Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Работа не волк — в лес не убежит.

Историко-статистические описания сел Сычевского уезда из фонда преподавателя Смоленского женского Епархиального Духовного Училища Ивана Ивановича Орловского.

Назад

 

В Ы С О К О Е

Его Высокоблагословению Сычевского уезда отцу Благочинному, священнику Порфирию Тимофеевичу Белкину
Рапорт
В следствии указанного распоряжения Вашего Высокоблагословения от 17 декабря за №-466, имею честь сообщить следующие сведения :
1. Высокое есть село Сычевского уезда Гривской волости, свое название «Высокое» получило вероятно от местности, им занимаемой. Расстояние от уездного города 40 верст, а от Вязьмы 35 верст, имеется в самом селе почто-телеграфное отделение, от железной дороги 12 верст, ближайшие села : Сычевского – Грива и Егорье в 6 верстах; а Вяземского уезда – Побухово в 2 верстах и Коскино в 6 верстах. Почтовый адрес : Высоковское почтово-телеграфное отделение. Число домов в селе 20, все каменные, собственность графа А.Д.Шереметьева. …. жителей в Высоком почти все служащие графа и число их неодинаково : летом больше чем зимой (100-150 мужчин и женщин). Из общественных : богадельня, больница, училище и почтово-телеграфное учреждение. Церковь каменная, двухэтажная, без приходная. Село при реке Вазузе, стоит на высокой горе, на самой границе Сычевского уезда с Вяземским Родино. Из устных рассказов старожилов известно, что прежде на этом же самом месте была деревянная церковь, но сгорела и ни каких указаний не осталось о ней. От бывшим при закладке настоящей церкви передано, что раскопках земли для бута, найдено было множество человеческих костей, вероятно что при церкви было кладбище.

Вновь устроенной за смертью графини Александры Григорьевны Шереметьевой долго была не освещенной (с 1870г. по 1886г.). Иконостас в верхней церкви дубовый с резьбою; иконы верхней и нижней церкви писаны масляными красками на холсте в Петербурге художественной работы. Особенно замечательны иконы в алтарях на горнем месте; в нижней теплой церкви «Спаситель, молящийся в саду Гевсиманском», в верхней «Спаситель воскреший». В верхней церкви престол в честь чудотворной иконы Божией матери, именуемой Тихвинской (26 июня), а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей (30 января). Икона Тихвинской Божией Матери особенно чтима была предками Шереметьевых. Фельдмаршал Петра Великого, Борис Петрович Шереметьев, предводительствуя войсками, всегда в походах на войну брал с собою эту икону в особом экипаже и совершалось пред ним общее молитвословие, о чем свидетельствуют … (История. Вестник за 1865). Когда в 1709г. Петр В. назначена была битва под Полтавой на 26 июня. То Фельдмаршал Шереметьев упросил Государя отложить сражение на 27 число июня на что Государь согласился, и вот 27 числа июня победа досталась русскому воинству. В память сего события основана в XVIII столетии графом Шереметьевым Тихвинская Борисовская пустынь в Курской губернии на берегу речки Ворсклы близ Слободы Борисовки (История. Вестник за июнь 1885г.). – Сельцо Высокое от деревни того же имени прежде принадлежала метери графини, Александре Петровне Мельниковой и была приходом к селу Побохову. – Дочь её Александра, сделавшись графинею, купила это имение у матери, и крестьян сельца Высокого около 100 душ (20 дворов) пересилила на другое место в Вяземский уезд, выкупив земельный надел, наградив их деньгами и лесом на постройки. Графиня обладала огромными средствами. Это доказывалось тем, что она одновременно с устройством большого великолепного храма. возведено было в Высоком множество капитальных каменных зданий, а самое большое из них здание коннозаводства. В последующее время, по смерти её, согласно её завещания, это здание переделано было для помещения в нем больницы на 10 кроватей для больных и богадельни для проживания престарелых бедных на 10 человек мужчин и 10 человек женского пола со всеми служащими и удобствами для служащих. Это уже сделано её сыном, графом Александром Дмитриевичем, нынешним владельцем в наследстве покойной матери. На содержание его благотворительного заведения, церкви и причта положен капитал на вечное время 200 000 руб. Устроена была большая ферма для рогатого скота лучшей породы. Близ церкви устроен большой каменный дом в готическом стиле. Оранжерейное заведение и прочие хозяйственные службы; все здания остальные каменные. Кроме сего. Под крутой горой близ реки Вазузы, установлена паровая машина в 4-е лошадиные силы для доставления воды во все почти дома и заведения, на пространстве более 300 сажень подъема воды.
Церковь освещена была, с благословения Епископа Никанора, в 1886г. 17 и 18 февраля. Церковной земли нет, а на содержание церковного причта положено жалование : священнику 600 рублей, а псаломщику 200р. с отоплением и освещением и отведено под усадьбу около 1-й десятины земли. Первым настоятелем церкви был протоиерей Михаил Сколов перемещенный, согласно его прошения, из г.Сычевки, а псаломщиком окончивший курс духовного училища Николай Попов. В настоящее время членами причта состоят : Протоиерей Иоанн Александрович Богоявленский перемещенный, согласно его прошения, из села Мокрого Гжатского уезда; диакон Илия Васильевич Назаревский, из окончивших курс учительской Семинарии, а псаломщиком окончивший курс Духовной семинарии.
В 1888г. открыта графом церковно-приходская одноклассная школа для крестьянских детей; учителем состоит псаломщик, окончивший курс Духовной семинарии, Иван Четырский. Школа эта помещалась в деревянном доме, который в последствии оказался неудобным. В 1894г. выстроен был новый каменный дом со всеми удобствами для школы и одноклассная Высоковская, по желанию графа, с благословения Преосвященного Гурия, в 1895г. в сентябре месяце преобразована была - в двухклассную. Занятия в школе ведутся членами причта. Учащихся мужчин и женщин бывает от 150 до 180. Содержание графское. В 1890г. в июне месяце графом открыта была пожарная команда из 13 человек. А в 1891г. выстроена была каланча, наподобие городских. Кроме сего, в 1893г. в августе, по желанию графа почтово-телеграфное отделение, а 25 сентября того же года открыта пожарная дружина – свыше 1000 человек, она подразделяется на 14 отделений. В каждом отделении свои начальствующие. В принадлежности партий, какие-то : трубы, бочки и пр. выданы от графа, а в сем году им приобретена даже и машина пожарная.
Земли помещичьей при Высоком 600 десятин, а кроме сего, графинею куплено сельцо ея жное, именуемое Петровское 1000 десятин. Всей земли под хлебопашеством состоит не более 50 десятин. А остальное – под лугом, заростью и лесом. Лес смешанный.
При Высоковской школе имеется две библиотеки : одна для учителей и учащихся до 1000 экземпляров и народная библиотека в память Императора III, около 200 экземпляров.
При больнице Высоковской состоит : врач, фельдшер и акушерка, лечение бесплатное.
22 декабря 1903 года Протоиерей Иоанн Богоявленский

И В А Н О В С К О Е

Рапорт
Во исполнение Указа Смоленской Духовной Консистории от 8 ноября 1903 года за №-137ф.46 – имею честь сообщить следующие сведения по описанию прихода Ивановского :
Церковь в селе Ивановское построена в 1774 году генерал-майором и кавалером Алексеем Иванович Салтыковым. Имеется грамота на устройство церкви от Епископа Смоленского и Дорогобужского Парфения от 18 октября 1774 года, которая записана в исходящих документах под №-446 декабря 15-го дня 1774 года ; этой грамотой назначается устроение Алексею Ивановичу Салтыкову, в вотчине Вяземского уезда, в приходе села Тесово, в новопоселенном сельце Ивановском каменную церковь во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери, с приделом святого Пророка Илии; к церкви пристроена так же каменная колокольня; в поздние времена вокруг церкви устроена каменная ограда. Причта при оной церкви по Высочайше утвержденному штату 1847 года апреля 1 дня положено : священник, диакон и псаломщик. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной девять десятин и 1800 кв. сажень. На содержание причта получается жалованья от казны 234 руб. 48 коп. в год. При церкви устроено здание на каменном фундаменте крытое железом, в котором помещается церковно-приходская школа, которая существует с 1892 года; заведующим и законоучителем школы состоит местный священник Иаков Соколов, а учителем диакон Иоанн Четыркин; помощником учителя состоит, окончивший курс учения в двухклассном Министерском училище Александр Ковалев; в оной школе обучается 48 мальчиков и 18 девочек. Причт села Ивановского состоит из одной Ивановской волости; деревень в приходе 20, кроме села. Самые дальние деревни отстоят от села в 7-ми верстах. В селе домов 34, жителей м. пола – 120, ж.пола – 150 – все крестьяне. Расстоянием село Ивановское от города Сычевок – 30 верст. Ивановской волости – 1 верста, Тесовское Почто-телеграфное отделение – 3 весты, железной дороги – 12 верст, села Тесова – 3 версты, Спасского – 7 верст, Савенок – 8 верст, московской губернии – 70 верст, Тверской – 100 верст. Почтовый адрес : почтово-телеграфное отделение «Тесово» Сычевского уезда. Сквозь село протекает река «Касня», которая впадает в реку Вазузу. Количество душ в приходе м.пола 1359, ж.пола 1630, а обоего пола 2989. Прихожане все православные. Главное занятие прихожан : земледелие и льноводство; некоторые из них занимаются торговлей скотом. Многие из прихожан ходят на заработки в Санкт-Петербург и Москву на фабрики и заводы. В приходе развита мелочная торговля, многие крестьяне имеют мелочные лавочки. Товар покупают в Сычевках, Гжатске и Москве. В деревне Касолове, в 2-х верстах от села, находится казенная винная лавка.
Ивановская ц. – приходская. Попечительство существует с 1886г. В последний раз попечительство возобновлено и Епархиальным Начальством утверждено. Председателем попечительства состоит местный священник Иаков Соколов; общих собраний попечительства было два. Постановления собраний записывались в Ивановском волостном правлении в книгу приговоров. Средства попечительства составляли : а) проценты с капитала попечительства; б) сбор в кружку, обносимую в воскресные и праздничные дни вечерами при богослужении и в) временные денежные пожертвования в пользу попечительства членами и другими лицами. В настоящее время денег в попечительстве 60 рублей. Деятельность попечительства была направлена главным образом на украшение местного храма, устройства каменной ограды вокруг церкви и деревянной – вокруг приходского кладбища, которое находится вне села; попечительство заботилось и о чистоте сельского кладбища и прилагало свои старания к поддержанию местной ц-приходской школы; приобретало на собственные средства учебники, письменные принадлежности для учеников и книги религиозно-нравственного содержания для чтения народу; попечительство принимало меры к искоренению пьянства в народе и сквернословия; меры эти состояли в том, что членами попечительства раздавались народу брошюры Троицких мишков, в которых указаны вредные последствия, происходящие от пьянства и сквернословия. В Смоленских епархиальных ведомостях за 1874 год в №№-23 и 24 была размещена историко-статистическая записка по селу Иваноское, составленная священником Димитрием Белявским. Заштатных членов причта в селе Ивановском – один псаломщик Петр Селянинов, 68 лет от роду; на службе более 45 лет, у него проживает сестра Пелагея, 71 года; оба получают пособие из местного уездного попечительства о бедных духовного звания в количестве 40 рублей.
Февраля 7 дня 1904 года №-21-й Села Ивановского священник Иаков Соколов

И З В Е К О В О

Описание села Извеково Сычевского уезда Смоленской Епархии по программе, напечатанной в Епарх Вед.№-14 за 1903 год.
1. Село Извеково Короваевской волости Сычевского уезда, оно село принадлежит к разряду 7-го класса.
До построения храма. оное село была деревня и называлось «Рябцево». Название «рябцево» это деревня, а за тем село, получило потому что окружено была дремучими лесами, где в изобилии водились птички рябчики. Откуда село получило название «Извеково» неизвестно. Название его еще и «Голицино» по смежной с ним и Князем Голицыным.
Расстоянием оное село находится от уездного города в 35 верстах, от волости в 7-ми, от Почт. учреждений – в 10-ти, от железной дороги – в 20-ти, от соседних сел – от 4-7 верст, от границы со спор. губернией в 90 верстах. Почтовый адрес : «Воскресенское» Почт.телеграфное Отделение Сычевского уезда.
Число домов в селе Извеково : 44, жителей – 130 муж. 131 жен. пола. Общественных зданий в селе есть два : церковно-приходская школа и церковная сторожка. Состав жителей села : духовные и крестьяне.
2. Земли прихода в десятинах : 1030 десят., протяжением его в верстах : от 1-5 верст. Чило деревень – 3, отдельных поселений – 2. Название деревень : Извеково, Никулино и Рыльково, отдельных поселений : Головково и Марковка.
3. Поверхность прихода : местность – холмистая. Преобладающая почва – суглинистая. Подпочва в оврагах и по берегам реки известковая.
4. Речка в селе Извеково протекает под названием «Слуя»; берет начало из болота в 3-х верстах при деревни Барсуках.
При имении «Головково» есть ключ под названием «Гремучий». Как старожилы подтверждают, что этот ключ ранее тоже гремел, что на расстоянии 0,5 версты был слышен шум как бы грома. В настоящее время хотя он и существует, но вода из-под земли выбрасывается тихо. Вкус воды отдает железом. По берегам речки «Слуи» есть и еще ключи, вода известковая.
5. Население. Количество душ в приходе – общая – 434, из которых мужск. пола – 181, малолетних – 35, женск. пола – 183, малолетних – 35. Ревизских душ : 110. Состав населения : племени великорусов, исповедующие православие; крестьяне.
6. Занятие жителей : земледелие, занимаются льноводством и травоспятием.
7. Благосостояние жителей в общем бедственно. Купленная земля у крестьян в селе есть. Приобретена в собственность от помещика Энгельгардта (бывшая Лесли).
8. Народное здоровье. Местные болезни : корь, скарлатина и дифтерия; в общем – страдают горловыми болезнями в этой местности. Врачебная помощь : медицинские пункты и больница имеется в 3-х верстах.
9. Народное образование. При селе имеется Церковно-приходская школа. Число учащихся до 50 человек от 8-14 лет. Состояние учебного дела – ведется весьма удовлетворительно. Общежитие при школе есть. Библиотека школьная есть. Хор при школе органзован местным Священником.
10. Церковь села Извеково деревянная, холодная, престолов один во имя Казанской Б.Матери, построена она тщанием бывшего помещика В.Бровцына в 1765 году. Причт при оной церкви состоит : из Священника, Дьячка и Пономаря. Как видим из Метрических Книг и других записей : Священник менялись очень часто из-за материальных средств по бедности и малочисленности прихода.
Все Священно-церковнослужители занимались лично сами хлебопашеством и несли все работы наравне с крестьянами. Причетники же для прокормления и поддержания своих семейств пускались для заработка в извозничество и прасольство.
1865. Оное село …….. по распоряжению Высшего Начальства приписано (3 версты) в соседний причт ……. свершил было служение в церкви села Извеково. В 1894 с …….. Св.С… - оное село открыто и …… церковь самостоятельно. Причт при ней состоит : Священник и Псаломщик.
Древностей никаких в оной церкви не имеется и интересных событий в ней не произошло.
№-35 декабря 28 дня 1903г.
Сычевского уезда село Извеково Казанской Б.Матери церкви Священник Иоанн Недачин

Л И П И Ц Ы

Историко-географическое описание прихода села Липиц.
Село Липицы Сычевского уезда Гривской волости.
По штату 1887 года причт состоит из священника и псаломщика. Причт получает храмовые деньги 141 руб. 12 коп. Земля при церкви села Липиц. На довольстве причта значится 36 десятин удобной и 11 десятин 650 квадр. саж. неудобной. От уездного города Сычевок село Липицы отстоит в 25 верстах, от Смоленска в 200 верстах, Гривское волостное правление в 7 верстах от села. От станции Ново-Дугино Ржево-вяземской железной дороги и от Почтового отделения Ново-Дугино село находится в 7-ми верстах.
Ближайшие села : Княжино в 4-х верстах; Слизнево, Мольгино и Грива в 7-ми верстах. В приходе раскольников нет. В 15-ти деревнях, расстоянием от 1 до 10 верст прихожане мужского пола 554 и 642 душ женского пола. При селе земская школа. В дер.Абрамихе – школа грамоты. Ближайший медицинский пункт в 12-ти верстах в сельце Никольском.
С какого времени начало свое существование село Липицы и кому оно обязано началом своего существования, на это нет никаких уважительных сведений, равно не содержалось никаких преданий и в том, что было на этом месте до устройства села. Достоверно только одно, что село Липицы есть одно из древнейших сел. За древность этого села ручается сама местность. – местность села Липиц находится на возвышенности, на левом берегу реки Вазузы и чрезвычайно красиво по своему положению : с трёх сторон Южной , Восточной и Северной омывается рекою и издали с восточной стороны представляется как бы полуостровом. На этом полуострове, на левом берегу реки, на котором расположено и село, очень резко выдается курган, возвышающийся над уровнем реки саж. на 40, обработанный как видно некогда рукою человека; подобный же курган поросший уже лесом находится и на противоположном правом берегу речки. Курганы эти называются Городнями и к ним по сие время заметны подъезды. Можно с уверенностью предположить, что эти курганы были ни что иное, как пограничные посты во времена удельных Князей. Курган на правом берегу реки Вазузы вероятно был пост Смоленских князей; так как граница Смоленского Княжества, во времена уделов шла с Северо-Восточной стороны по притокам Выпи; речка же Вазуза впадает в Волгу; а курган на левом берегу речки должен быть пост Тверских Князей. На эту мысль наводит следующий случай : в двух верстах от Липиц, в имении Князя Мещерского, на месте называемом Городня, в пол версте от реки Вазузы есть подобный же курган; в 1869 году Князь Мещерский из любопытства нанял рабочих прорыть крестообразно этот курган, земля оказалась насыпная, а в подошве этого кургана найден сосновый сруб из столетних брусьев, срубленный крестообразно. Вот этот случай и заставляет предполагать, что эти городки насыпаны не без цели и имеют по всей вероятности историческое значение.
Село Липицы прежде называлось – Стенино. Почему и когда оно так названо – не известно. Но этим именем называлось оно, по крайней мере, до семисотых годов. В Евангелии, находящимся при Липицкой церкви, изданном при Царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе в 1668 году, есть по листам надпись : - сие Святое евангелие села Стенина-Липицы тож церкви Преображения Господня, в приделе Николая Чудотворца, а надписал сие Святое Евангелие тогож села поп Иоанн Харлампиев в 1734 году. После этого года о Стенине никогда не упоминается, а по всем книгам, имеющимся при церкви, пишется село Липицы. В настоящие время даже никто из старожилов не запомнит даже и по преданию с письнина. Значит это название Стенино-Липицы носили в начале своего существования. Но в каком году, как село по какому случаю переименовано Стенино на Липицы – достоверно неизвестно. Можно предполагать, что Липицы получили свое название от липовой рощи насаженной в том селе в начале 18-го столетия, вероятно владельцами Грибоедовыми. Можно думать, что и самое название села так же принадлежит Грибоедовым. На Липицком кладбище, при церкви, по сие время видна могила Грибоедовых. На этой могиле, как передают помнящие, лежала от 1820-х годов каменная плита с надписью показывающею, что Грибоедов …….. в Москве Архиереем и тремя Архимандритами были изначены их имена, год и число смерти Грибоедова. Это заставляет предполагать, что это село было издавно родовое имение Грибоедовых. В 1776 году Липицы перешли во владение Александра Федоровича Хомякова женившегося на Грибоедовой.
До устройства Сычевского уезда, то есть до 1787 года, числилось это село в Вяземском уезде и в епархиальном управлении, до окончательного устройства Смоленской Епархии, зависило от Епископов Сарских и Подонских.
Кем был устроен первый храм в селе Липицах достоверно неизвестно. Но нужно предполагать, что он устроен Грибоедовым. Из историко-статистического описания Смоленской Епархии видно. Что он устроен в 1600 году. Но с чего благословения строился этот храм достоверно неизвестно и кем был освещен тоже неизвестно. Верно только одно, что храм был деревянный из толстых сосновых брусьев. Имеет два престола : - главный во имя Преображения Господня, придельный во имя Николая Чудотворца. Служба Божия совершалась в этом храме до 1796 года, замечательных и ценных вещей в себе не имел и как видно не был …. Совершенно разобран этот храм уже в 1818 году. Место, где стоял храм, очень замечательно и в настоящее время. Стоял он в 10-ти саж. на Юг от Нового настоящего храма. Около храма, так же как и теперь, было кладбище, на котором погребались все прихожане с самого, нужно думать, основания села. Других кладбищ в приходе предание нигде не указывает. Вновь отведено кладбище уже в 1845 году, за рекою, в пол версте от села, нужно думать по известному распоряжению правительства : - чтобы кладбища устраивать дальше от селений.
В настоящее время из прежней церкви есть оловянный, не порченый св. потир с прибором и такой же дороности Крест. Из книг : - Евангелие и Октоих, напечатанный в 1663 году при Патриархе Иосифе : оба замечательные по своей древности; а Октоих, напечатанный в 1663 году благословением Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, - издание второе от новопреведенного Греческого. Из икон осталась одна, нужно думать, храмовая Преображения Господня : - написана она на липовой доске, имеет два аршина длины и полтора ширины; икона представляет историю праздника Преображения Господня; стоит она в настоящей церкви, за левым клиросом, в приличном киоте.
Когда Липицы перешли от Грибоедова во владение к Хомякова, то первый из рода Хомяковых Александр Федорович заложил в 1789 году на собственные средства : каменный, трех-престольный храм о двух колокольнях? Расстоянием в 10 саж. по линии к Северу от прежней деревянной. Благословительной грамоты на закладку этого храма при церкви не имеется. В это время Епископствовал на смоленской кафедре приснопамятный Парфений, преимущественно заботившийся об устройстве и украшении храмов. По всей справедливости Его Архипасторским Благословением воздвигнут и Липицкий храм, один из лучших в уезде. Приписных церквей к Липицкой церкви не было и внастоящее время нет, но в черте прихода, на хуторе Порошино, в 8 верстах от Липиц, предание указывает на существующую там некогда церковь, которую, как говорят у нас крестьяне, разорил Корди Литвин. Значит эта церковь погибла во время литовского нашествия. Правда там по сие время заметны следы могил, а в селе Деткове – в церкви есть образ Божией Матери именуемой Порошинской. Образ этот в особенном уважении в народе.
Часовня есть за речкою, в 0,25 версты от села. Устроена она в конце 1840-го года над колодцем, который называется в народе Святым. Туда ежегодно при многочисленном стечении народа, бывает крестный ход в день празднования обрузу Божией Матери Троеручницы – 12 июля.
Замечательная Святыня Липицкой церкви – это икона Божией Матери именуемой Троеручицей, привлекающая к селу толпы молящихся. Образ этот имеет аршин и три четверти длины и аршин и пять вершков в ширину. Живопись очень старинная : Византийская. Божия Матерь написана в пол роста, с её Божественным сыном; правая рука её поддерживает младенца Иисуса, а левая покоится на её святейшей груди, - третья рука из отражена ниже левой. Лик Божией Матери из отражен крупными чертами; …, умилительный взор её и несколько наклоненная голова, наклоняется на возлюбленном Сыне. Одежда Богоматери темно-коричневого цвета, на чем её позлочен утрус, с золотой протвой в круге чела, на Спасителе одежда светло-голубого цвета, с золотой протвой. Всё это усердием жены ктитора храма – Марьи Александровны Хомяковой. В 1818 году, по времени освящения главного придела, покрыто драгоценной сребро-позлащенной ризой, украшенной крупным жемчугом и дорогими камнями. Происхождение иконы достоверно неизвестно, но есть в народе предание, что эта икона вывезена с Афонской горы. Кем и когда неизвестно; первоначально находилась в доме Васильевной госпожи, которая умерла девицею во 2-й половине 700-х годов уже в престарелых годах; завещала эту икону Липицкому храму как прихожанка села Липиц, жившая в сельце Красном. Это сельцо и в настоящее время состоит в Липицком приходе. Икона эта прославлена чудодейственными исцелениями. Так в документе, хранящимся при церкви, записаны некоторые чудеса, которые и запишу буквально их записью.
Чудеса.
1. Бельского уезда села Щербатовщины помещика Грибского д.Устья, крестьянская жена Домника Иванова в течении трёх лет была расслаблена всеми членами и не могла ни ходить, ни сидеть. В сонном ведении приказано было ей сходить в село Липицы для поклонения Пресвятой Богородице Троеручицы. Она, Домника Иванова, дала обещание поклониться и с того времени почувствовала облегчение, а 20-го февраля 1859-го года, во время худой дороги и погоды, и долго ходя, расспрашивая где находится село Липицы и явившись в село Липицы и поклонившись Царице Небесной получила совершенное выздоровление. Записано причтом.
2. Бельского уезда села Покрова д.Григорьево крестьянка Степанида Агапиева была одержима пять лет кровотечением, и в сонном видении приказано ей ходить в село Липицы для поклонения Царице Небесной. 1861-го года 30-го июня явилась и усердно помолилась означенная Агапиева. Записано причтом.
3. Сычевского уезда Ивановской волости д.Машесино крестьянка Даниила Яковлева, жена Федосия Антонова, четыре года была слепа и в сонном видении приказано ей было сходить в село Липицы отслужить Царице Небесной «Троеручице» молебен и водосвятанье, что было и сделано ей в скорости; по прошествии же несколько времени болезнь её стала мало по малу улучшаться, так что через год она смогла вторично приходить без проводника и заявив благодарность Заступнице Царице Небесной – лично передала сие причту для сведения. Записано причтом.
4. Города Вязьмы смотритель Богадельни Неронов, начиная с 1893-го года, несколько лет подряд приезжал из Вязьмы с женой молится Б.М.Троеручице и рассказывал, что у жены отнялась рука и стал сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали; когда же, по совету добрых людей, она приехала в село Липицы и отмолилась пред иконой Б.М.Троеручицы, то боли в руке прекратились и рука стала владеть. Записаны причтом и другие чудеса.
На образе Божией Матери висит сребро-злащенный крест с частицами святых мощей : Василия Великого, Апастола Варнавы, Якова Пермского, Пантелеймона, часть от Гроба Господня, Григория Богослова, Мученика Меркурия, Костмы, Иоанна Златоустого, Первомученицы Феклы, Великомученицы Варвары. Этот Крест, как передают, повешен Марией Алексеевной Хомяковой. Этот Крест так же пожертвован Хомяковыми. Кроме всего этого, замечательна утварь по своей редкости и драгоценности : 1.Св.Потир - с приборами сребро-позлащенный с живописными, с финифтяными изображениями, осыпан стразами и бирюзою, превосходной работы, в нем весу 9-ть с половиной фунтов. 2.Напрестольный сребро-позлащенный крест – с живописными финифтяными изображениями, осыпан стразами и бирюзою, весом 4,5 фунта. 3.Св.Евангелие большого формата облаченное кругом сребро-позлащенной доскою, с финифтяными изображениями, осыпанными стразами и бирюзою, весом 29 фунтов. 4. Ковш для св.даров из чистого серебра, с золотыми пророками, херувимами и небольшим гробиком для св.даров; великолепной работы, в аршин с четвертью высоты, весом 29 с половиною фунтов.
Все эти вещи пожертвованы в 1818-м году, ко дню освещения главного престола, Ктитором Степаном Александровичем Хомяковым и как рассказывают в заклагию 18 тысяч рублей.
Вся прочая утварь и ризница – словом все, что только есть в Церкви – все это есть дар жертвы Хомяковых, строителей этого храма.
1904 года января 18-го дня Села Липиц священник Григорий Ольховский

С А В Е Н К И

Сведения о селе Савенках Сычевского уезда Смоленской епархии
Село Савенки Сычевского уезда Смоленской епархии очень древнее. По сохранившемуся преданию во время господства поляков над Смоленском означенное село входило в состав Московского княжества и считалось Можайского уезда. В 1812 году храм села Савенки был разрушен французами. В 1813 году был устроен новый храм в честь Введения пресвятой Богородицы во храм тщанием прихожан и усердием генерала Павла Александровича Мансурова. В том же 1813г. устроен и придельный двухпрестольный храм, отдельно стоящий во имя Божией Матери Утоли моя печали и Чудотворца Николая. Введенский храм в 1839г. сгорел и был выстроен снова каменный теплый храм Введения во храм Пресвятой Богородицы на новом месте тщанием генерала Мансурова в 1842 году.
Двухпрестольный придельный храм в 1884 году был расширен пристройкою алтаря и переформирован в однопрестольный каменный теплый храм во имя Божией Матери Утоли моя печали. В виду расширения Введенского храма печи в онм по распоряжению священника Дмитрия Белявского были разобраны в том же 1884г. Оба храма невысокие одноглавые и имеют форму корабля. Из достопримечательностей в Введенском храме следует отметить запрестольную икону Божией Матери именуемую «Неувядаемый цвет или Антиохискою» - икона замечательна своей живописью. В храме «Утоли моя печали» хранятся две древние иконы Божией Матери «Смоленской» и «Утоли моя печали», по преданию они уцелели во время пожара.
При Введенской церкви имеется 36 десятин церковной земли. При селе находится деревня и в ней 30 домов с 274 жителями. В селе устроена в 1894г. каменная двухэтажная церковно-приходская школа, где учатся в настоящее время 56 мальчиков и 23 девочки. В состав прихода села Савенок входят, кроме деревни при селе. Четырнадцать следующих деревень : Ивановской волости
- д.Фокино 31 двор 335 жителей в 7 верстах от села;
- д.Мелехово 21 двор 186 жителей в 3-х верстах от села;
- д.Грудинино 20 дворов 178 жителей в 4-х верстах от села;
- д.Самоскли 15 дворов 130 жителей в 5-ти вестах от села;
- д.Мачихино 12 дворов 95 жителей в 4-х верстах от села;
- д.Свозки 17 дворов 147 жителей в 3-х верстах от села;
- д.Шуняково 12 дворов 101 житель в 5-ти верстах от села;

- д.Блиново 13 дворов 149 жителей в 6-ти верстах от села;

- д.Лашкино 15 дворов 162 жителя в 8-ми верстах от села;

- д.Капустино 11 дворов 114 жителя в 6-ти верстах от села;

- д.Поплскино 7 дворов 68 жителей в 6,5 вертах от села;

Торбеевской волости

- д.Кунцево 16 дворов 158 жителей в 7-ми верстах от села;

- д.Игнатково 9 дворов 84 жителя в 8-ми верстах от села;

Вяземского уезда Леонтьевской волости

- д.Заовражье 10 дворов 74 жителя в 4-х верстах от села.

Всего в приходе душ мужского пола – 1054, женского – 1197.

Деревни расположенные к северу от села (Фокино, Мелехово, Грудинино), к западу (Заовражье, Шуняково, Игнатково, Кунцево), к северо-западу (Мачихино, лашкино, Капустино, Блиново, Самоскли, Попляскино, Свозки). На юг село граничит с Вяземским уездом.

Из рек замечательна касня, впадающая в Вазузу, отделяющая отчасти приход села Савенки от прихода с.Шуйского вяземского уезда и с.Ивановского Сычевского уезда. Приход расположен на равнине, пересекаемой местами оврагами с протекающими по ним ручьями. Лесу в приходе очень мало; из деревьев преобладает главным образом береза и осина. Основное занятие прихожан земледелие. Из хлебных растений преимущественно сеют рожь и отчасти овес. Из промышленных растений главным образом – лён (льноводство сильно развито) и на огородах – коноплю. Некоторые из крестьян занимаются огородничеством (особенно жители села Савенок), разводят капусту и огурцы для продажи. Почти повсеместно из кормовых трав сеют клевер и тимоосевку. Многие из прихожан занимаются отходными промыслами, большей частью уезжают в Петербург и работают на заводах и фабриках. Большинство прихожан, кроме надельной земли, имеют собственную хотя и не в большом количестве. Крестьяне трудолюбивы и зажиточны. К храму Божию усердны, особенно женщины.

Кроме церковно-приходской в приходе находится земская школа в д.Капустине с 80-ю учащимися и школа грамоты в д.Мачихине с 17-ю учащимися. При церковной школе в с.Савенок имеется школьная библиотека, которой пользуются ученики и отчасти грамотные прихожане.

Из местных деятелей особенно замечателен бывший священник с.Савенок Дмитрий Белявский, умерший в 1895 году 27 февраля. Он расширил придельный храм села Савенок в честь «Утоли моя печали» иконы Б.М., основал хор певчих из крестьян, который существует и доселе. Приобрел колокол для Введенского храма в 94 пуда весом и устроил каменную двухэтажную церковно-приходскую школу в 1894г.

Все прихожане села Савенок исповедуют православную веру.


Введенской церкви села Савенок Сычевского уезда Смоленской губернии Священник Димитрий Красев

1904 года 9 февраля

Сообщения объединены, 20 июл 2015, время первого редактирования 20 июл 2015

 

Т Е С О В О

Сведения по описанию села Тесово Сычевского уезда
Приход с.Тесово Тесовской волости Сычевского уезда. От г.Сычевок в 27 верстах, волостное правление в самом селе, почт. телеграф. отдел. тоже в самом селе. От ст.Дугино Ржев.Вязем. Никол. ж\д в 12 верстах. Соседние села : Ивановское в 3-х верстах, Милюково – 5 верстах, Спасское – 7 верстах. Почт. Телеграфное отд. Тесово. Домов в селе : 67 жителей 389 душ. Общественные здания в селе : земская больница, 2-х классное министерское училище, почт. телеграф. отд. Приход расположен на ровной низменной местности от востока к западу на протяжении 15 верст. Преобладающая почва песчаная, подпочва глинистая. Деревень в приходе 14. Названия их : Покуллейково, Вражки, Быково, Лопаково, Замостье, Хохлово, Ледище, Евсеево, Дедюрево, Матвейчиково, Волчково, Бурцево, Тамилиха и Васьково.
В приходе протевают реки : Качня и Держа и к северу примыкает к приходу река Сежа. В самом селе кроме речки Качне, в помещичьей усадьбе находится озеро, занимающее более 2-х кв. десятин. Приход населяют преимущественно крестьяне великорусы. Всего в приходе 2785 душ. Из них мужского пола 1370 и женского – 1415. Вероисповедания все православные, кроме 43 душ поповнищеского толка.
Главное местное занятие населения прихода – земледелие, развито льноводство и травосеяние. В общем сельское хозяйство стоит на низкой степени. Подспорьем материальному состоянию населения прихода служит отходный промысел. Места отходного промысла – Петербург, Кронштадт – более 300 прихожан работают на судостроительных заводах.
В селе есть 6 торговых мелочных лавок. В земской больнице служат 1 врач, 1 фельдшер и 2 акушерки.
Упадку нравственности прихожан служит и способствует отходной промысел в больших городах Петербурге и Кронштадте, возвращаясь оттуда крестьяне делаются непочтительными и грубы, предаются роскоши в жизни и особенно в одежде.
В селе находится министерское 2-х классное училище и в деревнях прихода 2 школы грамоты, в них более 200-т человек, детей школьного возраста в приходе до 250-ти. При министерском училище есть общественное, но довольно тесное здание – не более как на 15 человек. При этом училище имеется первичная библиотека, открытая в 1902 году на средства почетной блюстительницы мин.школы М.С.Тимофеевой местной землевладелицы в память 25 июня, училище села Тесово расположено на дальней дороге, проходящей из г.Гжатска в г.Сычевку. По преданию на меже села находилось небольшое селение, окруженное небольшим лесом, жители которого занимались пилкой теса отчего и получило само название село «Тесово».
Справедливость этого сказания подтверждаются тем, что и сейчас многие прихожане занимаются пилкою теса по городам и селениям. В упомянутом селении находится пятиглавный храм во имя Св.Пророка Илии.
В 16 веке недалеко от Ильинского храма был построен другой храм во имя Успения Божией Матери. По преданию как Ильинский так и Успенский храмы сгорели в грозы. В настоящее время на местах бывших храмов стоит небольшая деревянная часовня. Что действительно были в с.Тесове Ильинский и Успенский храмы, это подтверждается кроме упомянутой часовне еще таким обстоятельством, что в упомянутое время в дни пророка Илии и Успения в с.Тесове отправляется богослужение как в храмовые праздники, бывает большое скопление народа и устраивются ярмарки.
В 18 веке с.Тесово перешло во владение князя Николая Яковлевича Салтыкова, который устраивает существующий пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивейшего Спаса (августа), оконченный в 1777 году. В 1829г. к сему главному храму помещицей Анной Ивановной Логгиновой были пристроены 2 теплых придела – во имя священомуч. Григория великой Армении (30 сент.) и во имя Симеона Богоправеда и Анны Пророцецы (3 февр.). Таким образом в настоящее время в с.Тесове храм каменный пятиглавый, имеющий форму креста довольно прочный и обширный с внешней стороны не отличающейся красотою и архитектурой, но внутри достаточно украшен. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 года, но по недостатку средств деятельность его незначительна.
Земли при церкви с.Тесова значатся 198 дес. 95 кв.саж. Удобной для обработки около 40 десят.. до 30 дес. под кустарником и мелким березовым и сосновым лесом. 100 десятин отдельными участками отстоят в 4-х верстах от села.и отдаются под выгон скота крестьянам соседних деревень за вспомосуществованию причту при скотных работах.
До 1893г. в с.Тесове был один священник при диаконе и 2-х псаломщиках. В означенном же году открывается вторая священническая вакансия, так что в настоящее время находятся при с.Тесове 2 священника, диакон и 2 псаломщика.
№-6 1904г. 15 января Села Тесова священник Петр Афанасье


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов