В поиске информации о жизни предков большую роль играют беседы со старшими родственниками. Поговорим о том, на что стоит обратить внимание при такой беседе.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОБСУДИТЬ
I. Детство – ранняя юность.
Блок «Семья». 1. С кем жили (родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, дяди-тети, вообще родичи, ощущение семьи и близких).
2. Кто чем занимался: профессии, переезды по месту работы, домашние дела. Если помнят, спросить о сословии предков, о собственности до революции.
3. Кто что любил/не любил, взаимоотношения, конфликты, примирения, разрывы отношений (про конфликты и разрывы специально не спрашивать, но отслеживать, вопросы задавать по ходу беседы аккуратно). Разводы и повторные браки, внебрачные дети (аккуратно). Кто был особенно близок.
4. Кто умер рано. Вообще потери. Состояние здоровья, несчастные случаи.
5. Праздники – как отмечали. Вообще значимые события (что казалось значимым).
6. Семейная память о социальных событиях (и отношение к ним), которые повлияли на семью, – Первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, Отечественная война, репрессии, оккупация, всеобуч, гонения на религиозность, отрицательное отношение к богатству и собственности и пр. Изменение уклада жизни.
7. Военное и послевоенное детство.
8. Семейные реликвии – что сохранилось (иконы, часы, вышивка, старые фото, документы, награды, украшения, игрушки и пр.).
NB. Часто дети репрессированных, если они смогли реализоваться (вступить в партию, сделать карьеру и пр.), отрицают факт репрессий. Часто отрицают наличие второй семьи, любовных связей, особенно во время войны. Часто события искажаются в памяти, все нужно проверять.
Блок «Место детства».
1. Где жили (населенный пункт, улица, соседи).
2. Чем известно место. История места.
3. Как освоено место: где гуляли, ходили (дороги, лес/горы, водоемы, сады, пастбища). Кладбища, заброшенные церкви.
4. Какие-то особые «секретные» места.
Блок «Быт».
1. Что ели/пили, где добывали пропитание, где брали воду. Карточная система. Голод 1920-х гг., голод 1946-47 гг. Вообще достаточность питания.
2. Одежда, обувь, где добывали (шили, делали сами и пр.).
3. Деревенские приспособления в быту.
4. Как распределялось пространство дома: кто где спал, где ели, где хранили одежду, где делали уроки, было ли электричество.
5. Домашние животные (особенно для деревенских).
Блок «Занятия».
1. Домашние обязанности, работа в колхозах.
2. Учеба (школа/училище, где находились, учителя, одноклассники, любимые предметы).
3. Пионеры, комсомол, общественная нагрузка. 4. Спорт. 5. Каникулы.
Блок «Отношения со сверстниками».
1. Друзья/враги.
2. Ссоры, драки, примирения, игры.
II. Юность - зрелость.
Блок «Учеба и профессия, занятия».
1. Получение образования (почему выбрали то или иное учебное заведение, нужно ли было уехать из дома). Нарушение/поддержание семейных традиций в профессиональной сфере.
2. Расставание с домом, жизнь на новом месте (если), новые друзья, обязанности, встречи, путешествия.
3. Служба в армии.
4. Круг чтения, интересов.
5. Участие в значимых для страны событиях (Целина, БАМ, другие стройки и пр.).
6. Спорт.
Блок «Семья».
1. Создание собственной семьи. Дети.
2. Отношения с родителями, связи с другими родственниками, переписка.
3. Жилье (жилищные условия, бараки/коммуналки, получение квартиры, покупка участка земли, строительство дачи).
4. Быт, изменения быта (отмена карточек, покупка машины, холодильника, стиральной машины, телевизора).
5. Деньги и денежные реформы.
6. Отпуск – как и где проводили.
7. Выезды за границу.
8. Медицина.
9. Семейные традиции. Сохранение семейных реликвий, семейного архива.
10. Реабилитация репрессированных родственников.
Блок «Место работы, карьера».
1. Места работы, профессиональные достижения/провалы.
2. Смена мест работы. Сослуживцы. Начальники/подчиненные.
3. Влияние политики партии, происхождения на карьеру (аккуратно).
4. Награды, звания.
5. Выезды за границу по работе. Общение с иностранными партнерами.
Блок «Советское общество».
1. Отношение к Сталину, Хрущеву, Брежневу, КГБ, диссидентам.
2. Социальные ценности.
3. События: полет в космос, субботники, праздники (1 мая, 7 ноября) и пр. Чувство общности.
4. Начало празднования Дня победы.
Блок «Война».
1. Участие членов семьи в войнах (в т.ч. в Афганской).
2. Сохранение в семье памяти о войне (письма, награды, фотографии). Передача материалов в музеи и пр.
3. Поиск предков, участвовавших в войнах.
4. Школьное поисковое движение в 1970-х гг.
В ходе беседы желательно уточнять имена, даты, названия населенных пунктов, названия учреждений/колхозов, номера войсковых частей и пр.