Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Одинаково недостойно человека разумного и желать смерти, и страшиться ее. (арабская)

История семьи пособие по изучению и составлению родословной

Назад

 

Для студентов всех факультетов, всех форм обучения

Красноярск

История семьи: Пособие по изучению и составлению родословной. Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ.

Составитель: к.и.н., доцент Рафикова С.А.

Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГТУ

Рецензенты:

С Рафикова С.А.

С Сибирский государственный технологический университет

 

 

С Государственный архив Красноярского края

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Предмет и задачи генеалогии………………………………

    2. Методика генеалогических исследований………………...

    3. Источники……………………………………………………

    4. Инструментарий генеалога…………………………………

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

2.1. Происхождение фамилии……………………………………

2.2. Первичный сбор информации………………………………

2.3. Генеалогическая таблица……………………………………

2.4. Картотека…………………………………………………….

2.5. Генеалогическое древо………………………………………

2.6. Работа в архивах……………………………………………..

2.7. Написание фамильной истории…………………………….

2.8. Заполнение учетной карточки………………………………

III. БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3.1. Список литературы…………………………………………

3.2. Электронные ресурсы………………………………………

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

4.1. Табель о рангах……………………………………………..

4.2. Образец горизонтальной генеалогической таблицы……..

4.3. Фрагмент генеалогической росписи………………………

4.4. Образец картотеки и оформления надписи к фото………

4.5. Схема крестьянского двора……………………………….

4.6. Схема и словарь родства-свойства ………………………

4.7. Формуляр учетной карточки ……………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость составления данного пособия диктуется актуальностью исследования семейных историй и большим интересом студенческой аудитории к изучению своих родословных.

В настоящее время в СибГТУ широко практикуется написание фамильных историй как форма не только реферативно-творческой, но и научной работы студентов. Каждый имеет возможность воссоздать уникальнуюкартину жизни своего рода, вписать ее в историю Отечества, передать это ценное наследие своим потомкам.

 

Чем раньше будет начата эта работа, чем более скрупулезно она будет проведена, тем больше вероятности получить полновесную родословную. К сожалению, с каждым годом носителей исторической информации становится все меньше: уходит из жизни старшее поколение родственников, унося с собой невосполнимые сведения, приходят в ветхое состояние фотографии, письма и другие документы. Если сегодня не собрать эти «крупицы», то можно потерять историческую память своего рода, прервать связь поколений, сделать своих детей «Иванами, не помнящими родства».

В процессе работы над пособием использован многолетний опыт работы в историко-фамилистической* сфере. Он включает в себя организацию не только единичных, но и массовых исследований по генеалогии, проведенных среди студентов-первокурсников ряда факультетов СибГТУ, как в ходе изучения общего курса по отечественной истории, так и элективного курса по истории и социологии семьи.

Пособие состоит из двух основных частей. Первая часть имеет теоретический характер и знакомит с азами генеалогических исследований: их методикой, источниковой базой, инструментарием. Вторая часть содержит практические рекомендации, позволяющие системно организовать работу по составлению родословной и правильно оформить собранный материал.

Приложения содержат дополнительный справочный материал, а также фрагменты и образцы оформления фамильных историй.

Успехов вам в нелегком и благородном деле познания крохотной, но уникальной частички истории Человечества – истории вашего Рода, вашей Семьи.

*Фамилистика – новая научная дисциплина, изучающая семью как цельную систему.

I.Теоретическая часть

1.1. Предмет и задачи генеалогии. Генеалогия — специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов: знание родословия требовалось для определения места лица на социальной лестнице, для осуществления наследственного права, для решения местнических споров и тяжб о выкупе вотчин, для доказательства прав на дворянское достоинство или титул и т.п.

К началу XX в. в России генеалогические исследования обретают массовый характер, возникает блестящая русская генеалогическая школа. Г. А. Власьев создал фундаментальный труд «Потомство Рюрика», в котором содержались родословные многих княжеских родов. Л. М. Савелов начал публикацию обширного библиографического справочника по русской генеалогии. Н. П.Лихачев положил начало источниковедческому изучению Русских родословных книг.

К сожалению, после революции наступил упадок генеалогических исследований. Многие старые генеалоги оказались в эмиграции или были репрессированы. К генеалогии относились настороженно, как к чуждой дворянской науке. В период репрессий родственные связи и знатность происхождения сознательно скрывались, семейные архивы уничтожались, дабы не отягощать память младших поколений сведениями о «неудобных» родителях, родственниках, предках.

Но даже в советский период генеалогические методы в исторической науке применяли: С. Б. Веселовский, А.А. Зимин, А.А. Введенский, Н. И. Павленко, В.Л. Янин и др. Специальные труды, посвященные русской генеалогии, принадлежат А. И. Аксенову, М. Е. Бычковой, С. В. Думину, Б. Н. Морозову, И. В. Сахарову и др.

В последнее время, в связи с ростом внимания общества к своему прошлому, оживился интерес к генеалогии и у людей, не связанных с историей профессионально. Создаются неформальные объединения любителей генеалогии, члены которых разрабатывают историю своих семей.

 

Цель данного пособия видится в том, чтобы помочь студентам приобрести первичные навыки составления собственных родословных и написания фамильных историй. Такой подход позволяет гуманизировать преподавание курса истории, познать историческое прошлое через призму истории собственной семьи. Важной задачей является также привитие интереса у студентов к краеведению, источниковедению, обретению элементов исследовательской культуры.

1.2. Методика генеалогических исследований. Составление родословных начинают со сбора информациио предках: их именах, годах жизни, местах проживания, сословной принадлежности.

На начальном этапе много полезных и ценных сведений можно получить из сообщений родственников, но не всему сказанному стоит доверять безоговорочно. Человеческая память не идеальна, а порой она и сознательно корректируется рассказчиками. Тем не менее, нужно записывать всю информацию, в т.ч. легендарную, снимать копии со старых фотографий и документов.

Существенным обстоятельством, усложняю­щим составление родословной, может оказаться наличие однофамильцев или тот факт, что до начала XX в. большинство крестьянских семей не имело твердо устоявшейся фамилии. Чтобы не запутаться или не пойти по ложному следу необходимо кропотливо сопоставлять данные различных источников и отбирать только те, которые не противоречат друг другу, укладываются в логические временные рамки и подтверждаются другими фактами.

Если отсутствуют точные данные, их можно попытаться восстановить косвенным образом.

Примерные годы жизни позволяет определить знание некоторых генеалогических закономерностей. Согласно родословному счету, средняя разница между отцом и ребенком определяется в 30-35 лет, между матерью и ребенком – в 25-30 лет. Таким же способом можно приблизительно определить время постройки дома или другого важного события, если известно, например, что это произошло «при прапрадеде».

Определить точные названия населенных пунктов (приходов) в которых проживали предки, их месторасположение и принадлежность к той или иной территориально-административной единице (волости, уезду, губернии) помогут «Списки населенных мест», которые составлялись в каждой губернии, по уездам. Соответствующие списки, а также «Памятные книжки» по Енисейской губернии хранятся в Краевой научной библиотеке и в библиотеке Краеведческого музея.

Генеалогия активно использует знание систем социального этикета: званий, чинов, наград, титулов, знаков различия и т. п. Определенное звание или титул обычно указывает на место его носителя в общественной иерархии, на заслуги перед государством или правящим классом. Особая одежда, часто форменная, со знаками отличия, знаки наград и т. п. дают возможность определить по внешнему виду носителя звания, лицо, награжденное орденом или медалью, уточнить датировку изображения. Например, фотография военнослужащего в погонах и с орденом Красной Звезды на левой стороне груди относится ко времени между февралем и июнем 1943 г.: погоны были введены в Красной Армии с февраля 1943 г., а орден Красной Звезды с 19 июня 1943 г. положено носить на правой стороне груди.

Следует овладеть и терминологией родственных связей, дабы четко представлять, кем конкретно доводится тот или иной человек.

Происхождение фамилии позволяет хотя бы предположить, в каких местах зародился род, а иногда и конкретно указывает на его сословную принадлежность.

Приступая к родословному исследованию, следует представлять социальную структуру российского общества дореволюционной поры и специфику положения в нем каждого сословия.

Князья. Верхушку русского феодального сословия средневекового периода составляли княжеские роды. До конца XVII в. другие дворянские титулы в России не употреблялись. До середины XV в. титул князя носил лишь тот отпрыск княжеского рода, который был реальным главой княжества (не вступившие еще на престол сыновья князей назывались княжичами). Поэтому переход на службу к великому князю, превращение в боярина обычно влекли за собой утрату княжеского титула.

 

Однако создание единого Русского государства сделало возможным сохранение княжеского титула и за теми из князей, которые перешли на службу к московскому государю. Так термин «князь» превратился в титул. Большинство князей в допетровский период принадлежало к роду Рюриковичей или Гедиминовичей.

Все князья Рюриковичи были потомками прежде независи­мых князей, происходившими от сыновей Ярослава Мудрого - Святослава и Всеволода.

Схема 1. Происхождение основных княжеских родовРюриковичей

 

Княжества

Роды

 

 

 

Рязанское

Елецкие

 

 

Черниговское

Пронские

 

 

Тарусское

Воротынские, Одоевские

 

 

Святослав

Глуховское

Мезецкие, Барятинские, Оболенские (Щербатовы, Репнины, Долгоруковы, Серебряные)

 

 

 

Карачаевское

Мосальские, Звенигородские

 

 

Ярослав Мудрый

Смоленское

Вязенские, Кропоткины

 

 

Ростовское

Катыревы, Щепины, Буйносовы

 

 

Белозерское

 

 

Всеволод

Ярославское

Ухтомские, Белосельские, Шелешпанские, Вадбольские

Курбские, Кубенские, Шаховские, Прозоровские, Сицкие

 

 

Суздальское

Шуйские

 

 

 

Тверское

Микулинские, Микулинские - Телятевские

 

 

 

Стародубское

Пожарские, Ромодановские, Палецкие

 

Другую группу княжеских родов составляли Гедиминовичи — потомки великого князя Литовского Гедимина, выехавшие в разное время на Русь и занявшие здесь высокое служебное и полити­ческое положение.

Схема 2. Происхождение княжеских родов русскихГедиминовичей

 

Наримат

Хованские, Патрикеевы, Щенятевы,

Булгаковы (Голицыны, Куракины)

 

 

 

Гедимин

Евнутий

Мстиславские

 

 

 

Ольгерд

Трубецкие, Бельские

 

Кроме Рюриковичей и Гедиминовичей, княжескими титулами пользовались представители феодальной верхушки нерусских народов России и приезжие аристократы.

БояреСледующим за князьями слоем аристократии было старомосковское боярство. Этим термином принято обозначать отпрысков тех старинных родов, предки которых были боярами во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского, активно помогая московским князьям в их борьбе за объединение русских земель. Это роды Бутурлиных, Морозовых, Салтыковых, Захарьиных, Плещеевых и др. Из этой среды выходили воеводы и наместники. Многие из этих размножившихся родов уже к рубежу XV—XVI вв. «захудали», растеряли в семейных разделах родовые вотчины, а в служебном отношении превратились в обычных детей боярских, постепенно смешавшись с основной массой провинциальных служилых людей.

Иерархия феодалов второй половины XV—XVII в. определялась местничеством: если когда-то предки знатных людей были на совместной службе, и один из них был подчинен другому, то это положение должно было сохраняться и для их потомков. Поэтому князь-рюрикович, чей род позже начал служить в Москве, мог занимать более низкое положение, чем отпрыск старомосковского боярского рода. Со временем местничество превратилось в серьезное препятствие для продвижения по службе способных и талантливых людей, запутывало до бесконечности отношения между феодалами и делало порой неразрешимой головоломкой составление «разряда» — списка назначений для того или иного похода или службы. Однако аристократия держалась за местничество и только в 1682 г. его удалось отменить.

ДворянеГенеалогический состав массы русского дворянства в XVI—XVII в. был довольно сложен. Наряду с обедневшими потомками старых боярских родов в него входили потомки бояр прежде независимых княжеств, а также бывшие княжеские холопы и выходцы из других неродовитых слоев. Каждый принятый на службу и получивший поместное жалованье считался сыном боярским или дворянином.

Согласно сложившейся иерархии, после высшего чина – думного боярина – шли окольничиедумные дворяне и думные дьяки. Думными дворянами становились царские приближенные, недостаточно знатные для чина окольничего или боярина. Ниже думных чинов стояли чины дворцовые или придворные - стольники и стряпчие. Носители этих чинов бывали воеводами, составителями писцовых книг, участвовали в дипломатических миссиях и т. п. Следующим за стряпчим был чин дворянина московского, за ним следовал жилец. Если дворяне московские постоянно находились в Москве в распоряжении царя для выполнения ответственных поручений, то жильцы жили в Москве (отсюда и термин «жилец») по очереди, неся караульную службу во дворце; они были всегда наготове для выполнения срочного поручения государя.

Основную массу дворянства составляли чины городовые, т. е. провинциальные («городом» в России XVI—XVII вв. называли уезд). Верхушку городовых дворян составляли дворяне выборные (или «выбор»), привлекавшиеся порой для московской службы, и дворовые.

В целом, дворянское сословие отличалось пестротой, большой разницей между его верхами и низами. Ситуация еще более усложнилась, когда Петр 1 уравнял в правах бояр и дворян и начал жаловать дворянские титулы, в результате чего в состав знати вошло немало приближенных, получавших титулыза заслуги перед престолом. Вместо одного титула - «князь», появилось несколько (от старшего - к младшему): светлейший князь, князь, граф, барон. Первым титул графа получил крупный полководец генерал-фельдмаршал Б.П. Шереметьев, а титул светлейшего князя - А. Д. Меншиков.

В первой четверти XVIII в., помимо детей потомственных дворян, дворянами автоматически становились все офицеры, чиновники, достигшие чина коллежского асессора (равного военному чину майора), а также лица, награжденные орденом, академики и профессора. В середине XIX в. в связи с резким ростом числа дворян по чину, были введены значительные ограничения. С 1845 г. потомственное дворянство в военной службе давал лишь чин майора, а в гражданской — статского советника; с 1856 г. – соответственно полковника и действительного статского советника. Кроме того, из орденов потомственное дворянство стали давать лишь высшие степени (которые все равно получали лишь те, кто уже имел право на дворянство по чину), орден св. Владимира иорден св. Георгия (офицерский).

Духовенствотак же, как и дворянство, принадлежало к неподатным, привилегированным сословиям. Оно разделялось на белое и черное (монашествующее). Высшим саном после отмены патриаршества стал архиерейский. Для возведения в архиереи требовалось пострижение священника в монахи и полный отказ от всего мирского: семьи, имущества, прежних социальных связей. В состав белого духовенства входили окончившие духовные училища дьяконы и протодьяконы, а также выпускники духовных семинарий – иереи и протоиереи. Низшую ступеньку священнослужителей составляли дьячки(псаломщики) и пономари – не получившие церковного образования и не посвященные в сан.

Основным документом по истории родов священников являются клировые ведомости. Много полезных сведений по духовенству содержится в журнале «Епархиальные ведомости», который издавался во всех епархиях с 1860-х гг. и фиксировал все назначения, возведения в саны, списки учеников всех духовных заведений, биографии и некрологи. «Краткое описание приходов Енисейской епархии» было издано в 1916 г., его можно найти в красноярской краевой библиотеке.

Купцы, мещане, посадские людив основном проживали в городах и относились в большинстве своем к податным сословиям. Помимо уплаты податей, они были ограничены в свободе передвижений и не могли иметь крепостных крестьян. Купечество было торгово-промышленным сословием, окончательно сложившимся во времена Екатерины II. С 1775 г. купцов разделили на гильдии. Для записи в низшую, третью гильдию, требовалось обладать капиталом от 500 до 1 тысячи, во вторую – от 1 до 10 тысяч, в первую – свыше 10 тысяч рублей. Купцы первых двух гильдий освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. В 1863 г. третья гильдия была отменена. Мещанином назывался человек, приписанный к мещанскому сословию – ремесленник, мелкий торговец, домовладелец. Чаще всего это был вчерашний крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, отслуживший рекрут и проч., имевший капитал менее 500 рублей. Звание это было наследственным. Остальных жителей городов называли посадскими людьми, позднее – горожанами.

Ценным источником по генеалогии городских сословий является городовая обывательская книга, делившая горожан на шесть категорий: «настоящих городовых обывателей», т.е. домовладельцев; гильдейских купцов, «цеховых», гостей, именитых граждан и простых посадских людей.

КрестьянеВосстановление крестьянской генеалогии наталкивается на особые трудности. Случаи, когда родословие удается восстановить более чем для трех-четырех поколений, являются скорее исключениями, чем правилом. Между тем, большинство россиян имеет крестьянские корни. Из крестьян вышли многие купеческие и предпринимательские роды, посадские люди, интеллигенция.

Крестьянство в Российской Империи было низшим податным сословием, составлявшим подавляющее большинство населения. В 1721 г. различные группы зависимого населения были объединены в укрупненные категории казенных, дворцовых, монастырских и помещичьих крестьян. При этом в категорию казенных (государственных) попали бывшие черносошные, ясачные и др. крестьяне. Всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям. Государственные крестьяне имели возможность перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), а также право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства). Дворцовые (удельные)крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. Монастырские крестьяне после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических, затем влились в состав государственных. В число владельческих (помещичьих) крестьян попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сравнялось.

Все крестьяне были прикреплены к месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Признаками сословного неполноправия крестьян оставалась подушная подать, отмененная лишь в начале XX в, а также подсудность их по мелким делам особому волостному суду, сохранившему розги в качестве меры наказания даже после отмены телесных наказаний. После того, как в 1906 г. крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю, их сословная обособленность уменьшилась.

1.3. Источники генеалогического исследованияВыше уже были названы некоторые ценные источники по генеалогии отдельных сословий.Следует более подробно ознакомиться с типами источников, представленных в архивах, определить круг тех, в которых может содержаться информация об интересующем человеке или семье.

Родословные книги являются наиболее типичным генеалогическим источником. В России родословные книги появляются в середине XVI в., когда был составлен «Государев родословец»— официальный родословный справочник по 43 родам высшей аристократии. В дальнейшем возникали новые редакции родословных книг, включавшие порой большее количество родов и продолжавшие известия до более позднего времени. Последняя по времени официальная родословная книга — так называемая Бархатная книга конца XVII века. Родословные книги — сложный для изучения источник, в них встречаются многочисленные ошибки, часто связанные с невнимательностью переписчиков, пропускавших отдельные строчки монотонного текста. Кроме того, в родословия вплетаются генеалогические легенды, подкрепленные подложными грамотами, которые в основном выводят происхождение дворянских родов из-за рубежа. Чем менее знатным был род, тем более цветистой была его родословная легенда, позволявшая избежать обвинений в холопьем происхождении.

Дополнительные сведения можно получить из составленного в XVIII в. Гербовника, где при описании дворянского герба давались и краткие сведения о происхождении рода.

Важным источником являются разрядные книги, в которые со второй половины XV в. записывались назначения на все важнейшие должности в военных походах, на службе и при участии в некоторых придворных церемониях. К сожалению, в 1682 г. при отмене местничества подлинные разрядные книги были торжественно сожжены. До нас дошли либо черновики, либо списки с официальных разрядных книг, составленные частными лицами для личного пользования. Поэтому в них встречаются ошибки как ненамеренные (путаница дат, ошибки в именах и отчествах, пропуски), так и ставящие своей целью возвышение одних и уничижение других родов.

Начиная с середины XVI в. составлялись разного рода списки служилых людей. В 1550 г. была составлена Тысячная книга, включившая около 1080 человек из ближайшего окружения царя, получивших за службу подмосковные поместья. Тогда же была составлена и Дворовая тетрадь, полный список высшего слоя господствующего – всего более 4000 человек. Начиная с середины XVI в. составлялись также списки придворных чинов — так называемые боярские книги, регулярно составлялись и списки провин­циальных дворян — десятни.

Для изучения генеалогии средневекового периода (до XVII в.) огромное значение имеют акты феодального землевладения, фиксирующие переход земельной собственности из рук в руки. Это почти единственный источник, дающий материал о брачных связях.

Все перечисленные выше источники содержат информацию о социальной верхушке российского общества.

Более массовыми источниками являются документы актов гражданского состояния. Под актами гражданского состояния в настоящее время понимается регистрация и учет в установленных законом органах власти (отделах ЗАГС и их заменяющих) фактов рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии.

До революции подобная регистрация находилась в ведении церкви. В России церковный учет православного населения был введен петровским указом 1702 г., а в 1722 г. было предписано обязательное повсеместное ведение метрических книгв Российской Империи. Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть, определили деление церковных метрических книг на три части.

Сделавшись в течение XVIII в. обязательной для православного населения России, регистрация рождений, браков, смертей в дальнейшем была распространена и на другие группы населения: в 1826 г. - на католиков, в 1828-1832 гг. – на мусульман, в 1832 г. – на лютеран, в 1835 г. – на евреев. В 1872 г. ведение книг было распространено в Закавказье. С 1874 г была заведена гражданская регистрация актов состояния для раскольников, с 1879 г. для баптистов, с 1906 г. для остальных сектантов. Нужно заметить, что метрические книги велись на традиционных для той или иной церкви языках: русском, немецком, латинском, арабском. Таким образом, к началу XX в. запись актов гражданского состояния была распространена практически на все население России.

Первичные метрические книги хранились по месту из возникновения. Обычно раз в год священнослужители снимали с записей копии и отсылали их в соответствующие консистории - центры управления епархий. Поэтому сохранившиеся до настоящего времени книги могут находиться как в фондах Духовных консисторий областных (или республиканских) архивов, так и в фондах церквей областных или местных (районных, городских) архивов. В ряде архивов в 1960-1970-е гг. все метрические книги были собраны в объединенные фонды-коллекции. Во многих областях Российской Федерации и Украины метрические книги конца XIX - начала XX в. хранятся в архивах областных и районных отделов ЗАГС.

В первые месяцы существования Советского государства был издан ряд декретов, предавших регистрацию актов гражданского состояния государству. В 1929 г. был установлен 75-летний срок хранения для метри­ческих книг, по истечении которого они должны были передаваться в соответствующие государственные архивы.

Вообще учет движения населения, в том числе и церковный, базировался на более широком круге документов, чем метрические книги. Так, другим важнейшим источником по родословию любой православной семьи являются ежегодные исповедные росписи(ведомости). Первая инструкция о ведении исповедных ведомостей относится к 1697 г. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка. В первый вносились все прихожане, бывшие на исповеди; во второй - не бывшие; в третий - раскольники. Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов семьи; для супругов указывались имя и отчество, а для их детей - только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось «вдовство» (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге). Далее показыва­лось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк или писал, что по малолетству на исповеди не был. Остальные графы генеалогической инфор­мации не содержали, а касались только исповеди. Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период. Особенностью исповедных ведомостей является то, что в начале записи о том или ином приходе идут священники (притч церкви) и члены их семей, затем, если есть, дворяне и члены их семей, а потом уже остальные прихожане.

Важнейшими документами учета податного населения России являлись ревизские сказкиПри Петре I все население было разделено на податное, т.е. платившее подушную подать, и неподатное. К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели, мещане (до 1863 г.), цеховые и рабочие в городах. Свободными от обложения налогами были потомственные и личные дворяне, духовенство, государственные служащие, придворные, медики, маклеры, лица, по­лучившие ученые степени; купцы; почетные граждане. Ревизии проводились приблизительно через каждые 15 лет. Всего было проведено 10 ревизий:

I 1718-1727 гг. VI 1811г.

II. 1743-1747 гг. VII 1815г.

III 1761-1767 гг. VIII 1833-1835 гг.

IV 1781-1782 гг. IX 1850 г.

V 1794-1795 гг. X 1856-1858 гг.

I, II и VI ревизии не учитывали женское население. Наиболее полно сохранились материалы, начиная с III ревизии. Ревизские сказки используются для определения поименного состава семьи, с указанием возраста, происхождения, сословия, места жительства и перемещения по тер­ритории Российской империи между ревизиями. Ревизская сказка - это еди­новременный срез четырех-пяти поколений любой семьи, имеющей отношение к податному сословию, независимо от вероисповедания.

Так как целью ревизии были подати с населения, то их документы, в основном, отложились в фондах губернских казенных палат, а в ряде мест - в фондах казначейств. Основная масса материалов первых трех ревизий (1724-1763) сконцентрирована в Российском государственном архиве древних актов. Материалы остальных ревизий хранятся в областных, краевых и республиканских архивах, а иногда и в крае­ведческих музеях.

Также к архивным источникам генеалогического характера можно отнести посемейные списки, которые были очень похожи на ревизские сказки и показывали персональный состав семей с указанием возраста и отношения к главе семейства. Для крестьян они велись с 1858 г. казенными палатами и волостными правлениями. Составлялись списки каждый год, для лиц податных сословий, но использовались обычно для местных нужд. Особое значение приобрели в связи с новым уставом о воинской повинности от 1 января 1874 г. отменившим рекрутскую систему и предписывавшим составление призывных списков лиц податных сословий по посемейным спискам. С этого же времени ежегодно приходские священники сверяли крестьянские посемейные списки с метрическими книгами.

Необходимо упомянуть и о материалах I Всеобщей переписи населения 1897 г.К сожалению, после опубликования ее сводных итогов, первичные переписные листы, заполненные на каждого жителя Империи, были, по Высочайшему повелению, уничтожены, но оказалось, что в некоторых губернских правлениях делались вторые экземпляры переписных листов для местных нужд. Поэтому, кое-где документы переписи сохранились, в основном в фондах губернских статистических комитетов или фондах переписных комиссий. Необходимо отметить, что перепись была всесословной и содержала поистине уникальные сведения. Помимо фамилии, имени, отчества, пола, указывалось отношение к главе семьи, возраст, семейное положение, сословие, место рождения, место приписки, место жительства, вероисповедание, родной язык, умение читать и место обучения, занятие или ремесло и проч.

Данные метрических книг в комплексе со сведениями исповедных росписей и ревизских сказок достаточны не только для восстановления родословного древа до времени Петра I, но и позволяют составить родословную при относительной неполноте документов.

Сведения ранее XVIII в. следует искать вписцовых, переписныхиотказных книгах, большинство из которых хранится в фонде поместного приказа РГАДА в Москве, частично они были изданы в конце XIX - начале XX в., а также в советское время. Писцовые книги составлялись в России с конца XV в. с целью налогового обложения и представляют собой подробные описания городов, сел и других населенных пунктов. В книге перечислены имена помещиков и вотчинников описываемого населенного пункта, с указанием, кому какое село, деревня принадлежит, сколько и каких в них дворов и кто в них проживает, а также включает сведения о торгово-промышленных предприятиях, земле и других угодьях. Однако в них упоминаются только женатые мужчины, к тому же часть крестьян укрывалась от переписей.

В переписных книгах, также содержатся сведения о населении России XVII-XVIII вв. Они появились в середине XVII в. вследствие перехода от общих хозяйственных описаний к подворным, что служило средством для закрепления крестьян за их владельцами и давало сведения для проведения сысков беглых. При описании тяглого двора в переписных книгах XVII в. вносилось все мужское население вне зависимости от его возраста и отношения к тяглу. Переписные книги начала XVIII в. содержат данные и о женском населении дворов. В книгах указаны род­ственные отношения населения, которые в писцовые книги обычно не вносились. А в отказных книгах поместного приказа в Москве, утверждавшего акты обмена или передачи («отказа») имений по наследству, перечислялись проживавшие в них крестьяне, указывалось количество земли и ее денежная компенсация, если обмен был неравным. Существовали и другие виды книг, которыми при необходимости также можно пользоваться при составлении родословного дерева (приправочные, межевые, свозные, отдаточные и прочие).

Итак, мы перечислили основные архивные источники, которые необходимо использовать при восстановлении родословной. Однако только ими ограничивать круг своего исследования не стоит. Существует также достаточно много так называемых «вспомогательных» источников: документы уездного рекрутского присутствияпослужные спискиавтобиографии и анкеты. В XIX в. были собраны и изданы надписи на могильных памятниках Москвы, Петербурга и некоторых других городов: эти «некрополи» также дают ценные генеалогические сведения.

Всегда нужно иметь в виду, что в различных фондах архивов могут храниться совершенно уникальные документы по истории конкретной семьи.

Генеалогические источники для изучения более позднего времени носят несколько иной характер. Здесь на первое место выдвигаются книги регистрации рождений, браков и смертей. Для восстановления истории крестьянских семей за советский период одним из главных источников являются похозяйственные книгиЦенную информацию могут дать материалы местных, районных иколхозных газет.

1.4. Инструментарий генеалога. Полученная исходная информация представляется в виде генеалогических таблиц, росписей и схем (деревьев).

Генеалогические таблицы могут быть расположены вертикально, горизонтально, либо в концентрических кругах. В любом случае, смысл таблицы заключается в том, чтобы обозначить всех прямых родственников конкретного человека: его родителей, родителей его родителей и т.д. Поэтому каждая следующая поколенная графа имеет вдвое больше ячеек. В российской генеалогии чаще практикуется составление горизонтальных таблиц, а в английской и французской – кругообразных. Заполненная таблица наглядно продемонстрирует, как далеко удалось продвинуться в установлении прямых предков, что предстоит выяснить, кто из здравствующих родственников может быть источником информации для дальнейшей работы.

Схема 3. Примеркругообразной генеалогической таблицы

Таким образом, таблицы достаточно наглядны, но громоздки, в них трудно включать большое количество дополнительных сведений, к тому же они несут информацию только о прямых предках.

Генеалогические росписи позволяют расширить круг указываемых родственников, распределив их по поколениям и присвоив каждому порядковый номер. Далее, через косую черточку, указывается номер отца, либо номера всех предков по мужской линии.

Например, родные братья Телятевские в росписи значатся таким образом:

48/33/23/18/9/4/2/1 Юрий Телятевский.

49/33/23/18/9/4/2/1 Василий (Вассиан) Телятевский.

В роспись можно включить больший объем информации и оформить ее в табличном варианте. Однако для полной росписи необходимо знать основателя рода. Для родословного исследования часто бывает полезным составить и таблицу, и роспись.

 

Генеалогическое древо, как правило, является итогом работы над родословной. Оно позволяет наглядно отобразить наличие родственников по отцовской и материнской линиям. Дерево можно составлять по восходящей – от сына к отцу, а также по нисходящей – от предков – к потомкам. Нисходящий вариант чаще встречается в отображении правящих династий или других знаменитых родов, чей предок-основатель известен. В массовом же употреблении чаще используется восходящий вариант.

Схема 4. Модель восходящего генеалогического древа

 

3-е поколение

 

 

 

Мать

 

 

2-е поколение

 

 

 

Я

1-е поколение

 

 

II. Практические рекомендации

Изучение истории семьи следует организовывать поэтапно, полученные данные систематизировать. В качестве конкретных этапов рекомендуется выделить следующие:

2.1. Выяснить происхождение фамилии. Для этого можно воспользоваться опубликованными справочниками:

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. – Н. Новгород, 1997.

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии. – М., 1998.

Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М., 1989.

Этимологию (происхождение) имен можно проследить по изданиям:

Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. – М., 1998

Справочник личных имен народов РСФСР. – М., 1987

Гафуров А. Имя и история. – М., 1987. (арабские и тюркские имена)

Словарь русских лич­ных имен. /Сост. Н. А. Петровский. - М., 2000

2.2. Осуществить сбор первичной информации из сообщений родственников и домашних архивов. Для беседы с родственниками необходимо предварительно составить список вопросов, чтобы не упустить ничего важного. Эти вопросы можно разослать живущим в других городах членам семьи, с просьбой сообщить известные им данные. Следует составить нечто вроде формуляра, включив в него следующие дефиниции:

  1. Ф.И.О.

  2. Дата, место рождения

  3. Данные о родителях

  4. Сословие, титул, социальное положение

  5. Вероисповедание

  6. Образование

  7. Место работы, профессия

  8. Место(а) жительства, службы

  9. Награды

  10. Жена (муж), дети

  11. Любая дополнительная информация (описание внешних и физических данных, имущественного поло­жения, поступков, черт характера, привычек, манеры речи и т.п.)

В семейных архивах обычно хранятся официальные документы: свидетельства о рождении, браке, разводе, смерти; аттестаты и дипломы об образовании; военные билеты; наградные свидетельства и др. Во многих домашних архивах можно встретить письма и фотографии. Все это необходимо изучить и скопировать, уточнив датировку.

2.3. Составить генеалогическую таблицу.

Предпочтительнее построить восходящую горизонтальную таблицу. Всем прямым предкам присваиваются номера, по системе Соса-Страдонитца: мужчинам – четные, женщинам – нечетные. Исключением является лишь лицо, для которого родословие составляется - это всегда №1. Таблица проста в исполнении, ее можно продолжать до бесконечности: номером отца будет удвоенное произведение номера сына или дочери, а номер матери – номер отца плюс единица. Например: родители №5 - №10 (отец), №11 (мать). Ячейки нумеруются вне зависимости от того, имеются ли сведения о данном родственнике. Не вошедших в таблицу родственников можно обозначать в привязке к прямым родственникам: родной брат №3 = дядя по материнской линии, племянник №2 = двоюродный брат и т.п.

Для заполнения таблицы, в целях экономии места, используют принятые в генеалогии условные знаки:

Ф.И.О. – Фамилия. Имя. Отчество.

* 1870 – родился в 1870 г.

+ 1954 – умер в 1954

х 1900 – женился в 1900

)( 1940 – развелся в 1940

(+) – погребен, если известно где

Т/П – титул, профессия

2.4. Создать картотеку. Для этого целесообразно завести конверты на всех известных прямых родственников, обозначив их номерами из таблицы. На лицевую сторону конверта, помимо порядкового номера, можно поместить фотографию и исходные данные, используя принятые в генеалогии символы. В конверт помещают фотографии, документы (их копии), воспоминания об этом человеке других членов семьи. Можно составить картотеку с помощью папки с файлами.

2.5. Нарисовать генеалогическое древо по восходящей: от потомков – к родовым корням. В основание древа следует поместить себя, слева показать отцовскую линию, справа – материнскую; их можно обозначить разными цветами. Представители одного поколения должны находиться на одной горизонтали, поколения можно для наглядности дополнительно пронумеровать. Родные братья и сестры показываются от родителей, одной «связкой», их жены и мужья соединяются с супругами знаком «х».

Схема 6. Обозначение связей: «родители – дети», «мужья – жены».

 

Мать

дочь

 

Дети

Жена сына

 

 

Если древо содержит сведения о многочисленных родственниках, допустимо вместо имен указывать порядковые номера, при этом мужчин обычно показывают знаком круга, женщин – знаком квадрата. Однако такая нумерация затрудняет работу с инструментарием и может внести путаницу с порядковыми номерами генеалогической таблицы. Поэтому в древе можно обозначить номерами только прямых родственников (сохраняя номера таблицы), остальных дать в привязке к ним. Например: «2 а» – родной брат отца, «3 а» и «3 б» – родные сестры матери.

2.6. Попытаться поработать в архивах, если представится такая возможностьПосле того как завершен предварительный этап работы (собрана информация у родственников, из домашних архивов, составлены генеалогические таблицы, проработаны опубликованные источники) можно приступить к работе в архивах. Для этого, помимо имен, фамилий, дат жизни людей, необходимо знать названи­я мест их жительства, и желательно – сословную принадлежность. Отсутствие хотя бы одного компонента чаще всего делает поиски невозможными. Нужно быть также готовым к тому, что большинство нужных документов будет написано скорописью или почерком ХVIII-ХIХ вв.

В тех архивах, где разработаны необходимые для генеалогического поиска указатели и картотеки, обращаются к ним. Если же они отсутствуют, то выявление документов осуществляется по описям фондов.

В двухтомном справочнике «Государственные архивы СССР» (М., 1989), имеются адреса и номера телефонов государственных архивов бывшего СССР, краткая характеристика документов архива и его фондов, а также - выходные данные опубликованных справочников и путеводителей по тому или иному архиву. Исторические архивы, в большинстве случаев, находятся в бывших губернских центрах, а архивы центральных органов - в Москве и Петербурге. Для поиска архивных документов о православной части населения России рекомендуется воспользоваться аннотированным справочником-указателем «История русской православной церкви» в двух частях. Однако следует отметить, что в связи с распадом СССР, многие архивы поменяли свои названия и адреса, у многих появились адреса электронной почты. На сегодняшний день в поиске нужного архива лучше обратиться к специализированным генеалогическим интернет-сайтам. В частности сайт М. И. Крутихина (/rrr/Russian.htm) содержит информацию практически по всем архивам бывшего СССР.

Если корни семейной истории имеют отношение к Енисейской губернии, то практически всю сохранившуюся информацию можно найти в Государственном архиве Красноярского края. Для допуска к работе в архиве требуется паспорт, а также отношение от организации, если исследование носит научный характер, либо письменное заявление желающего задокументировать историю своего рода. В случае самостоятельной работы с источниками, пользование архивными материалами является бесплатным. Однако следует представлять, что работа эта чрезвычайно трудоемка и требует определенных навыков. Можно оформить заявку, и тогда сотрудники архива окажут платную услугу и помогут найти нужные документы. Более подробная информация о фондах ГАКК содержится в приложении.

2.7. Написать историю семьи. Собранный материал важно представить в форме рассказа, литературно оформив историю семьи по отцовской и материнской линиям. Именно такое описание родословной, в виде исторического повествования, привязанное к реальным местам и событиям, проиллюстрированное фотографиями и документами, наиболее интересно для каждого, желающего знать свои корни и историю жизни своих предков.

2.8. Заполнить учетную карточку.

История каждой семьи неповторима, но это та «ниточка», из миллионов которых сплетается исторической полотно. Чтобы собранный в ходе работы над родословной материал стал не только достоянием одного рода, но и позволил выйти на уровень научных обобщений, предлагается заполнить карточку, которая будет использована для получения сводных результатов. Формуляр учетной карточки, а также результаты уже проведенного по означенной программе исследования, находятся в приложении.

III. Библиографический список

3.1. Список литературы

Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. – М., 1988

Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. – М., 1993

Алексеев В. П. Гранный дуб. - Брянск, 1994

Антонов Д. Н., Антонова И. А. Метрические книги: время собирать камни // Отечественные архивы – 1996 - № 4, с. 15-28; № 5, с. 26-39.

Анто­нов Д. Н., Антонова И. А. Исторические описи метрических книг как исторический источник //Отечественные архивы. - 1998. - № 1, с. 27-35.

Борисенко М. В. Первая перепись населения Российской импе­рии 1897 г. как источник по истории крестьянских семей //Известия Русского генеалогического общества. Вып. 3. - СПб., 1995

Дворянские роды Российской империи. Т.1. Князья. – СПб., 1993

История и генеалогия. – М., 1977

История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М., 1993

История русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотиро­ванный справочник-указатель. М., 1995

Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. – М., 1994

Мартышин В.С. Твоя родословная: Духовно-нравственные условия семьи. – М., 2000

Мерковский В.Т. Родословные перекрестки: крестьяне, мещане, купцы, казаки и дворяне. – М., 2001

Можаров Н. Как составить свою родословную //Воспитание школьников – 1992 - №5/6

Мосин А. Г. Уральские фамилии: Материалы для словаря. Том 1. - Екатеринбург, 2000

Онучин А. Н. Твое родословное древо. - Пермь, 1992

Панов Д. А. Опыт поколенной росписи крестьянского рода Ельциных. - Пермь, 1992

Петриченко М.Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных. – СПб., 2001

Рыхляков В. Н. Библиографический указатель по российской генеалогии. Части 1-2и 3. - СПб., 1998, 2000

Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. – М., 1994

Слемзина О.П. Семья: Летопись. – Красноярск, 1998

Справочник личных имен народов РСФСР. - М., 1987

Словарь русских лич­ных имен. /Сост. Н. А. Петровский. - М., 2000

Тысяча лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. – М., 1995

Уральская родословная книга: Крестьянские фамилии. Ред. С. В. Конев, Ю. В. Коновалов. - Екатеринбург, 2000

3.2. Электронные ресурсы

Интернет-сайт И. П. Сташуленка «Центр генеалогии и истории»: /~stashell/Russian/A1.htm

Интернет-сайт М. И. Крутихина «Поиск пропавших предков»: www./rrr/Russian.htm. Сайт содержит рекомендации по составлению родословной, адреса архивов бывшего СССР, предлагает услуги генеалогов, позволяет заниматься поиском родственников, в том числе и за рубежом. Здесь же можно разместить собственную фамильную историю, дать объявление, пообщаться с генеалогами России и зарубежья.

Интернет-сайт Максима Оленева:

htth:/molenev. Портал содержит сведения по истории рода Оленевых, их родового села Мурмино, а также истории других крестьянских фамилий, статьи по генеалогии, генеалогические древа правящих династий России.

IV. Приложения

Приложение № Фрагмент родословной росписи дворянского рода.

N сына

Имя, отчество

Годы жизни

N отца

Примечания

1 поколение

1

Андрей

Начало *XVI в.

0

По семейному преданию предки Шиповых выехали из Богемии в Россию в царствование Федора Иоанновича *1584, +1598, по вызову Бориса Годунова.

2 поколение

2

Николай (Микула) Андреевич

Конец *XVI в.

1

 

3*

Михаил Андреевич

Конец *XVI в.

1

 

4

Иван Андреевич

Конец *XVI в.

1

Галицкий помещик. Стряпчий (1652), стольник (1692).

5*

Василий Андреевич

Конец *XVI в.

1

Числился по Галичу в дворянах

3 поколение

6

Гавриил Николаевич

 

2/1

Галицкий помещик. Дворянин при посольстве в Данию (1617).За московское осадное сиденье (1618) пожаловано ему в вотчину поместье Галичского уезда (1630).

7

Иван Николаевич

 

2/1

Галицкий помещик.

8

Григорий Николаевич

 

2/1

Галицкий помещик. +до 1627 г. Жену звали Ульяной.

9

Мурза (Мирза) Иванович

+ до 1654 г.

4/1

Дворянин московский, окладчик дворян и детей боярских Галичского уезда (1628) и города Галича (1630). Был на службе против поляков под Смоленском в (1633-34) ; 1-й судья в отряде князя Черкасского в Туле (1639). С. Воздвиженское Ликургской волости. Имел дом в Чухломе, в “крепости”. Детей не имел.

10

Вильян Иванович, Башка

 

4/1

Дворянин Галичской десятни (1628). Был на службе под Смоленском (1634).

11*

Федор Иванович

Конец

*XVI

Начало

+XVII

4/1

Упоминается в числе боярских детей по Галичу в отряде Елизарея Катенина.

12*

Петр Васильевич, Петрушка

 

5/1

Упоминается в числе боярских детей по Галичу в отряде Елизарея Катенина.

Приложение № Схема дома, двора, хозяйственных построек крестьянской семьи (из студенческой работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

 

окно

ворота

входная дверь

1. сарай

2. стойло для коров

3. стойло для телят

4. туалет

5. баня

6. чулан

7. коридор

8. временная печь (устанавливалась только на зиму)

9. кухня

10. русская печь

11. парадный вход

12. запасной (черный) вход

13. жилая комната

14. печь для обогрева комнаты

15. лежанка на печи

16. умывальник

17. сад

18. огород

19. палисадник (цветник)

Приложение № Табель о рангах

(Введена Петром I в 1722 г. и просуществовала с небольшими изменениями до 1917 г.)

Класс

Чины гражданские

Чины военные

Чины морские

1

Канцлер

Генерал-фельдмаршал

Генерал-адмирал

2

Действительный тайный советник

Генерал от инфантерии

Генерал от кавалерии

Генерал от артиллерии

Адмирал

3

Тайный советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

4

Действительный статский советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

5

Статский советник

Бригадир(XVIII в.)

Капитан-командор (XVIII в.)

6

Коллежский советник

Полковник

Капитан 1 ранга

7

Надворный советник

Подполковник

Капитан 2 ранга

8

Коллежский асессор

Майор

Капитан-лейтенант

9

Титулярный советник

Капитан. ротмистр

Лейтенант

10

Коллежский секретарь

Штабс-капитан

Штабс-ротмистр

Мичман (с 1884г.)

11

Корабельный секретарь

   

12

Губернский секретарь

Поручик

Мичман (до 1884г.)

13

Провинциальный секретарь

Сенатский регистратор

Подпоручик. корнет, хорунжий

 

14

Коллежский регистратор

Прапорщик (после 1884г.)

Мичман (XVIII в.)

Приложение № Образец оформления генеалогической таблицы

1. Чернов Антон Игоревич *1982

2. Чернов Игорь

Николаевич

*1961

4. Чернов Николай

Павлович

*1936

+1998

8. Чернов Павел

Иванович

*1913

+1979

16.

17.

9. (Чернова) Екатерина

Романова

*1916

18.

19.

5. Лысенко Зинаида

Дмитриевна

*1941

10. Лысенко Дмитрий

Михайлович

*1917

+1943

20. Лысенко Михаил

21.

11. Егорова Ефимья

Михайловна

*1915

+1986

22. Егоров Михаил Антонович

23. (Егорова) Агафья Дмитриевна

3. Шиманова

Надежда

Васильевна

*1959

6. Шиманов Василий

Фёдорович

*1921

12. Шиманов Фёдор

Иванович

*1901

+1930

24. Шиманов Иван

25.

13. (Шиманова) Ефросинья

Макарова

*1900

+1965

26.

27.

7. Каштакораков

Александра

Александровна

*1928

14. Каштакораков Александр

Михайлович

*1907

+1941

28. Каштакораков Михаил

29.

15. Шкобурева Мария

Никифоровна

*1908

+1988

30. Шкобурев Никифор

+1941

31.(Шкобурёва) Наталья

Приложение № Формуляр учетной карточки

 

Отцовская линия

Материнская линия

Восстановлено поколений:

- полностью (с какого времени)

- частично (с какого времени)

   

Корни рода:

- географические (из каких мест, населённых пунктов)

- социальные (из каких сословий, классов)

 

- национальные

   

 

Переселились в Сибирь

- кто (имена, номера из генеалогической таблицы)

- когда (хотя бы примерно)

- почему (причины, мотивы)

   

Известные, знаменитые и просто замечательные родственники (с номерами из таблицы и кратким рассказом о человеке)

   

Приложение № Образец картотеки и оформления подписи к фото.

14 Лукин Георгий Михайлович

*1890 г. в станице Тингино Майского района Красноярского края;

X Астафьева Анна Тимофеевна (15), Зверева Агафья Никифоровна;

Т/п столяр;

+ в 1960 году;

(+) в городе Красноярске.

15Лукина (Астафьева) Анна Тимофеевна

*1900 г. в деревне Кускун Шалинского района Красноярского края;

X Лукин Георгий Михайлович (14);

+ в 1928 году;

(+) станица Тингино Майского района Красноярского края.

На снимке: Лукин Г.М. (14) и Лукина (Астафьева) А.Т. (15) – справа. 1920-е годы.

Приложение № Терминология родства, свойства и духовного родства.

Отец, мать, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дед, внук, внучка, племянник, племянница, тетя, дядя – это всем известные связи, в основе которых лежит кровное родство.

Создание новой семьи к привычным родственным, добавляет отношения свойства, возникающие в результате породнения ранее чужих друг другу людей. Для обозначения новых ролей существуют специальные термины:

Невестка, сноха – 1) жена сына по отношению к его родителям, 2) жена брата, 3) жена одного брата по отношению к жене другого брата.

Зять – 1) муж дочери, 2) муж сестры.

Сваты (сват, сватья) – родители мужа и жены по отношению друг к другу.

Свояк – муж сестры жены.

Свояченица – сестра жены.

 

Деверь

Золовка

Свекровь

Брат мужа

Сестра мужа

Мать мужа

Отец мужа

Шурин

Брат жены

Сестра жены

Мать жены

Отец жены

 

 

Жена

Свекор

Муж

Тёща

 

Свояченица

 

 

В духовное родство вступают в результате проведения обряда крещения:

Крестный отец, крестная мать – духовные родители крестника, его восприемники от купели.

Кум, кума – крестные родители по отношению к кровным родителям крестника.

Приложение № Краткий перечень фондов ГАКК, содержащих генеалогические сведения.

Все хранящиеся в архиве документы распределены по фондам, номера и краткие описания которых содержатся в опубликованном «Путеводителе по документальным памятникам». Наиболее полно в архиве представлены документы XIX-XX вв., более ранние источники хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, а также архивах Томска и Иркутска.

Если предки были православными, следует начать поиск информации с фондов духовных консисторий, поскольку основная информация по учету населения до революции находилась в ведении церкви и отложилась в метрических книгах, книгах брачных обысков, исповедных росписях.

Ф. 674. – Енисейская консистория

Ф. 813. – Иркутская консистория

Ф. 812. – Тобольская консистория

Ф. 673. – Томская консистория

Ф. 658. – Ачинское духовное правление

Ф. 819. Енисейское духовное правление

Ф.694. – Канское духовное правление

Ф. 592 – Красноярское духовное правление

Ф. 824 - Минусинское духовное правление

Сведения о непривилегированных слоях населения содержатся в ревизских сказках, посемейных списках, отложившихся в фондах:

Ф. 160. – Енисейская губернская казенная палата

Ф. 117. – Туруханское отдельное управление

Ф. 47. – Красноярский городовой магистрат

Ф. 161. – Красноярская городская управа

Фонды соответствующих волостных правлений.

Если предки попали в Сибирь в результате ссылки, необходимо обратиться к документам:

Ф. 595. – Енисейское губернское управление; оп. 63. – Политическая ссылка.

Ф. 675. – Енисейская экспедиция о ссыльных

Ф. 827. – Енисейское губернское жандармское управление.

Фонды соответствующих окружных полицейских управлений.

Сведения по военнообязанным имеются в фондах:

Ф. 24. – Енисейское губернское по воинской повинности присутствие

Ф. 146. – Енисейское губернское рекрутское присутствие

Ф. 791. – Управление Красноярского уездного воинского начальника

Приложение № Результаты анализа учетных карточек.

(Фрагменты из статьи: Рафикова С.А. КРАСНОЯРЦЫ: ОПЫТ ИСТОРИКО-ФАМИЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Край большого будущего. История, действительность, перспектива. Материалы научно-практической конференции. – Красноярск, 2004. – С. 152-157.)

 

…На изучение собственных корней был прежде всего ориентирован спецкурс по истории и социологии семьи, читавшийся в течение семестра 2000 г. студентам одного из факультетов СибГТУ. Одновременно с теоретической базой студенты получали необходимые методические рекомендации по составлению родословной, на каждом этапе работы осуществлялся текущий контроль, а в результате проверки итоговых работ составлялись учетные карточки на каждую из них.

Большинство работ было сделано на высоком методическом уровне, хорошо документировано, что определило высокое качество и репрезентативность собранного материала.

В учетных карточках регистрировалась информация о числе восстановленных в родословной поколений, о социальных и географических корнях рода, о времени и причинах переселения в Сибирь.

Всего в исследование было включено 94 карточки, благодаря чему удалось проследить 187 родословий: 94 отцовских и 93 материнских. Таким образом, был получен уникальный срез истории заселения Сибири, и в частности – формирования населения Красноярского края.

Оказалось, что половина всех родственных цепочек состоит из четырех поколений (50,3%), треть – из пяти (33,2%), в каждой десятой – три звена (9,6%). Всего 9 линий содержит сведения о шести поколениях родственников (4,8%), и 4 – о семи поколениях (2,1%). Следовательно, подавляющее большинство студентов знает о 4-5 поколениях своих родственников и «корни» хронологически относят ко второй половине ХIХ- началу ХХ вв.

В девяти случаях фиксируется лучшее знание родословной по отцовской линии, но в основном лишь на одно поколение «глубже», чем по материнской. Зато родословную матерей лучше знают шестнадцать человек, причем сведения по этой линии на два, а то и на четыре, поколения превосходят родословие отца.

Как и следовало ожидать, большинство родословных (177 из 187) имеют крестьянские корни. Пять генеалогических деревьев имеют дворянские корни. В основном это выходцы из Польши и западнорусских земель Украины и Белоруссии. Две ветви представлены интеллигенцией в пятом колене, и по одной – священнослужителями, купцами, офицерами царской армии.

Значительный интерес представляет и анализ географических корней нынешних красноярцев. Почти 40% респондентов является потомками выходцев из западнорусских земель и Польши. Более 20% своей прародиной назвали европейскую часть России. По 6% переселились с Поволжья и с Урала, около 4% - из Средней Азии и Кавказа. Единичные случаи представлены родовыми корнями из Молдавии, Латвии, Германии, Карелии.

Остальные же – то есть почти каждый пятый – вообще ничего не знают о своих «несибирских» корнях. Это в основном те, чьи родственники уже в четвертом – пятом поколениях проживают на сибирской земле.

В целом, около половины родовых ветвей прижились в Сибири еще до революционных потрясений 1917 г. Подавляющая масса переселенцев дореволюционного периода пришлась на крестьянство, хлынувшее в Сибирь в конце ХIХ – начале ХХ вв. в поисках лучшей доли, земли и заработков. Около 6% родовых ветвей до революции оказались «привиты» в Сибири не по своей воле, а по приговору к ссылке и каторге.

Существенное пополнение рядов красноярцев произошло в 1920–30-е гг. (почти пятая часть всех родословных ветвей – 19,8%). В хлебную Сибирь бежали от голода и Гражданской войны. В годы сталинской модернизации массовый характер приобретает ссылка «раскулаченных» крестьян. Были в этом потоке и те, кто создавал индустриальную базу.

Великая Отечественная война забрала многих сибиряков, далеко не все вернулись с фронта домой. Но одновременно, в эти годы, сибирская земля приютила многих раненых, эвакуированных. Они дали сибирские корни 3,2% родословных цепочек, 2,1% осели в результате ссылки.

Оставшиеся почти 30% генеалогических линий обрели в Сибири «Дом» уже в послевоенный период. В качестве преобладающих мотивов переселения этого периода (16,6% от общего числа) назывались: учеба, распределение после учебы, заработки. Много среди новоселов было молодых людей с комсомольскими путевками. Значительная часть переездов была связана с семейными обстоятельствами. Для 3,2% мотивом стала действительная служба в Сибирском военном округе. Драматическим поводом для миграции в постсоветский период было названо вынужденное переселение российских граждан из районов бывшего Советского Союза.

Интересным пунктом исследования стала попытка выяснения национальности студентов. Подавляющее большинство считает себя русскими, но при этом, многие с изумлением, обнаружили в своих родословных пеструю этническую смесь. Сибирь, с ее полиэтническим составом, еще более усилила ассимиляционные процессы, породив новый «этноним» - сибиряк.

Итак, с точки зрения генеалогии, типичный красноярец, смоделированный в результате проведенного исследования – это преимущественно сибиряк в третьем-четвертом поколении, с крестьянскими корнями, в большинстве своем уходящими в европейскую Россию.

Поиски «землицы» и ссылка раскулаченных, романтика и «длинный рубль», комсомольские путевки и приговоры суда, счастье и трагедия – сплетаются в сложнейший узор исторических реалий формирования населения края.

И все же, главный результат, который удалось достичь – это обращение молодого поколения красноярцев к своим корням, познание своих родословных.


Источник: http://textarchive.ru/c-2352648-pall.html
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов