В последние десятилетия в России нарастает интерес к русской усадьбе и усадебной культуре, появились многочисленные краеведческие, искусствоведческие и культурологические издания, посвященные усадьбам, создаются общества по изучению русской усадьбы.
Смоленский регион один из немногих в России, сохранивший множественные свидетельства русской культуры. Здесь уцелели первоклассные образцы древнерусской фортификации, многочисленные оригинальные произведения не только церковного, но и гражданского барочного строительства, не воспроизводящие ни западные, ни петербургские, ни московские прототипы.
Так на Смоленщине в 1919 году была поставлена на учет 331 усадьба, представляющая интерес с точки зрения истории и культуры. При советской власти значительная часть усадебных комплексов, будучи собственностью государства, находилась на балансе различных государственных учреждений и поддерживалась в надлежащем состоянии за их счет в качестве социальных или хозяйственных объектов.
В настоящее время на государственной охране находятся 30 усадебных комплексов, расположенных на территории Смоленской области.
В их числе особо выделяются:
- усадьба Грибоедовых (с. Хмелита, Вяземский район);
- усадьба М.И. Глинки (с. Новоспасское, Ельнинский район);
- усадьба Голицыных, XVIII-XIX вв. (с. Самуйлово, Гагаринский район);
- усадьба Повалишиных, 1710-1796 гг. (с. Васильевское, Гагаринский район);
- усадьба Барышниковых, 1768 - 1824 гг. (с. Алексино, Дорогобужский район);
- усадьба «Высокое», XIX - XX вв. (с. Высокое, Новодугинский район);
- усадьба графа Граббе (с. Васильевское, Темкинский район);
- усадьба графа Панина (д. Дугино, Новодугинский район);
- усадьба Муромцовых (с. Пречистое, Гагаринский район);
- усадьба Полянских (с. Герчики, Смоленский район).
Яркий пример грамотного отношения к сохранению памятников истории и культуры.
По инициативе выдающегося архитектора П.Д. Барановского по проекту его ученика В.Е. Кулакова уникальный памятник возрождается для новой жизни.
Елизаветинское «барокко», богатая музейная экспозиция, живописные ландшафты всегда привлекают туристов, а ставший традиционным ежегодный Грибоедовский праздник с каждым годом собирает все больше гостей. Его участники – писатели, музыканты, актеры, ученые, краеведы, просто поклонники таланта великого драматурга и дипломата, блистательного светского дворянина и музыканта А.С. Грибоедова.
Еще одним примером бережного отношения к русской культуре является усадьба М.И. Глинки в с. Новоспасское Ельнинского района.
В воссозданном здании усадьбы работает мемориальный музей М.И. Глинки. В пяти комнатах размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве композитора. Восстановлены: зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц (фото 12, 13).
Ежегодно в конце мая - начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно.
В усадьбе Н.М. Пржевальского в пос. Пржевальское Демидовского района размещен один из отделов областного государственного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник» - дом-музей Н.М. Пржевальского. Это мемориальный комплекс, открытый в 1977 году в восстановленном доме путешественника. Комплекс включает в себя территорию бывшей усадьбы великого путешественника.
Усадьба Полянских Герчики поистине является ярким примером вложения частного капитала в дело сохранения памятников. Созданный на базе отреставрированного здания усадебного дома отель «Усадьба «Лафер» - это прекрасное место для отдыха и развлечений, организации торжеств и корпоративных мероприятий.
Сохраненный облик старинной усадьбы гармонично сочетается с современными интерьерами. К услугам гостей отеля предоставлены: уютный ресторан, сауна, бассейн, тренажерный зал. В программу отдыха также включены катание на лошадях и квадроциклах.
Однако, для многих усадеб постсоветское время оказалось трудным этапом. Закрылись ряд учреждений здравоохранения, школы, ведомственные турбазы и детские лагеря. Все это привело к тому, что к уже имеющимся руинированным и полностью разрушенным за годы советской власти усадьбам добавились исторические комплексы, из которых были выведены занимавшие их ранее учреждения и организации. Фактически они оказались брошенными, будучи государственной или муниципальной собственностью. Как результат прошлых лет до нас дошла лишь малая толика их былого величия. Часть усадеб утрачены безвозвратно; от некоторых остались фрагменты - служебные постройки, парки. И лишь немногие, претерпев значительные утраты и разрушения, все еще могут донести до потомков культуру и быт дворянства и купечества XVIII – XIX вв. при условии принятия незамедлительных мер, направленных на сохранение, воссоздание и приспособление усадебных комплексов.
В настоящее время наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов могут являться:
Усадьба Повалишиных во второй половине XVIII века принадлежала Г.Г.Орлову. Позднее перешла к помещикам Повалишиным и принадлежала этому роду до 1917 года
Жилые здания: главный дом (двухэтажный, кирпичный, с цоколем (подвальный этаж) и деталями декора из белого камня, габариты: 36 м х 22 м; дом управляющего и дом батраков – одноэтажные кирпичные здания (находятся в руинированном состоянии).
Хозяйственные постройки: кухонный корпус, хлебный амбар, склад – одноэтажные, кирпичные здания, которые сохранились в виде фундаментов.
Культовые постройки: колокольня Благовещенской церкви, сер. XVIII в. (в виде руин ).
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк.
Наличие водоемов: заросший пруд с островом, р. Сежа.
Бывшее владельческое село Гжатского уезда. Впервые упоминается в конце XVIII века - пожаловано императором Павлом I подполковнику графу Василию Орлову-Денисову, который сразу начинает строить здесь усадьбу: деревянный усадебный дом, хозяйственные постройки и парк с прудами. Село было названо по имени владельца. В 1812 году господский дом был сожжён, в 1826 году на его месте был построен новый каменный дом (2-х этажный, с двумя флигелями), который окружали пруды в виде герба и парк, посаженный в форме царской короны. В 1834 графом была построена каменная церковь Николая Чудотворца. В 1843 году после смерти старого графа усадьба переходит во владение его сыну Фёдору, тот в свою очередь передаёт имение своему сыну – Николаю, который не имея прямых наследников, завещал усадьбу своему племяннику графу Граббе А.Н.
Жилые здания: усадебный дом (в аварийном состоянии), флигель (в руинированном состоянии).
Хозяйственные постройки: служебная постройка – утрачена, артезианский колодец – частично разрушен.
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк.
Наличие водоемов: заросшие пруды, часть их высушена, р. Полоть.
Усадьба Шереметьевых известна с последней четверти XVIII в. Может являться одной из наиболее ярких и привлекательных объектов исторической недвижимости. Прежде всего - своим местоположением. Усадьба расположена на высокой подпойменной террасе восточного берега реки Вазузы, в населенной местности. Великолепный архитектурно-парковый ансамбль раньше состоял из 10 зданий и двух парков. Строительство комплекса велось с 1867 по 1873 гг. по проекту архитектора Н.Л. Бенуа и осуществлялось его другом и помощником К.К. Мюллером.
Комплекс неплохо сохранился до наших дней. По его постройкам можно проследить весь своеобразный вкус Бенуа. Бросается в глаза Тихвинская церковь, созданная по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине, - несомненно один из лучших памятников псевдорусского стиля. Рядом с церковью располагается дворец Шереметьевых, подвергшийся разрушению из-за пожара, но все еще сохраняющий былую красоту и особенности архитектуры (длинное вытянутое здание расположено на берегу реки Вазузы). Украшением усадьбы является внушительный конный двор, имеющий форму замкнутого каре, по декоративному убранству напоминает древнерусские палаты. Недалеко от конюшен находится здание птичника, задуманного Бенуа в форме небольшого рыцарского замка. Также до наших дней сохранились: дом молочниц, дом для детей, дом священника, дом управляющего, коровник, прачечная и скульптуры львов, которые раньше стояли на столбах при въезде в с. Высокое (в настоящее время находятся у входа здания техникума).
Жилые здания: в руинированном состоянии - здание дворца и дом молочниц; в аварийном состоянии - деревянный одноэтажный дом старой графини, дом для детей; в удовлетворительном состоянии - дом священника и дом управляющего.
Хозяйственные постройки: конный двор – в аварийном состоянии (частично), в руинированном состоянии - коровник, прачечная, ферма молочная, птичник с башней.
Культовые постройки: церковь Иоанна Предтечи (Тихвинская) – заброшенная.
Объекты садово-парковой архитектуры: два парка.
Наличие водоемов: заросшие пруды, р. Вазуза.
Дугино – бывшая владельческая усадьба Сычёвского уезда Смоленской губернии. Известна как минимум с 1692 года (подарено Петром I боярину Салтыкову Ф.П.). До 1773 года село несколько раз передавалось из рук в руки, а также возвращалось в казённое владение. Принадлежало князю Ромодановскому, дворянам Николаю Андреевичу Корфу и Матвею Федоровичу Кашталинскому.
В 1783 году имение было пожаловано Екатериной II государственному деятелю графу Н.П. Панину. После его смерти в 1837 году имение унаследовала Мария Александровна, дочь сына Панина -Александра, которая впоследствии становится княгиней Мещерской.
Князья Мещерские были последними владельцами усадьбы. Усадьба графа Панина, а затем князя Мещерского - это красивейший парк на левобережье красавицы Вазузы. Здесь были аллеи из дуба и кавказской липы, другие - из туи, третьи - из березы.
Над Вазузой со звонкими родниками склонялись белые ивы, а их покой и грусть, будто витязи на часах, охраняли канадские тополя. По берегам еще пролегали аллеи из берлинских тополей, рядом с парком зеленела пихтовая роща. В парке насчитывалось более 30 видов деревьев. Это был не парк, площадью 34 гектара, а настоящий ботанический музей.
Жилые здания: главный дом, флигеля, «дом- крючок», дом для прислуги (находятся в руинированном состоянии).
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк.
Наличие водоемов: заросшие пруды, р. Вазуза.
Хороший пример компактного усадебного комплекса, включающего в себя ценные архитектурные памятники: главный дом, стоящая поодаль церковь Успения, построенная в 1807 г. (стиль барокко), остатки заросшего парка, которые могут быть воссозданы относительно малыми усилиями.
Усадебный дом выполнен в духе средневекового европейского зодчества – английской готики с сохранившимися элементами внутреннего убранства и внешнего декора (частично сохранился герб Голицыных на фасаде дворца). Изначально имение принадлежало князьям Голицыным, позднее перешло во владение графа Муромцева.
Жилые здания: двухэтажный кирпичный дворец (в руинированном состоянии).
Хозяйственные постройки: хозяйственный флигель и службы (утрачены).
Культовые постройки: церковь Успения, 1807 г. (действующая).
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк на острове.
Наличие водоемов: озеро, р. Гжать.
Усадьба была построена со столичным размахом по проекту выдающегося архитектора Ж. Тома де Томона. Расположена рядом с селом, на высоком берегу запруженной речки, и когда-то имела господствующее положение в ландшафте. Центр парадной части и всего ансамбля – великолепный двухэтажный дворец с колоннадами и флигелями по сторонам, которые ограничивали парадный двор – курдонер перед его главным фасадом, обращенным к прудам. От дворца высокий берег террасами спускался к прудам, окруженным обширным пейзажным парком. К настоящему времени от обширного усадебного комплекса сохранились лишь руинированные фасады дворца с одним флигелем, система прудов и заросший парк, второй флигель можно найти только по фрагментам фундамента.До 1885 года усадьба находилась в роду Голицыных, а затем была продана с торгов и неоднократно переходила из рук в руки. В 1934 году пострадала от пожара, а во время войны – превратилась в руины.
Жилые здания: дворец с флигелями, 1790-1800 гг. (двухэтажные, кирпичные), габариты дворца 76 м х 35 м; габариты флигеля 30 м х 14 м. Находятся в руинированном состоянии.
Хозяйственные постройки: служебный корпус (утрачен).
Культовые постройки: усадебная церковь Рождества Богородицы 1791 г. (утрачена).
Объекты садово-парковой архитектуры: заросший парк.
Наличие водоемов: каскадные пруды (заросшие), р. Воря.
http://kultura.admin-smolensk.ru/476/kulturnoe_nasledie/okn_rabota/news_1016.html