Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Рой Олег Юрьевич: Если человек хранит свой семейный альбом — значит, у него есть семья. Даже если все его родные уже умерли…

Александр Пономарев. «Говорящие» фотографии.

Назад

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Иваново-Вознесенск 

Не подлежит сомнению, что фотография как таковая является ценным источником информации. Однако – какую информацию несет старая фотография из семейного альбома? Как грамотно «прочесть» ее? И всякая ли фотография способна что-то нам «рассказать»? 

Ответить на последний вопрос проще всего: нет, не всякая. Понятно, что фото, стертое временем, плохо сохранившееся, на котором не просматриваются детали изображения, вряд ли может быть верно «прочитано». 
Добавим, что иногда в дело вступает ретушер: в галерее нашего проекта есть ряд снимков, столь тщательно обработанных и «подновленных», что сказать о них что-либо наверняка – к сожалению – уже нельзя… 
Словом, чтобы быть прочитанной, фотография должна сохранять детали. Те штрихи, по которым – при определенных навыках и знаниях – можно определить примерную дату съемки. 

Но не только дату. Зачастую, ориентируясь на характерные детали изображения, внимательный исследователь может узнать подробности биографии, получить сведения о социальном положении, профессии, карьерном росте людей, запечатленных на снимке. Если сопоставлять биографическую информацию, уже известную нам, и данные, «считываемые» со старого фото, – картина будет становиться все более и более полной. 
Более того. Иногда, основываясь на информации, которую несет фотография, удается (конечно, с использованием целого комплекса других источников) установить даже имя человека, изображенного на снимке! Но для этого, безусловно, нужно быть специалистом во многих «смежных» областях знаний… 

Для «расшифровки» старых семейных снимков полезно, например, полезно иметь представление о воинских званиях (чинах). О форме одежды военных и гражданских лиц (что очень характерно и важно для дореволюционной России – и многократно облегчает задачу исследователя), а также о знаках отличия. О стилях прически, одежды, интерьера. Да мало ли о чем еще! Каждая фотография – запечатленный фрагмент жизни, в которой так много штрихов и деталей, требующих внимания!.. 

Мы предлагаем вашему вниманию комментарии к ряду фотографий, размещенных в галерее проекта «Большой Русский Альбом». Уверены, что эти комментарии служат хорошим примером того, как можно «заставить говорить» старые семейные фото – даже при явном нежелании последних. 
Подчеркнем, что публикация ограничена фотографиями военных и периодом до 1941 года включительно. 

Итак, слово нашему эксперту Александру ПОНОМАРЕВУ.


1. Родзянко Николай Андреевич. Витебск, фотография В.Островского, 1912 (здесь и далее: данные, которые были известны владельцу фото до экспертизы. – Прим. редакции) 

На этой фотографии портретируемый в форме ПОДПОРУЧИКА Русской армии. На груди у него знак об окончании АЛЕКСАНДРОВСКОГО военного училища. На погонах нет никаких шифровок (цифр, вензелей), - что странно. Но мне думается, он снимался после окончания училища, только что получив первый офицерский чин и распределение в войска. 
На другой фотографии на сайте у него на груди, кроме училищного знака, есть еще и ПОЛКОВОЙ ЗНАК. Я его определил, как полковой знак 100 Островского пехотного полка, 4 полка 25 пехотной дивизии 3 армейского корпуса. С 1903 по 1913 годы полк квартировал в городе Двинске (ныне Даугавпилс). В феврале 1913-го полк перевели в ВИТЕБСК, где и снимался наш герой. А уже в апреле 1914 года полк вернулся обратно в Двинск. 
Таким образом, данное фото можно датировать периодом с февраля 1913 до апреля 1914 года
С началом Первой мировой войны полк прикрывал развертывание Русской армии на границе с Германией. Затем в августе 1914 года вошел вместе с дивизией в состав 1-й армии генерала Ранненкамфа Северо-Западного фронта. В составе этой армии полк участвовал в неудачном наступлении на Восточную Пруссию, на Кенигсберг. 

2. ? Смоленск, фотография Н.Л.Соколова

Очень интересное и богатое по содержанию фото – даже несмотря на его плохую сохранность. 
Если кратко: на фотографии подполковник, командир батальона 2 пехотного Софийского Императора Александра III полка. Скорее всего, это – КУРАТОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ. Фото можно датировать так: не ранее 1909 и не позднее 1910 года. 
Теперь подробно. 
На фото он в мундире офицера армейской пехоты. Однако по воротнику и борту мундира проходит белый кант - иначе ВЫПУШКА. Подобные ВЫПУШКИ были присвоены изо всей армейской пехоты только 1 пехотному Невскому и 2 пехотному Софийскому полкам в память того, что некогда (еще в петровские времена) эти полки были морскими. Каково! Ничто не забывалось в Русской армии: все бережно сохранялось и доносилось до потомков… 
На эполетах плохо, но виден, вензель императора Александра III. Получается – 2-й Софийский, т.к. у 1-го Невского был вензель другой - греческого короля Георга I (шефа Невского полка). Кстати, оба полка входили в одну дивизию и квартировали: Софийский – в Смоленске, а Невский – в Рославле. 
На шее офицера – орден Св. Станислава 2 ст., на колодке – орден Св. Владимира 4 ст. с бантом, такую награду жаловали за 25 лет беспорочной службы (надпись видна на горизонтальных лучах креста), орден Св. Анны 3 ст., медали в память русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в память коронации Императора Александра III, в память царствования Императора Александра III, а последняя, скорее всего, в память Русско-японской войны. 
На шее – офицерский нагрудный знак с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов». Подобные знаки ввели в 1909 году – отсюда вывод, что фото было сделано не ранее этого года. Но и не позднее 1910 года, т.к. в этом году был учрежден полковой знак Софийского полка, а на груди офицера его нет. 
По списку ВСЕХ офицеров Русской армии на 1 января 1909 года, среди офицеров Софийского полка - командиров батальонов есть подполковник Куратов Н.Н. По возрасту и набору наград он более всего подходит для героя снимка. 
Общий вывод: заслуженный батальонный командир, больше тридцати лет в строю. Успел поучаствовать и в русско-турецкой, и в русско-японской войнах, но ни одного ордена за боевые отличия нет. Увы. 
Биографические сведения: КУРАТОВ Николай Николаевич родился 26 апреля 1855 г., окончил Вологодскую духовную семинарию и Московское пехотное юнкерское училище. Выпущен в 3-й пехотный Нарвский полк 9 января 1878 г. 
Служил подполковником - с 1-го марта 1906 г., командиром батальона - со 2 мая 1908 г. (как раз во время фотографирования). С 23 июля 1910 г. - Егорьевский уездный воинский начальник. Участник Русско-турецкой войны. В июне 1917 г. - полковник, командир 17-го пехотного Архангелогородского полка. Позже КУРАТОВ был назначен командиром 17-го гренадерского Аладжинского полка. Награды: Станислав 3 ст. - 1896 г., Св. Анна 3 ст. - 1903 г., Св. Владимир 4 ст. - 1903 г. 
Его сыновья: Куратов Николай Николаевич - на 1.01.1910 г. капитан, младший офицер Казанского военного училища; Куратов Григорий Николаевич - подпоручик 168-го пехотного Миргородского полка.

3. ? 

На фотографии – младший сержант стрелковых частей РККА. Мне видятся на петлицах 2 треугольника. 
Петлицы и знаки различия – защитного цвета, введенные в Красной армии с августа 1941 года. 
На мл.сержанте зимний шлем образца 1927 года с суконной нашивной звездой цветом по роду войск, поверх которой крепилась красная металлическая звездочка, т.н. буденновка, несколько измененная в 1931 году. Уже в ходе финской войны буденновка стала активно вытесняться шапкой-ушанкой, но сумела сохраниться в Красной армии до конца 1942 года, в основном в тыловых подразделениях и войсках на Дальнем Востоке и в Сибири. 
Кроме того, на нем телогрейка со стояче-отложным воротником и новой системой застегивания пуговиц (ранее петли не были открытыми и на застегнутой телогрейке пуговицы не были видны, а также отсутствовал воротник). Данная телогрейка была введена в войсках Приказом НКО СССР № 283 от 25 августа 1941 года. 
Фото можно датировать поздней осенью 1941 года-зимой 1941-1942 гг. Судя по абсолютно новому обмундированию, сержант снимался в тылу перед отправкой на фронт.

4. Рыжовы Константин Александрович и Галина Андреевна. Липецк, 1930-1940 

Фото можно датировать 1936-1940 гг. 
На младшем командире взвода ВВС РККА (сержанты появились в РККА только в 1940 году) – френч для командного и начальствующего состава РККА. На концах воротника – гимнастерочные петлицы голубого цвета. По воротнику и обшлагам френч имеет кант. Цвет канта – по роду войск. Петлицы голубые с красной окантовкой и эмблемой ВВС КА. 
Этот сержант относится к летному составу ВВС. Об этом говорит нарукавный знак на левом рукаве френча, вышитый на сукне темно-синего цвета. Знак имеет перекрещенные между собой крылья, пропеллер и два меча (данный знак был введен в ВВС РККА еще в 1924 году). 
Мне думается, что на фото стрелок-радист бомбардировочной авиации ВВС РККА. 
Фото сделано в Липецке, где была большая авиабаза дальней тяжелой авиации. Герой фотографии впоследствии мог (видимо, так и получилось) переучиться и встретить войну уже летчиком или штурманом. Сержанты и старшины самолетами в те годы не управляли (это случится позднее в годы Отечественной войны).


5. Дяченко Харитон Лукич, фронтовое фото с Первой мировой войны 

К сожалению, фотография очень плохо сохранилась. Многие детали видны неважно. 
Фото можно датировать зимой 1913-1914 гг. Снимался воин еще до Первой мировой войны. Почему именно так можно датировать это фото? 
На нем человек в новой парадной форме, введенной Приказом по военному ведомству № 106 в феврале 1913 года. Этим приказом была унифицирована (в целях экономии) парадная и походная форма одежды (это не коснулось только казачьих, конно-артиллерийских и горно-артиллерийских частей). 
При новой парадной форме на походный мундир или китель защитного цвета (по конструкции они одинаковы) пристегивался цветной суконный ЛАЦКАН гвардейского образца, цветной парадный воротник и т.д. 
Цвета лацканов были разные. В данном случае, мне он видится черным (такие были только у артиллеристов, инженерных и железнодорожных войск). У воина в наличии сабля. Она в обязательном порядке полагалась артиллеристам (хотя, конечно, не только им). Вывод: перед нами артиллерист. 
На погонах у него (мне видится) три полоски (лычки). Если бы он служил в пехоте, то это был бы старший унтер-офицер. Но в артиллерии были свои ЧИНЫ (именно чины – в Русской армии ЗВАНИЙ не было). В этом случае он имеет чин старшего фейерверкера. Если у него все же одна широкая полоса – это будет тогда обер-фейерверкер. Для сведения: две полосы на погонах – младший фейерверкер, одна – бомбардир-наводчик. 
На груди у него две медали. Мне кажется, первая точно «В честь 300-летия дома Романовых», а вторая, скорее всего, «В честь 100-летия войны 1812 года». Но в этом случае он нарушил правила ношения медалей. В старой России медали носили на груди не по значимости, а по времени вручения. Поэтому, возможно, это медаль «За усердие». 
На правой стороне груди у него знак «За отличную стрельбу» 3 степени, но может быть и знак «Разведчик» (хотя он довольно редко встречался, поэтому, скорее всего, имеет место быть первый вариант). 
Не исключаю, что велосипед тут для антуража. Возможно, взял у офицера с целью поразить воображение родственников. 
Более ничего по фотографии не сказать. Место съемки неизвестно, поэтому определить, в какой артбригаде (именно бригаде, т.к. артиллерийских полков в Русской армии не было) служил бравый фейерверкер, невозможно. А жаль!

6. Чижов Виктор Федорович. Луцк, 1939 

На бойце гимнастерка, введенная 3 декабря 1935 года Приказом НКО СССР № 176, из хлопчатобумажной ткани, без кантов по воротнику и обшлагам. На концах воротника нашивались петлицы цветом по роду войск. На гимнастерке петлицы голубого цвета – это Военно-воздушные силы РККА. На петлицах эмблема ВВС РККА. На петлицах 4 равносторонних треугольника из меди, покрытых темно-красной эмалью, что соответствует званию «старшина». 
Старшина мог относиться как к летному составу ВВС (стрелок-радист), так и к техническому персоналу (БАО – батальону аэродромного обслуживания). 
Фото сделано в Луцке в 1939 году. Перед войной на Луцком аэродроме дислоцировался 89-й истребительно-авиационный полк 14-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного особого ВО. Так что можно предположить: старшина мог служить в БАО этого полка. 

7. Семенов Александр. Москва, фотография Л.М.Эшкинда, 1929 

На фотографии КУРСАНТ Московской школы автомобильных техников (шифровка на петлицах – МШ), плюс петлицы черного цвета. Школа входила в управление бронетанковых частей Красной армии. Пусть слово «автомобильная» вас не смущает. Имеются в виду бронемашины. 
Школа была организована по приказу Реввоенсовета республики от 1 сентября 1930 года. Она была создана на материальной базе военно-автомобильной школы младшего комсостава (иначе сержантов). А вновь созданная МШ готовила КОМАНДИРОВ (иначе офицеров). 
Располагалась в Москве во Фрунзенском районе, в Хамовнических казармах. Школа готовила командный и технический состав для автоброневых и танковых частей РККА. В числе первых курсантов школы были рабочие Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. 
В 1934 году по приказу № 34 Реввоенсовета республики школа была переименована в Московскую школу танковых механиков. В 1937-м – переименована в Московское танко-техническое училище (в 1937 году все военные школы РККА и НКВД были реорганизованы в военные училища, соответственно сменились и шифровки на петлицах). В 1938 году училище переехало в Киев, где дало начало будущему Киевскому высшему танковому инженерному училищу имени маршала Якубовского. 
Таким образом, фото можно датировать периодом с 1930 по 1936 гг. Если бы был известен год рождения героя этого снимка, можно было бы датировать фото более точно.


8. Кевросов Александр. Сухум, фотография И.Пименидиса, ~1905 

К сожалению на фотографии плохо видны погоны. Но вроде как подпоручик армейской пехоты (две звезды). На груди аксельбант. Это говорит о том, что он адъютант. 
Фото сделано в Сухуме. В эти годы в городе Сухум Кутаисской губ. квартировал 258 пехотный резервный Сухумский полк (на левом погоне просматривается буква, очень похожая на «С») 65-й пехотной резервной бригады со штабом в Кутаиси. 
Вывод: подпоручик, полковой адъютант 258 пехотного резервного Сухумского полка. 
Цифра «65» на эполетах подтверждает мою версию о 258 пехотном резервном Сухумском полке. Ведь этот полк входил в состав 65-й пехотной резервной бригады. А до 1909 года цифры на погонах у солдат и офицеров означали не полк, а дивизию или бригаду. Номер полка был на околыше фуражки, кокарда – на тулье. 
Прежде, чем закончить с этой фотографией, я посмотрел список русских офицеров за 1909 год. В нем есть КЕВРОСОВ АЛЕКСАНДР САФАРОВИЧ, штабс-капитан 258 пехотного резервного Сухумского полка! Так что я попал в точку. Кстати, фото (по словам владельца) сделано примерно в 1905 году, а на 1 января 1909 года он уже штабс-капитан, т.е. он был им уже в 1908 году. Вряд ли он, без участия в военных действиях, мог бы так быстро вырасти в чинах.

9. Блинов Дмитрий Константинович. Казань, фотография В.П.Бебина 

На фотографии ЮНКЕР ПЕХОТНОГО ЮНКЕРСКОГО УЧИЛИЩА. Обращаю ваше внимание на то, что до 1909 года в России были учебные заведения, готовившие офицеров, двух видов: ВОЕННЫЕ и ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Разница между ними - это тема отдельного рассказа. 
Так вот, на фото – юнкер юнкерского пехотного училища, скорее всего Казанского. На нем мундир армейской пехоты образца 1881 года (до 1901 года у пехотных юнкерских училищ не было собственной формы, и юнкера носили унтер-офицерскую форму общего образца, собственная форма была только в военных училищах). Погоны юнкерские, но с пестрой полосой по краям – это знак отличия ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩЕГОСЯ (добровольца, охотника – лица, добровольно пошедшего служить в армию). В руке – барашковая шапка образца 1881 года с кокардой и гербом. 
Вывод: на фотографии юнкер юнкерского пехотного училища, до учебы служивший в армии вольноопределяющимся. Фотография была сделана до 1901 года
В списках офицеров Русской армии за 1909 год Блинов Дмитрий Константинович не значится. Он мог к этому времени оставить службу, погибнуть на японской войне и т.д. – вариантов много.

 


10. Щербина Иосиф Александрович (справа) с сослуживцами. Минусинск (?), фотография Е.Корчинской 

Превосходное фото! На фотографии три рядовых сибирских стрелка. Их ни с кем не спутаешь: темно-зеленые мундиры, малиновая выпушка (кант) по краю мундира и воротника, малиновые погоны и меховые папахи - отличительная черта сибирских стрелков. На груди нет полкового знака - это тоже особенность сибирских стрелков: знаков у них просто не было. 
Место съемки указано - Минусинск под знаком вопроса. Минусинск отпадает, т.к. в этом городе никаких регулярных частей Русской армии не было. Края каторжные. 
На погоне мне видится цифра 31. Что там далее, я разобрать не смог. Но это легко установить. У Сибирских стрелков с 1910 года на погонах, после номера полка, шла шифровка в виде букв С.б. Получается 31 С.б. 
31 полк сибирских стрелков входил в состав 8 Сибирской стрелковой дивизии и квартировал в городе Красноярске (а Минусинск совсем рядом! - по сибирским меркам, конечно). 
У всех трех стрелков на груди цепочки от часов - мода была такая в те годы. Фото можно датировать 1910-1914 гг. 

11. ? Солигалич Костромской губ., 1925 (фото справа)

Я бы его назвал «а-ля Аркадий Голиков» (еще не Гайдар). 
Фото можно датировать зимой 1919-1920 гг. На мальчике абсолютно новая, видно, что сшитая на него, шинель. Подобный образец шинели был введен в Красной Армии Приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года. Отличительная особенность этой шинели – воротник и края рукавов сшиты из шинельного сукна более темного цвета. Знаков различия нет никаких, но зато присутствуют петлицы, мне они кажутся светло-синими. Если так, то это кавалерийские петлицы. 
Увы, более что-либо сказать по этой фотографии нельзя.


12. Федосеев Макарий Иванович. Смоленск, фото Н.Л.Соколова 

На фотографии офицер Русской армии. Артиллерист. На погонах хорошо видны перекрещенные пушечные стволы. Но, увы, кроме них на погонах что-либо еще разглядеть трудно. Очень он, прямо скажем, нестандартно надел наплечные ремни от снаряжения. Обычно их заправляли под погоны. Но видна одна звездочка выше пушечных стволов. По характерному ее расположению можно предположить, что на погоне есть еще три таких. Тогда на фото штабс-капитан. 
На груди у него ордена Св. Анны 3 ст. и Св. Станислава 3 ст. Думаю, что офицер кадровый, знак об окончании военного училища у него закрыт рукой. 
Жаль, не видна шифровка на погонах. Но, если предположить, что снимался он там же, где и служил, то в те годы в Смоленске были 6 и 7 запасные артиллерийские бригады по три батареи в каждой. Предположу, что в одной из них он и служил. Кроме того, замечу, что в Смоленске перед войной квартировала 1-я артиллерийская бригада в составе 6 батарей. 
Добавлю еще, что в списке офицеров Русской армии за 1909 год Федосеева М.И. нет. Или он стал офицером позднее этого года и тогда он вряд ли штабс-капитан (слишком быстрый карьерный рост за 5-6 лет), возможно, поручик. Или офицер на фото призван из запаса с началом ПМВ. 

13. ? Тверь, фотография И.Тачалова 

На фотографии (справа) – двое унтер-офицеров гренадер 8-го гренадерского Московского Великого Герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха полка. Полк входил в состав 2-й гренадерской дивизии гренадерского корпуса. Дислоцировался в Твери. 
Гренадер ни с кем не перепутаешь. У них на ременных бляхах было изображение не двуглавого орла, а гранаты с горящим запалом. На желтых погонах с кантом по краям - вензель шефа полка. На груди у стоящего слева унтера – полковой знак Московского гренадерского полка, а у второго знак «За отличную стрельбу» 3 степени. Странно, что у второго унтера нет полкового знака. 
Полк имел славную историю. Создан он был по указу Екатерины Второй. Участвовал во всех войнах России: 1794 г. - Польский мятеж: 1799 г. - Итальянский и Швейцарский походы; 1806-1807 гг. - война с Францией: 1808-1812 гг. - русско-турецкая война: 1812 г. - Отечественная война: 1813-1815 гг. - Заграничные походы: 1814 г. - участвовал в сражениях под Бриенном, Арсисом и Парижем; 1831, 1863-1864 гг. - Польские походы; 1877-1878 гг. - русско-турецкая война: 28.11.1877 г. - участвовал в сражении при Плевне; 1904-1905 гг. - участвовал в японской войне; 1914-1918 гг. - участвовал в Первой мировой войне. 
В начале ПМВ полк, по понятным причинам, утратил шефа и его имя и стал 8-м гренадерским Московским полком. 
Фото можно датировать 1910-1912 гг. - полковой знак уже есть, а медалей в честь 100-летия войны 1812 года у унтеров еще нет.


14. Пиккель Поулина Гансовна, 1900-1905 

И в завершение нашего обзора – фото-шутка, фото-маскарад. Девушка решила сняться на память в униформе своего брата (жениха, отца, возлюбленного)… Шинель одета прямо на платье – виден его воротник. 
Униформа уставная, не похоже, что реквизит из ателье. Фельдфебельские лычки на погонах. На них же виден вензель в виде буквы «Н». Вполне возможно, что хозяин этого обмундирования служил в 4-м Несвижском гренадерском полку. Если так, то фотография могла быть сделана в Москве. 

Несколько замечаний напоследок.

Для атрибутирования фотографий (например, «военных» - таких, которые мы рассматривали, да и, пожалуй, всех других тоже) очень важно знать место съемки и данные на героя фото. Изучите оборот фотографии – дарственные надписи, пометки… Полезно также допросить (с пристрастием!) родных и близких, - людей, которые могут что-то знать о тех, кто изображен на снимках в семейном альбоме. Если известно, кто портретируемый, то можно – скажем, через ОБД «Мемориал» - «пробить» его: вдруг всплывет номер полевой почты или войсковой части? Есть база данных по этим номерам ППС, ПП и в/ч…

Кроме того, желательно, чтобы фотографии, предоставляемые на экспертизу (или сканированные изображения), были достаточного размера – для просмотра характерных деталей. Что достигается с помощью сканирования при большом разрешении (от 300 dpi в формате jpeg или tiff). 
В этом случае можно заставить «говорить» любую «мертвую» фотографию.

В качестве иллюстраций использованы фотографии из Галереи проекта «Большой Русский Альбом» 
 
материал взят тут: http://www.rusalbom.ru/articles/default/ponomarev1.html


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов