Философ XIX века Александр Степанович Хомяков сказал: «Православие есть не что иное, как свобода во Христе». Раньше эта фраза воспринималась мною как красивая, но ничего мне не говорила. Но во время паломнической поездки по Святой Земле, по Иерусалиму, по Галилее, которую я совершил в кругу интеллигентных людей, фраза, которую архангел Гавриил сказал ничего не подозревающей Марии: «Богородица, Дево, радуйся! Господь с тобой!», приобрела для меня глубочайший смысл: тем самым Творец выделил человека из материального мира. Христос воплотился именно в человека, а Мария была мостом и сейчас является мостом между нами, людьми, и Творцом.
Создатель выделил, освободил нас от принадлежности к этому миру, от принадлежности к своему роду, своему племени. Раньше, до рождения Христа, любой человек воспринимал себя членом рода, как листочек на дереве, как травинка в поле. А ведь каждый человек, в отличие от животного, несет искру Божью, то есть в каждом чело веке есть Дух Божий. Христос освободил человека даже от самого себя, он стал ближе к человеку, чем сам человек к себе, – в самой экстремальной ситуации мы полагаемся на помощь Божью, а не на себя. Человек имеет неограниченную свободу, но чтобы он не запутался в ней, избежал искушений, Господь даровал заповеди. Именно это и имел в виду А. С. Хомяков.
Иисус Христос дал человеку 10 новозаветных заповедей, следуя которым душа человека после смерти сразу, минуя колесо реинкарнаций, попадает в духовный мир. Но Господь знал, что человек слаб, и выполнять заповеди далеко не все люди будут в состоянии. И поэтому Он даровал нам таинство крещения, таинство соборования, таинство покаяния и таинство причащения. Покаявшемуся человеку прощаются грехи. А благодаря таинству причащения человек может находиться в постоянном Богообщении, то есть в Раю.
Иудеи этому не поверили: какое же это Царствие небес, когда во круг война, болезни, бесправие. Посчитали, что Иисус – самозванец, и распяли его как преступника. Мусульмане с уважением относятся к Христу, к Божьей Матери (как, впрочем, представители и других религиозных конфессий), но воспринимают Иисуса как пророка. Мы же, христиане, верим, что 2000 лет назад воплотился Сам Творец на Земле, и Он был тем самым Мессией, о котором говорили пророки Ветхого За вета: «Явится Спаситель мира и даст Царствие Небес». Так и случилось: пришел Иисус, и прямо на Земле, прямо в этой жизни каждый может обрести Царствие Небес в своей душе и, живя еще здесь, на Земле, в материальном мире, уже жить, как в раю, счастливой, радостной жизнью.
Надо искренне открыть свое сердце и принять Христа, как поводыря, как руководителя своей жизни. Молить Бога об укреплении веры и по стоянно бороться со своим первородным грехом – смирять свою гордыню. Сказано нам «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небес». (Мф. 5:3) Итак, человек – существо с Божьей искрой, а посему и без родословной достоин всяческого уважения и любви. В свете этого мы много размышляли, нужна ли родословная, надо ли ей заниматься или нет. И в конце концов решили, что родословной заниматься не обязательно. А вот для породистых щенков, породистых лошадей родословная, наоборот, совершенно необходима, в этом их основная ценность. В том числе и такие рассуждения мы, паломники, вели, посещая с глубочайшим благоговением Голгофу, пещеру, где был погребен и воскрес Иисус, с молитвой проходя по крестному пути Спасителя.
Я, конечно, грустил и немного расстраивался. Мне стало казаться, что мое дело, которому я так предан, – распространение знаний о со ставлении родословной, может быть не таким уж и нужным, и вообще чуть ли не проявлением человеческой гордыни: вот, мол, смотрите, какого я роду-племени, вот кто у меня в роду. Или наоборот: да плевать я хотел на ваше происхождение! Но, будучи в Галилее, в городе Кана, в храме, построенном над раскопом того самого дома, где Христос явил первое чудо и начал свое служение (это чудо превращения воды в вино на свадьбе), мы поняли, что семья, дети – это такая же данность Господа нам, как и сам чело век. У Господа нет ничего случайного, и если Служение Христа нача то было на свадьбе, на свадьбе было явлено первое чудо, то брак, семья, дети созданы и благословлены Творцом. И тут мы стали припоминать, что идея семьи неоднократно освещается в Библии: Бог создал Адама и Еву и сказал: «Плодитесь, размножайтесь» или «Христос – жених, церковь – невеста». После посещения Каны в Галилее у меня настроение поднялось, потому что занятие родословием – это Богом данное занятие, речь идет не о гордыне, а скорее наоборот, о смирении перед необходимостью заниматься родословием, которое на первых порах, по незнанию, может показаться сложным и трудным. Но нет ничего более приятного и благодатного, чем выполнять волю Божью. Евангелия от Матфея и от Луки начинаются с родословной. Поэтому сама по себе родословная семьи одухотворена Божьим словом. Еще раз попробуем вдуматься: брак, семья, дети, занятие родословием созданы и благословлены Творцом. В отличие от создания рук человеческих – стол, компьютер, правительство, государство и пр.
Занимаясь родословной, вы через некоторое время почувствуете себя вплетенным в ткань вечности и сможете наблюдать за стремительным течением реки времени. Вы ощутите восхитительную гармонию чувства своей причастности ко всему, что произошло и происходит с вами в этой жизни, и чувства некоторой отстраненности, не привязанности к бытию. И эти чувства не зависят ни от вашего возраста, ни от того, имеются у вас дети или нет.
Пособия по составлению родословной созданы несколькими людьми. В перечне литературы редактор указал на некоторые труды. Они различаются подходами, в них акцентируются различные аспекты. Возможно, и мой труд вызовет у кого то симпатию и поможет начать составлять свою родословную. Мне кажется, родословная – достойный символ семьи, ее благодатный атрибут, и наличие родословной у человека является показателем общей культуры личности. Здесь надо заметить, что составление родословной в семье лучше воспринимать как увлекательную, благородную и благодатную игру, а не как нудную необходимость. Занятие родословной одухотворяет отношения между родственниками, вносит элемент постоянного дружеского общения. Потому что нужно достаточно регулярно, хотя бы раз в пять лет, узнавать об изменениях, которые произошли в жизни ваших родственников, кто родился, кто женился, а кто пред ставился Господу нашему Иисусу Христу, и сообщать родным о своих собственных событиях. Это ни к чему не обязывающий, но очень приятный повод пообщаться.