Его установили 2 июля 1992 г. После того как, 92-х летний сторожил г. Талгар рассказал о страшных событиях 20-ых гг, которым он был свидетелем. Это, наверное, единственное, что известно жителям Талгара об этом месте. Кто лежит там, когда, в каком году, за что расстреляли этих людей, толком рассказать никто не может. Остались только семейные легенды и воспоминания сторожил. Для казаков Талгара это самое почитаемое, священное место - здесь лежат их предки, не предавшие две самые священные вещи для любого казака веру и присягу. Здесь же принимают в казаки новобранцев. Я знала об этом тоже на уровне «дядя Ваня сказал». Моя сестра Оля из Талгара, рассказала, что ее деда Жданкова Ивана Денисовича тоже расстреляли. Я писала об этом в прошлой статье, правда, там я указала, что события произошли в 1918 г. с участием отряда Мураева, это оказалось не так. На тот момент у меня было поверхностная, не проверенная информация. Я начала разбираться в этой истории, мне рассказали, что в одной из церквей есть списки, всех расстрелянных в те годы казаков. И что даже там 2 или 3 с фамилией Жданков, после этого я уже не смогла «пройти мимо». Началась в прямом смысле слово охота за этими списками, которая продлилась больше двух месяцев. Я писала, звонила, уговаривала, искала «нужных» людней. И толку не было. Т.к. одни люди запихнули списки так далеко, что не могли вспомнить куда. А другие категорически отказались мне их давать, думаю, из-за собственных амбиций. Эти списки первоначально нашел ныне покойный православный писатель краевед Казанцев и передал их в надежде, что они будут известны людям. Но людям они так и неизвестны. После долгих мучений у меня было 25 голых фамилий добытых обходными путями. Хорошо, что к делу подключились моя коллега по генеалогии Светлана Степанова. Спасибо ей большое в очередной раз! Она нашла фонд 772 в архиве Алматинской области под названием «Семиреченская областная ЧК. Списки расстрелянных», в котором есть информация по тем событиям. Таким образом, не смотря на все препятствия, мне стали известны точные имена казаков, покоящихся в братской могиле в Талгаре. Эту статью я написала для обнародования этих списков. Помимо ФИО и возраста в делах указаны причины расстрела, всех людей объединяло «участие в к.р. (контрреволюционной) организации Бойко» это основной пункт, второстепенные: «хранение винтовки и патронов», «ложные показания при допросе», «укрывательство к.р. элементов». Информации о Бойко очень мало: вот что я нашла: «В середине 1920 г., в Семиречье возникло несколько тайных офицерских организаций, ставивших своей целью свержение Советской власти в крае. Одна из них подпольная организация войскового старшины С.Е. Бойко, служившего в областном военкомате, вместе с группой офицеров. Офицер-семирек, Бойко когда-то командовал сотней во 2-м Семиреченском казачьем полку в Персии, уходил в Китай с атаманом Ионовым в 1918 г., а в Северном Семиречье командовал Приилийским казачьим полком. Сдавшись на милость победителей в Копале, Бойко в числе других офицеров был амнистирован, и как хороший специалист направлен на работу в облвоенкомат. Разъезжая по делам службы по станицам области, Бойко видел последствия разрушительной работы большевиков и назревавшее недовольство Советской властью среди населения. Бойко смог сколотить крепкую подпольную организацию, численность которой по некоторым оценкам доходила до 660 человек. Отделения организации действовали в станицах Надеждинской, Софийской, Большой Алматинской и Джаланашской, а также в некоторых крестьянских селах. Деятельность организации не осталась незамеченной для ЧК. В группу Бойко был внедрен тайный агент большевиков, и осенью 1920 г., накануне намечавшегося выступления, Бойко и его штаб были арестованы. По станицам прокатилась очередная волна террора, в ходе которого было репрессировано 1800 человек. Кое-какие станичные дружины сумели оказать сопротивление большевикам, но силы были неравны и казакам пришлось уйти в горы, или, соединившись с прорвавшимся из-за кордона отрядом полковника Сидорова, отходить за границу. Зачистка станиц продолжалась до апреля следующего года. Бойко же, и его соратники были увезены в Ташкент и расстреляны в июне 1921 г.» Так же в деле написано, что эти списки предназначены для немедленного, широкого оповещения населения. Дословная цитата из дела: «Перевести на мусульманский язык и во всех селениях, станицах и аулах прочесть на сходах, а копии вывесить на видном месте» Из рассказов местных жителей достоверную, полную картину сложить не получилось. По одной версии расстрелы проходили на поляне возле элеватора, потом телегами убитых свозили в овраг, говорят, что на той поляне до сих пор не растет трава. По второй версии казнь привили в исполнение в самом овраге, который был настолько глубок, что казака на коне с поднятой над головой шашкой не было видно со стороны. Говорят, что трупы обсыпали известью и полили водой, для уничтожения следов. Многих перед смертью пытали. Канонизированному священнику Ивану Гранитову, оторвали бороду, выкололи глаза, резали шею цепью от креста. Его вдову выслали «за пределы Туркестанской республики» с конфискацией имущества.