Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

"Уничтожить казачество можно, поставить на колени - нет!"

К дню памяти Талгарских священномучеников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

Профиль автора на сайте 

Свято-Никольский храм.г.Талгар
К дню памяти Талгарских священномучеников-который по святцам 11 февраля,вспомним и всех тех,кто пострадал в годы безбожных гонений в нашем городе... Предлагаем вам прочесть эту статью замечательной молодой женщины,которая посвятила часть своей жизни на то чтоб разыскать свои корни,свою родословную,и надо сказать у нее это очень хорошо получается. Статьи Светланы Карнауховой печатаются в газете "Казачий вестник" 
 
СВЕТЛАНА КАРНАУХОВА
 
В истории Семиреченкого края в период становления Советской власти есть забытые события, о которых до нас дошли только отголоски. Это неудивительно, времена были тяжелые, расправы жесткие, документы засекречены. На фото крест, который стоит на старом кладбище города Талгар, бывшая станица Софийская, на месте массового захоронения казаков, пострадавших от Советской власти.
Его установили 2 июля 1992 г. После того как, 92-х летний сторожил г. Талгар рассказал о страшных событиях 20-ых гг, которым он был свидетелем. Это, наверное, единственное, что известно жителям Талгара об этом месте. Кто лежит там, когда, в каком году, за что расстреляли этих людей, толком рассказать никто не может. Остались только семейные легенды и воспоминания сторожил. Для казаков Талгара это самое почитаемое, священное место - здесь лежат их предки, не предавшие две самые священные вещи для любого казака веру и присягу. Здесь же принимают в казаки новобранцев. Я знала об этом тоже на уровне «дядя Ваня сказал». Моя сестра Оля из Талгара, рассказала, что ее деда Жданкова Ивана Денисовича тоже расстреляли. Я писала об этом в прошлой статье, правда, там я указала, что события произошли в 1918 г. с участием отряда Мураева, это оказалось не так. На тот момент у меня было поверхностная, не проверенная информация. Я начала разбираться в этой истории, мне рассказали, что в одной из церквей есть списки, всех расстрелянных в те годы казаков. И что даже там 2 или 3 с фамилией Жданков, после этого я уже не смогла «пройти мимо». Началась в прямом смысле слово охота за этими списками, которая продлилась больше двух месяцев. Я писала, звонила, уговаривала, искала «нужных» людней. И толку не было. Т.к. одни люди запихнули списки так далеко, что не могли вспомнить куда. А другие категорически отказались мне их давать, думаю, из-за собственных амбиций. Эти списки первоначально нашел ныне покойный православный писатель краевед Казанцев и передал их в надежде, что они будут известны людям. Но людям они так и неизвестны. После долгих мучений у меня было 25 голых фамилий добытых обходными путями. Хорошо, что к делу подключились моя коллега по генеалогии Светлана Степанова. Спасибо ей большое в очередной раз! Она нашла фонд 772 в архиве Алматинской области под названием «Семиреченская областная ЧК. Списки расстрелянных», в котором есть информация по тем событиям. Таким образом, не смотря на все препятствия, мне стали известны точные имена казаков, покоящихся в братской могиле в Талгаре. Эту статью я написала для обнародования этих списков. Помимо ФИО и возраста в делах указаны причины расстрела, всех людей объединяло «участие в к.р. (контрреволюционной) организации Бойко» это основной пункт, второстепенные: «хранение винтовки и патронов», «ложные показания при допросе», «укрывательство к.р. элементов». Информации о Бойко очень мало: вот что я нашла: «В середине 1920 г., в Семиречье возникло несколько тайных офицерских организаций, ставивших своей целью свержение Советской власти в крае. Одна из них подпольная организация войскового старшины С.Е. Бойко, служившего в областном военкомате, вместе с группой офицеров. Офицер-семирек, Бойко когда-то командовал сотней во 2-м Семиреченском казачьем полку в Персии, уходил в Китай с атаманом Ионовым в 1918 г., а в Северном Семиречье командовал Приилийским казачьим полком. Сдавшись на милость победителей в Копале, Бойко в числе других офицеров был амнистирован, и как хороший специалист направлен на работу в облвоенкомат. Разъезжая по делам службы по станицам области, Бойко видел последствия разрушительной работы большевиков и назревавшее недовольство Советской властью среди населения. Бойко смог сколотить крепкую подпольную организацию, численность которой по некоторым оценкам доходила до 660 человек. Отделения организации действовали в станицах Надеждинской, Софийской, Большой Алматинской и Джаланашской, а также в некоторых крестьянских селах. Деятельность организации не осталась незамеченной для ЧК. В группу Бойко был внедрен тайный агент большевиков, и осенью 1920 г., накануне намечавшегося выступления, Бойко и его штаб были арестованы. По станицам прокатилась очередная волна террора, в ходе которого было репрессировано 1800 человек. Кое-какие станичные дружины сумели оказать сопротивление большевикам, но силы были неравны и казакам пришлось уйти в горы, или, соединившись с прорвавшимся из-за кордона отрядом полковника Сидорова, отходить за границу. Зачистка станиц продолжалась до апреля следующего года. Бойко же, и его соратники были увезены в Ташкент и расстреляны в июне 1921 г.» Так же в деле написано, что эти списки предназначены для немедленного, широкого оповещения населения. Дословная цитата из дела: «Перевести на мусульманский язык и во всех селениях, станицах и аулах прочесть на сходах, а копии вывесить на видном месте» Из рассказов местных жителей достоверную, полную картину сложить не получилось. По одной версии расстрелы проходили на поляне возле элеватора, потом телегами убитых свозили в овраг, говорят, что на той поляне до сих пор не растет трава. По второй версии казнь привили в исполнение в самом овраге, который был настолько глубок, что казака на коне с поднятой над головой шашкой не было видно со стороны. Говорят, что трупы обсыпали известью и полили водой, для уничтожения следов. Многих перед смертью пытали. Канонизированному священнику Ивану Гранитову, оторвали бороду, выкололи глаза, резали шею цепью от креста. Его вдову выслали «за пределы Туркестанской республики» с конфискацией имущества.
 
Офицерам на плечах на месте звезд вбивали гвозди. По спискам жителей ст. Софийской всего 42 человека, но по рассказам сторожил, в могиле покоится больше 100 человек. Возможно, там захоронены и крестьяне окрестных деревень, которых расстреливали в то же время и списки также развешивали на столбах. К месту массового захоронения тянулись родные убитых, их арестовывали, но это оказалось бессмысленным, т.к. людей было очень много. Спустя несколько дней воды оттепели размыли свежую могилу, предстала ужасная картина - тела мужчин без рубах со связанными за спиной руками с мешками на головах со следами от пуль, беспорядочно лежали друг на друге. Те события немедленно были засекречены вплоть до 1987 года, это после объявлений со списками на каждом столбу. Тяжелые были времена, не удивительно, что сейчас об этом не помнят. Любые упоминания, грозили арестом и расправой. В семьях убитых замалчивалась эта история, все боялись за свою жизнь. Поэтому информации не много. Я расспрашивала многих потомков тех казаков, они мало, что знают. Из того что есть: Ольга Завьялова г. Талгар «Я знаю, только что моего прадед Жданков Иван Денисовича арестовали и расстреляли в 20-х годах, и что он захоронен возле кирпичного завода на окраине кладбища вместе с другими казаками. В семье не сохранилось воспоминаний о тех событиях.
Елена Кочергина г. Нижневартовск: «Да, знала из рассказов тети, что моего прадеда расстреляли, но не знали где. Это Чебыкин Сергей Иванович. Бабушка говорила, что пришли, забрали, а потом просто принесли его рубаху и все. Старший сын стал ее защищать, его сразу застрелили».
 
ИРИНА НИКУЛИНА г. Тула: «Братья моего дедушки Алексеев Афанасий Спиридонович 38 лет и Алексеев Павел Спиридонович 36 лет из списка. Действительно раньше у нас никогда не обсуждалось их судьба, я впервые узнала из ваших ссылок, тем более с нами маленькими Гущин Сергей г. Калининград: «Мой прадед Гущин Михаил Николаевич был Семиреченским казаком, жил в Талгаре. О нем известно то, что он был расстрелян в 1920? году, вместе со старшим сыном , которому было 14 лет. Подробности не известны, могилы не осталось, по слухам - расстрелянных было много. Он был оружейных дел мастер. Потом в его доме сделали детский сад . Больше о нем ничего не знаю. Хотел бы найти хоть что-то о нем. Была фотография, старая - где он в казачьей форме, но она не сохранилась. А сейчас в живых никого не осталось, кто что-то мог бы рассказать. Да и живыми особо не рассказывали. Нам говорили, что с сыном расстреляли. Оказывается с братом (Гущин Иван Николаевич ) и таким молодым!!! А прадед был моим ровесником... Ирина Михайлова, г. Красноярск «Мой прадед Михайлов Андрон. Я к сожалению очень мало знаю об этом, дед только сказал, что отца расстреляли и все вещи его забрали. Даже с деда сняли отцовскую рубаху. Дед не был партийным. Но деда уже нет, осталась его дочь. Это она мне показала, где похоронен прадед» Во время изучения истории с расстрелами меня сильно поддерживали некоторые жители Талгара, в первую очередь Владимир, спасибо ему огромное за помощь и рассказы о тех событиях. Ксения Глебова волонтер Никольского храма, моя духовная поддержка, при ее участии в храме отслужили панихиду по расстрелянным казакам. Так же в этом храме есть молодой человек Виталий, который с 19 лет, собирает информацию о духовной жизни Талгара, его материал я так же использовала. Елена Астапенко, у нее опубликованы статьи о событиях в Талгаре 1918 года. Сейчас она пишет повесть на эту тему. Я заметила равнодушие людей, несколько раз в соц. Сетях я просила помочь рассказами, никто не откликнулся. Сейчас не принято знать свои корни. Многие только из опубликованных мною списков узнавали отчество своего деда…. Почему, мы русские не помним свои корни? Почему не знаем, как наши братья казахи, свою родословную до 7-го колена? А ведь раньше у нас считалась большим позором не знать этого. Почти все казаки из списка ниже до сих пор считаются врагами народа, нет информации о реабилитации. Неужели можно это так оставить???? Сейчас у современных казаков, принято гордиться своим происхождением, а ведь об этом самом происхождении они и не знают. Ваши деды или их соратники лежат там, убитые за не угоду новой власти и названные врагами народа. Это дело чести решить вопрос с реабилитацией !!!! Я знаю, что в каждой семье казаков были подобные истории. Кто-то убегал в Китай, затем в Австралию и Америку, кто-то прятался в горах, кого-то убили еще в 1918 году. Это был настоящий подвиг, под страхом смерти, до последнего стоять на своих убеждениях за свою веру, Родину. Давайте не забудем этих людей. Под крестом есть гранитный камень, надпись на нем истерлась, я не смогла прочесть, что там написано. А совсем рядом, на том же кладбище есть ухоженная, огороженная территория с захоронением поляков, убитых в 30-ые годы, там стоит около 20 крестов, на каждом указанно имя. Разве мы не можем собрать деньги, сделать достойный монумент, с именами захороненных, предварительно проверив все еще раз в архиве? Или мы так и будем Иванами, не помнящими своего родства? Могила поляков для сравнения и камень на их могилах:
    Камень на могиле казаков. Кто видит что там написано?
Священномученник Иоанне и Константине Талгарские,и все в годы гонений за веру пострадавшие,молите Бога о нас! Списки расстрелянных здесь:http://forum.vgd.ru/1555/63604/0.htm?a=stdforum_view&o= Возможно кто-то так же как и Светлана,интересуется своими родными и близкими,хотя бы для того ,чтоб помолиться о упокоении их душ...