эстонии. И.М. Ахмет, Ф.Ф. Хадиуллина.

Назад

 

После завоевания Российским государством Казанского хан­ства по приказу Ивана Грозного татарские князья со своими воинскими отрядами были вынуждены участвовать в Ливон­ской войне (1558-1583) на российской стороне. Для освобож­дения от унизительного подчинения Ивану Грозному многие татары переходили в ходе войны на сторону шведов, и часть из них осталась в Эстонии на поселении. Наиболее известным княжеским родом с татарскими корнями были Барановы, пер­выми основателями этого рода были перешедшие на сторону шведов в ходе Ливонской войны братья Войн, Федор, Казар и Меншик. Из рода Барановых выходят многие известные мыз­ники, военачальники и купцы Эстонии и Ливонии.

О наличии давнего татарского заселения свидетельствует также название находящейся в центре Таллина улицы - Татари. Этот район уже в XVIII веке был заселен военными моряками- татарами, служившими в Российском флоте. Именно поэтому район получил название Татарская слобода. В цели Российско­го государства входило закрепление военных моряков-татар в этой местности, и одним из средств достижения этой цели был приказ о принудительной женитьбе татарских моряков на эс­тонских девушках.

После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Эсто­нию начали приезжать татарские купцы, часть которых оста­лась здесь на постоянное проживание, открыв в нескольких го­родах лавки и небольшие магазины. К 1914 г. численность про­живающих в Эстонии татар, по некоторым источникам, состав­ляла 2000 человек, хотя, видимо, это число завышено, посколь­ку татарами могли записывать при переписи и жителей других национальностей с происхождением из российских регионов с исламским населением.

В 1914-1920 гг. многие из живших здесь татар покинули Эс­тонию. К окончанию эстонской Освободительной войны

(1920 г.) в Эстонии оставалось лишь около 200 татар. Во време­на первой Эстонской Республики наибольшие общины татар проживали в Нарве и Таллине. По данным переписи 1934 г., в Эстонии проживало лишь 166 татар. Татары вели активную общественную деятельность, и существовали тесные связи с соотечественниками, проживающими в Финляндии. Работала воскресная школа, где детям на родном языке преподавали ес­тествознание, историю татар, религию, национальные обычаи. Действовали также кружки пения, ставились любительские спектакли на татарском языке. Регулярно совершались мусуль­манские богослужения.

В годы советской и немецкой оккупации местные татары разделили участь эстонцев. Среди татар также были сосланные на поселение, татар мобилизовали как в советскую, так и в не­мецкую армию.

После Второй мировой войны в Эстонию прибыло большое количество татар из разных регионов Советского Союза. Для строительства Маардуского химического комбината в 1947 г. были привезены сотни татар из Сергачского района Горьков­ской области, переезжали на постоянное место жительства в Эстонию татары и позже. В 1959 г. в Эстонии проживало 1525 татар, в 1979 г. - 3195, а в 1989 г. - 4058 чел.

В конце 1980-х гг. в Эстонии началось возрождение куль­турной жизни национальных меньшинств. В 1988 г. было заре­гистрировано Татарское общество культуры. Сегодняшняя та­тарская община делится по своему миграционному пути на две части. Меньшую часть составляют татары, которые сами или предки которых жили в Эстонии еще до Второй мировой вой­ны, они интегрированы в эстонскую культуру и свободно вла­деют эстонским языком. Большую часть составляют татары, прибывшие сюда уже после войны, или их потомки, как прави­ло получившие образование на русском языке и причисляющие себя к русскоязычной диаспоре Эстонии. Однако такая разница не служит основой для каких-либо существенных разногласий между вышеуказанными группами, которые в равной мере ак­тивно участвуют в национальной общественной и культурной жизни. Примерно 80% местных татар по крайней мере удовле­творительно владеют татарским языком (из статьи Тоомаса

Абилине «Из истории татар в Эстонии», Таллинский городской музей).

Демографические показатели татарского населения Эстонии

Год

Количество татар (чел.)

Доля в чис­ленности населения

Считают та­тарский род­ным языком

1959

1534

0,13%

71%

1970

2204

0,16%

69%

1979

3195

0,22%

64%

1989

4058

0,26%

55%

2004

2540

0,19%

 

2011

2428

0,18%

 

Источник: Департамент статистики ЭР http://www.stat.ee/20408.

 

 

 

Основные татарские общественные объединения в Эстонии

В настоящее время в Эстонии существует четыре крупных культурных общества[1] - Общество культуры татар Эстонии «Идель» (г. Таллин, председатель Ильзия Ахмет), Татарское общество культуры г. Нарвы (председатель Марьям Малыше­ва), Ида-Вирумааское общество культуры (г. Йыхви, председа­тель Ренат Гарифуллинн) и Татарская община Эстонии (г.Маарду, председатель Мядут Прокуроров).

После 2000 г. организационное многообразие татарской об­щины увеличилось, появились новые культурные общества и вокальные студии в Пярну, в Таллине общества «Йолдыз», «Алтын», «Кояш», исламский культурный центр «Турас» и др.

Все татарские организации Эстонии являются членами Все­мирного конгресса татар и принимают деятельное участие в его мероприятиях. Представители татарских организаций Эстонии вошли также в состав Татарского альянса Европы, учрежденно­го в апреле 2013 г. в Брюсселе.

Из значимых мероприятий, проводимых ежегодно на терри­тории Эстонии татарскими общественными объединениями, можно выделить: отмечаемые в рамках праздников города та­тарские Сабантуи в городах Нарва и Маарду; праздник Навруз в Таллине, отмечаемый совместно с представителями тюркских и кавказских народов (общество «Идель»); таллинский фестиваль «Цветы Тукаю», посвященный татарской поэзии и музыке; спектакли на татарском языке, поставленные самодеятельными труппами при обществе «Идель» и башкирском обществе «Аги- зель»; представление татарской песни и танца на различных праздничных концертах силами ансамблей, существующих при всех обществах. В Эстонии проводятся также различные кон­ференции, форумы и семинары, посвященные актуальным в татарской диаспоре темам. В 2010 г. в Таллине прошла пред­ставительная международная конференция «Татары Эстонии: история, культура, религия». Ежегодно проводятся творческие встречи татарской диаспоры Эстонии с артистами и работника­ми культуры из Татарстана для поддержания связей со своей родной культурой и исторической родиной.

Основные религиозные объединения татар-мусульман

Исламская община Эстонии основана в 1928 г. и восстанов­лена в 1994-м. Она объединяет мусульман всех национальных групп, живущих в Эстонии. В 2007 г. зарегистрирован ислам­ский культурный центр «Турас» («Наследие»). Это сделано для сохранения наследия и ознакомления всех желающих с му­сульманской культурой.

В настоящее время в Эстонии действуют две зарегистриро­ванные мусульманские общины:

  1. Исламская община Эстонии, главный имам Ильдар Му- хамедшин, располагается в центре культуры «Турас» (Таллин, Кеевисе, 9). При центре осуществляется широкая образователь­ная деятельность: курсы арабского языка и письменности для мужчин, женщин и детей, курсы чтения Корана и основ исла­ма - с русским и эстонским базовыми языками, курсы турецко­го, английского и эстонского языков, образовательная группа для детей-дошкольников и др.[2].
  2. Духовное управление мусульман-суннитов. Руководи­тель хаджи Али Харрасов, пятничные намазы в помещении Общества культуры татар Эстонии «Идель» (Таллин, Теллиски- ви, 52-7), праздничные богослужения в театре NO99 (Таллин, Сакала, 3).

При татарском обществе «Идель» со дня основания в 1995 г. периодически работала либо воскресная школа для детей с уро­ками татарского языка и культуры, либо курсы арабской пись­менности. Учителями работали Фаузия Хадиуллина, Фаузина Ваесова, Али Харрасов, Ильзия Ахмет и др. Ф. Хадиуллина ве­ла также уроки татарского языка в воскресной школе мусуль­манского центра «Турас».

Татарские и мусульманские СМИ страны

Радиопередача «Дуслык» на татарском языке на Радио 4 (один раз в месяц - каждая третья среда в 19.35). Ведущая — заместитель председателя общества культуры татар Эстонии «Идель» - Фаузия Хадиуллина. Ф. Хадиуллина и ее гости рас­сказывают о важных событиях в истории татарского народа, знаменитых земляках, об особенностях татарского языка, обы­чаях и традициях, о религии и культуре. А также не остаются без внимания новости Татарстана и татарской диаспоры в Эс­тонии.

Под руководством магистра исламского правоведения Иман Махмутовой выходит исламская газета As-Salam на русском языке. Издается также исламский ежемесячник на эстонском языке IQRA.

 


[1] Информация обо всех татарских обществах на интернет-портале культурных и национальных обществ Эстонии Etnoweb: http://www.etnoweb.ee/Users.aspx

[2] http://www.islam.pri.ee/index.php?lang=11


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов