Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Бог ничего не дает человеку. (грузинская)

Эпизоды истории Поречского уезда. Эхо польского восстания 1863 года. Документы

Назад

 

На   веб-сайте  уже  помещен  сокращенный  вариант  описания   благотворительной  акции  селян  двух  белорусских уездов Смоленской   губернии - Поречского  и   Краснинского.  В   данной   статье   изложение   событий  в  более   подробном  виде. Ценность  ее,  на   мой   взгляд,   в   том,  что читатель может  мысленно   перенестись   на    полторы   сотни  лет   в прошлое.  Можно наглядно проследить идеологическую работу церкви  среди белорусского  крестьянства   после   польского    восстания 1863 года. Смоленская    епархия  и  губернское   начальство  видимо  были   не  совсем  уверены в благонадежности крестьян, если  им  понадобилось  проведение   сложной  идеологической   кампании.  Вероятно,   крамола  начинала    проникать   и   в здешние   пределы.   Кроме   того,  читатель   может   оценить  красоту  стиля   и  речевых   оборотов применявшихся  в  сфере делопроизводства, в письменном и устном общении. 

  В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло восстание. Мятеж подняла  шляхта и католическое духовенство, к которым присоединилось некоторое число крестьян преимущественно из шляхетской дворни.

   Повстанцы не ставили своей целью проведение каких-либо демократических или экономических реформ. Главным их лозунгом была полная независимость Польши в границах 1772 г. «от можа до можа». Им помнилось, что некогда одноглавый орел простирал свои крылья от Балтийского до Черного морей. В территорию включалось также и  Великое княжество Литовское. Надо думать, не отказались бы поляки и от смоленских территорий тоже, хотя наши земли были под московскими правителями уже давно. Ряд польских политиков умеренных взглядов предлагали русскому правительству компромиссное решение: Польша останется в составе Российской империи под властью царя, но ее административные границы следует расширить до территориальных границ Речи Посполитой по состоянию на 1772 г.. Полякам очень хотелось по-прежнему паразитировать, в том числе, за счет белорусских крестьян.

   В Польше насчитывался самый большой в Европе процент дворян. К 60-м гг. XIX в. польское шляхетство значительно умножилось. Из шести миллионов поляков, живших в пределах Российской империи, потомственных дворян проживало около пятисот тысяч человек. Практически каждый десятый поляк был графом или же носил другой дворянский титул. Откуда появилось такое количество лиц благородных сословий тема отдельного разговора. Для сравнения: на пятьдесят миллионов остального населения европейской части империи приходилось всего лишь чуть больше двухсот пятидесяти тысяч потомственных дворян.

   Широкой народной поддержки восстание не получило. Оно проходило в форме партизанской войны: отряды повстанцев скрывались в лесах и панских усадьбах, нападали на гарнизоны, чтобы пополнить запасы оружия, разрушали коммуникации, в поисках денег грабили кассы и казначейства, агитировали крестьян на выступления против властей. Однако последние понимали дело по-своему, нападали на панские имения, грабили и жгли усадьбы. За унижения народа со стороны власть имущих надо платить. Вообще доля крестьянского участия на стороне восставших была не так велика.    

   Игнорируя призывы «Мужыцкай праўды», издаваемой одним из идеологов и руководителей восстания Калиновским, простые люди остались верными правительству.        

   Плохо организованное и лишенное социальной опоры в большинстве населения восстание не могло развиваться и продолжаться долго. Генерал-губернатор Муравьев не дал соединиться разрозненным отрядам повстанцев. Их лидеры один за другим представали перед судом и приговаривались к смертной казни. Всего казнено 128 человек. Одним из последних казнили Калиновского. Следствием установлено участие в восстании примерно  77 000 человек. Из них более 800 сосланы на каторгу, а 12 500 переселили в другие местности, в том числе Сибирь. Таким образом, власть  репрессировала менее 1/5 общего количества участников. Эти цифры показывают, что правительство не проявляло к восставшим той особенной жестокости, о которой в последующие времена станет говорить советская историография.     

   Что касается "белорусского вопроса", то царское правительство после всех польских волнений с удивлением обнаружило, что есть такой народ как белорусы. Этот народ, в основе своей крестьянство, подлежал русификации. Население белорусских губерний  рассматривалось как носитель «русской» национальности, что означало не подавление его этнических особенностей, но их выявление, поскольку в понимании правительства «русская нация» состояла из трех народностей - великороссов, малороссов и белорусов, и между ними крепкая религиозная связь - православие.

  После подавления восстания правительство смягчило режим правления в Западных губерниях. Ликвидировалось временнообязанное состояние, снизились на 20% ежегодные выкупные платежи, безземельных крестьян наделили тремя десятинами земли. Мои земляки, кажется, не попали под раздачу льгот. Чиновники и служители православной церкви старались вызвать неприязнь крестьян к польским помещикам. 

   Известный белорусский писатель И. Л. Солоневич так отозвался о ситуации в Беларуси и роли в ней Муравьёва: «Край, — сравнительно недавно присоединенный к Империи и населенный русским мужиком. Кроме мужика русского там не было ничего. Наше белорусское дворянство очень легко продало и веру своих отцов, и язык своего народа и интересы России… Народ остался без правящего слоя. Без интеллигенции, без буржуазии, без аристократии — даже без пролетариата и ремесленников. Выход в культурные верхи был начисто заперт польским дворянством. Муравьев не только вешал. Он раскрыл белорусскому мужику дорогу, хотя бы в низшие слои интеллигенции».

  Одновременно правительство ужесточило русификаторскую политику, а выступления белорусских крестьян против половинчатой земельной реформы зачастую подавлялись войсками. С целью усиления русского влияния на местное православное население и воспитания верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство разработало свою стратегию. Особое внимание было обращено на начальную школу. В большей степени, чем в центральных губерниях, она ставилась под контроль православной церкви. Школа и церковь были призваны воспитывать детей-белорусов в духе покорности, верности монархии, содействовать русификации края. Исходя из этого, создавались программы, подбирались учительские кадры. В конце 60-х годов в начальных классах школ пяти западных губерний, помимо учителей, преподавание вели 580 священников, 93 диакона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий.

   Хотя польский мятеж коснулся всего нескольких уездов соседней Витебской губернии, а в Смоленской пресечен в самом зародыше, все же польские события обеспокоили руководителей губернии.  Среди крестьян следовало провести профилактическую работу. Внешне это выглядело как верноподданническая акция. Те читатели кто интересуется технологией сбора благотворительных средств и вообще разного свойства душевных порывов крестьян здешних деревень могут почитать «Письма из деревни» Энгельгардта. Искусство манипулирования сознанием изобретение не наших дней.

   В Бородинском волостном правлении Поречского уезда в июне 1864 года состоялся сход крестьян, на котором священник села Борода Григорий Бучарев произнес речь, в которой благодарил начальника Северо-Западного края за то, что генерал усмирил мятеж и не допустил восставших в пределы Смоленской губернии. Кроме того, он одобрил,  инициировало вероятно губернское начальство,  преподнесение в дар генерал-губернатору М. Муравьеву списка иконы Смоленской Божьей Матери. В частности он сказал: «…Судите сами: что сделали, или что могли когда либо сделать полякам такие же мирные добрые жители сел и деревень, как и вы, - а между тем жилища их сжигали, селения опустошали, достояния грабили, самих вешали и убивали; и кто же все это? – подданные одного с нами Царя, люди одного с нами славянского происхождения! Бог им судья; но эти Каины, пролившие невинную кровь многих собратий наших, учинили для многих верных сынов церкви и отечества ничем неизлечимое зло: многих они убили верных мужей, а жен оставили вдовыми, многих повесили родителей, а детей оставили горькими сиротами, многих убили сыновей и бессильных старцев оставили нищими, без куска хлеба. Да пройдут годы и десятки лет, но не пройдут слезы многих верных собратий наших; кровь же невинно убитых сынов церкви и отечества вечно будет вопить об отмщении на небо, а злочестивые деяния поляков запишутся в книги и будут передаваться от одного рода другому, пока мир стоит, - и все будут проклинать богомерзкие дела их; имена же невинно убиенных верных сынов престола, церкви и отечества, без всякого сомнения, рукою ангелов Божьих записаны в число мучеников Христовых, равно и в сей жизни будут поминаемы церковью во веки веков. Да успокоит их Господь в Царствие  Своем!

   Нам, собратья православные, нет никакой надобности и не наше дело рассуждать о том, что побудило поляков затеять бывшее возмущение; но зная (как это объяснено и в приговоре вашем об устройстве сей иконы), что вблизи нас в сношениях с мятежниками были белорусские паны, как то: Лущинский, Бр… и другие, по нашему простому понятию, при настоящем положении дел, нам естественно думать, что и освобождение крестьян от крепостной зависимости также для польских соучастников могло быть одним из побуждений у бывшему мятежу. Но всеблагой Бог рукой мудрого Государя нашего (коего сердце, как Государя православного, по преимуществу в руки Божии) самое зло направляет к благой цели: общественные возмутители справедливо лишаются прав состояния, а их бывшие крестьяне, вместо предположительных обязательных отношений к своим помещикам, теперь переходят уже в государственное ведомство.

   Но, чтобы более быть благодарным Государю и преданным Его Престолу, вспомним, други, как прошедшего года, в день Преполовения праздника Воскресения Господня, неожиданно разнесся слух, что мятежники  не далеко; страх, как нам всем теперь известно, был не совсем напрасный: мятежники действительно появились, и хотя в малом числе, но с самоуверенной дерзостью и с оружием брани. В селениях тогда оставались большей частью женщины, дети и старцы все же могущие понести труды ушли на барках и еще не возвращались. Что же тогда у нас было? Бегали, суетились, плакали, иные принимались убирать кое какие пожитки, иные заготовляли хлеб, чтобы уйти от злодеев; на каждом шагу только и слышно было «ах Боже наш!», что нам делать, мятежники нахлынут!» - Но, благодарение Богу, боязливые, послушав более разумных, кое как поуспокоились, - но толки о мятежниках все еще не утихали; - как вдруг неожиданно, как бы на могучих крыльях, принеслись два полка славных русских героев, все увидели тогда безопасность своего положения и мятежники стали быть не страшны. А между тем, и в самом деле с того времени о появлении мятежников вблизи нас более уже не слышно. Слава Государю Императору нашему! Нам только погрози успокоило от бывшего страха и при самом начале положило конец выходкам мятежников. Затем последовали у нас и другила опасность,- и воинство Его уже охраняет нас! Слава храброму русскому воинству! одно появление русских героев всехе меры предосторожности от злодеев: поставлены были караульные и мятежникам уже невозможно стало прокрасться в пределы селений наших. – Вот как Государь заботится о нас! Пусть же никто не думает, что мы как не значительные в государстве люди, вовсе не стоим забот великому Государю нашему. Нет, как солнце светит и греет всюду, так и Благочестивейший наш Государь – Своею отеческой любовью объемлет всех нас!

   Упомяну о русском нашем воинстве, я считаю нужным напомнить, чтобы вы, собратия православные, не считали несчастием, когда чей сын, или брат, или родственник чей волею начальства призывается на службу Царю и Отечеству. Кто бы нас охранял, если бы не было у нас воинства? У самих нас – и оружия нет, и владеть им не умеем, и при таких злодействах, как например возмущение поляков, нам пришлось бы быть неминуемо жалкой жертвой злодеев. Нет не следует верным сынам церкви, и отечества, верным и преданным рабам престола, не следует неутешно плакать и грустить, если чей близкий родственник или друг призывается на службу царскую, и должно считать честью, что Господь дает долю послужить отечеству – на страх врагам нашим!

   И так возмущение польское стихло, и все стали быть спокойны; кому же мы обязаны усмирением бывшего мятежа; кому мы обязаны благовременным охранением пределов селений наших от неистовства польских мятежников? – Государю, воинству и вождям полков русских, и по преимуществу начальнику северо-западного края М.Н. Муравьеву, для выражения благодарности которому вы, добрые христиане и верные дети отечества устроили и образ сей.

   Подлинно вы доброе дело сделали; несомненно, что оно должно быть приятно и благодетелю нашему: признательные, благодарные сердца облагодетельствованных приятнее всего для благодетелей, их в том и награда, их в том и утешение. Должно сказать также, что вы избрали и предмет самый лучший для выражения благодетелю своей благодарности. Пройдут годы и десятки лет, но эта Святыня все будет как быть неразрывным узлом между вами и благодетелем нашим, и между родом вашим и родом его. Приятно и вожделенно также и то, что благодетель ваш, которому вы подносите икону сию, как добрый христианин, перед сей же самой иконой, не раз, быть может, помолит Царицу Небесную и о вашей тишине и спокойствии.

   Об одном еще упомяну в завете вам, и молю вас не забыть, благочестивые православные собратья: поднесши благодетелю своему в дар икону Царицы Небесной, внушите за себя детям своим и внукам всегдашнюю благодарность к оному достославному начальнику северо-запада страны  Михаилу Николаевичу, который в годину угрожавших нам бедствий и варварского разорения от польских мятежников стал для нас как бы видимым ангелом-хранителем нашим.

   Возблагодарим же теперь от чистого сердца оного великого благодетеля нашего, не допустившего варварству мятежников разорить нас, в простоте живущих. Пусть Царица Небесная, наша Смоленская чудотворная путеводительница, будет всегдашнею свидетельницей нашей признательности к нему, и подобно как и нас да руководит, охраняет и бережет и оного земного нашего архистратига, который подобно архистратигу воев небесных, некогда свергнувшему с небес сатану и возмутившиеся полчища его, - смирил гордыню и дерзость бывших мятежников; нас же, в безмятежии  сущих, охранил целыми и невредимыми. Богу же нашему слава во веки веков. Аминь».

   После речи священника и обсуждения вопроса размера пожертвований крестьяне приняли мирской Приговор:

   «1864 года июня 6 дня, мы нижеподписавшиеся смоленской губернии Поречского уезда, Бородинской волости государственных имуществ разных селений домохозяева, имели суждение, что вспыхнувший в начале 1863 года мятеж в Царстве Польском, распространившийся вслед затем на литовские и белорусские губернии, из коих с Витебскою губернии наши волости межуются, угрожал нам великой опасностью. Как всем нам известно, что в прошлом году вблизи нас белорусские помещики Лущинский, Бржезовский и другие, составив заговор на бунт против нашего Государя, замышляли со своими шайками напасть на наш мирный край, намереваясь произвести на нем убийства и грабежи; - по сему видно, что нам, соседним жителям с могилевской и витебской губерниями, предстояла неминуемая опасность от вторжения в наши пределы польских мятежников; но намерения эти были разрушены мудрыми мерами и попечительством о нашем спокойствии и счастью его высокопревосходительства господина главного начальника северо-западного края генерала от инфантерии Михаила Николаевича Муравьева, так что мятежники те были открыты, схвачены во время и не успели потому исполнить злодейских своих замыслов. А как в настоящее время в литовских и белорусских губерниях мятеж окончательно подавлен и водворилась мирная жизнь, через что мы можем неопасливо наслаждаться спокойствием и тишиною, то как все это, да притом и то, что господин генерал Михаил Николаевич Муравьев, будучи министром государственных имуществ, оказывал нам большие благодеяния своей о нас попечительностью, то после этого нам осталось только благодарить его превосходительство Михаила Николаевича Муравьева и молить Всемогущего Бога и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу о долгоденствии и поддержании здоровья его, для блага и чести русского нашего отечества, и в знак нашей к нему любви и благодарности, мы желаем, в соединении с прочими волостями государственных крестьян Поречского и Краснинского уездов, поднести его высокопревосходительству Михаилу Николаевичу в городе Вильно на вечную память о такой нашей к нему благодарности и любви через особо избранных от нас лиц, список со святой чудотворной иконы нашей Смоленской Божьей матери Одигитрии, в серебряной, позолоченной ризе с украшениями, и сверх того побуждаемые теми же чувствами, положили мы послать к его высокопревосходительству через тех же доверенных лиц денежное пожертвование на возобновляющуюся, по желанию его, в городе Вильно древнюю православную св.Николаевскую церковь и на все сие жертвуем все единодушно и радостно двести пятьдесят шесть рублей тридцать копеек; причем мы также рассудили и положили, что когда икона та будет готова, выслана нам и освящена, тогда отслужить пред нею всей волостью молебен, прося Пречистую заступницу нашу о даровании здоровья и благоденствия возлюбленному Отцу и Великому благодетелю отечества Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу и Благочестивейшей Супруге Его Великой Государыне Императрице Марии Александровне и благочестивейшему Наследнику престола Его, Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу и всему царствующему Дому и победоносному воинству, славно поборовшему польскую крамолу, и верному престолу генерал-адъютанту Михаилу Николаевичу Муравьеву, на что и испрашиваем  у начальства нашего милостивого разрешения».   Далее следую подписи.

                                                                                    Письмо выборных.

                                                    Ваше высокопревосходительство. Милостивый Государь.

    Государственные крестьяне семи волостей и одного отдельного сельского общества, состоящих в Поречском и Краснинском уездах смоленской губернии, в постановленных на мирских сходах приговорах предположили сделать от себя посильное денежное приношение в пользу древней православной церкви в Вильно, возобновляющейся ныне по благочестивому усердию вашего высокопревосходительства. Собрав на этот предмет пожертвования на сумму 256 рублей, крестьяне уполномочили нас нижеподписавшихся выборных от них депутатов, представить пожертвование это вашему высокопревосходительству, с почтительнейшей просьбой  принять оное милостиво и употребить, по ближайшему благоусмотрению, на нужды Николаевской церкви.

   Представляя у сего означенные двести пятьдесят шесть рублей имеем счастье именоваться:

   Вашего высокопревосходительства всепреданные  и всепокоршейшие слуги, выборные от крестьян депутаты:

   Волостной голова Силуяновской волости, крестьянин деревни Силуяново Павел Ластовкин.

   Волостной голова Лоинской волости, крестьянин деревни Марышек, Никифор Алексеев, а по безграмотству его по личной просьбе, подписался за него, - Смоленского кафедрального собора протоирей Павел Жданов.

   Волостной голова бородинской волости, крестьянин деревни Бородинской Денис Титов Калиненко.

   Иньковской волости села Иньково крестьянин Яков Алексеев, а по безграмотству его по личной просьбе подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Верховской волости деревни Подберезной крестьянин Макар Иванов.

   Жерновской волости деревни Кисляков крестьянин Никифор Григорьев, а по безграмотству его, по личной его просьбе, подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Зверовической  волости деревни Малой-Доброй крестьянин Корнилий Емельянов, а по безграмотству его, по личной его просьбе, подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Мшновического отдельного сельского общества, деревни Вербилова крестьянин Алипий Васильев, а по безграмотству его по личной его просьбе, подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов. 

                                                                                               Адрес.

                                         Ваше высокопревосходительство, милостивый отец наш Михаил Николаевич!

   В неумолкаемых хвалах и благословениях, посылаем тебе со всех концов земли русской за приснопамятные подвиги твои на пользу веры, Царя и отечества, слышится нам воистину голос народный, а глас народа – глас Божий.

   К прелестному голосу сему давно уже приобщились мы сердцами нашими. Ныне же от полноты чувств торжественно возносим тебе хвалу, честь и благодарение за все благодеяния, совершенные тобой во вверенном тебе как для святой православной нашей церкви и угнетенных братий наших по вере и крови. От всего сердца благодарим тебя и за охранение нас самых ближайших жителей белорусских губерний от кровожадных шаек польских мятежников, готовившихся в 1863 году, с мечем и огнем, напасть на наш мирный край.

   В залог таких чувств благодарности нашей, любви и преданности, подносим тебе, через выборных от мира людей, список с чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери – Одигитрии, торжественно пред святым его прообразом освященный архипастырем нашим. Прими от нас святую икону сию с такой же любовью, с какой приносим ее тебе.

   Мы же будем непрестанно воссылать наши теплые и искренние молитвы к Пресвятой Владычице о сохранении дорогой жизни твоей на многие лета и о благословении вожделенным успехом дальнейших твоих подвигов к возвеличению в крае святого православия нашего и русской народности.

   К сему по мирским приговорам государственных крестьян Поречского и Краснинского уездов Смоленской губернии подписались и руки приложили:

   Выборный депутат от 4 140 душ крестьян Силуяновской волости, Поречского уезда, волостной голова, крестьян деревни Силуянова  Павел Ластовкин.

   Выборный депутат от 2 991 души крестьян Лоинской волости, того же уезда, волостной голова, крестьянин деревни Марышек Никифор Алексеев, а по безграмотству его по личной его просьбе, подписался за него, Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Выборный депутат от 4 377 душ крестьян Бородинской волости, того же уезда волостной голова, крестьянин деревни Бороды Денис Титов Калиненко.

    Выборный депутат от 2 376 душ крестьян Иньковской волости, того же уезда Яков Алексеев, а по безграмотству его, по личной его просьбе подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Выборный депутат 4 216 душ крестьян Верховской волости, того же уезда, крестьянин деревни Пустоши – Подберезной Макар Иванов.

   Выборный депутат от 2 019 душ крестьян Жерновской волости Краснинского уезда, крестьянин деревни Кисляков Никифор Григорьев, а по безграмотству его, по личной его просьбе, подписал за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Выборный депутат от 4 365 душ крестьян Зверовической волости, того же уезда, крестьянин деревни Малой – Доброй, Карней Емельянов, по безграмотству его, по личной его просьбе, подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

   Выборный депутат от 906 душ крестьян Мшновического отдельного сельского общества, того же уезда, крестьянин деревни Вербилова Алипий Васильев, а по безграмотству его, по личной его просьбе, подписался за него Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов.

                                                                                   14 октября 1864 года. 

    В октябре 1864 года управляющий Смоленской Палатой государственных имуществ статский  советник В.В. Юзефович  уведомил  главного начальника  Северо-Западного   края  Российской  империи  генерала  от  инфантерии  М.Н. Муравьева о том, что государственные крестьяне Поречского и Краснинского уездов общим числом 25 390 душ на сходах вынесли приговор: выразить  Муравьеву-Виленскому  благодарность за подавление польского мятежа. За ограждение населения от польского порабощения  крестьяне  решили  преподнести  генерал-губернатору список  с  чудотворной  иконы  Смоленской  иконы  Божьей  Матери – Одигитрии,  а   также   денежное   пожертвование   на   восстановления порушенной  поляками  Николаевской  церкви  в  городе  Вильно.  О  постановлении  крестьян  губернское  начальство  довело  до  сведения Российского Императора. 

   Вокруг иконы по кайме путем чеканки мастера нанесли благодарственный текст: «Вечной благодарности достойному усмирителю врагов России, Михаилу Николаевичу Муравьеву, от признательных ему крестьян восьми казенных волостей Поречского и Краснинского уездов Смоленской губернии, числом 25 390 душ, охраненных мудрым попечением его от лютых шаек польских мятежников, готовившихся в 1863 году внести в край их смерть и опустошение. Поднесена в г. Вильна 1864г.».

                                        Письмо Смоленского председателя палаты государственных имуществ.

                                                              Ваше превосходительство, Милостивый государь!

  Государственные крестьяне Поречского и Краснинского уездов Смоленской губернии, желая выразить вашему высокопревосходительству торжественно чувства живой и искренней своей благодарности за достославное и плодотворное служение нашему делу народному и охранение в 1863 году собственного их края от вооруженного нападения польских мятежников, в постановленных от каждой волости в июне сего года мирских приговорах, положили поднести от них вашему высокопревосходительству, через особо выборных от мира людей, список с чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери – Одигитрии.

   Вместе с тем крестьяне положили также препроводить с теми же доверенными лицами, денежное пожертвование на нужды возобновляющейся в Вильно, по желанию вашему, древней православной Николаевской церкви, по освящении иконы, отслужить пред нею в каждой волости молебен о даровании здравия и благоденствия Государю Императору, Царствующему Дому, воинству и вашему высокопревосходительству.

   На приведение приговоров этих в исполнение последовало на имя мое 25 июля за № 3,038 разрешение г. министра государственных имуществ, из какового разрешения видно, что о содержании приговоров его высокопревосходительством было доведено до Высочайшего сведения Государя Императора.

 Долгом считаю довести о сем до сведения вашего высокопревосходительства и почтительнейше доложить, что депутация от крестьян, состоящая из восьми человек выборных, имеет отправиться в Вильну 14 числа этого месяца.

   В заключение сего не менее долгом свидетельствовать перед вашим высокопревосходительством, как имел я честь в свое время свидетельствовать и передать г. министром, о том необыкновенном единодушии и усердии, которое крестьяне обнаружили в настоящем душевном их деле. В сумму пожертвований на сооружение иконы, с великодушием и увлечением, несли трудовые лепты свои не только все домохозяйства, участвовавшие в мирских сходах, жены и матери их, но даже отставные солдаты и солдатские вдовы, проживающие в волостях. Только чувством восторженной всепреданности и признательности, которые питает к имени вашего высокопревосходительства православный русский народ, только чувством той неподдельной любви, в силу которого в устах народа произносится это дорогое для него имя с гордостью и благословением, может быть объяснен этот утешительный факт.

   С отличным высокопочтением и совершенною преданностью имею честь быть вашего высокопревосходительства, милостивого государя, покорнейший слуга.

                                                                                 Подпись.  Виктор Юзефович. 

                                                                        11 октября 1864 года. Город Смоленск.

    Избранная депутация, состоявшая из восьми человек, по освящении иконы и отслужив перед нею в каждой волости молебен за здравие Государя Императора и всего Августейшего дома 22 октября 1963 года прибыла в город Вильно.

   В тот же день делегацию принял генерал-губернатором М. Муравьев. Крестьяне вручили ему список иконы и денежные пожертвования в сумме 256 рублей 30 копеек. Кроме того, вручены два письма от крестьян Поречского и Краснинского уездов. Источники утверждают, что Муравьева весьма тронуло такое внимание простых людей Смоленской губернии. В приветственном выступлении Михаил Николаевич сказал: «Душевно благодарю вас и уполномочивших вас крестьян Поречского и Краснинского уездов за выражение чувств ваших ко мне, которое для меня тем драгоценнее, что в нем отражается горячая любовь смолян к общей нашей родине России, ко всему русскому и православному. С благоговением и радостью принимаю поднесенную мне вами икону и пожертвованные на доброе дело деньги, - благодарю за адрес уполномочивших вас смолян, столь красноречиво и искренно выражающих их чувства. В заявлении этом вылилась душа смолян, истинно русских людей, испокон века известных преданностью своей отечеству и законным государям. Еще раз благодарю вас и прошу передать от меня, по возвращении домой, сердечное спасибо пославшим вас.

   Мне приятно видеть вас в Вильно, недавно мятежном, но теперь совершенно умиротворенном городе, благодаря Богу и доблестных исполнителей воли Августейшего Монарха, военных и гражданских моих сподвижников и сослуживцев. Но, чтобы вы не думали, что этот город действительно польский, как называли его крамольники, я приказал познакомить вас с ним во всех подробностях, и вы, убедившись в противном собственными глазами по тем остаткам древности русского православия и народности, какие увидите, расскажите всем своим землякам, что вы были не в польской, но русской Вильно.

   Прощайте! Идите с Богом отдохнуть с дороги; вы мои гости; в стенах этого дома вы найдете покой и русское гостеприимство».

   По окончании приема делегаты начали осматривать город. После литургии в Свято-Троицком монастыре, приложившись к древнейшей в Вильно иконе Богородицы-Одигитрии, по преданию писанной святым евангелистом Лукой делегаты продолжили знакомство с городом. Как гласит легенда, икона Одигитрии привезена в Вильно из Москвы в 1495 году, когда  Иоанн III Васильевич выдавал замуж свою дочь Елену за Великого князя Литовского – Русского и короля Польского Александра. Побывали в других достопримечательных местах. Побывали в театре, удивлялись невиданному ими газовому освещению улиц. В общем, увидели Европу. 24 октября  попрощавшись с генерал-губернатором и митрополитом Иосифом, делегация отправилась в обратный путь.

   Главе делегации 84-му старцу Павлу Лукичу Ластовкину за многолетнее и усердное служение в качестве волостного головы отцы города подарили богатый кафтан украшенный четырьмя медалями.

   В ответ на письмо В. Юзефовича начальник Северо-Западного края М. Муравьев сообщил:

   Милостивый  Государь,  Виктор  Владимирович.  С душевным   удовольствием  принял   я  депутацию  от  государственных крестьян  Поречского  и  Краснинского  уездов,  которая  прибыв  издалека  вручила  мне  от  имени  всех  своих православных собратьев  икону  Смоленской  Божьей  Матери  и  письменное  заявление  чувств  ко  мне  сельского  населения  этих  уездов. Отрадно  было  видеть  мне  это  посещение  русскими  людьми  искони   русского,   православного   здешнего   края,  который вследствие политических обстоятельств и крамольных действий насильно вторгшейся в оный горсти польских  пришельцев, подпал  было  в  течение  нескольких  веков влиянию, чуждому родным его началам. Не менее отрадно для меня и то, что эти русские  люди, представители здесь доблестных смолян, издревле славных своей непоколебимой преданностью православию и законным своим государям, могут ныне видеть воочию совершающееся здесь возрождение края к той родной русской  жизни, которая  не угасла и всегда таилась в здешнем народе, несмотря на насильственный гнет польского  шляхетства  и  расцвет католической пропаганды.

   В посещении этом я вижу возобновление неразрывного союза православного русского народа с православным здешним краем и выражение горячего соучастия обширной русской семьи к судьбе здешних своих собратьев.

   Поднесенную мне икону, - драгоценную по исполнению, но еще драгоценнейшею для меня по выражению в этом даре искреннего сочувствия к посильным трудам моим в деле подавления крамолы в здешнем крае, я сохраню в своем семействе и передам моим детям как незабвенную память той великой эпохе в которую Провидению и Августейшему Монарху нашему угодно было избрать для меня исполнителем неисповедимого Промысла Божья для сокрушения гордыни крамольников и для пробуждения здешнего народа к родной ему русской жизни.

   Искренне благодарю вас, милостивый государь, за сообщенные в письме вашем приятные для меня сведения о единодушии, обнаруженном крестьянами Поречского и Краснинского уездов и другими лицами, участвовавшими на мирских сходах по этому случаю. И вместе с тем покорнейше прошу вас принять на себя труд объявить всему мирскому обществу и прочим лицам, участвовавшим на этих сходах, мою душевную благодарность за столь трогательное выражение внимания их ко мне, в котором отразилась горячая любовь их к общей нашей родине России, ко всему русскому и православному.

   Представленное депутацией денежное пожертвование в количестве двухсот пятидесяти шести рублей на нужды возобновляющейся в городе Вильно древней православной Николаевской церкви будет употреблено согласно желанию жертвователей, во исполнение чего сделано уже мною вместе с сим распоряжение о приобретении на эту сумму Евангелия для часовни св. Михаила, сооружаемой в приделах означенного храма.

   Примите, милостивый государь, уверение в совершенном моем к вам почтении и преданности.

                                                                                         М. Муравьев.

    Из  всего  вышеизложенного  видно,  что  польское восстание, полыхавшее в Западной части Российской империи на своем излете коснулось и наших предков.

                                                                   Источники, использованные в работе:

1. Историко-литературный журнал Западной России. 1864 год. Том I. Вильно.

2. А.Энгельгардт. Письма из деревни. Москва. Алгоритм. 2010.

3. С. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. С-Петербург. Литера. 2002.

4. Воспоминания о графе М.Н. Муравьеве.  Исторический вестник. 1892. – Т. 50. - № 12


Источник: https://sites.google.com/site/ocerkipoistoriirodnyhmest/epizody-istorii-porecskogo-uezda-eho-polskogo-vosstania-1863-goda-dokumenty
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов