Рейтинг@Mail.ru
1999
Ищу
тебя!
147
Старые
фото
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.

Артем Вешинин. Там, где архивы не помогут.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

Родословная человека – это цепочка кровно связанных между собой людей, которые на протяжении времени своего существования передавали каждому последующему поколению накопленные опыт, знания, умения и недостатки. Не каждый человек способен осознать и прийти к вопросу о том, откуда в нём все те качества и здоровье, которым он располагает. Помимо накопленных самим человеческим индивидуумом навыков и пороков, каждый располагает и обладает глубинными генетическими свойствами и предрасположенностями. Именно тот, человек, который захочет выяснить скрытые свои возможности, а также почитать свою семью и предков будет составлять генеалогическое древо – родословную.

В силу исторических реалий на протяжении отдельных поколений наблюдается разное отношение к истории своей семьи и предкам. Несмотря на быстрое развитие в настоящее время средств вычислительной техники, связи, телекоммуникаций, освоение космоса, попыток познания будущего, быстрое освоение даже четырех-пятилетними детьми сложных электронных устройств и роботизированных игрушек, человек часто не знает истории своего происхождения, то есть не может ясно ответить на вопрос кто его предки и родные.

В основном в настоящее время люди хорошо знают своих родителей, менее осведомлены о бабушках и дедушках по линиям отца и матери. Еще менее осведомлены и не имеют информации о датах рождения (смерти) своих родных бабушек и  дедушек, а так же девичьих фамилиях своих бабушек. Основная масса людей не располагает сведениями и не способна их найти о прадедушках и прабабушках, их месте жительства, рождении, их продолжительности жизни и количестве рожденных ими детей.

Такое положение вещей и знаний, казалось бы, о простейшем, о самом себе, обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, знания о предках имеют различное значение в зависимости от общественного государственного и общественного устройства. Те или иные режимы по разному могут толковать и иметь особый взгляд на образ жизни предков людей и впоследствии, возможно, подвергать клеймению их потомков. Достаточно связи и исторической ответственности между родителями и детьми, когда дети несут не всегда приятный «багаж ошибок» родителей, а приписывание различных «заслуг» более старших поколений может совсем, иногда, поставить человека в невыгодное положение в глазах других.

Во-вторых, знания о своих предках требуют от человека затрат, а сами знания, кроме духовного и образовательного значения, как правило, иной «прибыли» не приносят. Потому резонно многие предпочитают отказаться от таких поисков и затрат времени, средств, ресурсов.

В третьих, знания о родстве теряются в семьях, так как не всегда людям приятна правда о родных. Кроме того, часто, семейные ценности в последнее время строятся по принципу «если мы тебя забудем, мы ничего не потеряем и нам ничего не будет». Человеку проще найти чуточку родства в постороннем ему человеке – товарище, друге. Как сказал Д.Боккаччо: «Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства и свойства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба».

Тем не менее, есть всегда исключения и люди, которым по тем или иным причинам рано или поздно становится интересно узнать всё, что возможно, о своих предках. В этих случаях люди прибегают к различным архивным источникам, то есть обращаются в органы ЗАГС, архивные учреждения, к Интернету.

Если архивные учреждения и Интернет часто могут помочь обнаружить сведения о предках, то органы ЗАГС могут помочь только уточнить сведения о родителях, при большем везении – сведения о бабушках и дедушках. Сведения о двоюродном и более дальнем родстве законодательством практически закрыты или недоступны, во многом, на основании федерального закона от 15.11.1997г. №143-ФЗ (в ред. от 03.12.2011г.) «Об актах гражданского состояния».

Как правило, в органах ЗАГС находятся документы советского периода и актовые записи новейшей истории России, то есть за последние 90 лет или на 3-4 поколения современников. Человека, который кропотливо из глубины веков захочет со всеми «боковыми» ответвлениями многоюродной родни составить своё родовое древо с начала XVII века или пусть даже с XIX века, на советском периоде остановят чиновники и действующее законодательство о персональной информации. Как правило, органы ЗАГС по обращениям дают информацию только о родителях. Исторических запросов они избегают. Таким образом, родословная исследователя прервется на рубеже 1920 года [примерно до этого года в архивах имеются метрические книги церквей, в которых священники вели учет родившимся, умершим и бракосочетавшимся], и он не узнает имена современников, которые уже десятки раз сменили фамилию, но остаются ему родными в 8, 10, 13 или 14 коленах. Или, к примеру, человек не узнает потомков и современников старшего брата его прадедушки. Не редки случаи, когда от незнания данной информации современные члены рода заключают браки между собой, тогда как их общий предок отдален на 5 или 6 поколений, а это всего 120-150 лет. Вот так быстро теряется родство, особенно, когда оно уходит по девичьим линиям в соседние деревни и потом снова возвращается после неоднократной смены фамилий и мужей.

На примере истории можно проследить, когда потомки одного человека заключают брак между собой. Так, потомки Вершинина Семена Алексеевича, 1724г.р., жителя д.Кокарево ныне Мокроусовского района Курганской области, являющиеся прихожанами одной церкви и шестиюродными братом и сестрой – Вершинин Иннокентий Георгиевич, 1875г.р. (жил также в деревне Кокарево) и Яковлева Евдокия Александровна, 1877г.р. (жительница соседней деревни Пороги того же района) 17.09.1895г. заключили брак между собой. Плохо это или нет, но я - их прямой потомок, ещё больше заинтересовался именно женскими линиями при составлении родословных. Тем более, что это оказывается достаточно распространенное явление на четвертом-пятом поколениях родства в пределах одного населенного пункта. Люди не любят об этом говорить, особенно когда уже имеют детей, а часто не задумываются, а зная – избегают рассуждений об этом, боясь своих чувств, огласки, насмешек и непонимания со стороны окружающих.

Особенно актуально избежать родственного кровосмешения в браках людей с одинаковыми фамилиями, проживающими на территории одного района. Изучения фамилии Вершининых позволило разбить около 1000 ныне живущих людей с такой фамилией в Курганской области на 3 большие группы, соприкосновений, между которыми не обнаружено до начала XVII века. Тем не менее, вероятность кровосмешения при браках между двумя современными Вершиниными равняется пропорции 1 к 3, а людей с фамилией Слыховы – 100%, т.к. все Слыховы происходят из одного рода.

Так, кровосмешенные браки людей с одной фамилией были установлены у Вершинина Павла Игнатьевича, 1884г.р. и Вершининой Ирины Корниловны, 1883г.р., у Вершинина Евгения Павловича, 1918г.р. и Вершининой Клавдии Лукичны, 1929г.р.

Таким образом, не имея информации за последние 90 лет, законодатель легко допускает заключение браков между родными людьми, которых мы и так любим и, конечно, находим что-то общее в них с собой.

Как можно установить на современном этапе узы родства за последние 90 лет?

Вариантов может быть много. Остановимся на некоторых из них, подкрепленных мною практическим путем на жителях и местностях Зауралья.

Итак, у исследователя составившего родословную, при широком её построении, охватившем все браки членов рода, в том числе женихов из соседних деревень, давших свою новую фамилию девушке – члену изучаемого рода, имеется перечень мест и схемы родства людей на рубеже 1920 года, которые охватывают ряд соседних деревень. Кроме перечня населенных пунктов у исследователя, в лучшем случае, будет составлен перечень фамилий и имен людей по каждому населенному пункту, которые были в детородном возрасте или ещё не достигли его, на случай их возможного вступления в брак после 1920 года.

Чтобы продолжить исследование, первое, что можно сделать – это посетить населенный пункт, его администрацию, и путем опроса установить места жительства людей или места расположения домов людей с интересующей фамилией. Кроме того, этим же путем можно опросить пожилых людей, живущих в этих домах. Этот контингент людей, как правило, всегда любит поговорить с приезжими, первыми узнать о цели визита к ним и с удовольствием согласны повествовать обо всём, что им известно по задаваемым вопросам. Многие из них, порой, имеют целые «сокровища» информации, в том числе в какой-то мере систематизированной о своих предках, но не находя интереса к ним у детей и окружающих, часто стесняются своих знаний и умалчивают о них, унося их с собой в небытиё. Кроме того, они могут порекомендовать посетить конкретные дома и людей, которые, по их мнению, располагают нужной информацией.

На протяжении ряда лет, практическим путем замечено, что хорошими факторами при опросе и сборе генеалогической информации с местных жителей деревень являются:

- скромность в одежде;

- летнее теплое время с большой продолжительностью светового дня;

- ясность и конкретность вопросов;

- наличие диктофона и цифрового фотоаппарата;

- эрудированность по ряду исторических фактов села и отдельных личностей данного населенного пункта, в том числе о том, где находилась церковь и т.п.;

- наличие при себе малолетних детей.

Последним обстоятельством я активно пользовался и располагал к себе людей, которые по ряду признаков могли мне дать необходимую, для построения древа информацию. С помощью малолетних своих детей шести и трех лет без особого труда мне удавалось войти в доверие к интервьюируемому, пройти в дом, выпить воды или чашку чая, и за столом всё быстренько записать.

Факторами, которые препятствуют генеалогическим поискам при «хождении в народ» являются:

- спешка и ограниченность во времени, потому нужно посвятить этому день с 10 до 20 часов;

- переговоры с лицами одетыми не опрятно или выпивающими. Это отнимает существенно время и не даёт много информации;

- желание пройти обязательно за стол. В процессе диалога с местными жителями, если удастся настроить человека на разговор об истории, он сам предложит Вам пройти, куда ему удобно;

- несоблюдение культурных традиций конкретного населенного места или этноса.

Кроме того, при непосредственных генеалогических поисках в населенных пунктах можно встретить рукописные записи о своих предках. Подобные «росписи рода» присутствуют у жителей д.Иванково Альменевского района Курганской области.

1

Дорожные записи 

Интересным опытом исследовательской работы по поиску родственных корней в современной жизни можно отнести поисковые мероприятия при построении родословной мокроусовских Вершининых в деревне Кокарево, которая относится в настоящее время к сельскому совету деревни с красивым названием Крепость. Главой совета оказался Вершинин, он и пояснил сразу к кому следовать в деревне Кокарево. Посетив жилище одного домохозяина, были собраны сведения генеалогического характера обо всех живущих там жителях с данной фамилией, а так же выехавших в послевоенное время по разным местностям и территориям, в том числе за пределы Курганской области. Тем не менее, не было точной информации о людях – датах рождения и смерти. Пришлось посетить ещё ряд домов этой деревни, там и была получена нужная информация.

Кроме того, почти в каждом населенном пункте есть памятник в честь Победы в Великой Отечественной Войне. Так, и в деревне Кокарево есть подобный красивый мемориал, который содержал сведения генеалогического характера.

 2

3  

Сведения с подобных монументов целесообразно сразу фотографировать на цифровой фотоаппарат, чтоб потом иметь возможность вновь и вновь обращаться к данному источнику при отслеживании не только людей с изучаемой фамилией, но и родство людей, которые поменяли фамилию по женским линиям. На мемориальных плитах можно собрать информацию о погибших членах рода, которые были рождены как до 1920 года, так и после этого периода. При этом необходимо сопоставлять данные Отчеств с данными Имен членов рода, которые могли родить данного солдата. Например, если в деревне проживал один Вершинин Леонид на рубеже 1880-1920гг., то любой солдат с фамилией Вершинин и отчеством Леонидович, будет являться членом этого рода.

Другим подобным монументальным источником генеалогической информации служит место, где чаще всего покоится тело после того, как жизнь из него уходит – кладбище.

Это место позволяет собрать генеалогическую информацию с более точными данными с датами о рождении и смерти людей. Кроме того, наличие и схематичная зарисовка могил позволяет определить в ряде случаев родство людей, так как члены одного рода, как правило, предпочитают совершать обряд погребения в одном месте, но бывают и исключения. Чтоб повторно не посещать данные места и сэкономить время, при наличии возможности, необходимо сфотографировать все надгробные памятники – в среднестатистических деревнях это занимает от 1 до 3 часов. Это так же даст возможность насытить генеалогические исследования фотоматериалами с памятников, а при наличии на памятнике фотографии, где лица у людей, как в паспортах, с просматриваемой и узнаваемой мимикой, узнать, как выглядел человек.

 4

5  

 

Отдельный интерес представляют старые кладбища, где уже захоронения не производятся, там имеется более старая генеалогическая информация, часто в нечитаемом виде, но та, которая осталась, часто помогает в составлении родословного древа.

Собрав информацию за один день – повествовательную и цифровую с фотоаппарата можно неделями её обрабатывать путем сопоставления и поиска родных людей по поисковикам в Интернете.

Например, по сведениям с мемориального памятника в честь Победы, Вершинин Михаил Иннокентьевич, 1900г.р. погиб в 1943 году. По данным собранным в архивах значится, что он к 1920 году был ещё не женат, и, казалось, что исследование по этой линии зашло в тупик, но в результате поиска в интернете удалось установить его потомков (их оказалось 9).

Зайдя в поисковики и подгруппы глобальной сети можно посетить сообщество «Мокроусово – край, в котором я родился» и разместив там простую тему для обсуждения («Занимаюсь составлением своей родословной, ищу родственников и потомков Вершинина Михаила Иннокентьевича, 1900г.р., который погиб в 1943 году в ВОВ») можно найти достаточное для работы число посетителей и читателей этой странички, которые поделятся своей генеалогической информацией.

Так были найдены родственники в г.Стрежевой Томской области, которые обратили внимание на поиски родных Вершинина Александра Герасимовича, 25.08.1909г.р. Таким образом были налажены дружеские и родственные отношения между мною и моей 10-юродной сестрой – Вершининой Анастасией Вячеславовной, 08.02.1988г.р., которая была правнучкой разыскиваемого мною вышеуказанного лица.

При составлении родословных и генеалогических исследований людей с редкой фамилией (например, Слыховы) целесообразно в поисковиках в глобальной сети наладить контакты с каждым из представителей данной фамилии. При работе с указанной фамилией таким образом, были найдены родственники в г.Москве, а так же было установлено, что все люди встретившиеся в поисковиках являются выходцами из Курганской области и являются членами одного рода.

Проводя комплекс мероприятий в деревне Пороги Мокроусовского района и исследуя корни вышеупомянутых уже Яковлевых мною с помощью глобальной сети были выявлены потомки Яковлева Никифора Иоановича, 09.02.1898г.р., правнучкой которого является моя 10-юродная сестра Яковлева (по мужу уже Кудина) Елена Сергеевна, 15.12.1981г.р., которая мне написала генеалогические сведения обо всех потомках Никифора.

Таким образом, несмотря на то, что общий предок у нас родился в 1724 году, спустя почти 300 лет, мы вновь обрели родство и знаем теперь, кому обязаны своими общими предрасположенностями, любовью к своему Отечеству, земле и людям.

Другим источником генеалогической информации при населенных пунктах, могут служить музеи и исторические комнаты, созданные при образовательных или культурных учреждениях.

Так, отдельных малых учреждениях можно встретить фрагменты актовых записей 1920-х годов, книги памяти жителей уже несуществующих деревень, в том числе перечень лиц, которые были призваны в ВОВ, а в последующее время их деревни в 1950-х – 1960-х годах были ликвидированы.

Проводимыми генеалогическими исследованиями по конкретной фамилии необходимо точно опросить всех живущих жителей села с изучаемой фамилией. На примере Вершининых было установлено, что все люди с данной фамилией проживающие на территории Мокроусовского района являются родственниками, и информация об их родстве присутствует теперь в составленных мною родословных деревьях. Подобна ситуация с людьми по фамилии Слыховы – все они на территории нашей области оказались родственниками, преимущественно проживающими вблизи ликвидированной деревни Беспалово, около деревень Грачево, Колташово и Кривино.

Опрос всех живущих в конкретном ареале людей с одной фамилией позволяет констатировать или отрицать их родство. Кроме того, это помогает устанавливать все нетрадиционные случаи распространения фамилии, например, на людей кровно не являющимися членами рода.

Так, по линии Слыховых было установлено, что первая супруга моего деда Рогова Зоя Яковлевна, 10.02.1913г.р. дала фамилию деда – Слыховых трём детям, рожденным от Тестова Николая Ивановича, 21.05.1891г.р. И от них ныне около 20 людей с данной фамилией, которые сами знают историю фамилии, признают себя не Слыховыми по родству, но ничего не делают, чтоб это изменить. А может и незачем менять историю? Тем не менее, можно её изучать. Генеалогическая задача в данном случае была решена: были определены все родственники Слыховы, а так же и «Лже-Слыховы» называемые так мною по аналогии с историческим понятием «Лжедмитрия» в российской истории.

Подобная история вышла с родом мокроусовских Вершининых. Так же, в Советский период одна женщина дала своему сыну фамилию ранее нравившегося ей представителя Вершининых. В настоящее время есть уже целая династия от одного мальчика, который знает, что он не Вершинин по родителям и знает, кому обязан своей красивой фамилией.

Исследуя родословные ичкинских татар в Альменевском районе, я узнал от одного молодого человека об одной национальной традиции – каждый татарин должен  знать своих предков до 7 колена (эта традиция, кстати, позволяла исключить браки между родственниками). Сам он знал только 4 поколения. Восполнив с моей помощью этот недостаток своих знаний о предках, он стал духовно богаче и даже, кажется, внешне преобразился.

Соединение людей со своими предками через узнавание их имен и дат жизни, в сопоставлении с историческими сведениями позволяет еще больше поверить в свои силы, а когда их не хватает, рассчитывать на духовную помощь своих предков и зов крови. К тому же это обязывает людей быть более ответственными не только к истории своего рода, к своим предкам, родным, но и быть более требовательными к самим себе, как к продолжателям общего дела рода – продолжению жизни, рождению здоровых детей.

Артем Вешинин, член Зауральского генеалогического общества.