Христианство начало распространяться на Смоленщине вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись “в лето 6498 (990-й г. от Рождества Христова) иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли”.
Первым городом княжества, принявшим крещение стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) Смоленск становится столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сначала сыну Ярослава – Вячеславу, а потом внуку – Владимиру Мономаху.
Мономах построил в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его и поставил с нем чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (см.), которая хранилась в Смоленске с некоторыми перерывами до начала 40-х гг. нашего века.
Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (в крещении Михаила; княжил с 1128 по 1158 гг., см.) Замечательно, что Ростислав Мстиславич, усердный ходатай о даровании Смоленку самостоятельного епископа, получил название Набожного. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1136 г. Первом епископом стал Мануил.
Уставные грамоты Смоленской епископии состоят из 4 документов: “Устава Ростислава” (1136 г.), Подтвердительной грамоты епископа Мануила (1136 г.), грамоты о передаче Ростиславом Холма (Соборной горы) епископии (1150 г.), грамоты ”О погородьи и почестьи”. Этими грамотами устанавливалась епископия, учреждался епископский суд, который должен был осуществлять семейное и брачное право без вмешательства гражданских властей, служил повышению нравственности, т.к. в то время сохранялись еще многие языческие обычаи- двоеженство, браки между близкими родственниками и т.д. Ростислав передал епископии княжеские земли, охотничьи, рыбные угодья, сенокосы, а также десятую часть своих доходов. Волею Ростислав Мстиславича в ведение Церкви было предоставлено наблюдение за верностью торговых мер и весов.
В 1145 г. Ростислав Мстиславич заложил первую каменную церковь, а затем устроил монастырь на Смядыни, на месте, где было обретено тело св. Глеба. Несколько позже он устроил четыре каменные церкви: во имя св. Бориса и Глеба, во имя св. апостолов Петра и Павла (см.) во имя пророка Илии, во имя св. бессребренников Косьмы и Домиана.
При князе Романе (в крещении Бориса) Ростиславиче (1160-1180 гг.) были построены храмы во имя Иоанна Богослова (см.) и св. Василия на Смядыни, в 1194 г. князь Давид Ростиславич строит церковь во имя Архистратига Михаила Архангела (см.), небесного покровителя своего отца, поражавшей современников красотой и богатством убранства.
Вообще XII и XIII вв. могут быть названы золотыми в истории Смоленского края. Летописи этого времени упоминают о Смоленске наравне с великим Новгородом. Расцвета достигло не только каменное строительство. В истории просвещения древней Руси роль Смоленска столь же важна, как и Киева. В стенах его монастырей была создана целая культурно просветительская школа, которой покровительствовали князья. Представителями этой школы были митрополит Климент Смолятич (см.), “книжник , какого не было еще на Руси”, его друг пресвитер Фома, его учитель Григорий, преподобный Авраамий (см.), ученик Авраамия преподобный Ефрем (см.) и другие. Они переписывали книги, устраивали школы, составляли проповеди, летописи и жития, писали послания, в которых обнаруживалось знакомство с творениями Гомера, Платона, Аристотеля. Как ни много погибло смоленских литературных памятников во время войн (между прочим, исчезла и несомненно существовавшая Смоленская летопись), но и сохранилось достаточно, чтобы судить о громадном культурном значении Смоленска во времена Древней Руси. Это памятники - Послание митрополита Климента к пресвитеру Фоме (см.), жития преподобного Авраамия (см.) и мученика Меркурия (см.), “Путешествие Игнатия Смолянина в Палестину и Константинополь (см.) и другие.
С первых веков христианства Смоленская земля просияла святыми, вошедшими в сонм святых земли Русской. В XI в. началось почитание первых русских святых Бориса и Глеба, принявших мученическую кончину от своего брата Святополка, прозванного Окоянным. Один из братьев Глеб, был убит в Смоленске, на Смядыни (1015 г.) В XI в. просиял и другой святой Аркадий Вяземский (см.), известны также преподобные монахи – первые монахи Печерского монастыря прп. Исаакий и прп. Прохор – уроженцы Смоленска (конец XI в.). Выдающейся личность своего времени был Авраамий Смоленский (см.) С именем Авраамия связан расцвет духовной жизни Смоленска. Одним из первых стали почитать смоляне святого воина Меркурия (см.). Имя святого князя Феодора, прозванного Черным, так же относится ко времени второй половины XII в. Святой был князем Смоленским и Ярославским, скончался в 1299 г. Мощи его были обретены в Ярославле в XVI в. Ныне находятся в г.Ярославле в кафедральном соборе. Князь Феодор канонизирован вместе со своими сыновьями Давидом и Константином, как миссионер, проповедник веры Православной в татарской орде. Заповедь самоотвержения, преподанную Божественным Учителем, осуществил преподобный князь Андрей, князь Смоленский (см.)
Татарское нашествие не коснулось Смоленска, в 1239 г. попытка татар взять Смоленск была отбита Смоленской дружиной под предводительством святого Меркурия.
С усилением Литвы в конце XIV в. Смоленску стала грозить новая опасность. В 1404 году литовский князь Витовт, в отсутствие последнего Смоленского князя Юрия, захватил город и присоединил к своему государству. Кафедра Смоленской епархии попала под власть митрополитов Киево-Литовских, которые были провозглашены независимыми от митрополитов Московских и стояли на пролитовских позициях. До 1515 г. продолжалось господство Литвы над Смоленском и все это время смоляне оставались верными Православию: строились храмы, основывались монастыри. В 1413 г. был устроен Колочский Успенский монастырь (см.) между Гжатском и Можайском, во второй половине XV в.– Свято-Троицкий монастырь на Кловке. В начале ХV в. святая Иулиания Вяземская совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность.
В 1514 г. Смоленск был освобожден Великим князем Василием Васильевичем. Опустошенный войной край в 1515 г. посетил прп. Герасим Болдинский (см), основавший здесь 3 монастыря: Свято-Троицкий, Иоанно Предтеченский(см), монастырь в Свирковых Луках.
Особым героизмом прославился Смоленск в Смутное время, с 1609 по 1611 гг. 20 месяцев держал оборонял город от войск польского короля Сигизмунда III воевода Михаил Шеин. При осаде погибло не менее 70 тысяч смолян, а от польского войска осталась только треть. Успенский собор пострадал от взрыва запасов пороха. Исчезли мощи св. мч. Меркурия и прп. Авраамия Смоленского, а так же гробницы князей, погребенных в древнем соборе, простоявшем 500 лет. Смоленская земля перешла под польское владычество, продолжавшееся 43 года – до 1654 г.
Овладев Смоленском, Сигизмунд III дал большие привилегии желавшим поселиться в разрушенном городе, но за это смоляне должны были отказаться от своей веры. Король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Для этого он объявил господствующим вероисповеданием католицизм, пригласил из Польши епископов и монахов, отдал им православные храмы и монастыри. Поврежденный Успенский собор после незначительного ремонта стал костелом, в иезуитские монастыри превращены были Вознесенский и свято-Троицкий монастыри, а в Авраамиевском монастыре было открыто доминиканское училище, в Болдинском монастыре находились иезуиты. Но все усилия были напрасны. Православные смоляне просили для себя хотя бы одну церковь, и когда им было в этом отказано стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать смолян в городе, король Сигизмунд III после Дудинского перемирия (1618 г.) объявил свободу вероисповедания и позволил православным иметь своего епископа. Им стал архиепископ Исаия. После него, в 1635 г., привилегиею Владислава IV, в числе других литовских епархий, Смоленская епархия была отдана в ведомство униатского митрополита Вениамина Руцкого.
Наконец, в 1654 г. Алексей Михайлович присоединил Смоленск к Русской державе. В 1655 г. Смоленск встретил архимандрита Афонского Ватопедского монастыря Дамаскина, принесшего великие святыни - частицы Животворящего Креста и частицу св. главы свт. Иоанна Златоустого. В 1677 г. при царе Алексее Михайловиче был заложен Успенский собор вместо старого, Мономахова. В том же году 34-й епископ Симеон Милюков (см.) возведен в сан митрополита “за неусыпное старание о построении собора”. Это стало началом, Смоленской митрополии, просуществовавшей сорок пять лет. Наиболее значительны из чреды Смоленских митрополитов Сильвестр Крайский(см), Сильвестр Черницкий (см), Дорофей Короткевич(см). Со смертью митрополита Варлаама Коссовского в 1721 г. завершилась история первой Смоленской митрополии. Смоленскую кафедру стали вновь возглавлять архиепископы.
Западные завоевания Смоленска не могли не оставить следов. Среди части смоленского населения (смоленской шляхты) распространилась католическая и униатская религии. Понятно, что после присоединения Смоленска к России русские цари пытались как можно быстрее удалить польское влияние. И к 1728 г., т.е . через 74 года после присоединения Смоленска, все смоленские шляхтичи считались уже православными.
В 1728 г. в Смоленске была открыта Славяно-греко-латинская духовная семинария (см. Духовная семинария). С 1739 по 1744 гг. при Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме существовала Крутицкая семинария, впоследствии переведенная в Москву и положившая начало Духовной Академии. Духовные училища существовали в Смоленске, Белом, Рославле, Вязьме. В 1764 г. Вяземская епархия, бывшая до сих пор самостоятельной, была присоединена к Смоленской епархии.
Во второй половине XVIII в. велось активное церковное строительство. Были возведены церкви в Смоленске (Георгиевская, Покровская, Воскресенская, Спасо-Окопная, в Ельне был построен Спасо-Преображенский собор, в Рославле – Спасо-Преображенский собор и Благовещенская церковь.
1812 г. принес смоляном многие бед. Не только пожары, но главным образом, вандализм наполеоновской армии уничтожали святыни русского народа. Для сохранения достояния церквей Смоленской епархии, Преосвященным епископом Иринеем 17 июля 1812 г. был издан указ, предписывавший духовенству епархии “Употребить все средства к сохранению церковного имущества от расхищения неприятеля”. Причты церквей вместе со старостами прятали церковное имущество в стенах, под полами храмов, в куполах, на колокольнях, зарывали в землю, а также увозили с собой в более безопасные места.
На своем пути французы не оставляли невредимым ни одного храма, но расхищали, ломали и уничтожали все, что только привлекало их внимание. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, потолки, стены, а нередко и поджигали храмы. Забирали облачения, ризы, антиминсы. Антиминсы служили им шейными платками, а церковные облачения, на обратном пути из Москвы, одеждою.
6 августа французские войска в Смоленск. Накануне почти все население вслед за иконой Божией Матери Одигитрии покинуло город. В занятом французами Смоленске, один из немногих, остался первый историк Смоленска священник Н.А. Мурзакевич (см.). Он не только отправлял службы в смоленском соборе, но и был его хранителем. 5 ноября Смоленск был освобожден от французов. В благодарность Пречистой Богородице за избавление от нашествия неприятеля были установлены крестные ходы в Смоленске 5 ноября и в Вязьме 22 октября.
На рубеже XIX–XX вв. православные верующие составляли 96,6 процентов населения Смоленской губернии, Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10 церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах, Духовной семинарии и Женском епархиальном училище. Кроме Смоленска, духовные школы действовали в уездных городах Вязьме, Белом, Сычевке и др..
В селе Татево процветала школа для деревенских детей, созданная замечательным русским педагогом С.А. Рачинским (см.). В Смоленске действовало братство преподобного Авраамия, объединявшее любителей духовного просвещения и книжности. В Нижне-Никольской церкви возникло “Общество прихожанок г. Смоленска для забот о чистоте и балаголепии своего храма”. Обсуждался проект постройки нового епархиального дома, в котором предусматривался зал для собраний прихожан.
5 ноября 1896 г. по инициативе епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора в Смоленске начал работу Церковно-Археологический комитет, в состав которого вошло духовенство и преподаватели духовных учебных заведений. Целью комитета являлось изучение, охрана и описание вещественных и письменных памятников церковной старины Смоленской епархии, а также описание церквей, приходов, монастырей. Соборные устремления начала XX века нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского поместного собора. Но революция и события, последовавшие за ней, в корне изменили ситуацию в церковной жизни. “Смоленские епархиальные ведомости” уже в 17 марта 1917 г. с горечью сообщали о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал “Религия и школа”, Общество вспомоществования учащимся в Семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей. 12 декабря 1917 г. прошел Епархиальный съезд, который принял решение о принятии викариатства в Дорогобуже и Вязьме.
В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрываться монастыри и храмы. В 1933 г. был закрыт Свято-Успенский собор, в нем устроили антирелигиозный музей.
22 февраля 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие и священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку в стране получило “Смоленское дело”.
Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 года. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича, Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро – к расстрелу.
С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.
После Великой Отечественной войны положение несколько изменилось Власти оставили действующим Свято-Успенский собор в Смоленске, где богослужения возобновились в 1941 году. В 1946-47 гг. после правительственного постановления Областной совет принял к “особой охране” памятники, имеющие общественное значение (их насчитали 42) и местное (28), и выделили средства для реставрации храмов и крепостной стены.
Антицерковная политика 60-70-х гг. вновь привели Церковь на грань катастрофы. К 1 января 1985 г. по всей Смоленской области действовавшими оставались только 35 храмов, причем, в большинстве своем они находились в аварийном состоянии, духовенство епархии составляли 40 священнослужителей.
Возрождение духовной жизни на Смоленщине началось с приходом на Смоленскую кафедру 26 декабря 1984 г. Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Смоленского и Вяземского. 24 марта 1991 г. владыка Кирилл был возведен в сан митрополита. Он восьмой митрополит в истории Смоленской епархии. Митрополит Кирилл – постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.
В 1985 г. Смоленская епархии расширяется к ней присоединяется Калининградская область.
Сегодня в Смоленской области 110 храмов и 96 приходов, 4 действующих монастыря: мужской Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь в Дорогобужском районе (см.), мужской Свято-Преображенский монастырь в Рославле (см.), женский Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Вязьме (см.), женский монастырь во имя Димитрия Солунского в г. Дорогобуже (см.).
Лит.: “Смоленские Епархиальные ведомости”. – №№ 1- 21, 1993-1998; Трофимовский. Историко-статистический очерк Смоленской епархии. – Спб.1864.