Восстановить имена представителей смоленского дворянства, расположение их имений на Смоленщине, чем и кем владели_ интереснейшая задача, ибо за этим раскрывается целый исторический пласт смоленского края, неразрывно связанный с жизнью России давно ушедших веков...
Ряд документов из РГАДА (Москва), Смоленского государственного областного архива, периодические издания дореволюционного времени, работы смоленских краеведов_ в какой-то степени помогут раскрыть тему этой работы.
А перед нами_ имена известных и малоизвестных смоленских дворян.
Род дворян Глинок. Польский король Владислав IV пожаловал им земли в Смоленском воеводстве в 1641 году. В Духовщинском уезде в XVIII-XIX вв. Глинки имели во владении: Михаил Александрович Глинка_ д. Платицы, где крестьян имелось 33; усадебной земли_ 3 десятины; д. Капустино_ 23 крестьянина, усадебной земли_ 1,75 десятин; д. Бибики_ 13 крестьян, усадебной земли_ 1,03 десятины; д. Булгаково_ 31 крестьянин, усадебной земли_3,75 десятины. Общее количество земель по документам не показано.
Кроме этих имений Глинки владели в данном уезде сельцами: Красноселье, Кубарово, Федяево. Мне удалось побывать в одном из них в настоящее время...
Бывшее село Кубарово известно тем, что отсюда начиналась «царская дорога», по которой июньским днем Императрица Екатерина II в сопровождении свиты, посетила родину князя Г.А. Потемкина_ сельцо Чижево и сельцо Сутоки_ имение Глинок, родовое гнездо Федора и Сергея Глинок, чьи имена связаны с литературной, общественной и военной жизнью России первой половины XIX века.
В 1868 г. в Кубарове было 22 дома, 182 жителя, 2 православные церкви, базар, местная речушка Башковка. В настоящее время здесь никто не живет. Чудом сохранился угол церкви, разрушенные склепы, а в одном из них лежит цилиндрический гранитный памятник со следующими надписями: «Алексей Иванович Глинка. Скончался 26 января 1844 года на 53 году жизни. Поручик Михаил Алексеевич Глинка. Скончался в 1884 году на 48 году жизни. Здесь погребено тело прапорщика Ивана Богдановича Глинки. Скончался в 1841 году». А далее можно с трудом разобрать имена Ивана Алексеевича Глинки, внука_ отрока Дмитрия.
Выходит, здесь было семейное захоронение Глинок, но все порушено злом ушедших, да и настоящих времен. В Ельчинском уезде Глинкам принадлежали села: Лучеса (ротмистра А.М. Глинки), Новоспасское (И.Н. Глинка). В Поречском уезде_ с..Слобода (XVIII в.).
Один из основателей рода Гедеоновых_ Алексей Васильевич, имел во владении (1860) д. Степанидово, Болотово, Толкачёво и Рязаново, где числилось 142 крестьянина, 20 десятин усадебной земли. Всей земли показано в имении 1120 десятин.
Вера Степановна Вистицкая владела сельцом Фефолово, деревнями Фефолово и Сельцом (1860 г.). Ей принадлежало 127 крестьян, 12 дворовых, усадебной земли 23,75 дес., а всего удобной земли числилось 177,20 дес. По особому Высочайше утвержденному договору вся земля помещицы Вистицкой предоставлена ею в собственность дворовых людей и крестьян.
Из бывших имений Вистицкой в настоящее время сохранилась д. Фефелово (Смоленский р-н), расположенная в 30 км от Смоленска по старой дороге из областного центра в г. Демидов (Поречье).
Франц Степанович Забелло и его дети владели следующими имениями: д. Радынь, Лесковка, Харино, Шамово, Новоселки, Безменово, Медведево, Ляды, Авдюново. Помещик имел: 425 крестьян, 85 дес. Усадебной земли, всей земли 4000 десятин.
Интересно, что крупный на Смоленщине город Ярцево в 1860 году представлял собою деревню с 61 крестьянином. Владела им помещица Софья Павловна Гурьева. Ей также принадлежали сельца Прость и Клематино. Всей земли числилось свыше 1000 десятин.
Род Лесли. Один из представителей этого рода_ Авраам Лесли, служил генералом и в 1656 году Царем Алексеем Михайловичем ему были пожалованы имения в Смоленском уезде, в Свадицком стане: деревни Орлово, Панково, сельцо Рубцово. У его сына Федора, также генерала, по переписным книгам за 1668 г. в Свадицком стане числились: сельца Бельково, Починок, Чашники, Страдец. У Семена Лесли в Бережнянском и Свадицском станах во владении были деревни: Фалисы, Ботино, Страдец и сельцо Бельково. В 1860 году Николай Дормидонтович Лесли владел деревнями: Фалисы, Ботино, Вальдорф, Телевино, Колотовино. Крестьян числилось 125, дворовых 19, усадебной земли 32,5 дес., всей земли 1354 десятины. Все эти населенные пункты находились в Духовщинском районе. В существующей и поныне деревне Фалисы сохранился фундамент от господского дома, подвальные помещения. А около деревни Страдцы, на месте современного кладбища, застыла во времени курганная группа_ свидетельница далеких событий и жизни славянских племен_ кривичей.
Дворянский род Потемкиных. Их появление на Смоленщине связано с поступлением на службу к Великому Князю Василию Ивановичу польского шляхтича Ганса Александровича Потемкина (в православии_ Тарасия). За его выезд он был пожалован имениями в Смоленском уезде. Его сыну Ивану Тарасиевичу за службу было дано Иваном Грозным «к старым ево вотчинам » село Воротышино (в настоящее время находится в Ярцевском районе) с деревнями.
(Рассказ об имениях Потемкиных на Смоленщине дополнен далее потомком этого рода С.А. Медведевым:). Половина села Воротышина вместе с деревнями Гридковою и Хорошиловою в Буегородском стану, и селом Могутовым в Максимовском стану, были пожалованы из поместного оклада в 130 четвертей в Смоленском уезде в вотчинное владение его сыну Юрию Федоровичу Потемкину за защиту Москвы от «польских и литовских людей и русских воров» в 1610 г. царем Василием Шуйским. Грамота содержит подробное описание этих земель по писцовым книгам 1580 г.: " пашни добрые и середине, доброю землею 105 четвертей в поле, а в дву по тому ж» И хотя грамотой вотчины передавались «Юрьи и детям ево и внучатам и правнучатам в роду их неподвижно, чтобы наше царское жалованье и их великое дородство и крепость, храбрая служба за веру християнскую и за свое отечество последним родам была на память, и на их службы и терпения вспоминая, впредь дети и внучата и правнучата и кто по их роду будет также за веру християнскую и за святые Божии церкви и за свое отечество против воров стояли мужественно безо всякого позыбания», подписавший ее Василий Шуйский на следующий день был свергнут заговорщиками, а Смоленск вместе с пожалованными вотчинами вскоре отошел к Польше. Во время Смуты Ю.Ф. Потемкин сражался в войске князя Пожарского, отомстил за царя Василия Шуйского его ниспровергателю Ляпунову, привез в Москву весть о падении Смоленска. Принеся со всею Москвой присягу призванному Семибоярщиной на царство Владиславу, Юрий Потемкин сохранил ее, не признал воцарение Михаила Романова, и служа Владиславу ротмистром казачьих и рейтарских рот заново получил эти земли «ради награждения его непоколебимой верности» уже по привилиям Сигизмунда III и Владислава IV в 1622 и 1634 гг. В привилиях также упомянуты наследственные владения Потемкина: деревни Степаново, Потапово, Подошвино, Пешнево, Щербаково в Богородицком стану, Семеновская, Ларкова и погост Михаила Архангела на Вихре в Максимовском стану, Гринцово в Рачинском стану, Макеево и Семеново в Дубровинском стану. Желая поменять Воротышинов числе 4-х отдаленных имений на другие, из казенных земель, Юрий Федорович получил от короля разрешение, но из-за тяжбы со Смоленским воеводой Корвин-Госевским (затянувшейся до 1635 г.) для этого обмена потребовались четыре королевских грамоты (в них упоминается также усадьба Потемкина в самом Смоленске и ценные сведения о его служебных обязанностях при обороне города), В итоге село Воротышино так и осталось у Юрия Потемкина. Им владел его сын Иван Юрьевич, а его внуки_ Михаил и Василий Ивановичи, стольники и полковники Смоленской шляхты владели на Смоленщине в 1668 г. 4-мя селами и 40 деревнями.
Уже в начале ХХ веке некоторые из представителей многочисленного и разветвленного рода Потемкиных еще сохраняли свои смоленские поместья. В 1882 г. в документах Смоленского дворянского собрания упомянут коллежский советник Николай Никанорович Потемкин (чьи дед, дядя и отец поочередно были Духовщинскими уездными предводителями дворянства), владелец села Никольское (127 десятин земли), а в 1910 г. по опубликованному в 19 номере «Смоленских губернских ведомостей» списку лиц, имеющих право быть избранными в почетные мировые судьи на ближайшее трехлетие, за ним значится 618 десятин в Духовщинском уезде. В Смоленском уезде поместьем Рай владел последний Смоленский предводитель дворянства Александр Алексеевич Потемкин, вместе со своими братьями Николаем и Борисом убитый большевиками в 1920 г. Его внук, Игорь Борисович Пехтелев, посетивший в наше время родовое гнездо, рассказывает: «Там сохранилось заросшее озеро и фамильная церквушка. В ней сейчас склад. Восстановить эту церквушку не могут_ нет денег. Я спрашивал у старожилов, где находился господский дом. Мне указали на вспаханное поле. А вот родовых могил я так и не нашел...»
Село Чижево_ родовое имение князя Г.А. Потемкина-Таврического (последнего по мужской линии из потомков второго сына родоначальника фамилии, Иллариона Тарасовича, по прозвищу Булгак). Упоминается в Указе Императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1742 г., в котором сказано, что Александр Васильевич Потемкин (отец Светлейшего) направляется в свое родовое имение_ сельцо Чижево Смоленского уезда «по старости и инвалидности». В 1775 г. за Григорием Потемкиным числилось 430 крестьян в Костромском, Смоленском, Коломенском, Тульском, Алексинском уездах.
А вот интересные данные из «Экономических примечаний Смоленской губернии, Духовщинского уезда за конец XVIII в.»: «Село Чижево_ владение полковника и флигель-адъютанта В.В. Энгельгардта. Дворов 20. По ревизии_ мужчин 107, женщин 110. Селение расположено по обе стороны реки Чижовки. В том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Господский дом деревянный, изрядной архитектуры».
Интересно, что крестьяне села Чижево получили свободу, господские земли, хозяйственные постройки от графини Александры Васильевны. Браницкой (племянницы кн. Потемкина-Таврического)_ владелицы села, с единственным условием_ содержать родовую церковь Потемкиных, выплачивая ежегодный взнос_ 143 рубля серебром. Но фактическое освобождение крестьян произвел внук А.В. Браницкой_ Владислав, через свою тетю графиню Елизавету Ксаверьевну Воронцову.. В 1868 г. в с. Чижево было 22 дома, 120 жителей, базар, волостное управление, православная церковь. Сейчас село медленно умирает_ осталось всего 6 домов и 9 жителей.
В 1999 году на родине князя был установлен памятный знак и реставрирован «Екатерининский» колодец. Остатки родового храма доживают свой век.
Князь Г.А. Потемкин имел на Смоленщине, в Поречском уезде имения в селах Салово и Покровское, где и построил храмы Покрова В этом же уезде село Луги принадлежало в XVIII в. генерал-майору Алексею Михайловичу Потемкину. В Вяземском уезде Потемкиным принадлежали села Беломир и Богородицкое. В Доргобужском_ села Мартынково во владении князя Константина Друцкого-Соколинского и Александра Потемкина (16 душ), 2 мельницы и винный завод; ; Гальково_ владение дочерей коллежского ассесора девиц Марии и Любови Потемкиных. В Краснинском уезде селом Малеево владел Д.М. Потемкин (XVIII в.)
Дворянский род Энгельгардтов_ выходцы из Швейцарии. Основатель ветви смоленских Энгельгардтов_ Вернер, получивший имения на Смоленщине от польского короля Владислава IV. Рассмотрим, где находились владения Энгельгардтов.
1860 год. Евгений Васильевич Энгельгардт владел деревнями Аполье и Горное Аполье в Духовщинском уезде. Ему также принадлежала деревня Купелище. Крестьян числилось 99 душ, усадебной земли_ около 14 десятин, всей земли показано в имении: удобной_ 1958 десятин, неудобной_ 20 десятин. На оброке 1 крестьянский бобыль. Дворовой лакей с женой получал 20 рублей в год с условием, чтобы никогда не проживал в имении владельца. В XVIII веке Аполье и Горное Аполье принадлежало князю Друцкому-Соколинскому. Он же и построил в Аполье храм Воздвиженье (1756-1763 гг.).
Андрей Николаевич Энгельгардт владел имением в д. Колковичи в Духовщинском уезде. Крестьян числилось 108, дворовых 16; усадебной земли_ 19 десятин; на оброке_ 1 дворовый (данные за 1860 г.) . 1868 г.: 26 дворов, 197 жителей. Имелась православная церковь. Отмечена ярмарка.
В Доргобужском уезде селом Овиновщина владел полковник И.А. Энгельгардт. В Ельнинском уезде село Балтутино принадлежало генерал-майору М. А. Энгельгардту (XVIII в.). Главным имением Н.Ф. Энгельгардта было село Климово на границе Духовщинского и Бельского уездов. На геометрическом плане села Чижове владельцем указан Василий Васильевич Энгельгардт, а там же указано и владение поручика Платона Ивановича Энгельгардта_ д. Залужье.
Интересные данные по документам сельскохозяйственной переписи можно получить по мелкопоместному дворянству. Так, по одному из древнейших сел Смоленщины_ Тяполову_ числились следующие домохозяева: А.И. Афанасьев, В.В. Никольский, И.И. Соколов, С.З. Щукин, А.Н. Вердилова, Милитинский, Криштафович и Шошины.
До 1897 года село входило в Поречский уезд. В начале ХIХ века им владели помещики: Василий Вепревский, Марина Черепнина, братья Кобылинские, Федор Некрасов и Настасия Безобразова. А вот сельцом Хорьяки владел один из моих предков_ Федор Шошин совместно с Федором Некрасовым. Сельцо было расположено на суходоле, при колодцах. Имелся и господский дом. Федору Шошину принадлежали также сельцо Кишкиничи с совладельцами_ Иваном Кубаровским, Владимиром Поярковым, Федором Троенковым и Иваном Ястребовым. По обе стороны реки Крутицы располагалось село Кочерговка, также принадлежавшее моим предкам.
К 1917 году у моего прадеда_ Василия Николаевича Шошина_ осталось во владении 2 сельца: Ефремово и Задолица. Всей земли числилось 40 десятин. По данным за 1868 год в с. Ефремове было 8 дворов и 96 жителей.
В настоящее время от бывших имений моих предков ничего не осталось: лишь красота местного ландшафта радует глаз и сохранившееся место под названием «Шошинская роща». Реальной связью прошлого с настоящим служат остатки разрушенного храма Успения в с. Тяполово. Здесь крестили, заключали брачные союзы Шошины. Отсюда они уходили в последний путь... В с. Загусинье Духовщинского района сохранились руины двухэтажной школы (1891 г.). В ней до революции учился мой дед_ Егор Васильевич Шошин, к сожалению, проживший недолгую жизнь...
В заключении хочу выразить добрые пожелания всем тем, кому интересна и дорога родословная своих предков, жизнь давно ушедших, но дорогих и значимых имен.
Потомки дворянских родов Шошиных и Энгельгардтов на Смоленщине (справа автор статьи В.М. Желудов).