Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ауробиндо Шри: Альтруизм, долг, семья, родина, человечество становятся оковами души, когда перестают быть ее орудиями.

Кабачек О.Л. Методико-библиографическое сопровождение для участников и организаторов Всероссийского конкурса «Моя семья».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Кабачек О.Л., 
зав. отделом социально-психологических проблем 
детского чтения Российской государственной детской библиотеки, 
к. психол. н.

 

История рода должна давать нравственные уроки и задачи 
О. Павел Флоренский

 

Для чего нужны семейные хроники и генеалогические деревья

Год семьи в России активизировал работу в СМИ, педагогических и культурных учреждениях по пропаганде семейных ценностей, традиций и сохранении памяти рода. Все больше объявляется различных интересных конкурсов, посвященных семье, в том числе генеалогических. В детских библиотеках страны также проходит Всероссийский конкурс «Моя семья», включающий две основные номинации: воспоминания родственников «История семьи» (семейные легенды, биографии членов семьи, история рода, основанная на документах, и т.п.) и «Моя родословная» (построение семейного древа).

Хотелось бы, однако, чтобы все эти замечательные мероприятия не сошли на нет с окончанием Года семьи. Их ценность невозможно переоценить. По мнению исследователя А. Алексеева, порождение автобиографических повествований, создание и накопление “историй жизни” и “семейных хроник”, есть задача не только гуманитарно-научная, но и общекультурная. Это задача продления памяти человечества.

«Люди привыкли жить “сегодняшним днем”, - пишет А. Алексеев, - …редко “оглядываются назад” и сплошь и рядом не осознают свой собственный жизненный путь, как некую культурную, духовную, социальную ценность. …Сегодня становится уже непростительным, если человек не рассказал, не записал, не зафиксировал (для своих детей, внуков) хотя бы минимума биографической информации о своих родителях: ведь после их смерти он зачастую оказывается единственным живым носителем этой информации. …Автобиографическое повествование (писаное самим субъектом жизни или записанное с его слов), равно как и семейная хроника, в принципе должны стать элементом нашего жизненного обихода, что, по-видимому, потребует специальной просветительной работы. Необходимо воспитание в людях — и культуры жизнеописания, как такового, и культуры сбережения личных архивов (прежде всего в семьях), и “культуры памяти” вообще, как неотъемлемого элемента цивилизованного общества и личности» /1/.

История жизни (автобиографическое повествование, семейная хроника) «есть не просто ее (жизни) конспективное отображение, но и особый способ отложенной во времени коммуникации поколений и духовного преодоления природных границ индивидуального человеческого бытия. …“Доподлинное”, воплощенное… знание о жизненных путях старших (включая тех, кого младшие не застали) несет в себе мощный воспитательный заряд. И это педагогическое воздействие может оказаться куда более эффективным, чем навязчивые попытки со стороны старших научить молодых — “как жить”» /1/.

Но история рода – это всегда и история страны! Открытие детьми жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – пожалуй, самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма. Ведь «общую нашу историю мы можем острее почувствовать через историю своей семьи» /3;42/.

Воспитание исторического мышления, чувства патриотизма, сопричастности к истории Отечества не может ограничиваться улучшением школьных программ по истории и литературе и/или работы традиционных историко-краеведческих музеев. Для того, чтобы «принять историю на себя», человеку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры, неосознаваемые фобии (страхи) и самому – интеллектуально и эмоционально - погрузиться в отечественную историю, например, начать вести научный поиск. Эту «интерактивность» (говоря словами современной психологии, деятельностный подход) обеспечивает занятие генеалогией: поиском своих корней, изучением истории своей семьи. (Однако известно, что это занятие не так давно считалось не просто бессмысленным, но и опасным. Поколения, родившиеся во времена СССР, не знали своих корней. Неверие в том, что родословную можно восстановить, и что история семьи может быть интересна, характерно для тех, кто не знаком с наукой генеалогией.)

Между тем, уникальность этой науки как раз в том, что она делается, главным образом силами любителей, подвижников. Она демократична и важна, личностно значима для каждого. Генеалогический поиск - это развивающая личность и психотерапевтическая по своему характеру деятельность, в основе которой лежит духовная потребность в расширении собственного «Я», выход за пределы обыденного, наличного бытия. Эта сложная, полимотивированная, многоуровневая исследовательская деятельность требует применения разнообразных и гибких стратегий и тактик, направленных на приобретение и упорядочивание знаний о структуре и бытовании в пространственно-временных координатах того или иного рода, в целях достижения самоидентификации человека и обретения им духовно-нравственной опоры. (Род выжил вопреки всему; что же дало ему силы жить, растить детей, развивать свой потенциал и потенциал страны? На что-то положительное, гармоничное и вечное он же опирался - на то, что может дать силы смотреть с оптимизмом в будущее их потомку? Потомок-генеалог невольно занимается оправданием их (и своего) существования, расшифровыванием «загадки судьбы» конкретного рода.)

Выстраивание структуры и жизнедеятельности рода, попытка воссоздания смысла событий и самой атмосферы минувшего приводят личность к более позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны. Проживание отечественной истории («примеривание на себя» отдельных ее периодов) способствует идентификации человека с судьбой своей страны, нации. Родная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, имеющей альтернативы и возможности позитивного развития. Здесь таится возможность национального примирения на уровне отдельной личности: принятия разнополюсности российского исторического бытия и его участников - «белых» и «красных», богатых и бедных, аристократов и простолюдинов, атеистов и верующих. Воссоздание целостности исторической «ткани» приводит к гармонизации внутреннего мира человека, консолидации его ранее противонаправленных установок, взглядов. Обретение человеком такой целостности, «объемного» взгляда на мир возможно на любом этапе человеческой жизни: подросткам и юношеству интересны альтернативы и необычный антураж исторических событий, яркие характеры как образцы поведения; люди зрелого возраста сверяют свой жизненный путь с идеалами и традициями рода, его «миссией» и определяют, что передать детям; старики, задумываясь, что останется после них, будут ли их помнить следующие поколения, находят утешение в мысли, что если ты знаешь своих предков, то и тебя будут знать потомки.

 

Этапы работы над родословной

Хотя «методика работы над историей своего рода… глубоко индивидуальна» /9;73/, можно указать основные этапы, структуру исследовательской деятельности генеалога.

1) Мотивационный этап

Любая человеческая деятельность имеет мотив, а то и несколько. И формирование деятельности (то есть педагогический процесс) проходит под знаком той или иной мотивации, от характера которой зависит эффективность самой учебной деятельности.

Прежде всего, нужно определить, для чего занятие генеалогией, составление родословной может быть нужно самой личности. Трудно не согласиться с тем, что «жизнеописание (иногда вырастающее в “размышление о жизни”) есть шанс для всякого человека продлить “себя” (или “себя и других” — для случая семейных хроник) — если не в веках, то в десятилетиях — в памяти индивидуальной, семейной, коллективной. …Автобиографическое повествование может рассматриваться как способ подведения “промежуточных” или “предварительных” жизненных итогов. А это необходимо и самому человеку, и тем, кто “придет на смену”. И ценность таких повествований не уменьшается, а прирастает с ходом времени. …“Человек — это прежде всего его собственная жизнь” /1/. Но насколько в детские и подростковые годы осознается необходимость подобной деятельности?

Как привлечь школьников к родоведению? Ведь исследователи отмечают: «К 70-м гг. ХХ в. относятся первые попытки исследователей возродить забытую русскую генеалогическую традицию составления родословных. Главная проблема, с которой столкнулись исследователи, — адаптация данной традиции к современным условиям» /13/. Решение этой проблемы во многом зависит от точного определения общественной потребности в восстановлении родословных традиций и от нахождения оптимальной мотивации этой деятельности для лиц разного возраста.

На сегодняшний день можно обозначить два основных подхода по данному вопросу в отечественной педагогике. Первый из них признает, что «проведение занятий по генеалогии позволяет решить широкий круг педагогических задач как образовательного так и воспитательного уровней: удовлетворение интеллектуальных и художественных творческих потребностей, организация культурного досуга, накопление опыта самостоятельного поиска информации и самообразования, тренировка личностных качеств, вырабатываемых родословными исследованиями: терпеливость, аккуратность, целеустремленность и т.д. Наконец, подобного рода исследования позволяют восстановить связь поколений т.к. без активного участия родственного окружения школьнику создать родословие своей семьи в принципе невозможно» /10/.

Мы бы добавили сюда и воспитание исторического мышления, что многими педагогами и историками /2/, /6/, /8/ признается актуальнейшей задачей.

Другой подход рассматривает генеалогию как часть духовно-нравственного воспитания в рамках определенной конфессии и определенного общественно-исторического этапа русской истории. Часто здесь вопрос адаптации к современности не стоит вообще: предлагается просто восстановить, механически перенести в наши дни практику духовного воспитания прошлых веков, воспроизвести общинное сознание древности: «…Причина всех человеческих падений кроется в прерванности связи между поколениями, в отказе от опыта и традиций рода, от заветов предков, т.е. традиции родословия… Фундаментом семейной традиции являлось Священное Писание. …Таким образом, восстановление единства рода возможно лишь через восстановление приобщения к единой традиции Русской Православной Церкви.

В противном случае лишаются смысла всякие действия, направленные на сугубо внешнюю сторону, а также разговоры о цели рода, о его исторических задачах и смысле, о преемственности в жизни» /9;180-181/.

Процесс представляется весьма простым: «Ваша семья устраивает тот же самый порядок жизни, что и ваши предки, а до этого он ведь был разрушен» /9;182/. Система заданий направлена на воспитание благочестивого фундаменталиста, послушного духовного чада, под руководством педагога прививающего родителям навыки родопочитания. Вот школьникам предлагается дома «сделать описание содержания документа и его внешнего вида» /9;62/, включая письма членов семьи, в том числе и ныне живущих: «Внимательно просмотрите все хранящиеся в ваших домах бумаги» /9;63/. Прощай, тайна переписки: пытливый школьник организует семейный архив.

Но «также, как и отдельный человек, единый организм семьи не любит, когда ему лезут в душу даже с благими намерениями. Особенно опасны такие вторжения со стороны школы через самое дорогое в семье — ее ребенка. Именно поэтому устроители конкурса отказались от массовых обязательных домашних заданий типа сочинения на тему «Моя родословная». …Помогать детям изучать историю своих семей таким способом все же неверно и вредно, — во всяком случае, не по-дружески по отношению к этим семьям», - пишет кандидат педагогических наук, директор царскосельской школы «Гуманитарий» В.С. Семенцов /11/.

2) Опрос родственников, их друзей и соседей; работа с семейным архивом

По мнению А.И. Чигриной, генеалогия «имеет практически неограниченную источниковую базу» /4/. А. Алексеев выделяет три основные группы ресурсов “истории жизни”: 1) личный (семейный) архив: вся совокупность документальных материалов, как личностных, интимных, так и официально-публичных, относящихся к данному индивиду (семье); 2) живая память ныне здравствующего человека (память о своей жизни, о своей семье); 3) память других — о данном человеке или людях (ныне здравствующих или покойных) - как “живая”, так и документированная. Личностные документы – это не только дневники и письма, но и фотографии, аудио- и видеозаписи /1/.

«Старые бумаги, - рекомендует школьникам А.В. Краско, - надо рассортировать, обеспечить хорошие условия их хранения и на всякий случай сделать их копии. Вам очень повезло, если живы старшие родственники, которых можно расспросить о них самих и вообще обо всем, что сохранила их память. Пожилые люди обычно лучше помнят то, что происходило в их молодые годы, чем события недавних дней. Не верьте, если они станут говорить, что ничего не помнят. Надо просто суметь задать им наводящие вопросы - и информация обязательно появится. …Попробуйте расспрашивать старших, рассматривая вместе семейные фотографии, и обязательно подпишите те, которые оказались безымянными. Повествование старших родственников уточнит, дополнит, оживит то, что Вы узнали из документов. Если это возможно, лучше записать их рассказы на магнитофон, и эта запись сама по себе станет частью домашнего архива, сохранит для следующих поколений семьи живой голос представителя старшего поколения /7/.

Однако нужно иметь в виду, что «семейные источники, особенно воспоминания, записки, письма, требуют к себе самого критического отношения, так как носят частный или родственный характер, и здесь мы нередко встречаемся в недостоверностью, с умышленным искажением правды, преходящим позднее в устные семейные легенды» /5;67/.

3) Работа в Интернете, библиотеках, музеях и пр.

Иногда этот этап предшествует предыдущему: школьник находит в Интернете или книге поразившие его сведения о родственнике или однофамильце и начинает вести генеалогический поиск – расспрашивает родственников, знакомится с семейным архивом. Анализирует открывшиеся ему факты; постоянно задавая себе вопросы, строит гипотезы, уточняет, проверяет их на новом материале.

И рано или поздно исследователь не может не обратиться в библиотеки, историко-краеведческие музеи для подтверждения или уточнения как семейных легенд, так и своих рабочих гипотез. В настоящее время часть документов, хранящихся в архивах и по тем или иным причинам малодоступных непрофессионалам (из-за закрытости фонда, трудности расшифровки старых записей и пр.), описана в научных изданиях, и задача родоведа - отыскать эти публикации в библиотеках и в Интернете.

Юным генеалогам могут быть полезны справочные издания, посвященные старым русским именам и фамилиям; например, работы С.Б. Веселовского, Б.О. Унбегауна, Н.М. Тупикова, В.А. Никонова, Ю.А. Федосюка, А.В. Суперанской и др. (Разнообразная литература, необходимая генеалогу, приводится в методических материалах, собранных нами в специальном Приложении.)

Особое значение имеют «книги, написанные самыми разными людьми о своих предках - это не только богатая фактическая информация, но и пример для подражания, методическое пособие для тех, кто только еще начинает свои генеалогические поиски» /7/.

4) Работа в архивах

Самый трудный для большинства начинающих исследователей этап. Здесь помощь взрослых необходима.

Основные документы, к которым первым делом обращаются генеалоги, выстраивающие восходящую линию своей родословной, – метрические книги церковных приходов, ревизские сказки, исповедальные росписи и данные переписей населения. Но не забудем, что информативным источником или ресурсом автобиографических повествований (семейных хроник) являются такие официальные документы, «где сам субъект жизни выступает автором (копии листков по учету кадров, “служебные” автобиографии, обращения в официальные органы и т.п.), но также и адресованные данному человеку или посвященные ему (от метрического свидетельства до профсоюзного билета или пенсионной книжки)» /1/. (Где найти и как работать с этими документами – рассказывается в методических материалах в Приложении.)

5) Фиксация найденной информации для членов рода. Построение родословного древа, поколенной росписи, родословных таблиц и пр.

Итак, некоторые документы найдены. «Теперь главное - не запутаться в большом количестве разнородной информации. Практика показывает, что семейные предания могут быть неточными и поэтому подлежат документальной проверке. Следует строго соблюдать правило - точно отмечать, из какого источника вы получили те или иные сведения. С самого начала работы над родословной надо суметь правильно оформить найденный материал и создать свою систему его хранения. Чтобы систематизировать собранные биографические сведения, советую Вам, - пишет А.В. Краско, - с самого начала завести "персональное досье" (в виде карточки или листа бумаги) на каждого из известных родственников. В принципе важны любые, казалось бы даже самые незначительные, сведения о человеке. Досье может включать в себя примерно такой набор сведений:

1. Фамилия, имя, отчество (для женщин, состоявших в браке, ее девичья фамилия).

2. Дата и место рождения и крещения (для лиц, родившихся до 1918 года, и при этом надо помнить про новый и старый стиль!).

3. Вероисповедание (православный, католик, протестант, магометанин, иудей). Особенно актуально знание данного вопроса для лиц, рожденных до отделения церкви от государства в 1918 году.

4. Дата и место смерти, место захоронения (желательно выяснить, сохранилась ли могила и при возможности сделать фотографию надгробия, особенно если на нем указаны даты жизни).

5. Сословная принадлежность для родившихся до ноября 1917 года (из дворян такой-то губернии, из купцов, мещан или ремесленников такого-то города, из духовного сословия, из крестьян, из казаков…).

6. Наличие недвижимого имения (поместье, дача, дом, огород…): какое, где, в какие годы.

7. Место службы (работы), чины, должности, награды. Профессиональные достижения (опубликованные труды, имеющиеся изобретения). Все - в хронологической последовательности.

8. Место жительства (в хронологической последовательности): губерния (область), город, уезд (район), волость (сельсовет), все в соответствии с административно-территориальным делением на нужный период времени.

9. Дата и место вступления в брак (место венчания или гражданской регистрации брака); добрачная фамилия и происхождение супруга. Время и место рождения детей.

10. Иконография (для дореволюционных фотографий важно заметить, в каком городе и у какого фотографа сделан снимок).

11. Все выявленные Вами свидетельства о данном человеке (письменные и устные воспоминания, письма, открытки, дневниковые записи…). На первых порах большинство этих пунктов будут невыясненными, но со временем "белых пятен" станет значительно меньше, и каждая из персон Вашей родословной понемногу будут приобретать биографию» /7/.

Способы фиксации родословной информации для членов своей семьи разнообразны: поколенные росписи, родословные таблицы, генеалогическое древо разных видов и пр. Обо всех этих видах подробно рассказывают книги, рекомендованные в Приложении.

Документальные сведения о семье будут интересны не только членам данного рода, но и исследователям: историкам, социологам, культурологам, психологам. А если род хочет рассказать о себе широкому кругу современников, его члены должны позаботиться о надлежащем оформлении родословных материалов.

6) Способы презентации семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) и/или книги (альбома) для выставки

А. Алексеев обозначает нормы автобиографического повествования в форме постулатов, относящихся как к письменному, так и к устному автобиографическому повествованию (АП): «а) Постулат фиксации семейных корней. Всякая “история жизни”, для какой бы цели она ни создавалась, должна включать генеалогическую информацию — столь подробную, насколько это под силу автору данной истории. При том, что о предках рассказать больше некому, субъект повествования должен сделать это — в силу культурно-нравственного императива… (Для семейных хроник указанный аспект выдвигается на передний план); б) Постулат внятности биографического текста. “История жизни” может быть: краткой или развернутой; “объективной” или эмоционально окрашенной (насыщенной); выстроенной хронологически или тематически, или еще как-либо иначе. Но субъект должен позаботиться о тех, кто его услышит или прочитает. В АП должны быть по возможности четко обозначены узловые точки “жизненной траектории” (что, где, когда...), хотя бы приблизительно датированы жизненные события. Важно, чтобы у воспринимающего этот текст не возникло неясностей (разве что сам повествующий намеренно опускает нечто важное, чего-то не хочет сообщать)» /1/.

Стоит, однако, развести два вида фиксации семейно-родовой памяти для других.

Первый вид относится, скорее, к изобразительному искусству – это наглядный (стенд, плакат), содержащий как само родословное древо, так и необходимые комментарии к нему (генеалогическая, краеведческая, историческая информация, представленная как в виде текста, так и в виде фотографий, художественных изображений).

Обычно на таком стенде (плакате) присутствуют изображения членов данного семейства, мест, где оно обитало в то или иное время, родовое древо, герб, комментарии, а также различного рода документы, освещающие жизнь семьи и интересные всем другим.

Безусловным требованием является предоставление копий, а не подлинников всех документов, включая фотографии.

Традиционный вариант такого экспоната известен: «на хорошем картоне, цветными карандашами, акварелями или гуашью (фломастеры при такой работе лучше не использовать, так как они неустойчивы к свету и быстро выцветают), хорошими печатными буквами» /9;209/. Минусы такого экспоната: он быстро выходит из строя, не годен для транспортировки, плохо смотрится рядом с аккуратными компьютерными вариантами.

Современный вариант: электронная версия первого, бумажного варианта (его цифровая фотография) или компьютерная презентация (виртуальный альбом): удачный компьютерный монтаж разных взаимосвязанных изображений (например, пейзажа на «подложке», древа, текстов и документов, включая фотопортреты предков, поверх пейзажа).

Образцы таких стендов и плакатов можно встретить на сайте Союза Возрождения Родословных Традиций в разделе «Наши проекты». http:// www.svrt.ru/events.htm

Второй вид больше относится к словесному искусству – это книга (альбом, «раскладушка») с подробным рассказом о роде, его истории, о наиболее выдающихся представителях и пр. Здесь ведущим является текст, а изображения (родословное древо, герб, фотографии с видами местности, копии документов и пр.) - сопровождающими, иллюстрирующими его.

«История семьи (родословная) долгое время была для россиян востребованным и хорошо освоенным жанром. В нем находили свое место знаменательные для людей события: рождение детей, браки, профессиональные достижения и заслуги, участие в защите Отечества, награждение знаками отличия за боевую и трудовую доблесть и многие другие факты, интересные порой не только для тех, кто имел кровную связь с героями повествования о роде, но и для современников и потомков, живших судьбами России. В традициях повествователя - автора родословной было помещать в таком тексте уместную поликодовую информацию: семейный герб, древо рода, фотографии, поколенные росписи, таблицы. Особое место в истории рода всегда занимали сведения о семейном деле и фамильных профессиях. Наследование занятия предков, их ответственного отношения к делу зачастую считалось незыблемой, достойной гордости и уважения обязанностью следующего поколения, накладывало моральную ответственность на потомков за свои поступки. …Родословная может включать семейные предания, легенды, личную переписку, рассказ о семейной реликвии, о случае из жизни, газетные публикации и т.п. жанры, связанные с профессиональными династиями» /13/.

«Большинство семейных воспоминаний и «сказаний о роде» выстраивается хронологически, то есть начиная с описания самых ранних событий, связанных с вашим родом. Чаще всего это предания, дошедшие до вас в устной форме. Они посвящены известным первым именам из родословной. А далее поэтапно описывается жизнь и деятельность членов рода.

История семьи – жанр довольно свободный. Здесь могут найти место и некоторые ваши домыслы и фантазии, но при этом вы обязательно должны будете это обозначить, пометить, чтобы в дальнейшем ваша фантазия не была принята за реальные факты. Не стремитесь к истории всеобъемлющей, напишите сначала одну тетрадь, а следующая уже может дополнить то, что вы осветили в первой» /9;214/.

Поскольку «ни в одном методическом источнике на представлен исчерпывающий проблему материал о жанровых разновидностях родословной и системе формируемых умений, которые позволяют создавать качественное повествование об истории рода в нескольких поколениях» /13/, мы приводим здесь свой совет, данный на сайте СВРТ исследовательнице, пожаловавшейся на сухость изложения фактов: «А Вы представьте, что не пишете некий документ, а рассказываете интересную историю. Можете узловые моменты проговорить кому-нибудь, а потом записать, сохраняя интонацию. И еще совет специалиста по литературному творчеству: пишите с таким чувством, будто участвуете в каком-то приключении, будто впереди ждут открытия. Сам процесс писания станет радостным. Тогда и читатели будут захвачены. Все приемы, которые наработали фольклор и художественная литература, можно использовать в генеалогических жанрах! Важно только дать понять читателям, где подлинный документ, а где вымысел, реконструкция».

Интересной жанровой разновидностью родословной может стать «путешествие на родину предков». Оно позволяет включить информацию о роде, сведения исторического и краеведческого характера органичным и интересным для читателя образом.

Общие требования к конкурсным работам

Районный и областной уровни

С самой первой выставки, проходившей в нижегородской областной детской библиотеке в 2005 году, проведение детских конкурсов по родословию является естественным сопровождением Всероссийских генеалогических выставок. Рассмотрим требования различных конкурсов, проводившихся в 2006-2008 гг. по историко-родословной тематике.

Брянский областной конкурс исследовательских работ учащихся 8-11 классов «Горжусь корнями древними своими», проводившийся при поддержке Управления культуры Брянской области, департамента общего и профессионального образования, государственного объединенного краеведческого музея и Всероссийского генеалогического сайта в 2006 году.

Цели и задачи конкурса: приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи; формирование исторического сознания и нравственной культуры; воспитание бережного отношения к историческому наследию, ответственности за его судьбу; активизация исследовательской работы учащихся, ориентация мышления на практическое приложение знаний и умений; осознание общественной значимости своей деятельности.

Требования к конкурсным работам: 1) текстуальное хронологическое изложение истории рода, начиная от предков к потомкам, с включением ярких эпизодов военных и трудовых биографий предков; 2) графическое изображение родословного древа по восходящей или нисходящей линии, каждая ветвь которого должна быть заполнена по возможности полностью (содержать фамилию, имя, отчество, даты жизни)

Конкурсные работы должны были носить самостоятельный исследовательский характер с использованием опубликованных и неопубликованных источников (архивных, музейных, семейных документов).

В Положении о данном конкурсе указывалось также, что работы могут включать приложения (личные вещи, документы, фотографии или их копии и многие другие документы). Работа должна иметь справочный аппарат: ссылки на источники, иллюстрации; список использованной литературы и архивных источников (если таковые имеются). На титульном листе работы указываются тема работы; фамилия, имя, отчество автора, место учебы, класс, дата рождения, домашний адрес с почтовым индексом, телефон; фамилия, имя, отчество научного руководителя (преподавателя), его должность, место работы.

Критерии оценки: содержание работы, логика изложения, глубина и новизна исследования; источниковая база; умение пользоваться научно-справочным аппаратом; грамотность и оформление работы.

Лучшие образцы родословных таблиц, личные вещи и документы были представлены на Всероссийской генеалогической выставке в Брянском государственном объединенном краеведческом музее.

По этой же схеме проводился детский конкурс исследовательских работ по генеалогии «Юный летописец» (май – ноябрь 2007 года), прошедший при поддержке Администрации г. Лыткарино Московской области, Союза Возрождения Родословных Традиций (СВРТ) и Лыткаринского историко-краеведческого музея.

Здесь итоги конкурса подводились по трем возрастным категориям: - 7 - 10 лет; 11 - 14 лет и 15 - 17 лет. Лучшие образцы родословных таблиц, личные вещи, документы также были представлены на выставке в Лыткаринском историко-краеведческом музее.

Этот конкурс, на закрытии которого мы посчастливилось побывать, принес много открытий.

Открытие первое: детские работы могут быть интересней, оригинальней по исполнению, чем работы иных взрослых. В Лыткаринском музее были представлены разнообразные генеалогические деревья (деревья в прямом смысле слова: дубы, яблони и даже виноградная лоза). Большинство работ было выполнены в цвете. Лучшие образцы родословных таблиц и семейных летописей привлекли внимание жителей города, пришедших на выставку. Вокруг иных генеалогических деревьев собирались группы людей, обсуждали и фотографировали увиденное. А гостей города поразило, что «ребята в конкурсе участвовали целыми классами и на подведение итогов приехали со своими учителями» (А.Кочешков, член СВРТ, г. Ярославль).

Такой интерес к экспонатам выставки - показатель того, что к конкурсу ребята и взрослые готовились серьезно; учителя, дети и их родители работали в тесном контакте с генеалогами и краеведами и, прежде всего, с членами оргкомитета конкурса: членами правления СВРТ, Администрацией г. Лыткарино, сотрудниками Лыткаринского историко-краеведческого музея.

Открытие второе: и детям, и учителям, и родителям (а также бабушкам и дедушкам) заниматься составлением родословий может быть очень интересно. И это увлечение сплачивает семью.

Ради этого и затевался конкурс? «Участие в конкурсе, - предполагали организаторы, - позволит детям и подросткам лучше и подробнее узнать историю своей семьи, наладить и укрепить внутрисемейные связи, почувствовать гордость за свой род». И эта гордость светилась на лицах детей и взрослых во время награждения! Была введена специальная номинация для семьи как участника конкурса «Воспитание бережного отношения к семейному наследию и высокий художественный уровень исполнения».

Награды достались 33 участникам. Первые премии (в разных возрастных группах) – замечательные кубки. Похвальные листы и ценные книги получили еще 20 учащихся – участников конкурса.

Особо был отмечен вклад учителей гимназий и школ.

Открытие третье: такие выставки, протягивающие нить из прошлого в настоящее, нужны не только отдельно взятой семье или школе, но и городу.

Лыткарино впервые упоминается в грамоте, предоставленной Чудову монастырю инокиней Марфой, а также в жалованной грамоте князя Василия Васильевича (Темного) 1451-1461 годов «на право забоя рыболовного протока на монастырской земле Иткарине…». Церковной собственностью Лыткарино оставалось до 1702 года, когда царь Петр I подарил его своему бывшему наставнику Н.М. Зотову. История села связана с такими фамилиями, как Пашковы, Зотовы, Милославские, Демидовы, Чернышевы, Барятинские. (На генеалогическом стенде, сделанном СВРТ, хранящемся в историко-краеведческом музее, как раз показаны пересечения владельцев этих фамилий.)

Местность интересна для туристов, увлекающихся историей. Помимо бывшей деревни Лыткарино (Лыткорино, Выткорино, Иткорино) в черту нынешнего города вошли старинные селения Алчево, Петровское, Усады, Тураево. Привлекает внимание старинная Никольская церковь, а также церковь святых апостолов Петра и Павла в стиле зрелого классицизма, построенная по заказу горнозаводчика Г.А. Демидова - памятник общероссийского значения. Рядом с последней - усадьба Лыткарино, принадлежащая князьям Чернышевым. Место удивительно красивое: усадьба располагается на возвышенном месте и ранее представляла собой многоярусную террасную композицию. Внизу – долина Москвы-реки и захватывающие дух дали.

«От того, в каком виде мы сохраним памятники истории и культуры, наши святыни, во многом зависит наше будущее», - мудро писал предыдущий глава г. Лыткарино А.В. Захаров. На фоне этих бывших (и, смеем надеяться, восстановленных) великолепий стандартная застройка города 50-60 гг. XX века глядится сиротливо и однообразно. Доминантой города может стать не столько промышленность или новая массовая застройка, но и историко-культурное наследие. А в работе по его сохранению не обойтись без историко-родословного направления!

Открытие четвертое: занятие генеалогией действительно помогает найти родственников, о которых ты даже не подозревал, способствует воссоединению семей. Присутствующие на церемонии награждения оказались свидетелями трогательной сцены: сестры, не знакомые прежде жительницы Лыткарино Татьяна Курочкина и Наталья Хныкина, учащиеся разных школ города, впервые познакомились друг с другом благодаря конкурсу. «Похожи, похожи!» - закричали люди в зале, когда увидели их рядом. Степень родства еще предстоит уточнить, но то, что они «с одного древа», у специалистов не вызывает сомнения: в своих работах девочки представили по две повторяющиеся воронежские фамилии. Оказалось, что предки их в 30-х годах прошлого века прибыли из Воронежской области в Лыткарино на строительство завода оптического стекла, не зная о своем родстве.

Реально восстановить связь времен, связь внутри семьи – разве это мало? Академическое на первый взгляд занятие родословием оказывается очень актуальным.

В ноябре 2007- феврале 2008 гг. проводился похожий конкурс в другом районном городе с богатой историей – Угличе. Он был приурочен к VI Всероссийской генеалогической выставке. Положение о конкурсе отличалось от лыткаринского, в первую очередь, большим списком тем (номинаций):

1. Моя родословная (самое глубокое исследование родословной; самое богатое исследование родословной; самое красивое оформление родословной);

2. Моя многонациональная семья;

3. Моя многонациональная школа;

4. История отчего дома;

5. Ратный подвиг дедов и отцов (участие моих близких в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.: в каких родах войск, где начал боевые действия, когда и где окончил войну, боевые награды, фронтовые письма (выдержки), наиболее яркие воспоминания, география подвига (боевой путь), исторические справки и т.д. Участие моих близких в Гражданской войне (в войне с Финляндией 1939-40 г.г.; в Афганской и Чеченской войнах; в иных военных конфликтах);

6. Духовное наследие моего рода (деятели науки и культуры, предприниматели, меценаты, политики, общественные деятели, военные, просветители, богословы и др.);

7. История моей фамилии;

8. Я – представитель династии (педагогические, врачебные, инженерно-технические, военные, рабочие, другие);

9. Стихи о родителях (о маме и (или) отце);

10. Реликвии семьи (часы, портсигар, трубка, вышивка, оружие, монеты, альбомы, письма, фотографии, предметы собственного изготовления и т.д.);

11. Старинная семейная фотография.

Подчеркивалось, что по позициям 2-8, 10,11 желательно написание учащимися сочинений по любой понравившейся теме без ограничения объема. Участники конкурсов должны были подать свои работы на бумажном носителе и в электронном варианте (дискета или CD).

Состав участников здесь был шире, чем у брянского и лыткаринского конкурсов: учащиеся начальных классов; учащиеся 5-7 классов; учащиеся 8-9 классов; учащиеся 10-11 классов; педагоги школ, техникумов, институтов; студенты учебных заведений; родители учащихся; жители города Углича и района.

Еще один конкурс, привлекший наше внимание, - районный конкурс исследовательских работ по генеалогии «Летописец», проводящийся в настоящее время в рамках празднования 70-летия города Воскресенска и объявленного Президентом РФ «Года семьи». Учредителем его является Муниципальное Учреждение «Управление культуры Администрации Воскресенского муниципального района Московской области», а организаторами конкурса - МУКЦ «Усадьба Кривякино» и Союз Возрождения Родословных Традиций.

Цели и задачи конкурса: приобщение к изучению истории Отечества через историю своей семьи; формирование исторического сознания и нравственной культуры молодежи; воспитание патриотического отношения к родному городу и бережного отношения к его историческому и культурному наследию, ответственности за его судьбу; возрождение и развитие традиции историко-родословных исследований; творческое общение участников конкурса; создание новых форм семейного досуга.

Конкурс проводится среди жителей Воскресенского района без ограничения возраста по следующим номинациям: 1) «Юный летописец»; 2) «Учитель-сподвижник»; 3) «Самое глубокое знание родословной семьи»; 4) «Лучшее художественное оформление конкурсной работы».

Многообразие подходов и требований к представляемым экспонатам конкурсов районного и областного звена – свидетельство того, что «народное родоведение» становится реальностью. Это не может не радовать. Однако для многих устроителей подобных мероприятий рано или поздно становится «очевидным, что в дальнейшем к подготовке таких конкурсов следует привлекать специалистов высшей квалификации, работающих в архивах и музеях города; приглашать… авторов первых учебных пособий по генеалогии…; в сотрудничестве с архивами и библиотеками наладить систему консультирования участников в течение учебного года» /11/.

 

Всероссийский уровень

Требования к экспонатам Всероссийского конкурса «Моя семья», проходящего под эгидой Союза Возрождения Родословных Традиций и Российской государственной детской библиотеки, не во всем совпадают с требованиями конкурсов районного и даже областного звена. Это вызвано, главным образом, необходимостью пересылки экспонатов участников конкурса в Москву.

Очевидно, что это должны быть не сами экспонаты в бумажном варианте, но их электронные версии или фотографии (на диске), лучшие из которых могут быть на месте «опредмечены», т.е. превращены в стенд (плакат), а остальные – составить содержание слайдфильма, который будет постоянно показываться на выставке (номинация «Моя родословная»).

Текстовые материалы (номинация «История семьи») также должны быть присланы в электронном варианте, но в сопровождении бумажной распечатки произвольной формы. Лучшие работы в данной номинации будут опубликованы в сборнике целиком, остальные – частично, в отрывках.

Из-за дальности расстояния участие "вещественных" экспонатов (семейных реликвий, старинных предметов), обычно помещаемых на выставках в стеклянные стенды, здесь проблематично. (Это реально только участников для ближних к г. Москве областей.)

Дополнительные методические материалы и библиографические списки в помощь конкурсу «Моя семья» будут вывешиваться на сайте РГДБ.

Желаем успеха в проведении конкурса!


Цитируемая литература:

1. Алексеев А. Эстафета памяти. Ресурсы, нормы и эффекты автобиографического повествования http://www.socio.ru/public/alekseev/Biogr.doc

2. Афанасьев Ю. Любое знание – гуманитарно // Родина. - 2001 - N 9. - С. 12-13.

3. Блохина И. В. «Книга памяти» - источник родословного поиска (Из опыта работы библиотеки) // Все живы в памяти моей…: Альманах Ярославского историко-родословного общества. Вып. 2. – Ярославль : Ремлер, 2006. – С.42-47.

4. Введение в генеалогию: Учеб. пособие для студентов исторического факультета БГПУ / Сост. А.И. Чигрина http://old.ufagen.ru/genealogy/student/

5. Калистратова Э. А. Изучаем историю своего рода / Учебно-справочное пособие. – Екатеринбург : Форум-книга, 2007. – 128 с.: ил.

6. Киселев А. История: "единый знаменатель" // Родина. - 2001. - С. 8-9.

7. Краско А. В. Несколько слов начинающему генеалогу // Тальцы. - 2003. - № 3. - С. 73-79 или http://www.petergen.com/metod/sovkrasko.shtml

8. Крупнов Ю. Патриотизм – это наша способность восстановить страну как мировую державу // Народное образование. – 2001. - № 4. – С. 62-67.

9. Мартышин В. С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). - М. : "Школьная Пресса", 2000. - 224 с.

10. Рыхляков В. Н. Генеалогия как средство воспитания и образования // Известия Русского генеалогического общества. - Вып. 4. - Спб, 1995. - С. 12, 17-18.

11. Семенцов В. С. Уроки конкурса-соревнования «Моя родословная» http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pr...cov.php?print=Y

12. Свищёв П. А. Проблемы трансляции генеалогического знания

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1770/svischev.htm

13. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений студентов педагогического вуза в процессе создания биографического повествования об истории династии http://www.mirrabot.com/work/work_51229.html

ПРИЛОЖЕНИЕ Библиография методических пособий по генеалогии

1. Антонов Д. Н., Антонова Н. А. Метрические книги России XVIII – начала XX в. – М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. – 385 с.

2. Божков О. Б. Родословные (генеалогические) деревья как объект социологического анализа http: // www.nir.ru / socio /scipubl/si/34-bjzhkov.htm

3. Бронников И. В. Родословная Хрестоматия (Из опыта построения родословной) // Кольский родословец. – Мурманск : Мурманское родословное общество, 2000. – С. 56-76. или http://rodmurmana.narod.ru/Kol_rod4.htm

4. Введение в генеалогию: Учеб. пособие для студентов спец. “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры” / С-Петербургская гос. акад. культуры. Кафедра музееведения; Сост. С. В. Белецкий. – СПб. : Санкт-Петербургская гос. акад. культуры, 1997. – 107 с.: схем., табл.

5. Введение в генеалогию: Учеб. пособие для студентов исторического факультета БГПУ / Сост. А. И. Чигрина. http://old.ufagen.ru/genealogy/student/

6. Где мои корни? Пособие по составлению родословной / Сост. Н. И. Юртаев. http://bspu.secna.ru/E_public/geneologia/

7. Пенкин А.Г. Первый опыт создания крестьянской родословной // Все живы в памяти моей…: Альманах Ярославского историко-родословного общества. Вып. 1. – Ярославль : Ремлер, 2004. – С. 11-20.

8. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД / Отв. сост. С. Н. Романова; сост. И. И. Глуховская, М. П. Дьячкова, В. И. Звавич и др. – М: ВНИИДАД, 2004.- 280 с.

9. Генеалогия для начинающих: методическое пособие / Сост. Л. В. Бирюкова. - М. : Изд. 000 «Лаватера», 2006. – 48 с.: ил.

10. Занимательная генеалогия / Сост. Е. В. Бибикова. М. : СВРТ, 2006. – 21 с.: ил.

11. Занимательная генеалогия / Сост. Е. В. Бибикова. – Вып. 2. - М. : СВРТ, 2007. – 28 с.: ил.

12. История и генеалогия. – М .: Наука, 1977. – 288 с.

13. Кабачек О. Л. История рода – история Отечества // Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Школьная библиотека, 2004 . – С. 133-215.

14. Калистратова Э. А. Изучаем историю своего рода / Учебно-справочное пособие. – Екатеринбург : Форум-книга, 2007. – 128 с.: ил.

15. Каменская Л., Купцов И. Изучаем родословные семей. Создание Уральского генеалогического фонда // Библиотека. – 2000. - № 6. – С. 23-26.

16. Колесников П. А. Путешествия в родословия / Вологод. гос. пед. ин-т и др. – Вологда : Русь, 1997. – 213 с.: порт.

17. Кольский родословец http://rodmurmana.narod.ru/Kol_rod4.htm

18. Конькова А. Ю. Законодательство Российской империи о документировании принадлежности к дворянству // www.low-and-politics.com/ paper.Shtml?a=8_2000;o=565363

19. Корнева О. В. Путевые записки, или Как узнать своих предков. – Екатеринбург : Дизайн-принт, 2007. – 136 с.

20. Краско А. В. Несколько слов начинающему генеалогу // Тальцы. - 2003. - № 3. - С. 73-79 или http://www.petergen.com/metod/sovkrasko.shtml

21. Кричман А. “Я и моя родословная…” // Школьная библиотека. – 2002. - № 6. – С. 50-51. .

22. Лохина Е. И. Генеалогия в сети – новые успехи старой дисциплины genealogia.ru/ru/lib/catalog/articles/lohina/O.htm

23. Мартышин В. С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). - М. : "Школьная Пресса", 2000. - 224 с.

24. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. – СПб, 2006. – http://diderix.petergen.com/metod.htm

25. Моя родословная. Пособие для начальной школы / Автор-составитель В. С. Василевская. М. : ВИТА-Пресс - 1999. – 48 с.

26. Моя родословная / П. Дукаревич. – СПб. : Лениздат, 2007. – 317 с.: табл.

27. Новиков А. В. Беседы о родословиях. – Архангельск: : Правда Севера, 2005. – 303 с.: ил., портр.

28. Оленев М. Б. Подробно о том, как отыскать своих предков. Генеалогические исследования. - Калуга : Издательство «Фридгельм», 2006. - 224 с.: ил.

29. Онучин А. Н. Твое родословное древо: Практ. пособие по составлению родословной. – Пермь : Изд-во Ассоц. генеалогов-любителей, 1992. – 30 с.: схем.

30. Петриченко М. Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных (на примере документов, использовавшихся при составлении генеалогии Абросимовых и Петриченко) / Историко-родословное общество в Москве. – СПб. : ВИРД, 2001. – 43 с.: факс.

31. Поиск пропавших предков: Советы http: /rrr.webzone.ru

32. Прохоров М. Ф. О методике составления крестьянских родословных // Летопись историко-родословного общества в Москве. Вып. 4-5 (48-49). – М., 1997. – С. 126-132.

33. Разумова И. Со слов отцов и дедов. Отечественная история в зеркале семейных преданий // Родина. - 2001. - N 4. - С. 95-98.

34. Родословие: программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений, в образовательных учреждениях / Центр детско-юношеского туризма, Всерос. турист.-краевед. движение “Отечество”; Сост. Н. А. Александрова, Ю. А. Попович. – М. : Изд-во ЦДЮТур РФ, 1998. – 119 с.

35. Родословные петербургских семей. Исследования по генеалогии Санкт-Петербурга. - Вып.1. - Сост. и ред. Н. В. Благово, Э. И. Архипова. Науч. конс. В. Н. Рыхляков. - СПБ. : Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, Русское генеалогическое общество, 1999. – 116 с.

36. Романова С. П. Как найти свои корни: Пособие для начинающих генеалогов-любителей // Вестник архивиста. – 1998. - № 2 (44). – М., 1998. – С. 104-108; 1998. - № 3 (45) – С. 103-110.

37. Русская генеалогия / Под ред. Б. А. Николаева. – М. : Богородицкий печатник, 1999. – 232 с.: ил.

38. Русская генеалогия. Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Л. Д. Попова, Г. С. Чухнина. – Архангельск : Помор. ун-т, 2005. – 228 с.: ил., табл.

39. Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте: первое и второе полугодие. Сер: Справочники по русской истории. Вып. 3. — М. : Изд-во «Археографический центр», 1994. – 270 с.

40. Усков И. Ю. Отечественная генеалогия. Учебное пособие. – Кемерово : КГУ, 2002. – 110 с.

41. Флейман Е. А. Родословие – путь к истокам (Рекомендации и опыт по генеалогии и краеведению): Учебное пособие. – Кострома : КГТУ, 2000. - 72 с.: схем.

42. Шуринов А. С. Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепция развития. – М. : изд-во ООО «Лаватера», 2006. – 120 с.: ил.

43. Я и моя родословная // Школьная библиотека. – 2002. - № 1. – С. 52-53.