В XII веке Смоленское княжество приобрело политическую независимость. Экономическое и политическое развитие княжества в данный период обуславливало его дальнейшее усиление. Возрастало значение Смоленска как торгового центра. Этому способствовало не только то, что Смоленск служил транзитным пунктом для торговли благодаря своему выгодному географическому положению, но и то, что Смоленская земля сама имела экономический потенциал. Поверхность ее покрывалась лесами, в которых водились в большом количестве пушные звери: лисицы, куницы, медведи, соболи, бобры, выдры. В лесах северных районов Смоленского княжества встречались песцы. Выдры, бобры и песцы составляли наиболее доходные статьи торговли Смоленска. Пушнина и воск, вывозимые Смоленском, шли на рынки Западной Европы и Востока. Почва Смоленщины достаточно плодородна, и это создавало условия для развития земледелия. Смоленск вывозил хлеб в Новгородскую землю, порой и в Полоцк.
В начале XIII века Полоцкое княжество подпало под власть Смоленска на тот момент одного из наиболее крупных феодальных государственных образований на Руси. Центром княжества являлся город Смоленск, находившийся на развилке двух больших водных торговых путей: на пути, шедшем от Балтийского моря по Западной Двине через «волок» в верховьях Днепра к Смоленску, и на пути по Днепру к Черному морю. Благодаря столь выгодному географическому положению Смоленск рано установил торговые связи с Востоком, Византией, а также с прибалтийскими землями и Западной Европой.
Из вышеуказанного можно предположить, насколько богата история Смоленского княжества в период раннего средневековья. К сожалению, подавляющее большинство источников по истории Смоленской земли и города Смоленска относящиеся к указанному периоду погибли, что, конечно, затрудняет восстановление полной картины экономической и политической жизни. В связи с изложенным, количество опубликованных исследований и монографий по истории Смоленского княжества невелико.
Витебск, как считается, возник не позднее IX века. Так же как Полоцк и Смоленск, занимал выгодное для торговли географическое положение, будучи расположен на левом берегу Западной Двины, где она ближе всего подходит к верхнему течению Днепра. В летописях Витебск впервые упоминается в 1021 году. В XI веке он был подчинен Полоцку. Предполагается, что Витебск являлся вторым по значению городом Полоцкого княжества. Значение Витебска возросло с оживлением торговли по Западной Двине.
В XIII веке Смоленск становится членом Великого Ганзейского союза. Этот союз, куда входили более тридцати немецких и русских городов, представлял из себя общину, юридически поставленную в независимое положение, со своим собственным управлением и судом. От Бюгге и Лондона до Риги, Новгорода, Смоленска и Суздаля вся торговля была в руках этого могущественного союза, столицей которого был город Висби, что на острове Готланд.
Итак, Полоцк, Витебск и Смоленск являлись наиболее крупными русскими городами и торговыми центрами в период феодальной раздробленности. Господствующее положение среди них в первой половине XIII века занимал Смоленск. Он же регулировал торговые отношения этих городов. Таким образом, единое экономическое и в большой мере политическое пространство между будущей Беларусью и Смоленском (Россией) возникло не сегодня, а около восьмисот лет назад.
В 1229 году между Ригой и Смоленском заключен торговый договор. В подписании этого договора, кроме Риги, участвовали представители других городов Балтийского побережья, в том числе Любек, Дортмунд и Бремен.
Договор 1229 года являлся одним из наиболее важных документов в истории торговых связей Риги с русскими городами в период феодальной раздробленности. Основными вопросами данного договора следует считать: свободный проезд для купцов; оптовая и розничная торговля; гостевая торговля. Договор 1229 года предоставлял право свободного проезда немецким и русским купцам. Кроме того, немецким купцам предоставлялось право проезда не только в Полоцк, Витебск и Смоленск, но и за пределы Смоленска, русским купцам — в Ригу, на Готланд, в Любек и другие города. Разрешалась торговля немецким купцам в русских городах, а русским — в Риге, на Готланде, в Любеке и других городах Балтийского побережья любыми товарами и в любом количестве, т. е. и оптовая и розничная торговля. Купцы могли выносить свои товары на берег в случае крушения судна, и феодалы тех земель, на берега которых выносились товары купцов, не имели права конфисковать их, т. е. береговое право феодалов не распространялось на товары купцов.
Право гостевой торговли в договоре 1229 года не упоминается. Это говорит о том, что в данный период гостевая торговля для русских и немецких купцов еще не была запрещена в городах, представители которых заключили упомянутый договор. Что касается пошлины, то за проезд как русских, так и немецких купцов она не взималась. Была установлена лишь весчая пошлина (за взвешивание товара), которую должны были платить немецкие купцы и только за взвешивание купленного ими в русских городах золота, серебра и воска. Когда же они эти товары продавали, пошлина не взималась. Введение весчей пошлины на серебро и золото говорит о том, что русские были заинтересованы в сохранении и увеличении количества благородных металлов. Таково разрешение в договоре 1229 года основных вопросов торговых отношений. Отсюда следует, что договор предоставлял равные права как немецкому, так и русскому купечеству в вопросах свободного проезда, оптовой, розничной и гостевой торговли. Вопрос о пошлине на покупку серебра, золота и воска был решен в пользу русского купечества, что свидетельствует о самостоятельной линии русских при заключении договора.
В ряде случаев в соответствии с условиями договора немецкие купцы имели некоторые преимущества перед русскими купцами. Например, в кредитной торговле (если русский купец был должен нескольким кредиторам, то в первую очередь он обязан был отдавать долг немецкому кредитору), при переправе купцов через «волок» (русские купцы переправлялись в последнюю очередь, если на «волоке» были другие, в частности, немецкие купцы). Но это не изменяет сделанного здесь вывода о самостоятельной линии русских в торговле с немецким купечеством. Анализ договора 1229 года в целом позволяет сделать вывод, что заключен он в основном на равных правах и выгодных для обеих сторон условиях.
С середины XIII века отношения Риги с русскими городами осложнились вмешательством Литвы, которая подчинила себе Полоцк и Витебск. Этим объясняется то, что договор конца 40-х годов XIII века заключался Смоленском без Полоцка и Витебска. Позже и сам Смоленск попал в зависимость от Литвы, а еще позже само Великое княжество Литовское стало простираться от Балтийского до Черного морей.
Центральная и главнейшая магистраль пути «из варяг в греки» шла из Балтийского моря в Черное: по реке Неве, Ладожскому озеру, по Волхову через озеро Ильмень, реку Ловать, а затем посредством небольших рек и волоков в Днепр (у Смоленска) и в Черное море. Для Смоленска это были одновременно его северный («к варягам») и южный («в греки») пути. Но не менее важным северным ответвлением пути «из варяг в греки» являлся маршрут, тоже непосредственно пролегавший через Смоленск, — по Западной Двине, ее притоку Каспле, а затем волоком в Днепр и вниз к Черному морю. Отсюда процветание населенных мест: Каспли и Вержавска. Кроме того, на земле Смоленской через реку Вазузу, являющуюся верхним притоком Волги, и небольшой волок Днепровский «путь из варяг в греки» соединялся с Великим волжским путем, ведущим в Камскую Булгарию и мусульманский Восток. Наконец, исторически определилось и то, что название «варяжского» пути закрепилось только за северной (по Ловати и Волхову) частью пути «из варяг в греки», а среднее и южное течение Днепра приобрело название «греческого» пути. Смоленск оказывался в положении своеобразного связующего звена и перевалочного пункта между северной и южной частями исторического пути, характерно именуемого летописцем «из варяг в греки и из грек по Днепру». Постепенно этот путь становился все более торным, а Смоленск приобретал все более важное значение как перевалочный пункт.
Кроме того, на земле Смоленской скрещивались и другие важнейшие древние водные магистрали Восточной Европы. Например, верховье Днепра, как уже отмечалось, связывало Смоленск (через Вазузу) с Волгой и Окой (через Угру), а параллельно по Сожу, верховье которого на юге подходит к Смоленску, проходила как бы вторая водная магистраль. Известны и многие другие маршруты, которые нередко отмечались историками и географами. Но все они имели лишь местное торговое или транспортное значение, а не международное.
1. Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. С-Петербург. 1859г. (Текст договора в очерке приведен из данной книги).
2. П.В. Голубовский. История Смоленской земли до начала XV столетия. Киев, 1895,
3. Е. Муравская. Торговые связи Риги с Полоцком, Витебском и Смоленском в XIII—XIV вв. Известия Академии Наук Латвийской ССР № 2 (163), 1961 г. Рига.
4. В.О.Ключевский. Курс русской истории, т.1, ч.1, М., 1956
5. Усачев Н.Н. О внешней торговле Смоленска в IX—XIV веках Материалы по изучению Смоленской области, вып. 7. М., 1970.