Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Татарская поговорка: Хэерчегэ жил каршы. (Нищему и ветер навстречу дует.)

Деревня Казанка и Казанские Татары в Томске в XVII веке Волков В.Г.

Назад

 

В статье «Татарские селения окрестностей Томска в начале XVIII века» нами  было указано, что в конце XVII – начале XVIII веке в  Казанских Юртах (ныне д.Казанка Томского района) проживали чатские татары и нет никаких указаний на связь названия этого населенного пункта с Казанью или казанскими татарами [1]. Анализ вновь найденных документов показал, что основателями деревни Казанки  были именно казанские татары.

В «Реестре о спорных имениях между владельцами от одного к другому поступивших землях и угодьях 1827 года [2]» содержится выписка из дела, датированного 1745 годом о владениях чатских татар Казанских юрт Карташа Кутумова, Сураза Енгутина и Ураза Чиричина.

Как следует из документа, часть этих земель была куплена их дедом конным казаком Янсаром Бегичевым за 11 рублей у томского пашенного крестьянина Фоки Михайлова, а часть взята в счет долга (15 рублей) Кутумом Янсаревым у чатского служилого татарина Тосмамета Саркулина.

В том же документе пересказано содержание покупных крепостей Кобочака Когошева. В них  также говориться, что  пашенный крестьянин Басандайской слободы Фока Михайлов заложил за 11 рублей  свою землю конному казаку Янсару Бегичеву, которой затем по наследству владели татары Казанских юрт Кутум и Елгут Янсаревы с зятем тех же юрт татарином Кожаном Итпалиным. Далее сообщается, что ясаул чатских служилых татар Тосмамет Саркулин  «поступился в Томску за свой долг 15 рублей чатскому служилому татарину Кутуму Енсарину вотчинное свое место луг вверх по Томе реке выше Спасского села на городской стороне».

Родственные связи между перечисленными жителями Казанских юрт были уточнены по материалам первой ревизии 1720 года.

В этом источнике в Казанских юртах указаны: «Тотарин служилой Корташ сказался 60 лет. У него брат Чиричи 50 лет, у него ж племянники Бекенек 45 лет, Ирыспий 40 лет. У Корташа сын Илчикей 10 лет, дочь Кочеш 12 лет. У Чирички жена Мама 40 лет, у него же сын Орозо 25 лет, Иткучук 12 лет, Тохтогулу 3 лет, дочь Тохтопика 5 лет. У Бекенека жена Азляк 50 лет, у него дети – сын Союнчин 4 лет, Дотикеке 15 лет. У Ороспая жена Булдычас 30 лет, у него сын Тоболок 4 лет. У Корташа сноха 50 лет, у нее дети – Имака 25 лет. У него ж племянник Кобочак 22 лет, Конатай 15 лет, Кабай 20 лет, Алыпаел 7 лет, Аяк 5 лет, дочь Тоута 9 лет [3]».

Дополнительным указанием на то, что этот Карташ и Карташ Кутумов одно лицо является запись «А сенной [покос] у него Корташа с братьями и племянниками на Сараткулином лугу подле Перекопного озера» [4]. Этот тот самый луг, который отец Карташа -  Кутум Янсарев получил от Тосмамета Сарткулина.

Указанный в документе 1745 года Ураз Чиричин – это Орозо, сын Чиричи, и он, следовательно, племянник Карташа Кутумова. Владелец покупных крепостей Кобочак Когошев также является племянником Карташа Кутумова.

Другая запись из материалов ревизии1720 г. содержит сведения о родственниках Сураза Елгутина, который, без сомнения, был сыном указанного выше Елгута Енсарева и племянником Кутума Енсарева: «в юрте татарин казачий сын Отроштай сказался 40 лет  с годом. У него братья: Сураз 30 лет, Карка 25 лет. У Троштая жена Тохтонок 40 лет, у него ж дети сын Текенек 10 лет, Еман 3 лет. У него ж мать Кулчак 70 лет, дочь Кызылак 4 лет. У Сураза жена Котзаш 27 лет. А пашенная ево заимка на Сороткулином лугу. …. А владеет тою заимкою по поступной крепости со 183 (1674/75)-го году [5]».

Таким образом, в 1720 году в Казанских Юртах проживало несколько семейств, происходящих от Янсара Бегичева и его двух сыновей Кутума и Елгута.

Кутум Янсарев (Енсарев) указывается в  окладных книгах жалованья в списках чатских татар с 1656 по1686 г. [6], но Елгут (Енгут) Янсарев нигде не упоминается.

Самые интересные сведения относятся к самому Янсару Бегичеву. Он указывается с 1631 по 1652  г., но не в отдельных списках чатских татар, а в общих списках служилых людей как «казанской татарин Енсарко Бегичев»[7]. В этих же списках указан «вож томской тотарин Бехтулка Бегичев [8]». Так как постоянно подчеркивается, что Янсар Бегичев – казанский татарин, а Бехтул Бегичев — томский, эти лица не родственники. Упоминается Янсар Бегичев и в других документах. В 1624 году «Майя в 22 день продал татарин казанской Енсар бобров и соболей на 10 рублей. Пошлины взято с Енсаря … 3 алтына 2 деньги» [9]. В сентябре1631 г. служилый татарин Янсар Бегичев и пятидесятник Василий Свияженин были посланы к «киргизам», с требованием, чтобы « киргизы», так называли предков хакасов,  снова были «под государевою рукою» [10]. В 1634 году толмач Енсар Бегичев участвовал в посольстве к телеутскому князю Абаку [11].

Но самое важное, что практически всегда Янсар Бегичев назван казанским татарином.  И это дает ответ на вопрос, почему же Казанка (Казан-аул) называется Казанкой. Свое название этот населенный пункт получил в связи с тем, что в Казанке (Казанских юртах) проживали казанцы — потомки казанского татарина Янсара Бегичева.

Относительно даты основания Казанки что-то определенное сказать сложно, но наиболее вероятно, что основана она была сыновьями Янсара Бегичева  в середине XVII века.

Судьба Янсара Бегичева и его потомков является интересным примером из социально-этнической истории чатских татар. Ранее мы писали, что в состав служилых чатских татар вошли представители   народности телеутов («белых калмыков») [12]. Теперь мы видим, что и казанские татары если не сразу, то во втором поколении включались в состав этой группы. Таким образом, даже в XVII веке чатские татары не были замкнутой этнической группой, а представляли собой скорее особую категорию служилого населения.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РГАДА – Российский государственный архив древних актов

ГАТО – Государственный архив Томской области


[1] Волков В.Г. Татарские селения окрестностей Томска в начале XVIII века.//Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Сборник научных трудов. – Ч.1.- Омск, 2010.- С.93.

[2] ГАТО. Ф.21. Оп.1. Д.1. Лл.18 об. – 21 об.

[3] ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а. Лл.255 об.-256.

[4] Там же, Л.256.

[5] Там же, Л.259 об. – 260.

[6] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Кн.368. Л.36., Кн.438. Л.63 об., Кн.622. Л.97., Кн.717. Л.91., Кн.716. Л.101 об., Кн.755. Л.62., Кн.868. Л.370.

[7] РГАДА. Ф.214. Оп.1. Кн.47. Л.9., Кн.1518. Л.18 об., Л.78.

[8] РГАДА. Оп.5. Кн.6. Лл.138. 256 об.

[9] Таможенные книги сибирских городов XVII века. Вып.2. Туринск, Кузнецк, Томск.- Новосибирск, 1999.- С.104.

[10] История Хакасии, с древнейших времен до 1917 года.-  М., 1993.- С.177.

[11] Уманский П.А. Телеуты и русские в XVII- XVIII веках.- Новосибирск, 1980.- С.57.

[12] Волков В.Г. Мурзы и князцы чатских и томских татар XVII – нач.XVIII веков. Опыт генеалогической реконструкции династий.//Татарские мурзы и дворяне: история и современность: Сборник статей. Выпуск.1. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – С.130 — 133.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов