Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Татарская поговорка: Яш бала кырык тапкыр узгэрэ ( Ребенок в люльке - сорок раз изменится.)

Татарские селения окрестностей Томска в начале XVIII века Волков В.Г.

Назад

 

Представление о местах расположения татарских населенных пунктов до XVII века в Нижнем Притомье дают данные археологии. Источники XVII века дают мало информации о конкретных населенных пунктах, где проживали томские татары. Упоминаются Тоянов городок, Ашкинеев городок, Чатский городок и Евагин городок.

Нет сведений и о русских деревнях Томского уезда, отмечаются лишь крупные населенные пункты: село Спасское в окрестностях Томска и остроги: Уртамский, Сосновский, Усть-Сосновский, Верхотомский, Мелесский и Ачинский, многие из которых находились достаточно далеко от Томска. Установить время образования многих русских деревень удается лишь на основании документов XVIII века.

Например, в «Дозорной книге 1703 года» содержатся сведения о выдаче служилым людям земли для заведения пашни в определенных местах и указывается год данной выдачи, что можно считать годом основания населенного пункта1. Такие же сведения содержатся  в материалах первой ревизии Томского уезда 1720 г2.

Большинство русских населенных пунктов, существовавших на период первой ревизии, были основаны в 1660-1680 гг., но  в источниках XVII века не упоминаются ни русские, ни татарские мелкие населенные пункты. «Дозорная книга 1703» не сохранилась полностью и отсутствует часть, в которой были переписаны татары. Только материалы первой ревизии 1720 года дают информацию о том,  какие татарские населенные пункты уже существовали в окрестностях Томска, где они находились, и кто конкретно населял эти селения. Отрывок из этого источника, в котором содержатся сведения о томских татарах, издан В.Г.Малиновским и Н.А.Томиловым в работе « Томские татары и чулымские тюрки в первой четверти XVIII в.: хозяйство и культура : (по материалам Первой подушной переписи населения России 1720 г»3

В 1720 году указаны следующие татарские населенные пункты: на Тахтамышевом бору на Черной речке, юрты Бурлаковы, юрты Барабины,  юрты Колтайские, юрты Казанские4;. На «Чертеже земли Томского города» 1703 года из вышеперечисленных селений указаны лишь юрты Казанские, а также речка Черная. Выше по течению Томи южнее Томска указана речка Тугоякова и юрты Телеутские. Вниз по течению напротив Томска юрты Эуштинские, севернее Тигильдеевы и Горбуновы у впадения Томи в Обь.

Видимо, перепись населения этих юрт если и проводились, то материалы этой переписи не сохранились.

На «На Тахтамышевом бору на Черной речке» проживали чатские татары: 1 мурза Бахтогулу Братов, 6 служилых татарина, 13 казачьих детей и 2 отставных служилых татарина с семействами. Итого 22 семьи. В юртах Бурлаковых 2 служилых татарина и 5 казачьих детей с семействами. Итого 7 семей. В юртах Барабиных 1 служилый татарин и 6 казачьих детей с семействами. Итого 7 семей. В юртах Колтайских 7 служилых татар и  6 казачьих детей (татарин Ивашко Максимов) с семействами. Итого 13 семей. В юртах Казанских 6 служилых татар и 5 казачьих детей с семействами. Итого 11 семей.

Путем сравнения упомянутых в материалах первой ревизии жителей этих населенных пунктов с более ранними источниками, прежде всего с окладными книгами жалованья, последняя из которых относится к 1707 году, удалось установить, что не только в селении «На Тохтамышевом бору на Черной речке», но и в других населенных пунктах проживали в основном чатские татары.* Из тех служилых татар, кто указан и в окладной книге денежного жалованья 1707 года и в материалах первой ревизии 1720 года (7 человек), все в 1707 году идут в списке чатских татар.  Патронимы других служилых татар и казачьих детей также указывают на то, что их носители являются потомками упомянутых в более ранних документах чатских татар.

Первоначально чатские татары кочевали  вдоль берегов Оби и ее притока р. Чаусы выше устья Томи. После основания Томска часть из них поселились в окрестностях Томска и вошла в состав служилых татар. Служилые татары совместно с русскими служилыми людьми обороняли Томск и его окрестности от нападений кочевников: «белых и черных калмыков» и «кыргызов», ходили в походы и сопровождали посольства.  Во главе чатских татар стояли мурзы, наиболее известными среди них были Тарлав, Кызлан и Бурлак. В конце 20-х годов XVII в. на территории Томского уезда проживали 400 чатов. Позднее чаты смешались с томскими татарами и стали составным элементом формирования этого народа5.

Реконструкция родственных связей жителей селения  «На Тахтамышевом бору на Черной речке» позволяет утверждать, что это селение было родовым гнездом одной из династий чатских мурз.

Мурза Бахтогулу Братов был сыном мурзы чатских татар Брата Сютеева (Бурата Сютюменеева). О родстве Бурата Сютеева с другими мурзами мы узнаем из документа 188 (1679/80) года. «Да для тое ж калмыцкие посылки дано в приказ чатцкого мурзы Итегменя Торлавова племянником ево Бурату Сютюменеву Кияку Айткулову по четыре аршина сукна шибтугу середнево и тово восмь аршын по цене два рубли осмнатцать алтын»6

Другой житель селения  «На Тахтамышевом бору на Черной речке» служилый татарин Имаш Айткулов был сыном чатского служилого татарина Айткулы Тарлавова и приходился Бахтогулу Братову двоюродным дядей. Их общим предком был известный чатский мурза Тарлав.

Возможно, и проживающий на Черной речке татарин казачий сын Кызаш Акияков относится к этой семейству, так как в вышеприведенном документе указан другой племянник мурзы Итегменя Тарлавова – Кияк Айткулов. То же самое можно предположить относительно происхождения еще двух жителей Черной Речки – Чебаша Бекшенева и Сумаша Аикулова. Первый, видимо, был сыном чатского служилого татарина Бекшеня Тарлавова, другой сыном Аиткула Тарлавова и братом Имаша Айткулова.

Проживал в этом селении и татарин казачий сын Шам Иркин, который по происхождению не был ни чатским, ни томским татарином. Он происходил из династии князей «белых калмыков» (телеутов) и был сыном Ирки Уделекова и внуком Уделека Койшебурина7.

В 1662 г. группа «белых калмыков»  переселилась со своих земель в пределы Томского уезда под защиту томского воеводы8. Большая часть их, во главе с Балыком Кожановым поселилась к югу от Томска, там, где С.У.

Ремезов указал юрты Телеутцкие и деревню Константинову (ныне в Яшкинском районе Кемеровской области). Эта этническая группа известна под именем калмаков и в настоящее время считается составной частью томских  татар.

Князья «белых калмыков находились в тесной родственной связи с мурзами чатских татар. На сестре князей Мачика и Уделека Койшебуриных был женат чатский мурза Итегмень Тарлавов, а сам Итегмень Тарлавов, сын известного в истории своим бунтом против томских воевод чатского мурзы Тарлава, по женской линии приходился внуком самому знаменитому князю «белых калмыков» Абаку. Князь Ирка Уделеков сначала вместе с Балыком Кожановым принял русское подданство, но затем «изменил» и совершал набеги на Томский уезд9, но сын его Шам Иркин остался жить в окрестностях Томска, как выясняется,  вместе со своими  родственниками.

Таким образом, селение «На Тахтамышевом бору на Черной речке» представляло собой поселение, где проживали представители аристократии чатских татар – мурзы из династии Тарлава и их родственники.

Бурлаковы юрты обязаны своим названием чатскому мурзе Бурлаку Аккулину. Видимо, это селение первоначально было владением мурзы Бурлака. Бурлак известен тем, что вместе с томским сыном боярским Кузьмой Черницыным ходил в поход против мятежного «брата» Тарлава в 1630 г. Потомки Бурлака – сын Сургоян Бурлаков и внук Тезек Сургоянов также именовались мурзами. В 1720 г. в Бурлаковых юртах проживал чатский служилый татарин Камаш Арыков, сын Арыка Урузакова, внук Урузака Сагалакова, последний приходился зятем мурзе Бурлаку. Кроме того, Урузак был шурином князя «белых калмыков» Коки Абакова  и его послом к томским воеводам в 1645 г. и видимо, также, как и Шам Иркин, «белым калмыком»10, а его сын Арык Урузаков именуется мурзой чатских татар11. Родственные связи других жителей этого селения с мурзой Бурлаком не прослеживаются.

Барабинские юрты обязаны своим названием служилому чатскому татарину Барабе Космонакову, который упоминался в окладных книгах жалованья в 1656 — 1680 гг, после него служил его сын Балыктай Барабин (уп.1680 – 1707). В 1720 году  в юртах Барабинских жил казачий сын Тюгей Барабин 70 лет12. В юртах Барабинских проживал также татарин казачий сын Кафар Бабаков13, который, вероятно, был сыном томского татарина Бабака Тугоякова. [Речка Тугояковка находится по другую сторону реки Томи от современной Барабинки.] Проживал в Барабинских юртах и татарин казачий сын Юлугач Тайчугулин, которого также можно считать томским татарином. В списках томских служилых татар упоминается  Тайчагулу Койкачаков, сын Койкачака Кошеутова и внук Кошеута Байгулова. С начала XVII века среди русских служилых людей упоминаются Байгуловы, родоначальник которых, Ромашко Алексеев сын Байгулов, видимо был крещеным татарином и братом Кошеута Байгулова. Байгуловы и поныне проживают совместно с татарами в окрестностях Томска. Томскими служилыми татарами в XVII веке именовали, прежде всего,  эуштинских татар. Со временем, томскими татарами стали называть все тюркоязычное население, проживающее вдоль Томи от севера Кемеровской области до впадения ее в Обь. Но служилые томские татары, за исключением приведенных примеров, не встречаются в селениях, охваченных ревизией 1720 года. 

В Калтайских юртах проживал служилый татарин Кутемет (Кусмамет) Кужлеков, брат которого Акчечей Кужлеков проживал «На Тахтамышевом бору на Черной речке». Они были сыновьями чатского служилого татарина Кужлека Тильгичекова14 и, вероятно, измененное имя последнего стало основой названия современного населенного пункта Курлек южнее Калтая.

В Казанских юртах жил служилый чатский татарин Кочкильдей Косторгулин, сын Косторгулы Кужлекова и племянник вышеуказанных Кусмамета и Акчечея Кужлековых15. Казанские татары упоминаются в томских таможенных книгах  уже в начале XVII века, которые занимались в основном торговлей16. Но в 1720 г. в этом селении перечислены только служилые татары и казачьи дети, которые вряд ли могли быть потомками казанских татар.

Кроме несения военной службы, чатские татары, жившие в селениях близ Томска, занимались земледелием и разведением лошадей. Например, мурза Бахтогулу Братов владел пашенной заимкой на Зырянском острове в размере пятидесяти десятин «в полу, а в дву потому ж», нероспашными землями в размере пяти десятин и сенным покосом на том же острове, и на том покосе ставил по сто копен. Это были достаточно большие по размеру владения, по сравнению с теми пашенными заимками, какими владели рядовые служилые люди,  как русские, так и татары. Никаких податей за эти земли в Государеву казну он не платил17. 

К сожалению, история татарских населенных пунктов, где с начала XVIII века население переходит в ислам, является недостаточно исследованной, особенно это касается конкретного состава жителей, так как не обнаружены материалы ревизий XVIII века, кроме первой. Особенно важной является проблема, проживают ли в настоящее время потомки чатских и томских татар XVII века в этих селениях. Возможно, по мере тщательного выявления источников эта проблема будет решена.  


Примечания

РГАДА – Государственный архив Древних Актов (г.Москва)

ГАТО – Государственный архив Томской области

1  РГАДА. Ф.214. Оп.1. Кн.1371.

2  ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а. Лл.240 – 260.

3 Малиновский В.Г., Томилов Н.А. Томские татары и чулымские тюрки в первой четверти XVIII в.: хозяйство и культура : (по материалам Первой подушной переписи населения России 1720 г.). – Новосибирск: Наука, 1999. –  (Культура народов России; Т. 3).

4   ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а.

5 Миллер Г.Ф. История Сибири.- М.; Л., 1937.- С.314; Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине XVII века.//Труды Томского государственного университета.- Томск, 1950.- С.36; Емельянов Н.Ф. Татары Томского края в феодальную эпоху.//Этнокультурная история населения Западной Сибири.- Томск, 1978.- С.83; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX веков.- Новосибирск, 1992.- С.56 — 57.

6 РГАДА Ф.214 Оп.1 Кн.717 Л.29

7 Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках.- Новосибирск, 1980.- С.160, 291.

8 Уманский А.П. Телеуты. … С.48.

9  Уманский А.П. Телеуты. … С.122.

10 Уманский А.П. Телеуты. … С.69, 293.; Покровский Н.Н. Томск. 1648 – 49 гг. Воеводская власть и земские миры.- Новосибирск, 1989.- С.207, 313, 348.

11  РГАДА. Ф.214. Оп.1. Кн.594. Л.194.; Кн. .566. Л.638 об.; Кн.622. Лл.96 об.158 об.;  Кн.717. Л.90 об.; Кн.716. Л.101; Кн.755. Л.90 об.; Кн.868. Л.363 об.; Кн.1452. Л.119.

12  ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а. Л.250.

13  ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а. Л.250 об.

14 РГАДА. Ф.214. Оп.1. Кн.204. Л.41; Кн.368. Л.36.; Кн.566. Л.639.

15  РГАДА. Ф.214.Оп.1. Кн.622. .Л.97 об.

16 Таможенная книга Томска 1624/27 гг. // Таможенные книги сибирских городов XVII в.: Туринск, Кузнецк и Томск. Новосибирск, 1999. Вып. 2. С. 92–94.

СИБИРСКАЯ ДЕРЕВНЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИ. Сборник научных трудов. – Ч.1.- Омск, 2010.- С.87 – 94.

17 ГАТО. Ф.321. Оп.1. Д.1а. Л.240.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов