Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Чехов Антон Павлович: Университет развивает все способности, в том числе - глупость.

О. Наумов. Из опыта преподавания генеалогии в Московском педагогическом университете.

Назад

 

       Процессы, происходившие в последние годы в отечественной исторической науке: преодоление идеологизации исследований, поиски новой эпистемологической парадигмы, расширение проблематики, – оказали сильное влияние на содержание и структуру высшего исторического образования. В числе новшеств оказалось почти повсеместное включение в учебные планы специальных исторических дисциплин, которым в советский период внимания уделялось крайне мало. И даже если они преподавались, то преобладали хронология, метрология, палеография, о генеалогии речь практически не велась. 
       Московский педагогический университет (б. Московский областной педагогический институт) не составлял исключения из общего правила. Генеалогия была введена в курс специальных исторических дисциплин только в 1995 г. На ее изучение отведена почти треть всех занятий. На очном отделении (2-й курс) – 12 часов лекций и 10 часов семинаров. Преподается генеалогия также на вечернем и заочном отделениях (1-й курс), но в меньшем объеме. 
Курс является авторским. Он основан на личных исследованиях и вобрал в себя не только лучшие традиции отечественной науки, но и достижения западных генеалогов. При подготовке курса учитывался педагогический опыт, накопленный русской генеалогией (лекции Л.М. Савелова, Ю.В. Арсеньева, Н.П. Чулкова). Мы исходили из того, что студенты должны получить знания, которые позволяли бы им вести самостоятельные родословные изыскания, свободно ориентироваться в источниках и литературе, правильно оформлять результаты своих исследований. Подробное изучение конкретных родов не является, по нашему мнению, целесообразным, поскольку такая информация вряд ли может быть надолго и полно усвоена. Поэтому в лекциях основное внимание уделяется теоретическим и источниковедческим проблемам, а также истории отечественной генеалогии. 
В лекции по теории генеалогии дается характеристика понятийного аппарата (род, ветвь, родоначальник, поколение и др.), закономерностей (убывания предков, счета поколений за столетие), возможностей дисциплины в историческом и источниковедческом исследованиях, ее социальным и культурологическим аспектам, междисциплинарным связям. Подчеркивается, что генеалогические знания зародились в глубокой древности и стали основой формирования интереса к прошлому в целом. 
       Далее излагается история практической генеалогии России в XV–XX вв.: указывается на её связь с местничеством, дается оценка достоверности родословных легенд и характеристика основных источников (Государева родословца, Бархатной книги, губернских родословных книг и др.), рассказывается о создании и деятельности Герольдмейстерской конторы, Департамента герольдии, дворянских собраний. 
Особый раздел курса посвящен изучению купечества, духовенства, крестьянства, интеллигенции; он построен преимущественно как источниковедческий. 
Большое внимание уделяется развитию русской научной генеалогии: ее зарождению в XVIII в., характеристике справочников, деятельности генеалогических обществ, преподаванию, основным направлениям исследований (в том числе в эмиграции) и современному состоянию. Дается обзор истории европейской генеалогии. 
       Специальная лекция посвящена титулам и генеалогическому составу русского дворянства. В ней приводится генеалогическая характеристика основных групп сословия: Рюриковичи, Гедиминовичи, древнее дворянство, жалованное дворянство и др. Эта систематизация не претендует на полноту и предназначена исключительно для учебных целей – чтобы показать конкретно-историческую реализацию тенденций и закономерностей дисциплины. Факты из истории отдельных родов приводятся только в качестве примеров. Некоторые вопросы конкретной генеалогии (в частности, родословия древнерусских князей и династии Романовых) изучаются студентами в курсе отечественной истории. 
Лекции сопровождаются демонстрацией обширного иллюстративного материала: рисунков родословного древа, портретов генеалогов (князя А.Б. Лобанова-Ростовского, Л.М. Савелова, Ю.В. Арсеньева, Н.П. Лихачева, В.И. Чернопятова и др.), копий генеалогических документов (например, из дел дворянских собраний), журналов («Летопись Историко-родословного общества» и «Известия Русского генеалогического общества») и др. 
Изучение методики генеалогического исследования вынесено на практические занятия. Студенты овладевают навыками составления восходящих и нисходящих таблиц, поколенных росписей, генеалогических карточек и досье. Нами была разработана особая типология родословных таблиц, которая помогает быстро освоить правила их составления. Она построена на том, что выделено несколько критериев возможной систематизации таблиц (по типу, по информационной насыщенности и др.). По мере изучения каждой из этих систематизаций студенты получают не только теоретические знания о разнообразии таблиц, но и учатся их понимать и составлять. Например, при освоении деления таблиц по информационному признаку (именные, т.е. состоящие только из имен, и биографические, т.е. такие, где имена сопровождаются дополнительными сведениями) дается представление и об истории генеалогической методики (именные характерны для средневековой генеалогии), и о составе сведений (даты жизни, указания на супругов и др.). 
За прошедшее время такая методика обучения показала очень большую эффективность, подтверждаемую результатами контрольных работ, из которых только малая часть (не более 5–7 %) возвращается на доработку. Каждый вариант таблиц сопровождается демонстрацией наглядного материала (обязательно – по реальному роду). Студенты знакомятся также с неправильно составленными таблицами и выполняют анализ их методических ошибок. Обязательным является освоение и применение условных знаков, принятых в генеалогии. 
       При изучении поколенных росписей акцент делается на три аспекта: состав сведений биографических справок, варианты нумерации и указания источников. На занятиях отводится время для ознакомления с поколенными росписями из различных генеалогических справочников. Среди этих родословных есть и такие, которые содержат потомство по женским линиям. Демографическая ситуация в современной России такова, что при исследовании собственных семей многие студенты сталкиваются именно с таким родством. При изучении генеалогических карточек и досье основной упор делается на состав их сведений. Обязательно подчеркивается взаимосвязь всех методических приемов, основной смысл которых заключается в сокращении или расширении генеалогической информации. 
Во время практических занятий студенты выполняют самостоятельную работу: перевод нисходящей таблицы в поколенную роспись и наоборот. По результатам курса предусмотрена контрольная по теме, которая сводится к составлению двух таблиц (восходящей и нисходящей) и поколенной росписи, сопровождаемой указателями: 1) родственных фамилий; 2) имен и отчеств членов рода. Большинство студентов выполняет работу на примере собственной семьи. Они опрашивают представителей старших поколений, разбирают семейные бумаги. Подчас эти контрольные выливаются в достаточно обширные и подробные исследования. При этом студенты часто отмечают, что родственники были удивлены и обрадованы их интересом к истории семьи. Некоторые продолжают собирать сведения и далее, обращаются в архивы и т.д. Это свидетельствует о том, что курс генеалогии имеет не только узкопрофессиональное значение, но и повышает общую культуру студентов, заставляет иначе относиться к собственной семье, стимулирует интерес к ее истории. 
В 1999 г. нами была подготовлена и издана программа курса специальных исторических дисциплин, в которой имеется раздел по генеалогии, а также список рекомендуемой литературы на русском и иностранных языках (с отдельной рубрикой «справочники»). 
       Большой популярностью пользуются специальные курсы по генеалогии. Их посещает примерно треть студентов. За прошедшее время состоялись спецкурсы «История и генеалогия русского дворянства» (1996), «История всемирной генеалогии с древнейших времен до середины XX в.» (1996), «Русское дворянство как социокультурный феномен» (1997) и др. Кроме того, проблемы генеалогии затрагивались в спецкурсах по геральдике. 
Результатом преподавания дисциплины стали курсовые и дипломные работы, выполненные под нашим научным руководством. Т.И. Совалева защитила диплом по теме «Генеалогия в мифах Древней Индии» (1998), А.О. Осмоловский – по теме «Военная организация польского дворянства в средние века» (2000). В 2001 г. готовятся работы по родословию Бутурлиных и истории дмитровского дворянства в XIX в. Интерес отдельных студентов к генеалогии вылился в выступления на научных конференциях и отразился в публикациях. 
       Занятия по генеалогии в Московском педагогическом университете имеют особое значение, поскольку предназначены для будущих педагогов. Есть много конкретных примеров того, что бывшие студенты используют полученную информацию и навыки в своей педагогической деятельности, на уроках истории, краеведения и др. Это дает основания надеяться на поддержание в нашей стране стойкого интереса к генеалогии, повышение ее статуса в жизни социума. В конечном счете, овладение историками генеалогической информацией – одно из важнейших условий сохранения национальных традиций, родовой памяти и русской культуры.

 


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов