Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Дорога даже в ухабах лучше бездорожья. (башкирская)

Каринские татары.

Назад

 

Шакиров Р.

В конце 16-начале 17 века каринские татары стали заселять земли в бассейне реки Иж, преимущественно в нижнем течении при впадении ее в Каму. Исторически эта территория входила в Байлярскую волость сперва Казанской дороги Уфимского уезда, а затем Елабужского  (некоторое время Сарапульского) уезда Вятской губернии. Река Иж в этом месте являлась в 17 и 18 веках границей между Уфимским и Казанским уездами, поэтому грамоты на землепользование переселенцы получали как в Казани так и в Уфе, из-за чего впоследствии возникали длительные споры. Каринские татары основали здесь деревни Варзи и Рысево, а также поселились в соседних деревнях Салауш, Мушик, Гульширма, Кичкетан. Кратко напомним, что каринские татары генеалогически делятся на 3 группы — потомки Кара-бека, потомки Девлетьяра Мухамматказыева, потомки Касима Газыева. По последним данным ДНК-генеалогии Девлетьяровы и потомки Кара-бека-родственники (N1b). Потомки Касима Газиева имеют другую гало-группу(L1b).

В 1812 году поверенный от тептерей деревни Варзи Бикей Салихов прописывал-«деревня их Варзя поселение возымела с издавних лет по грамоте 7106 (1598) июня 8-го». Содержание грамоты на настоящий момент не найдено.

В 1613 году переезжают из Карино Сарыч Хозесеитов, Хозянк Азметьев, Балтач  Дюняшев-«13 марта 1702 года в приказной избе стольнику и воеводе Ефиму  Панкратьевичу Зыбину служилый татарин Казанской дороги деревни Варзей Кадыш Ишмаметев положил крепости. С тех крепостей, справя с подлинными, взяты списки. Список с грамоты слово в слово. По указу великого Руссийского Московского государства и всей земли бояр диак Степан Дичков да Григорий Павлович Веревкин  дали на ясак вятчекам каринским татарам Сарыку Хозесеитову да Хозянку Аземметеву да Билатачку Дюняшеву пустошь по Зюресской дороге за Вяткою рекою на Ише речке для того в нынешнем в 7121 (1613) году февраля в 12 день били они челом великого Руссийского Московского государства и всей земли  бояром. А сказали, приволоклись де они с Вятки с женами и с детьми и ныне де они кормятся в Казанском  уезде по Зюресской дороге в чувашских деревнях, приискали де они по той же дороге за Вяткою рекою меж дворцовых сел Сарапула и Елабуги пустошь на Иш речке. А межа де той пустоши по Иш речке вверх с устья и до Салауш речки, а от Салауш реки вверх по Арзю (Варзи) речки, а от Арзи реки вверх по Усов речку. А ныне де та пустошь лежит впусте и не владеет ею никто. И что великого Руссийского  Московского государства и всей земли бояря их татар пожаловали Сарычка с  товарищи трех человек, велели б тое пустошь дать им на оброк и льготы им велели ж  дати докамест  они пашню распашут и дворы поставят, а место большое и заросль большая. А они де к себе на тое пустошь учнут призывать товарищей и будет так, как бьют ему Сарычка Хозесеитов с товарищи трем человеком. А та будет пустошь не государева ж дворцовых сел и не поместная и не монастырская, а на ясак не будет отдана никому. И, Сарычку, с товарищи трем человекам на той пустоши жить и дворы ставитьи пашню пахать и сена косить, и иными угодьи владеть, опричь бортных и ухожеев и бобровых, и льгота ему дано пять лет ж, а после льготы впервее им государев оброк заплатити против вотяков целые жеребей в7126 (1618) году и в перед им потому ж платить еже год с товарищи ровно» (РГАДА.ф.1173,оп.1,дело 1298,листы 5-6).

Приведем здесь родословные вышеупомянутых переселенцев.

Кара-би (род около 1360-1380) — Мухаммад (род около 1400) — Ильяс (род.около 1430) — Мурзасеит (род.1467) — Дуняш (род.около 1500-1510). Балтач Дюняшев мог быть и сыном и внуком Дуняша. Кара-би (1360-1380) — Гали (1400-1420) — Альсуфи (около 1450) — Сейтяк (1495-1555) — Зянсеит (около1520) — Хозесеит (около 1540) — Котлыяр (около1560) — Сарыч (около 1580-1590). Кара-би (1360-1380) — Гали (около 1400-1420) — Альсуфи (около 1450) — Сейтяк (1495-1555) — Шейсуп (около1520) — Азамат (около 1550) — Хозянк (около 1580). У Хозянка Азаматова был родной брат Айдар, который упоминается среди жителей деревни Варзи в 1640 годах.

В 1618 году переселяются Касимовы-«список с ввозной грамоты данный 11 августа 7126 года (1618) при царе Михаиле Федоровиче по челобитью вятских каринских татар Васьки да Сеньки Баженовых с товарищи,что они садятся де вновь в Уфимском уезде на пустошь за Камою рекою по Ижу речке вверх по Варзи речке и по челобитью их велено ту землю дарить уфимцу сыну боярскому Константину Голубцову и Голубцов книги дозору своего прислал на Уфу, а воевода Хлопов велел их дать с тех дозорных книг Ваське Баженову ввозную грамоту  и по отводу Константина Голубцова дано им земли двенадцать десятин,да им же для выпуску пашенные земли восемь десятин, а межа тое земли: от вятского татарина от Сарычева межи промеж ими от речки Варзи сажень с десять и больше стоит дуб да вяз из одного корени, а на вязу грань, а с того дуба и вяза прямо на увал на одинокую березу, а с тое березы прямо в дубраву на одинокий дуб, а на нем грань, а с того дуба прямо на одинокий же дуб, а на дубу грань, а с того дуба прямо на одинокую на кудреватую березу, а на березе грань, а с тое березы прямо на речку на Мушиковку, а с тое речки прямо к усаду, а под усадом прямо по речке по Ижулуга, сенные покосы. Ваське Баженову с товарищи из платежа ясака велено этою землею владеть опричь бортных ухожев и бобровых гонов и рыбных ловель» (Нац.архив РТ-ф.986,оп.1,д.489,л.40-41). Здесь видно, что они поселились рядом с поселившимися в 1613 году. Упомянутый вятский татарин Сарычев есть видимо Сарыч Хозесеитов.

Родословная Касимовых такова — Гази Мансур (около 1400) — Шаги Мансур (около 1430) — Газимбий (около 1470) — Касим (около 1500-1510) — Бажен (около1550) — Васька, Сенька (около 1580). Таким образом сперва на речке Варзи — правом притоке реки Иж основались две деревни. Одна называлась Бекзянова или просто Зянова. Это видно из спорного дела которое произошло в 1632 году между каринскими татарами и удмуртами соседней деревни Варзи — Омги-«по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу Иван Григорьевич Желябужской, подьячий  Иван Ласткин дали Уфимского уезду каринским ясачным татарам Макашке Уразлину да Ямбулатке Алееву с товарищи выпись с отдельных книг Ивана Головкина. Для того били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси, а воеводе Ивану Григорьевичу да подьячему Ивану Ласткину подали челобитную уфимские ясачные бобыли каринские татарове которые живут на Ижу в старой Бекзяновой (Беккозиной) деревне Манашко Уразлин, Ямбулатка Алеев с товарищи. А  в челобитной их написано, тому де лет с пятнадцать дана де им пашня по Ижу  реке и по Варзе речке с сенными покосами по отводу Константина Голубцова. И ныне де пришли вотяки и вновь воссели в Казанском уезде выше их по Варзе речке и им де чинят насильство и обиды великия и отняли у них во всех трех полях по половине и поклали новые грани в их даточной земле, а у них у вотяков в казанской грамоте написано. Велено взять сторонних людей на отвод и велено им отвести подле их граней, а их межей и граней у них отнимать не велено. А они де вотяки своим произволом у них у каринских татар отняли в даточных лугах пятьсот копен сена кошенного. И ему, Ивану, велено взять с собой сторонних людей, которые были преж сего у них на дозоре и на отводе деревни Янкубины башкирцев Ягильдейка Абызова с товарищи, которые писаны в прежней памяти Михаила Артемьева. И приехав ему Ивану в их каринских татар деревню с теми сторонними людьми отвести  им, каринским татарам, по прежней памяти Михаила Артемьева по старым граням пашню и сенные покосы. А которые грани они, вотяки, учинили своим произволом, те грани выметати и потесати. И Иван Головкин, приехав в Уфимский уезд на Ижреку, в которую в Бекзяновскую деревню отвел уфимским ясашным бобылям каринским  татарам Манашку Уразлину да Ямбулатке Алееву с товарищи пашню и сенные покосы по Варзе речке по прежним памятям Михаила Артемьева и по старым граням пашню и сенные покосы. А межа той пашне от речки Варзи сажень с десять и больше стоит дуб да вяз из одного корени, на вязу грань, а с того дуда и вяза прямо на отвал на одинокую березу, а с тое березы прямо в дубраву на одинокий дуб, на нем грань новая, а с того дуда прямо же на одинокий дуб, на дубу грань, а с того дуба прямо на одинокую кудреватую березу, на той березе грань, с той березы прямо на речку Мушиковку, а с той речки прямо к усаду, а под усадом по реке Ижулуга, сенные покосы. И по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу Манашке Уразлину, Ямбулатке Алееву с товарищи по владельным книгам и по сей выписи и по дозору Ивана Головкина тою пашнею и сенными покосами владеть, государеву службу служить и ясак с тое пашни давати» (РГАДА-ф1173,оп.1,д.1298,лл.8-10). Как видно, Манаш Уразлин и Янбулат Алеев ссылаются на грамоту, данную в 1618 году Баженовым, таким образом они входят в число «товарищей» прибывших с ними, грани, указанные в споре точно повторяют грани грамоты 1618 года. Впоследствии деревни обьединились под названием Варзи. В 1634 году каринские татары получают право на земли по левой стороне реки Иж-«1707 года января 31 данной деревни Варзи каринским татарам Килею Семенову с товарищи на сенные покосы по челобитью 1706 года июля в 23 день деревни Варзей ясашных  татар Килея с товарищи, что в прошлых годах отведено деду их  Тохтамышу Тансарину с товарищи по за Каме реке сенные покосы и положено на них на 7 человек ясаку по две куницы начеловека и дана им на те сенные покосы владеная память, а в межевых книгах уфимца Федора Жилина 1706 года написано в деревне Варзя записаны вновь в бобыльский ясак каринские татары Василий Агеев, Девлеткельдей Ураков, Ишмамет Кутлеяров, Бакис Алтышев, Тохтамыш Тансарин, Бултаис Тагишев, Конзебай Толубаев, а живучи в той деревне пашни пахать промеж Камы реки и Ижу с Усть и Одеск по переволоку, куды с Камы  на Иж суды волочать, и луг сенные покосы сено косить, а во владенной памяти за приписью подьячего Пахома  Сумникова в 143 (1634) году написано: воевода Никита Вельяминов да Пахом  Лужников каринским татарам Ваське Агееву с товарищи велели в Уфимском уезде за Камою рекою с Усть-Лодейки по переволоку жить и дворы им построить и пашни бобыльские пахать и луга сенные покосы косить и на той де их вотчине пашни пашут и луга сенные косят товарищи их каринские татары Васька Баженов  с товарищи, а бобыльного ясаку платят по две куницы с человека на год, а жить им Ваське Агееву с товарищи в Уфимской службе за Камою рекою ниже Лодеек, а в [1]706 году июля 23-го навыписке по помете воеводы Льва Федорова Аристова велено те сенные покосы от сторонних людей отмежевать, и те сенные покосы им Килею с товарищи при сторонних людях уфимец Федор Жилин отмежевал, а межа тем сенным покосам деревни Варзей от Лодейкова озера по истоку до Камы реки, а с устья того истоку вниз подле Камы реки до осокори к реке Ижу нанижний конец Долгова озера, что слывет Усуикул, и с того озера подле большой дороги, что ездят с Уфы в Казань на верхний конец Гусинова озера, что слывет Ольховое, а от озера прямо на таловый одинокий куст, а с того куста чрез Ольховое болото на верхний конец Аремы, называют Юмады, а после высокие березовые гривы, но владеют сенными покосами Казанского  уезда Базиша Акачитов с товарищи, вверх по той гриве на одинокий дуб, на нем грань, а с того дуба прямо до Ижу реки» (РГАДА. Ф.1306. Оп.2. Д.1699. Л.695-705). В том же году был спор между каринскими татарами и жителями деревни Салауш-«с товарищи бил на Уфу стольнику и воеводе Федору Яковлевичу Милославскому за прописью дьячка Перфирева. А в грамоте написано, били челом государю и царю великому князю Алексею Михайловичу всея Руси Уфимского уезду каринские бобыли Васька  Агеев на башкирцев Уфимского уезду деревни Салауш на ясашных бобылей на Булатка да на Бекбулатка Кунаковых да на Сабайка Семенова с Братьею и с товарищи. Асказали:в прошлом де 143 (1635) году по государеву указу дано де им в Уфимском уезде на речке на Варзе с Уфимскими ж с ясашными татары, с каринскими татары бобыли с Ваською Баженовым да с Сююшком (видимо, с Сенькой Баженовым-примечание автора) с товарищи за Камою рекою с Усть Лодейки переволоку, куды суды волочат с Камы на Иж реку, на нижней стороне пашенная земля и сенные покосы на селидьбу. И с оброку де с тое земли и с сенных покосов положено на них на год по две куницы с человека и они де на земле поселились и жеребьями своими де владеют против своей грани ясашных бобылей ровно и оброку с тоей земли и сенных покосов в государеву казну платят по вся годы. И ныне де в ту их пашенную землю и в сенные покосы вступаюца те бобыли Акбулатко да Бекбулатко Кунаковы да Сабайко  Семенов с Братьею и с товарищи… им тесноту и обиду и насильством и убытки и животиною де своею на пашне их хлеб травят и сено топочат их и де бьют и грабят и угрожают всяким…И они де от их насильства и от их обид вконец погибли и государь бы де его, Ваську с товарищи, пожаловал бы велел бы де их от насильства от налогы оберегал… государеву цареву Великого князя Алексея Михайловича Всея Руси указу и по грамоте стольник и воевода Федор Яковлевич Милославский велел от салагушских башкирцев и от ясашных бобылей от Булатка да от Бекбулатка Кунаковых да от Сабайка Семенова с братьею и с товарищи ото всякие налоги и от насильства и обид и от напрасные продажи и ото всяких сторонних людей оберегательные с суда и бы сыску напрасных продаж и убытков и никому в тоей их пашенных землях и в сенные покосы в ту без государеву указу их … своею животною и сено топочить их каринских башкирцев ясашных бобылей Васьки Агеева с товарищи Уфимского уезду Салагуш деревни башкирцам и бобылей Булатку да Бекбулатку да Сабайку с братьею и с товарищи бить и грабить людей,напрасных продаж и убытков ни от кого Ваське с товарищи не было и во всяких обидах напрасных продажах кому дело будет велел бить челом государь (РГАДА-ф.1173,оп.1,д.271,листы 1-3).

Примерно в тоже время переселяются из Карино Ильмурза Бузанаков и Тангатар Кибиникеев.

Их родословные.

Кара-би — Мухаммат — Ильяс — Мавляберди — Халил — Хилял — Бузанак — Ильмурза. Ильмурза Бузанаков упоминается в 1640 годах как житель деревни Варзи как свидетель при земельном споре между Яушевыми и жителями окрестных деревень-«Уфимского уезду деревни Варзи Айдар  Азаматов, Ильмурза Бузанаков, Бачкей Байчурин, Баймамет Баимов» (ГАКО (ф. 170, оп. 1, д. 32, л. 1—27).

Мухамматказый (около1430-1440) — Девлетьяр (около1470) — Иваней (около1510-1520) — Кибиникей (около 1550-1560) — Тангатар (около 1590). В фонде Уфимской приказной избы сохранилась выпись без конца, которая вероятно относится к Кибиникею Иванову-«…С мещеряки,  и став на той, Кабишки, помесной земле, которая им дана по нашему, великих государей, указу, поселили и построили деревню насилством своим, и тою их помесною землею, сенными покосы и всякими угодьи  владеют без нашего, великих государей, указу, а сказывают, будто они тою землею владеют по здаточной башкирской записи, а башкирцом от той их земли отказано, потому что та земля оправлена им, Кабишку, стоварищи, а им, башкирцом, до той их земли и дела нет. И оттого де их насильного владенья чинитца им великое утеснение и обида. А по нынешнему великих государей указу по записям, не правя за собою, многие годы помесными землями владеть не велено. И нам, великим государям, пожаловати б их, велеть их, Тойгилдя Янглычева и Бимяка Баймаметева с товарыщи, с той их старинной помесной земли сослать и не велети б им тою их помесною пашенною старинною землею напрасно насильством завладеть и неправой записи поверить, потому что та земля старинная…» (РГАДА фонд 1173,опись 1,дело 45). Его сын Тангатартак — же упоминается в документе 1645 года-«Уфинсково уезду Янеевской волости ясашной башкирец Айгилдячко Бисарин Варзинской волости… на ясашново ж башкирца на Танатайка Кибикеева, а сказал стоял де у него Айгилдячка, Казансково уезду чувашенин Минлебайко Кочермышев з женою своею и з детми в дватцати рублях. И в …работал полгода…..Айгилдячко был на … И тот де чювашенин Минлебайко, взяв ис хлева лошадь,  з женою своею и з детми от него, Айгилдячка  бежал. И он, де Айгилдячко, сыскал ево, Минлебайка, з женою и з детми за Елабугою и хотел свести на Уфу.  И на Елабуге де тот ясашной башкирец Танатарко, стакався с елабужским прикащиком и со многими людми, ево, Айгилдячка, били и увечили, и того чювашенина Менлибайка з женою и з детми у него, Айгилдячка взяли, и ево, Айгилдячка, елабужский прикащик посадил в тюрьму,   в железо заковал. И сидел де он в тюрьме неделю. И вымучили у него, Айгилдячка, тот Танатарко с елабужским прикащиком шесть рублев денег. А, вымуча, ево отпустили. И он, де, Айгилдячко, в тех своих проторях  и убытках на Уфе подал тебе явку всего в сороке рублех. А ныне де ему, Айгилдячку, опричь той явки, учинилось всяких прото(рей)  и убытков сверх того деся(ть) (руб(лев) с полтиною. И нам бы пожаловать ево, Айгилдячка, велети ему  в тех ево убытках на того Танатарка дать управу. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б  велел того Уфинсково уезду Варзинские волости Бугли ясашново башкирца Танатарка, сыскав, поставить перед собою с ысцом, Уфинсково уезду з башкирцом с Айгилдячком с очи на очи. Да в том ево Айгилдячкове иску их судил и сыски всякими сыскал, а по суду и по сыску меж ими управу учинил безволокитно, до чего доведетца по нынешнему указу. Писан на Москве лета 7153-г февраля в 5 день.  А на грамоте подпись дьяка Пятово Спиридонова.Ф.1173. Оп.1. Д.382. Л.1-7об.

В 1640 годах часть каринских татар из деревни Варзи переселяются на левый берег реки Иж, основав деревню Рысево-…В прошлом во 7150 (1641\1642 гг.)  году били челом великому государю на Уфе  гулящие каринские татара, а хотели де поселитца в их вотчине шесть человек. А межи де той их вотчине к Каме-реке верхнея межа Красной Яр, а нижняя межа гора Лодейка, и по Иживой реке до березовой Гривы до Ижу-реки. Сторона, коя от Камы-реки семи озерах  и с лугом по Селагушу-речке устья и до вершины. А тое де земли и сенных покосов только с их нужу будет, а в лишне де ничего не будет. И в которой де ясак написалось было гулящие каринские татарова и хотели поселитца на их земле, и они де с той их каринских  гулящих татар место написали де в бобыльский ясак  свой Салагуш-деревни гулящих людей Уразлейка Мартынова, Янтуганка Акмучикова, Акборунка Акбулатова, Утешка Казинова, Сасырка Семенова, Бегишка Мелисева (РГАДА-ф.1324,оп.1,д.1543,лл.81-92)». В 1649 году  им дается еще одна грамота-«лета 7157 (1649) года мая в 11 день били челом Государю царю и великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, а на Уфе стольнику и воеводе Князю Дмитрию Алексеевичу Долгорукому подали челобитную Уфимского уезду деревни Варзи ясашные бобыли Байчурка Байшев, Едегерко Байгозин, Быгинда Баимьштдин, Байгитко Агыевь, да гулящие люди Уфимского уезду Янгитко  Янсарин, Янбариско Толубаев, Сабанайка Тансарин, Янигитко Байгозин, Янбариско Янхозин, Янгутко Байшев, всех их десять человек каринские татара. А в челобитной их написано что им государь пожаловал велел им поселиться на новом месте в Уфимском уезде на Ижом рекою у семиозерного истоку на веретье на дубровском месте: верхняя межа Салоушская речка старая да салоушские поскотины до набережного озера по увалу, а нижняя межа до лодыйского мысу да против до юмадинского нижнего мысу и да истоку что впал в Ижреку, да сенные покосы под тем же их усадом, верхняя межа та же де речка Салауш, а нижняя де межа Юмадинский же нижний мыс, да в другом месте сенные же покосы за Камою — верхняя межа до острова, который остров ниже Краснова Яру, до верхней изголовьи, и до большого озера что де за Камою рекою, а нижняя де межа озеро Улюк и исток де впал в Каму реку,и велел их государь, гулящих людей шти человек написать на Уфу в денежный новый прибильный ясак. Платить-бы им шти человекам денежный бобылевый ясак в государеву казну на Уфе на год по полполтины с человека, и велел государь им пожаловать на ту пашенную землю и на сенные покосы дать им ясашным бобылям свою государеву оберегательную память всем десяти человекам и на прибылых людей что де им  бобылям от русских людей и от татар впредь продажи и убытков ни от кого не было (РГАДА-ф.1173,оп.1,д.1374)». Интересно, что тогда же были подняты переписные книги Семена Карева, до нас не дошедшие-«а по книгам уфимца Семена Карева 7150(1642) года те каринские татаровя написаны в разных деревнях: деревни Варзи Байчурка Баишев платит две куницы, деревни Гульширмы что на Ижу, Едигерко Байгозин да Байгитко Агиев, наперед сего они платили денежный ясак, а ныне они по его Семенову сыску написаны в куной ясак, а ясака ж на них положено по две куницы на человека. Да тое ж деревни Янгитко Янсарин да Янбариско Толубаев да Сабанейка Тансарин да Янигитко Байгозин да Янгушко Байшев да Янбариско Янкозин в 7157 (1649) году положено на них вновь по полтине с человека. А ныне по его ж Семенову сыску прибавлено по гривне на человека (РГАДА-ф.1173,оп.1,д.1374,л.16)». Судя по именам, названные каринские татары являлись бесермянами. До того, как поселиться на новом месте, они проживали в соседних днревнях-«А про каринцев про Базикейка с товарищи сказали: Сабанайка Тансарин живет в деревне Гульширме своим двором и пашню пашет и на ту де землю государева ввозная грамота у него есть, Янбариско Аккозин, Янзигитко Байгозин, Ахмаметко Агимов, Байгитко Агимов живут в деревне Гульширме ж своими дворами и пашню пашут ж. Янзигитко Янсарин живет в деревне Варзях своим двором, пашню пашет с братом с Байсареком вместе. Янбариско Толубаев, Янка Байшев живут в деревне Варзях же своими дворами и пашню пашут. Бигильдейко Байгильдеев живет в деревне на усть Салагуш речки своим двором и пашню пашет. Базикей Байчурин живет в деревне Варзях своим двором и пашню пашет с отцом вместе (РГАДА-ф.1173,оп.1,д.1374,л.17-20)». В 1682 году каринские татары деревни Варзи подают челобитную-«Били челом нам, Великим Государям, Уфинского уезду Казанские дороги деревни Варзи каринские татаровя Юсупко Деветьяров, Уразайко Деветьяров, Кадышко Козесеитов, Ахтабайка Зянчюрин, Шигимко Хилялов, Кулматменко Сейтяков, Баймаметко Касимов, все з братьями и с племянники своими. В прошлех годех прадеды и деды их служили в Вятцком уезде в князьях и за службы даны им жалованные грамоты за красною вислою печатью, и служа они померли, а отцы их остались в малых летех и оскудали. По той де скудости перешли в Уфинской уезд в тое деревню Варзи, поселились около той деревни, пашни роспахали на диком поле в порозжей земле и сена косили. А написаны они в бобыльской ясак, платят и по се число. А жалованные грамоты и ныне у них есть, и нам, Великим Государем, пожаловати б за службы прадедов и дедов и велеть им с той земли вместо денежного жалованья нашу, Великих Государей, службу служить по Уфе, а ясак с них сложить и положить на бобыльских детей и на братьев и на племянников их, которые живут безъясачно и о том дать им на Уфу нашу, Великих Государей, грамоту. И как к тебе ся наша, Великих Государей, грамота придет и ты б думной наш дворянин и воевода Иван Петрович по тому их челобитью и по жалованным грамотам, каковы они положат на Уфе в Приказной избе учинить по нашему, Великих Государей, Указу против иных таких.

Писан на Москве. Лета 1682 году, февраля в 16 день. (РГАДА,фонд 1173,опись 1,дело 861)». Из этого документа в дальнейшем выясняются родственные связи каринских татар, что позволяет дополнить известную на сегодняшний день генеалогическую схему.

Изложим кратко эти данные.

Мухамадказый — Девлетьяр — Иваней. У Иванея дети — Кибиникей и Айгильды. Кибиникея дети — Тангатар, Уразай, Юнус. Айгильды дети — Сафар, Хангильда, Балтай, Ямей. Кара-би — Мухаммат — Ильяс — Мавляберди — Халил — Хилял — Бузанак — Ильмурза, Ахмамет. Ильмурзы сын Шагим. Ахмамета дети — Ямей, Уразай, Баймет. Кара-би — Мухаммат — Ильяс — Мурсеит — Дуняш — Зянчура — Атабай, Алко. Атабай  Зянчурин основал деревню Атабаево, которая затем вошла в состав деревни Салауш. В 1728 году его сын Абдулла упоминается уже как башкир (РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 12197. Л. 12об).

Кара-би — Гали — Альсуфи — Сейтяк — Султан — Урак — Айбулат — Еналей — Кулмамет — Кулыш, Ураз. Кульмамет Еналеев одно время жил в деревне Бизяки и Варзи. Его сын Кулыш жил в деревне Рысево-«и по справке на Уфе в приказнои избе в ымянныхъ спискахъ служилых татар прошлыхъ лет и нынешняго 203-го году написано.

Казанские дороги деревни Варзи служат с пашеннои земли:

Кулмаметько Сеитяков;

деревни Рысовы Урускулъ Мамбѣтев.

И у выписки челобитчикъ Кулушка Еналѣев сказал, Кулмамет де Сеитяков ему отецъ, а он де Еналѣев сынъ, а Сеитяковъ прозвище, а Урускулка братъ роднои, а в прошлом де въ 202-м году он Урускулко умре, а Кулушка в службу не написан. И знамя свое приложилъ.

Толмачил Андрѣи Рукавишников.

А в ясашныхъ книгах прошлых лѣтъ и н[ы]нешняг[о] 203-г[о] году написано.

Баилярские волости на Арычкѣ Тохтамышеве да на Кулметке Еналѣеве с товарыщи 18 куницъ да 2 лисицы, а иныхъ никакихъ податеи и Кулушкова имени не написано.

И у выписки челобитчикъ Кулушка Еналѣев сказал, Кулметко де Еналѣев ему отецъ, а того де ясаку платятъ они своего повытья || [л. 7] по четыре куницы на год да в Казань по безсырю меду да по десяти д[е]н[е]гъ на год. И знамя свое приложилъ. Толмачил Андрѣи Рукавишников. РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1192. Л. 1 – 7».

В 1673 году каринский татарин Тютька Байряшев выкупил у удмуртов деревню Кескутон, которая находилась по правой стороне реки Иж на речке Малая Варзи, выше по течению отдеревни Варзи. Удмурты заселились туда в 1628 году. Родословная такова — Караби — Гали — Альсуфи — Сейтяк — Шейсуп — Азамат — Хозянк — Курбан — Байряш — Тютька. В дальнейшем дервня стала называться Кичкутан.

В дальнейшем потомки каринских татар постепенно стали заселять более отдаленные деревни — Уразаево, Янмурзино, Исенбаево, Девятерня и другие. Часть в 17 веке пересилились в Мензелинский уезд, основав деревни Курмашево и Новоалимово, вероятнее всего это были потомки Курмаша Тангатарова.


 

Карино имеет уникальную структуру строения. Состоит из трех частей. Верхнее, Нижнее, Ильясово. Верхнее состоит из Девлетьярово («би-як») и Митюково («бочорман як»). Нижнее состоит из Арсланово, Касимово-би-як и Абашево-бочорман як.

Возле Верхнего Карино находится Шептяк-тау, там видимо, была деревня Шептяковская, дарованная Девлетьяровым в 16 веке.

Как минимум Ильясово основано в первой половине 15 века. Возможно, оно основано самим Кара-биком. Мурзасеит остался жить в Ильясове, а его брат Мавляберди поселился в Нижнем Карино.

Получается, что Нижнее Карино возникло позже Ильясова.

Девлетьярово считается самым древним селением. Если это так, то основано оно в конце 14 — начале 15 веков или первоначально в нем жил сам Кара-бик.

Само происхождение название остается открытым вопросом. Возможно так оно было названо в честь Кара-бика.

С другой стороны Кар по-удмуртски означает городище, поселение.

Второе название Карино — Нократ. И здесь есть два варианта — от арабского «нухрат» — серебро или от русского — Новгород.

Так или иначе основание Карино явно коррелирует с основанием Казанского ханства и тогда становится понятным заселение Чепцы и основание села татарской феодальной знатью с целью контроля территории по арской дороге ханства.

В 1489 году Карино переходит под юрисдикцию московского государства. Этому способствовала промосковская группировка в Казани, вследствие чего между каринскими татарами и Казанью возникли враждебные отношения.

То, что каринские князья были «смотрящими» за арской дорогой ханства говорит и тот факт, что в большинстве своем потомки селились по деревням арской дороги, то есть в тех местах, где они ориентировались.

 Казань, июль 2012


Источник: www.bastanovo.ru 

 


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов