Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.

Родословная как способ осмысления реалий времени

Назад

 

Министерство образования и науки РФ

Управление образования администрации Ленинского района

Управление образования администрации Ленинского района

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148»

Номинация: «Родословие».

 

Тема: «Родословная как способ осмысления реалий времени».

Выполнила Вагенлийтер Татьяна Андреевна

06.06.1991года рождения,

паспорт 0404 938417, выд. УВД

Ленинского района г.Красноярска 21.06.2005г.

Домашний адрес: 660124, г. Красноярск,

ул.Борисевича, д.13, кв.89, т.8-923-345-35-75,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

 

 

№148», 11 класс, структурное подразделение

«Литературно-краеведческий музей «Наследие»,

660124, г.Красноярск, д.23, 8(3912)-2-66-95-16,

E-mail: shool148@.

Руководитель Боковикова Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы (высшая

категория), руководитель структурного

подразделения «Литературно-краеведческий

музей «Наследие», д.т. 8(3912)-2-68-51-02, 8-902

918-35-03.

Красноярск, 2008.

 

Природа, что пренебрегает корнем,

Сама себя в границах уж не сдержит,

Кто хочет быть обрезанною веткой

Ствола живящего, тот лишь,

Как хворост, годится для сожженья.

В. Шекспир. «Король Лир».

Вступление. Генеалогия как вспомогательная историческая наука.

Каждый человек должен знать своё происхождение, историю своего рода. Это знание более всего связывает его с историей его страны, народа, укореняет в любви, мировоззрении, выборе жизненного пути. В последние годы всё чаще и чаще в средствах массовой информации встречается слово «генеалогия». Генеалогия (греч. genealogia) - (родословная, родословие) – «история рода, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства »,1систематическое собрание сведений о происхождении, преемственности и родстве родов и фамилий. А если сказать ещё короче: «Генеалогия – наука о предках ныне живущих людей». Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, до 18 века носящая лишь практический характер. Сейчас мы можем составить генеалогическое дерево своего рода, не боясь сказать о своих предках, кем бы они ни были – простыми крестьянами или принадлежали к древней дворянской династии. В советское время было опасно интересоваться генеалогией. Вдруг окажется, что предки были купцами или дворянами, да ещё путешествовали за границей! Поэтому все и оказывались потомками бедных крестьян или рабочих.

 

Сейчас можно восстановить данные практически о любом роде, пользуясь не только архивными данными и семейными воспоминаниями, но и обращаясь к журналам: «Историческая генеалогия», «Генеалогический вестник», «Известия русского генеалогического общества», «Летопись историко-родословного общества», сайту в Интернете «Всероссийское Генеалогическое Древо» и к другим сайтам.

Цель данной работы заключается в необходимости исследования внутрисемейной родословной, в процессе которого мы увидим прошлое своей страны через призму восприятия членов одной семьи. В результате работы будут решены следующие поставленные нами задачи:

* проследить развитие жанра «внутрисемейных родословных»;

* отразить в истории своей семьи историю страны с 30 – ых годов 20 века до начала 21 века, проследив жизненный путь пяти поколений семьи.

* оказать методическую помощь желающим составить свою родословную;

Актуальность данной работы мы выявили в результате опроса учеников 10-11классов, который проводился по следующим вопросам:

1. Есть ли в вашей семье реликвии?

2. Как вы понимаете значение этого слова?

3. До какого колена вы знаете своих бабушек и дедушек? Перечислите их имена.

4. Есть ли в вашей семье старые фотографии?

5. Пытался ли кто-нибудь в вашей семье составлять родословную?

6. Хотите ли вы заняться составлением родословной вашей семьи?

На эти вопросы ответили 30 учеников 10 и 11 классов. Результат был следующим.

На 1 вопрос «да» ответили 7 человек; к семейным реликвиям респон -денты относят кольца, крестики, фарфоровые статуэтки, золотые часы, в 23 семьях реликвии не сохранились. Респонденты понимают, что ценность этих вещей не в том, что они имеют значимость для семьи в денежном эквиваленте, а в том, что принадлежали прадедушкам и прабабушкам. Так в одной семье бережно хранят куклу, надеваемую на самовар и принадлежав - шую прапрабабушке. А в другой – платинового двуглавого орла, по преданию подаренного предкам семьи самим Иваном Грозным!

Обобщая ответы на второй вопрос, мы вывели понятие «реликвия» в понимании респондентов нашей школы:

«Реликвия – это любая вещь, возможно, не имеющая материальной ценности и передаваемая по наследству из поколения в поколение, как символ прошлой жизни, и с которой связаны какие-либо семейные предания и воспоминания».

На третий вопрос респонденты ответили следующим образом:

* знают своих предков до пятого колена (прапрадедушки и прапрабабушки респондентов) – 2 человека;

* знают предков до четвертого колена (соответственно – прадедушки и прабабушки) – 12 человек;

* знают предков до третьего колена (дедушки и бабушки) – 12 человек;

* не знают своих предков – 4 человека.

Эта анкета была проведена без предварительной подготовки (никто не мог узнать о своих предках до момента её заполнения) и заставила респон -дентов задуматься о прошлом своей семьи. Мы сделали такой вывод на основании того, что 28 человек выразили своё желание составить в ближайшее время родословную своей семьи. (Приложение 1).

Чтобы приступить к работе над составлением родословной, мы решили выяснить, каковы традиции генеалогии в нашей стране и за рубежом, в чем заключаются особенности их составления, с разновидностями каких текстов нам придётся работать, слушая воспоминания старших и анализируя первоис точники об истории нашей страны.

Глава 1. Библейские сказания.

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития. Уже в «Ветхом Завете» встречаются первые упоминания о происхождении и родстве всех многочисленных народов, о деяниях апостолов. Списки происхождения библейских личностей находятся прежде всего в исторических произведениях хронистов (книги Паралипоменон, Неемии, Ездры). Книга «Бытие» (гл.10) содержит родословный список всего человечества.

Родословную Иисуса Христа можно проследить в Евангелии от Матфея, который доводит её до Авраама как праотца Израиля. Лука же, будучи «христианином из язычников», доводит генеалогию до Адама как прародителя всех людей.

 

В глубокой древности одним из литературных жанров стали жития святых – агиография (греч. hagios – святой и grapho – пишу) – рассказы о жизни, благочестивых подвигах и страданиях людей, канонизированных христианской церковью, которая с первых дней своего существования тщательно собирала сведения о жизни и деятельности её подвижников. Жития святых составляют самый обширный отдел христианской литературы. Жития святых сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), деяний апостолов и других памятников ранней христианской литературы в 4 -5 веках («Житие Антония Великого», «Житие Афанасия Александрийского» и др.). Позже, в 9 веке, жития оформились в «Четьи Минеи» (от греческого - menaios – месячный и древнеруссского – «четий» – предназначенный для чтения). Кроме того, в «Четьи Минеи» были включены « Слова» и «Поучения». В Византии их составителем был живущий в 10 веке Симеон Метафраст. В Древней Руси и у южных славян известны были «Супрасальский сборник» и «Успенский сборник». На основе сборника «Четьи Минеи» под руководством митро -полита Макария в 16 веке был создан грандиозный свод «Великие Четьи Минеи» в 12 томах (по одному на каждый месяц года). Жанр «Жития святых» имеет общие особенности для всех стран: подвиги и чудеса, твори- мые святыми, обязательное рождение от благочестивых родителей. На Руси первые упоминания о «Житиях» появились в 11 – 12 веках: «Житие Феодосия Печерского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Гораздо позже, в 17 веке, этот жанр претерпел изменения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» содержит как автобиографию героя с упоминанием родителей, жены и детей, так и гневный протест старообрядца против реформ патриарха Никона.

 

 

Глава 2. Русские летописи. Приход Рюрика в Новгород.

 

Летописи ( древнерусское– « лето » - год ) явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Из года в год при дворах князей и в монастырях велись записи о важнейших событиях. Древние тексты много раз переписывались, объединялись в летописные своды, в них переписчики вносили описание современных событий. Древнейшая из сохранившихся летописей, Лаврентьевская, была переписана в 1377 году монахом Лаврентием. Как и многие другие, эта летопись опирается на более поздние источники. В частности, в неё входит « Повесть временных лет» (прило –жение 2), созданная в начале 12 века. Большинство учёных считают автором «Повести» монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора. Сам, будучи очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое полотно, в которое входили жития святых, документы княжеского архива, иноземные хроники, народные сказания.

Сказания о происхождении династий, знатных фамилий и даже народов получили широкое распространение во многих странах в раннем средневековье.

На Руси же такой рассказ впервые появился ещё в древнейшей летописи – в «Повести временных лет»,- где говорилось и о расселении славянских народов, и о приходе в Новгород Рюрика, от которого, по преданию, вели своё происхождение русские великие и удельные князья, так как в 862 году новгородцы обратились к варягу Рюрику и его братьям, Синеусу и Трувору, чтобы они « пришли княжить на их земли и учинили мир».1( Приложение 3). Кроме того, в летописях встречались упоминания о службе русским князьям варяжских дружинников и других иноземцев. Так, благодаря Нестору, древнейшая история славян и Руси вписалась во Всемирную историю.

Глава 3. Появление родословных росписей на Руси.

Параллельно с «Житиями» на Руси в 15 веке появляются «родослов -ные росписи» для правящего класса, так как образование единого Русского государства требовало юридического закрепления отношений между боярскими родами. В 40-ые годы 16 века появляются первые родословные книги (разумеется, не имеющие художественной ценности, но несущие необходимую информацию). Книги эти составлялись в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу.

В 16 веке, когда в Москве были записаны родословные росписи большинства известных семей, которые из поколения в поколение служили при московском великокняжеском дворе, эти рассказы становились доказа- тельством их знатного происхождения. Так в «Сказании о князьях влади-

 

мирских», где повествуется о корнях княжения родов Москвы, варяг Рюрик, о предках которого в древних летописях нет никакого упоминания, стал потомком римского императора Августа. Потомками Августа или даже Нерона считали себя государи некоторых европейских стран.

Кроме родословий семей, ведущих своё начало от дружинников Александра Невского, Дмитрия Донского, литовских князей, татарских царевичей, встречались и красочные летописи о предках великих князей владимирских, литовских.

Само понятие «генеалогия» появилось при Ярославе Мудром (умер в 1054г.) в греческих рукописях. Но сами родословные росписи различных родов появились гораздо позже, в 16 веке. В то время в Москве сложился Государев двор, объединивший тех, кто издавна служил московским князьям, и бояр из соседних земель: Тверского, Рязанского, Ярославского и других княжеств.

В русские родословия, которые стали регулярно создаваться с 16 века, записывали потомков по мужской линии либо самого князя из рода Рюриковичей, либо дружинника, когда-то приехавшего к нему на службу. Генеалогический ряд непрерывен – от пращура до тех, кто эту роспись составлял. Соединяли даже распавшиеся роды, чтобы каждый человек мог при необходимости доказать древность своего происхождения, а если человек не оставил потомков, то около его фамилии писали «бездетен», чтобы никто не смог причислить себя к древнему роду.

Указывали на принадлежность к тому или иному боярскому роду наследственные родовые имена, то есть фамилии. Фамилия ( от латинского familia – семья ) – « наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени».1( 785) Фамилия называла общего предка целого рода. Фамилии были распространены ещё в Древнем Риме, в среде родовитой знати. В России фамилии были введены законом в том же 16 веке, когда и начали создаваться первые родословия, но сначала - для князей и бояр, затем - для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства они были утверждены законом после отмены крепостного права в 1861году. Часто крестьян записывали под фамилией прежних владельцев. Занимается изучением про - исхождения собственных имен и фамилий раздел языкознания –ономастика.2

 

Глава 4. Символы родословия.

С течением времени родословия становились всё подробнее. Помимо упоминания о службе русским князьям, в них рассказывалось о том, как человек служил, в каких странах побывал. Так история семьи стала постепенно сливаться с историей Родины и зарубежных стран.

В 17 веке генеалогические документы стали превращаться в красоч- ные истории семей. В государствах Европы рыцарская культура средневеко вья обратилась к изображению рода в различных символах: эмблемах, гербах, а также в поэмах и романах, прославляющих подвиги рыцарей («рыцарский роман»).

Расцвет генеалогии в странах Западной Европы пришёлся на развитие феодализма, когда в обществе появляется частная собственность и необхо -димо знать, кому достанется право её наследования. Сильный толчок в этом направлении дали рыцарские ордена. У древних генеалогия состояла обычно лишь в перечислении отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие. Крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и ещё некоторые краткие сведения. Когда же образовались рыцарские ордена и от поступающего в них потребовались доказательства дворянского происхож- дения, то генеалогические сведения начали принимать условную форму, по лучившую название генеалогического дерева (древа). (Приложение 4).

Оно составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе которого у корня помещали герб лица, вступавшего в орден; ствол делился на две главные ветви, на которых помещали: на правой – герб отца, а на левой – герб матери. Каждая из главных ветвей снова делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабушки по отцовской и материнской линии и т.д. Обычно для вступления в орден требовалось по восемь гербов с каждой стороны, считая и герб вступавшего, реже – 16. Подобные же доказательства дворянства требовались впоследствии и для принятия молодых девушек на воспитание в монастыри.

В 17 веке дворянину требовались документы, подтверждающие генеалогическое древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена. Постепенно к изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти, браке. Затем начали уменьшать изображение герба и даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями.

Таким образом, генеалогическое древо превратилось в ряд имен и получило название генеалогической таблицы. Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того, чтобы начинать его снизу, то есть с лица, для которого она составлялась, стали писать вверху таблицы родоначальника или старшего предка, от которого и вели роспись.( Приложение 5). Так как женскую линию проследить было достаточно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц, принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с родителями прямой чертой, а между собой – скобкой. Справа всех мужских имен помещается кружок, а женских – квадрат (в западноевропейских генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и, кроме того, сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими. Поэтому теперь обычно обозначают каждое лицо номером, начиная с родоначальника.

В некоторых странах появился обычай рисовать родословные древа как символ жизненных сил, роста и процветания семьи. Росписи представ -ляли как дерево с корнями, в которых располагался основатель рода, на ветках – потомки с женами и мужьями (в России – только потомки по мужской линии).

Родословные деревья, или списки родов, представляют собой простей шие начала исторических набросков. Они ориентируются на основные формы человеческой общности: семья, семейство, род, племя.

В Европе родословными древами украшали стены замков, потому что они представляли собой разного цвета и формы щитки, на которых записы -вались имена родственников. Причём, соблюдались особые правила, по которым можно было легко отыскать родственников, увидеть, с кем они вступили в родственные отношения. Так простые документы превращались в красочные картины.

Именно рыцарям эпохи средневековья мы обязаны тем, что возникла такая вспомогательная историческая дисциплина, как геральдика («описание гербов и их истории»1). Слово «герб» пришло в русский язык из немецкого – «erbe », что означает « наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении. Герб позво- ляет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях. Если государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, то родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, служить средством удостоверения своего владельца (герб на печати). Поэтому он, как правило, официально утверждается высшей властью.

В средневековой Европе сначала появились гербы личные, ставшие потом родовыми. В начале это были знаки-символы как свидетельство принадлежности предметов определённому владельцу. Они появились на печатях, личном оружии и других предметах. Придумать и использовать такой знак мог любой по своему желанию. Но впоследствии, в бесконечной череде междоусобных войн, охвативших средневековую Европу, выделялись наиболее важные сражения, участники которых хотели увековечить память о них. Стали появляться символические изображения битв и подвигов отдель- ных рыцарей. Эти изображения постепенно закреплялись за рыцарями, переходили к их потомкам. Распорядители рыцарских турниров – герольды – разработали правила составления гербов, специфическую терминологию прочтения герба, а также законы, закреплявшие герб за определённой семьей и запрещавшие использование его посторонними людьми. Генеалогические древа средневековья и гербы были во многом сходны, отражая практически жизнь одного рода.

В России же вначале появился герб государственный, затем земельные и городские эмблемы (знаки собственности одного рода), а потом уже и родовые. Герб может считаться гербом только тогда, когда исполь -зуется постоянно на протяжении длительного времени. Так изображение двуглавого орла в качестве государственного символа России ведёт свой отсчёт с конца 15века. (Приложение 6). В Древней Руси не было гербов в традиционном смысле этого слова, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими из них были так называемые знаки Рюриковичей, знаки русских князей, передаваемые по наследству. ( Приложение 7). Изображение двузубца, родового знака Рюриковичей, находили на печатях, на предметах снаряжения воинов, на монетах. Это были знаки собственности княжеской династии.

Младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных – Захарьиных – Юрьевых дала начало династии Романовых. (Приложение 5). В самых ранних родословных 16-17веков все называли прародителем этой династии Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в 14 веке. Потомки Кобылы хорошо известны по различным документам 14-15 веков. Правнучка Андрея и внучка его сына, Фёдора Кошки, Мария Голтяева приходилась бабкой великому князю Ивану III Васильевичу. А внуки Ивана III – Дмитрий и Иван IV Васильевич (Грозный) впервые венчались на царство Мономаховым венцом в Успенском соборе. Первым царём династии Романовых был Михаил Фёдорович, сын патриарха Филарета Никитича Романова. (Приложение 8).

Глава 5. Статус Герольдмейстерской конторы.

В 1722 году Петр Первый учредил при Сенате специальное учреждение - Герольдмейстерскую контору (позже она стала называться «Герольдия»), просуществовавшую с некоторыми изменениями до 1917 года. Её возглавлял герольдмейстер. В числе занимавших эту должность были филолог В.Е.Адодуров, историк князь М.М.Щербатов. Герольдия имела отделение и в Москве.

До 1760-х годов главной обязанностью Герольдии было наблю- дение за дворянской службой: составление списков дворян и их детей, наблюдение за тем, чтобы никто не уклонялся от службы, определение отставных офицеров к гражданским должностям, составление гербов. .рольдии было наблюдение за дворянской службойв2020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы о дворянстве русских семей, которые начинали высоко цениться в обществе, подтверждалось документально продвижение дворян по службе. Геральдическое дело в России обрело официальный статус.

При Екатерине Второй в каждой губернии создавалось своё губернское собрание, которое обязано было записывать всех, имеющих на это право, в особые родословные книги, принимало в свою корпорацию новых членов, выдавало документы детям дворян, выезжающим учиться за границу. С этого времени родовитость по службе царю стала терять своё значение, а на смену пришел территориальный признак – принадлежность к дворянской корпорации той губернии, где жил, нёс службу или владел землёй дворянин. На основе Герольдии в 1848 году был создан Департамент. Он входил в состав Сената. 90 его членов занимались делами о дворянстве и почётном гражданстве, назначением пенсий чиновникам, переменой фамилий, выдавали патенты на чины, копии с гербов и родословных, различные грамоты и дворянские дипломы. В департаменте вели учёт дворян, утверж -дали постановления губернских дворянских собраний о внесении в родословные книги, составляли новые гербы, вели дворянский и городской гербовники.

В 1857 году при Департаменте создано Гербовое отделение. В 1858 году круг обязанностей департамента был расширен: туда передали дела о приёме на службу иностранцев, о производстве в чины и др.

На основе сохраненных документов в 1918 году был создан Гербовый музей.

Глава 6. Дальнейшее развитие генеалогии.

В 18 веке генеалогия нашла своё место и в науке. В России стали появляться исторические труды, прослеживающие последовательность княжения и царствования государей. Для этого надо было знать родственные связи между отдельными правителями. Такой порядок описания исторических событий был принят во многих странах. (Приложение 5).

Позднее возник интерес к историям конкретных семей. В 19 веке появляется большое количество работ, посвященных истории дворянских семей, издаются родословные справочники. Стали отдельными изданиями документы семейных архивов, которые порой пылились в чуланах дворянских усадеб. Так была найдена часть архива А.С.Пушкина.

В 1898 году в Петербурге было образовано Русское генеалогическое общество, а в 1904 году в Москве – Историко-родословное общество. Изучением родословий наряду с профессиональными историками стали заниматься люди, просто желающие узнать о прошлом своей семьи, своего рода.

В начале 20 века появились статьи по истории семей, монографии о жизненном пути конкретных людей, появились библиографические указатели работ по генеалогии. Но эта деятельность приостановилась в силу исторических причин: Первая мировая война, две революции, гражданская война. В 1918 – 1919 гг. родословные исследования ненадолго возобно -вились, но вновь прекратились из-за недостатка специалистов и невостребованности многих тем: истории государственных учреждений, землевладения, биографий отдельных государственных и общественных деятелей, так как революция 1917 года «резко сократила возможность передачи информации об истории рода, наложив запрет на рассказы о «благородном происхождении». В Европе также происходило уничтожение сословий».1 Провозглашённые идеи равенства и братства автоматически исключали превосходство одного человека над другим посредством титула, звания, принадлежности к древнему роду и т.д. Да и просто опасно было заявлять об этом! Страх наказания, невозможность получить приличную работу, жильё вынуждали скрывать своё социальное происхождение, не рассказывать о прошлом своей семьи даже близким людям. Это постепенно приводило к тому, что исчезали сведения об отдельных членах семьи или даже целых ветвях рода.

Лишь только в 1962 году, в год 150-летия Бородинской битвы, при музее в Бородине был создан Союз потомков участников войны 1812 года. Затем объединились потомки декабристов. Исследователь творчества М.Ю.Лермонтова И.Л. Андроников рассказывал по радио и телевидению о том, как поиски рукописей поэта привели его к людям, чьи прадедушки и прабабушки были знакомы с поэтом, с его семьёй. Так увлекательные передачи заронили у народа интерес к истории, к исследованию жизни своих предков.

В 70 - 80-ые годы 20 века воссоздали купеческое и дворянское собрания, где состоят потомки старых фамилий. Восстановлены Петербургское и Московское генеалогические общества, выходят специальные журналы, названия которых были приведены выше. В Интернете можно обратиться к сайтам, на которых можно узнать о своих родственниках, однофамильцах, попросить помощи в составлении родословной у специалистов, владеющих нужной информацией и многое другое.

 

Глава 7. Как восстановить родословную.

 

Для того чтобы восстановить свою родословную, необходимо обратиться к следующему кругу источников:

1. Метрические книги, в которых указаны браки, рождения и смерти по каждой церкви (хранятся в фондах церквей краевого или местного архива).

2. Ревизские сказки, то есть перепись крестьян с целью подушного обложения налогом.(Приложение 9).

С 1719 по 1858 год таких переписей было десять, причём материалы первых трёх (1719 -1762 г.г.) хранятся в Москве, в Архиве древних актов, а остальные – в областных и республиканских архивах. Наиболее полными и хорошо сохранившимися являются документы Первой Всероссийской переписи, которая состоялась в 1897 году. По ревизской сказке можно увидеть сразу несколько поколений семьи.

3. Исповедальные ведомости (росписи). Их называют и посемейными списками. Указом 1718 года священники обязывались ежегодно составлять книгу прихожан, бывших на исповеди, с полными данными обо всех членах семьи. Сюда же вносились и те, кто не был на исповеди, и указывалась причина отсутствия.

4. Писцовые книги, которые составлялись для налоговых целей. Хранятся они в Москве, в Архиве древних актов.

5. Сведения Всеобщей переписи населения Российской империи, СССР, СНГ.

6. Городская обывательская книга.

7. «Епархиальные книги» (если в роду были священники).

8. Разрядные книги.

9. Акты феодального землевладения и хозяйства.

10. Похозяйственные книги Сельсоветов и колхозов с 30 – ых годов 20века.

11. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917года.

12. Информационные центры УВД.

13. Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал». .

14. «Книги Памяти» (данные об участниках Великой Отечественной войны).

15. Военно-исторические архивы (ЦАМО – Центральный архив Министерства Обороны, ГАМО – Государственный архив Министерства Обороны).

16. Государственные архивы.

17. Областные и краевые архивы.

18. Памятные книги (если предки служили в каких-либо ведомствах).

19.Указатели к захоронениям на различных кладбищах страны.

20. Справочники по ономастике.

21. Программа «Российские династии» (в Интернете).

22. Архивы ЗАГСа. (Приложение 10).

23. Переписка с родственниками.

24. Фотографии из семейного альбома.

25. Документы, хранящиеся дома (паспорта, свидетельства о рождении, браке, смерти, аттестаты, дипломы, трудовые книжки, военные, партийные билеты, орденские книжки, грамоты и др.).

26. Литература о крае.

22. Проект «Всероссийское Генеалогическое Древо», .

Опросник для составления картотеки родословной.

1. Место рождения (деревня, хутор, село, город, волость, уезд).

2. Даты жизни (рождение, крещение, венчание, регистрация брака, смерть).

3. Род занятий, к какому сословию относился.

4. Характер, внешний вид, привычки, манера поведения, отношение к окружающим, к жизни, индивидуальные особенности.

5. Интересные случаи, семейные легенды.

6. Сведения о детях.

7. Участие в войнах, когда, где.

 

Глава 8. Нормы оформления сведений о родстве.

 

Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Во всех странах устанавливались чёткие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и т.д. Благодаря унифицированной системе знаков, своеобразному языку, генеалоги, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде.

Мы обратились к двум разновидностям составления родословных: восходящей и нисходящей. Так составление восходящей родословной необходимо начать с самого себя. У каждого человека два предка в первом поколении (его родители), 4 предка – во 2 поколении (2 деда и 2 бабушки), 8 предков в 3 поколении (прабабушки, прадедушки). (Приложение 11).

В таблицу необходимо внести минимальные сведения: фамилия, имя, отчество, годы жизни, девичью фамилию для замужних женщин. Большим недостатком восходящей родословной является то, что в ней фигурируют имена только прямых предков, поэтому мы обратились к нисходящей родословной, так как в процессе работы над созданием генеалогического дерева выяснилось, что сведения о братьях, сестрах, дочерях, сыновьях моих мамы и бабушки просто некуда внести, и второй вариант получился более полным и насыщенным.

Родословие можно изобразить в виде настоящего живого и красивого дерева с корнями, стволом, ветвями и листьями. В восходящем древе стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением – его родители, ветвями поменьше – дедушки и бабушки и т. д. В основании нисходящего древа – родоначальник, а в кроне – потомки. Можно, как в западноевропей- ских родословных, раскрасить мужчин, имеющих потомство, жёлтым цветом, не имеющих детей – красным, замужних женщин - лиловым, девушек – синим. Всех живых рисовали на зелёном фоне, мужчин – на более тёмном, женщин – на более светлом. Мужские имена писали в прямоуголь -никах или ромбах, женские – на кружках или овалах. Но так как генеалогическим древом в широком смысле слова можно назвать любую графическую схему родословия, то древо может быть любой формы и цвета.

В нисходящем родословии поколения располагаются сверху вниз (вертикальная таблица) или слева направо (горизонтальная таблица).

В вертикальной таблице каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Старшинство лиц в каждом поколении идёт слева направо. С 17века родоначальник помещался в верхней строке, а далее шли вниз поколения его потомков. Горизонтальная таблица идёт слева направо: слева родоначальник (в нисходящем родословии) или человек, чье родосло- вие составляется ( в восходящем ), а дальше – столбиками по поколениям

все его предки или потомки. В восходящей таблице в каждом поколении число персон увеличивается вдвое.

Существуют и круговые таблицы: в центре – человек, для которого составляется родословие, круг делят пополам, в одной половине предки по отцовской линии, в другой – по материнской.

 

Сокращения, используемые в таблицах.

И. – имя (отчество исключено, т.к. восстанавливается по имени отца ).

Ф. – фамилия.

Т./П. – титул, профессия (род занятий, социальное положение, специ - альность, звания, ранги, чины ).

*1955 – родился в 1955году.

+1980 – умер в 1980 году.

х 1975 – женился в 1975 году.

)( 1977 – развёлся в 1977 году.

(+) 1980 – погребён в 1980 году.

Каждому имени в таблице присваивают свой номер, которой соответствует номеру того же лица в родословной росписи.

Родословная роспись – это словесный пересказ таблицы, куда добавлены сведения о каждом имени. При каждом сведении указывают источник, из которого оно взято. При каждом имени с левой стороны ставится номер по порядку. В России родословные росписи появились в конце 15 века. В сороковые годы 16 века появились родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу.

Родословную можно составлять как по мужской, так и по женской линии. В старину на Руси, когда наследство рода передавалось от отца к сыну, родословные составляли только по мужской линии. Но так как сейчас родословные ведутся и по мужским и по женским линиям, мы взяли женскую линию. Это объясняется тем, что вербальное (устное) изложение в процессе работы шло от моей бабушки со стороны мамы - Зои Алексеевны Литвиновой (до замужества Нехорошевой).

Перед тем, как начать работу над составлением родословной своей семьи, мы составили словарь необходимых традиционных терминов, которые использовались для обозначения родственных связей между членами семьи на протяжении многих веков, в том числе, и в Сибири. К сожалению, многие названия родственников употребляются очень редко, а то и вовсе забыты, что, несомненно, обедняет наш язык.

Терминология родства.

Деверь – брат мужа (С.И.Ожегов «Словарь русского языка», с.132). Золовка – сестра мужа. ( Там же, с. 204).

Зять – муж дочери, сестры, золовки. (Там же, с. 205). Кузен – двоюродный брат. (Там же, с.273). Кузина – двоюродная сестра. (Там же, с.273).

Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крёстной матери. (Там же, с. 275).

Кума – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу.(Там же, с.275). Крестник – крёстный сын. (Б.Е. Андюсев «Сибирское краеведение»,с. 110).

Невестка – жена брата или жена сына или жена одного брата по отно- шению к жене другого брата.(С.Ожегов «Словарь русского языка»,с. 356). Падчерица – неродная дочь одного из супругов. (Там же, с. 440).

Пасынок – неродной сын одного из супругов. ( Там же, с. 447). Побратим – названый брат. (Б.Е.Андюсев «Сибирское краеведение», с.110)

Сводный брат (сестра), приходящийся кому-нибудь братом или сестрой по отчиму или мачехе. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»,с. 649).

Сват и сватья – родители одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. (Там же, с. 644).

Свояки – мужья сестер по отношению друг к другу. (Б.Е.Андюсев «Сибирское краеведение», с. 109).

Свояченицы – жены братьев по отношению друг к другу. (Там же, с. 109).

Свекор – отец мужа. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка», с. 645).

Свекровь – мать мужа. ( Там же, с.645).

Сноха – жена сына по отношению к его отцу. (Там же, с.682).

Сродные братья – в Сибири: братья двоюродные, троюродные и т.д. (Б.Е.Андюсев «Сибирское краеведение», с.110).

Тесть – отец жены. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка», с. 736).

Теща – мать жены. (Там же, с.737).

Шурин – родной брат жены. (Б.Е.Андюсев «Сибирское краеведение», с. 109).

Ятровь ( ятровица ) – сестра жены. (Там же, с.109).

Глава 9. Жанры родословной.

Генеалогия – наука, использующая родословные в качестве объекта исследования. Наряду с официальными родословными существуют внутри- семейные родословия, которые и являются предметом нашей работы.

К жанрам внутрисемейной родословной мы отнесли:

* посемейные росписи, * семейные предания,

* историю семейных реликвий,

* старые фотографии,

* историю фамилий рода.

« Внутрисемейные родословные – устные и письменные тексты, посвященные истории собственной семьи, существующие внутри семьи и бережно передающиеся из поколения в поколение в виде рассказов, фрагментов бесед, текстов, видео и магнитофонных записей».1

Яркий пример посемейной росписи семьи жительницы г.Красноярска Сусанны Романовны Третьяковой хранится в нашем школьном литературно-краеведческом музее «Наследие». Начиная с 1938 и до 2007года, она вела записи в «Книжке для записи достопамятностей и замечательных случаевъ», которую по очереди вели её родственники Третьяковы – Романовы - Петуховы. Первая запись была сделана в 1870 году, но повествует она о событиях, начиная с 22 сентября 1846 года - рождении и крещении Романа Романова. (Приложение 12). Затем следуют записи о рождении его детей, смерти близких родственников, назначении на работу, о тяжёлой жизни в годы войн и о многих других событиях. Судя по прочитанному – у последней представительницы этого рода никогда не было детей. Горьким итогом звучат слова Сусанны Романовны: «8 июня 1985г. умерла мама в 14.30 дня (болела 3 месяца), в возрасте 97,5 лет. Похоронена 10 июня на кладбище Базаиха в г. Красноярске. Из всех Третьяковых – Петуховых осталась я одна. Род кончается».

Посемейную роспись на основе рассказов своих родственников я представила в виде таблиц (приложение 13) с необходимым словесным сопровождением, представляющим гипертекст1, так как считаю, что такая форма передачи информации на настоящий момент наиболее удобна. Но пройдёт время, я соберу как можно больше материала, и тогда таблицы и родословное древо займут отдельное место, а роспись будет представлять отдельный текст.

« Жанр «семейные предания» - это циклизация произведений вокруг выдающегося события или лица, которое характеризуется совокупностью сюжетов и мотивов на одну тему»2.

Жанр семейных преданий рассмотрим на примере рассказов моей бабушки Зои Алексеевны Литвиновой. (Мы сохранили все речевые обороты бабушки).

«Своего дедушку Даниила я помню плохо, и эту историю мне и моим сёстрам мама рассказывала. Я хоть и родилась позже, а будто сама всё видела. В начале 30-ых мы жили в селе Чепша Алтайского края (это за г. Бийском). Началась продразвёрстка. У нас почти всё забрали. Оставили лошадь, корову (значит, зимой ребятишки выживут!), мешок муки. Ну дума- ли и всё! Ан, нет! Прибежал сосед и предупредил, что будут брать ещё: где-то там не хватило по плану. А дед и отец что удумали: принародно стали ругаться. Нарочно, конечно! Дед забрал всё и уехал на край деревни к бабке-бобылке. Так у нас хоть это сохранилось! А деда и бабушку всё равно сослали в Нарымлаг. Дедушка умер в ссылке, а бабушка вернулась. Она постоянно голодная была – съела много блинов и скончалась от заворота кишок. Вот такая жизнь страшная была!»

Свой следующий рассказ о более позднем периоде жизни нашей семьи бабушка начала так: « В войну (имеется в виду Великая Отечественная война) жили мы в Кемеровской области, на золотых приисках, за Таштаголом Отец работал на руднике – он был рабочим трудармии3 – стране нужно было золото, чтобы победить фашистов. Били шурфы, вертикально бадьями вытаскивали породу, наверху мыли и иногда находили даже самородки, а не только песок. Видать, богатая жила была! Золото было рассыпное, не рудное.

В войну мы не голодали: за золото нас кормила Америка.4 Летом – на лошадях, зимой – на санях к нам на рудник привозили консервы, муку,

сгущёнку, одежду и даже - виноград! Но после войны начался сильный голод, Америка больше денег не давала.

В семье нас пятеро девок было и двое мальчиков. Отец нас всех решил вывезти в Таджикистан, в Ленинабад. Он все с людьми разговаривал, советовался, где лучше. Шесть месяцев с поезда не слазили – колесили по стране. Помню такой случай. Поезда не было, так мы на вагонетках поехали, а их тянули тягачи. Тормозные колодки горят! Как живы остались?! В 1949–50-ых годах жили около Чимкента, в Кильтимашатске, а потом обратно поехали. В 1950-51-ом жили в г.Текили Талды - Курганской области. Там я познакомилась со своим мужем, ждала его из армии, у нас родилось пятеро детей. Но в 1977году Николая Евстафьевича не стало – он умер от рака лёгких, потому что всю жизнь проработал бригадиром слесарей на свинцово-цинковом руднике. Работа его сгубила.

В 90-ые годы жить там стало невозможно: продала дом и переехала в Красноярск, к дочери Ольге».

Это пример линейной росписи событий (нарратива). Нарратив –упорядоченное изложение событий прошлого.

К типам нарративного повествования относятся:

1. Устные воспоминания.

2. Традиционные народные рассказы.

3. Авангардные романы.

4. Банальные рассказы повседневности.

Устные воспоминания и банальные рассказы повседневности (т.е. 1 и 4) и представляют собой семейные предания, передаваемые в устной форме от поколения к поколению. Таким источником в нашей семье является бабушка.

С давних времен в нашей семье хранится крест, который мы считаем семейной реликвией (Приложение 14). Дадим определение этого концепта1, хотя в начале работы мы приводили примеры того, как его понимают наши респонденты.

Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения.

Для нашей семьи таким предметом является большой венчальный крест, потому что он передаётся из поколения в поколение уже 200 лет с историей о том, как с ним венчались мои прапрапрадедушка и прапрапрабабушка. К сожалению, их имена ни у кого в памяти не сохранились.

Наши семейные альбомы – это тоже реликвии. Самые старые фотографии относятся к 50-ым годам 20 века. На них мой дед, служивший в воинской части № 71638 в г.Текили Талды-Курганской области, семьи моих родственников.(Приложение 15).

Именно фотографии (как раньше говорили, «фотки») наиболее полно передают колорит времени, вешность наших предков. Так мой старший брат Иван как две капли воды похож на маминого брата Витю, а средний брат Александр – на двоюродного деда Сашу, в честь которого и был назван. Вот и не прервалась связь времен!

С происхождением моей фамилии тоже связано семейное предание. Мой дедушка со стороны отца был выходец из Германии, сосланный в Сибирь с Поволжья, по фамилии Вагенляйтнер. Когда в ЗАГСе заполняли метрику (свидетельство о рождении) моего отца, то секретарь сделала ошибку и написала «Вагенлийтер». Хотели потом исправить, да так и осталась фамилия, которой нигде больше нет! Так что у меня и у моих братьев такая вот уникальная фамилия. Вагенляйтнеров, родственников своего деда, мы пытались разыскать. В Красноярске жила семья (отец и дочь) с такой фамилией. Мы ходили по адресу, но, к сожалению, на этот дом давно отдан под нежилое помещение, и мы никого не нашли.

Фамилия моей бабушки по мужу Литвинова – довольно распростра ненная. В учебном пособии под редакцией Б.Е.Андюсева «Сибирское крае -ведение» сказано: «Большинство старожильческих семей вели начало от одного предка или группы родственников, первых засельщиков края. Весьма распространены и сейчас такие фамилии старожилов, как Чащины, Потылицины, Патрушевы, Брюхановы, Черкашины, Литвиновы, Лалетины, Юшковы, Туровы, Привалихины и т.д. »1. Но мои родственники не жили в Сибири, отец и мать приехали сюда сравнительно недавно, в начале 80-ых годов, а бабушка ещё позже – в 1997 году. Хотя на определённые размышления этот факт наводит, но…это будет тема уже другого исследования.

 

Заключение.

«Гордится славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин). Вот такие они разные, мои предки, живущие в разное время, пережившие нелёгкие годы вместе со своей страной. Затронув только некоторые аспекты их прошлого, я буду продолжать эту работу, так как, надеюсь, этот материал будет нужен моим потомкам. Поэтому актуальность затронутой темы как раз и заключается в желании знать своё прошлое, не забывать своих предков, узнать о них как можно больше и развивать эту тему в дальнейшем.

Данная работа будет использована

* при составлении своих родословных учащимися нашей школы;

* при проведении экскурсий в школьном музее «Наследие»;

* при составлении побочных ветвей родословной нашей семьи;

* данный материал будет выставлен на сайте музея «Наследие» в Интернете.

Так пристальный взгляд в глубь времени дал мне возможность ощутить себя причастной к истории всей страны.

 

Библиографический список .

 

1. Андюсев Б.Е., Сибирское краеведение. Красноярск, 2006г.

2. Большой путеводитель по Библии. М., «Республика», 1993г., с.382- 383. 2.

3. Васильева С.П. «Концептосфера внутрисемейных родословных», 2004г.

4. Винокурова М., Чепелкин М. «Эпоха реформ 1860-х гг. в России», М., 93г.

5. «Всероссийское Генеалогическое Древо», /

6. Журнал «Родина», М., 1993г., №1, с.32-33, ст.Е.Красовской «Семейный летописец». 7. Закон Божий. Серафим Слободской, С.-П., «Сатисъ», 1999г. 8. Интернет, сайт «Архивы России». 9. Красноярский родослов. Выпуск 2, Красноярск, 2004г. 10. Литературный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1987г., с. 227, с.108-109. 11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952г., 1986г.

12. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. М., «Русское слово», 2002г.

13. Советский энциклопедический словарь. М., 1986г.

14. Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989г.

15. Энциклопедия для детей «История России», т.5, ч.1, М., «Аванта», 2004г., с.46-50, с.64, с.134-135.

16. Фотографии из семейного архива Нехорошевых – Литвиновых. 17. rodoslov @ .

18. http: /data base/htm.

19. http: // gentree, /links.htm.

Содержаниеработы.

Вступление. Генеалогия как вспомогательная историческая наука. С.2-3.

I. История жанра.

Глава 1.Библейские сказания. С. 3-4.

Глава 2. Русские летописи. Приход в Новгород Рюрика. С. 4-5

Глава 3. Появление родословных росписей на Руси. С.5-6.

Глава 4. Символы родословной. С. 6-9.

Глава 5. Статус Герольдмейстерской конторы. С. 9-10.

Глава 6. Дальнейшее развитие генеалогии. С. 10-11.

II. Практика составления родословной.

Глава 7. Как восстановить родословную. С. 11-12.

Глава 8. Нормы оформления сведений о родстве. С. 12-15.

Глава 9. Родословная семьи Нехорошевых – Литвиновых. С. 15-18. Заключение и выводы. С.18-19.

Библиографический список. С. 19.

Приложения.

1 С. И. Ожегов. «Словарь русского языка», М., «Русский язык»,1986, с.111.

1 Н.Павленко, И.Андреев «История Россия», М., 2002г., стр.22.

1 С.И.Ожегов. Словарь русскогоязыка. С.785.

2 С.И.Ожегов. Словарь русского языка. С.404.

1 Е.В.Пчёлов «Государственные символы России», М., «Русское слово», 2002, с.109.

1С.П. Васильева. «Концептосфера внутрисемейных родословных», 2004г.

1 С.П.Васильева «Концептосфера внутрисемейных родословных», 2004г.

1 Гипертекст - форма письма или речи, которое ветвится; такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. /Гипертекст - Наука.htm. Энциклопедический проект на русском языке. /

2 С.П.Васильева «Концептосфера внутрисемейных родословных», 2004г.

Трудармия – формирования Советской армии, использовавшиеся в годы войны для восстановления народного хозяйства. («Советский энциклопедический словарь», 1998г.

Второй фронт против фашистской Германии был открыт Великобританией и США в 1944году.(Там же).

1Концепт – смысловое значение имени, то есть содержание понятия. / «Советский энциклопедический словарь», с.625.

1 Б.Е. Андюсев «Сибирское краеведение», с.108.

 


Источник: http://textarchive.ru/c-1061131.html
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов