Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кому война, а кому мать родна.

Геннади Г. Н. "Свадебные обряды и песни крестьян Сычевского уезда Смоленской губернии" 1826 г.

Назад

 

Когда крестьянину-парню минет 18 лет, то обыкновенно стараются его женить, чтобы увеличить семейство работницею. Кроме этой практической цели, разумеется, могут быть в виду и другие. По этой же причине девушек, особенно в небольших семействах, стараются удерживать долее в дому.

Когда имеют в виду невесту, то отец жениха выбирает из родных или соседей свата и посылает в дом к невесте сватать. Сват приходит в дом к невесте и, переступив через порог, помолясь Богу и поклоняясь, говорит : «у вас есть товар, у нас есть купец, я пришел к вам посватать». Если родители не намерены отвечать на предложение, то говорят, что «наша княгиня (т.е. невеста) молода, у неё нет приданого, нынче мы отдавать погодим», или что-нибудь в том же смысле ; если же согласны, то говорят, что они рады такому купцу, и выражают свое согласие. Тогда улаживается дело, договариваются, когда быть богомолью. В назначенный день отец с сватом дерут вина, пряников, масла, отправляются к невесте на запой, т.е. на рукобитье, зажигают свечу перед образом, молятся Богу и потом садятся за стол и пьют. Невеста в это время удаляется в чулан, плачет, подружки её утешают, а сват встает из-за стола, идет к ней и дает пряник и мыло, приговаривая : «вот тебе, невестушка, Фома Михеич (т.е. жених) прислал гостинца : пряник да мыльца; мойся, под злат венец собирайся». На запое обе стороны соглашаются и назначают день свадьбы.

Перед свадьбой у невесты бывают вечерины, на которыя собираются все её родные. Отец жениха опять привозит вина и восковую свечу; вино ставит на стол, а свечу отдает отцу невесты : этот берет ее и вместе со своею свечею ставит перед образом, приговаривая : «дай Бог, чтобы наши молодыя детища так дружно жили и друг друга любили!». После этого садятся за стол; приезжий сват берет рюмку, наливает вином и подает домашнему свату с словами : «соверши, Господи, что задумали да загадали», и потом подносит гостям вино, по старшинству их. Круговая рюмка ходит до тех пор, покуда выйдет все привезенное вино, кроме одного полуштофа, приговленнаго для невесты и ея подруг. Этот полуштоф отдается сватье с невестиной стороны и она относит его в чулан и угощает подруг невесты. Остальное вино отдает она невесте, берет ее за руку и выводит на-показ свату. Сват, пристав из-за стола, подает ей стакан, и невеста, наполнив его вином, отдает обратно; сват выпивает и в опорожненный стакан кладет деньги для невесты. После этого невеста переходит к другим гостям и таким образом перепотчивает всю застолицу. Подруги ея в это время поют подблюдныя песни, и если кто кладет мало денег в стакан, то ему поют насмешливую, дурную песню. Выпивши вино, невеста принимается плакать и выть, приговаривая на особенный, заунывный лад : «последнюю, родимый батюшка, у тебя ноченьку ночую, последнюю, родима матушка, ночую, верно не мила стала, что в чужие люди отдаете», и проч. Сват выходит из-за стола и подает ей пряник, с словами : «Вот тебе, Фома Михеич прислал подарочек; не плачь, не печалься, а под злат венец собирайся». Этим кончается вечеринка и гости расходятся.

На следующий затем день едут в церковь к венцу, жених с сватом и роднею своею из своего дома, а невеста с сватьей и родными из своего. В храме сваты сводят их вместе и становят у налоя, на постланное полотенце. Жених и невеста при этом стараются, переходя на полотенце, наступить один другому на ногу, потому что, по поверью, кто наступит на другого, тот будет иметь верх в супружеской жизни. По совершении церковного обряда весь поезд отправляется в дом к невесте для ея повиванья. Этот обряд состоит в том, что сватьи у молодой заплетают косы, надевают на нее повойник и кокошник и покрывают белым платком. Платок этот, впрочем, уже бывает на невесте во время бракосочетания. Тут же, на повивании, роспивается несколько полуштофов вина, и потом молодые, сидя вместе, едут в женихов дом. Поезд состоит из нескольких саней или телег, запряженных парами или тройками, с бубенчиками и колокольчиками. Сват везет с собой несколько полуштофов вина, которые имеют следующее назначение : в деревнях, через которыя едет свадебный поезд, обыкновенно для шутки заваливают дорогу жердями, хворостом, чем попало и останавливают таким – образом молодых; тогда сват подает проказникам вина и просит очистить дорогу. Иногда бросают на дорогу мертвых петухов, собак и т.п. : это к порче, к худу, к несчастью молодых. В таких случаях обыкновенно прибегают к помощи колдунов и колдуний или приглашают их в число поезжан, чтобы они отвратили всякую порчу и беду. Колдун на свадьбе важное лицо : он сидит в переднем углу, чванится, делает разные таинственные движения …..
Когда поезд приблизится к воротам женихова дома, то стучатся в ворота и просят ночлега. Отец женихов выходит из избы и говорит : «что за люди стучатся? Верно бродяги, недобрые люди?». Сват отвечает : «нет, мы добрые люди, везем вам товар, Ульян Антоныч». После этого отец отворяет ворота, мать выносит образ, хлеб-соль и благословляет молодых, которые берут хлеб и соль, целуют образ и кланяются родителям в ноги. Когда они входят в избу, их обсыпают хмелем и сажают на баранью овчину, и это в знак того, чтобы им жить богато и весело. Поезжане садятся за приготовленный стол, на котором поставлено угощенье, и начинается пирушка. По окончании пира сваты отводят молодых спать.
На следующее утро сваты будят молодых; сват подает умываться молодцу, а сватья – молодой. Молодая берет свою приданную рубашку и подает молодому. который ее надевает.

На другой или на третий затем день съезжаются к молодым на оладьи, испеченныя молодой женой. Это последний свадебный пир. Он справляется таким образом : молодая выносит оладьи в чашке или черепке, подносит свекру, свекрови и потом всем гостям; после того наливает в стакан вина и также потчует всех по порядку. При этом иные, откушав по стакану, говорят, что горько, что надо подсластить, и молодые должны целоваться. После этого мать жениха выносит пирог и останавливается в дверях, чтобы показать, что пирог велик, что будто не проходит в двери. Сват выскакивает из-за стола с кнутом, грозится постегать проказницу; но она не поддается угрозам и все уверяет, что пирог нейдет. Сват тогда бросает кнут, берет топор и стучит в притолку, как будто хочет ее вырубить. Тогда пирог вносится в горницу, становится на стол, разрезывается (рушится) по числу гостей и раздается. За пирогом подают свату и сватье, в глиняной черепне, кашу : съев кашу сват берет черепню и бросает на печку, приговаривая : «сколько черепков, столько б у молодых было деток». Надо заметить, что на свадьбу собирается много незваных гостей, любопытных, особенно детей, которые помещаются на печке, на полатях и по углам избы. При разбитьи черепни все ребятишки выскакивают на середину избы и начинают тормошить и щипать молодую, натаскивают в избу соломы, грязи, хворосту и всякой дряни. Молодая суетится, подбирает, выносит вон, а мальчишки наносят все больше и больше сору. Тогда молодая обращается к свекру и просит помощи. Свекор выгоняет мальчишек из избы. Это шуточное обыкновение, может быть, означает хлопоты и труды, связанные с воспитанием детей, которых сулит сват, разбивая черепок. После этого молодая берет полуштоф вина, наливает в стакан и на полотенце подает свекру ; этот выпивает вино, утирается полотенцем и говорит : «дай Бог, чтоб у тебя невестушка (или молодка), были так чисты и белы детки, как это полотенце». Такими полотенцами молодая наделяет всех близких родных, и пир кончается.

Песни, которые поются на вечеринах у невесты
1.
Из-за лесу солнышко возъигрывало,
Из-за лесу красное возъигрывало.
Иванушка по двору похаживает,
Своего добраго коня заседлывает.
Выходила матушка выспрашивати,
Выходила родимая выспрашивати :
«Куда мое дитятко собирается?
Куда мое милое собирается?»
- Собираюсь я, матушка, во чисто поле,
Собираюсь я, родимая, во чисто поле;
Не ссочил я рыбинку в лесу на дереве –
Сочил я красну девицу во терем. –
Сборы, сборы, сборушки (2),
Сборы у Авдотьюшки (2),
Сборы у Ивановны (2).
Собрала Авдотьюшка всех подруг,
Собрала Ивановна всех подруг,
Созвала Авдотьюшка всех вокруг,
Созвала Ивановна всех вокруг,
А сама садится выше всех, 
Наклонила голову пониже всех,
Задумала думушку больше всех.
Никто тебе, Авдотьюшка, никто виноват,
Никто тебе, Ивановна, никто виноват :
Сама ж ты Иванушка полюбила,
На меду калачи месила,
Своего Иванушку кормила.

2.
Да смонщица Авдотьюшка,
Да смонщица Ивановна,
Смонула Авдотьюшка,
Да смонула Ивановна,
Смонула всех подруг,
Всех подруг, всех подруженок, (2)
Да всех красных девушек. (2)
Говорила : замуж не пойду,
Не пойду, не подумаю,
А после и вздумала.
Вы, сестрицы, подруженьки,
Посудите, пожалоста,
Не сама ж я замуж иду,
Не своей же я охотою :
Отдает родной батюшка,
Приговорщица матушка.
Приходил к нам сводатый сват
Под заднее окошечко,
Под хрустальну булоночку –
У него глаза масляные,
Словечки ласковыя –
Сговорил, да сбил моего батюшку,
Улестил родну матушку.

3.
Ох ты ель, моя, елушечка,
Да ти все твои сучьица,
Да ти все твои ветвица?
Да все мои сучьица,
Нет самой макушечки
Да самой верхушечки.
Да ты, моя Авдотьюшка,
Да ты, моя Ивановна :
Да все ль у тебя гостики,
Да все ль у тебя собраны?
Одного гостика любимаго – 
Нет батюшки родимаго.

4.
С правой руки перстень спадывает,
С правой золотенький спадывает;
Иван у Авдотьюшки спрашивает :
Скажи, друг Авдотьюшка,
Кто ти в роду мил?
А мне мил-милешенек
Батюшка родной.
Не правда, Авдотьюшка,
Не речь говоришь,
Не правда, Ивановна (2),
Не речь говоришь, -
Свое сердце тешишь,
А мое гневишь.
С правой руки перстень спадывает,
С правой золотенький спадывает;
Иван у Авдотьюшки спрашивает :
Скажи, друг Авдотьюшка,
Кто ти в роду мил?
А мне мила-милешенька
Матушка родная.
Не правда, Авдотьюшка,
Не речь говоришь,
Не правда, Ивановна (2),
Не речь говоришь, -
Свое сердце тешишь,
А мое гневишь.
Иван у Авдотьюшки спрашивает :
Скажи, друг Авдотьюшка,
Кто ти в роду мил?
А мне мил-милешенек
Иванушка друг.
Вот правда, Авдотьюшка (2),
Вот речь говоришь (2), -
Мое сердце тешишь (2),
А свое гневишь (2).

5.
На горе стоит ёлечка,
Под горой сосеночка;
У сосенки стоит светлица,
Во светлице беседушка;
Во беседе сидит девица
Да Авдотья Ивановна.
Приходил к ней батюшка,
Он звал с собой домой :
Ты пойдем со мной домой.
Я нейду, я не думаю идти :
Реки глубоки – переходов нет,
Нет ни мосту, ни кладочки,
Нет ни тонкой жердочки.
На горе стоит ёлечка,
Под горой сосеночка;
У сосенки стоит светлица,
Во светлице беседушка;
Во беседе сидит девица
Да Авдотья Ивановна.
Приходит к ней Иванушка.
Он зовет с собой домой :
Ты пойдем, Авдотьюшка,
Ты пойдем, Ивановна.
Я пойду, я подумаю идти :
Реки мелки и переходы есть,
Есть и мост, есть и кладочки,
Есть и тонки жердочки.

6.
Сажали девушки ярый хмель;
Оне садили, приговаривали :
Вейся, хмель, по тычинке вверх, -
По той тычинке серебряной.
Ехали бояре из Новагорода,
Увидали девицу в высоком тереме.
Девица, умница, как тебя зовут?
Бог породил меня девице,
Поп дал имя Авдотьюшка.
Девица, Авдотьюшка, бояре идут!
Я этих бояр и сама не боюсь;
Пойду я в горницу – в платье уберусь;
Выйду я на улицу – всем поклонюсь, -
Одному Иванушке ниже всех, 
А за то пониже, что он лучше всех :
Белый, румяный,
Молодой, удалый,
Чист и речист,
По крестьянскому убран.

Песни у жениха накануне свадьбы

По садику, садику,
По зелену винограднику –
Там ходил, гулял молодец,
Свет Иван да Иванович;
Он чесал кудри русыя,
Он, чесавши, приговаривал :
Прилегайте, кудри русыя,
На моей буйной головушке,
К моему лицу белому,
К моему лицу румяному.
Привыкай душа, Авдотьюшка,
Привыкай, душа Ивановна,
К моему ли уму-разуму,
Ко нраву молодецкому.
Привыкать мне, красной девице,
Привыкать мне не хотелося, - 
За досаду показалося,
За досаду за великою;
Спеси, гордости убавите,
Ума-разума прибавите.
Иванова матушка 
В воскресеньеце породила
В воскресенскую заутреню,
Породившее возлелеяла,
Возлелеявши, учила :
Ты, дитя ль, мое дитятко,
Да ты ль, дитя мое милое,
Ты поедешь жениться,
Ты уедешь на тесен двор, -
Не пускай коня по двору :
Ты отдай коня конюху,
Молодому конюшнечку;
Ты взойдешь в горницу,
Ты взойдешь в новую, 
Ты скорей тестю кланяйся.

Песня у жениха, когда придут от венца

Вскочило солнце в оконце,
Светил месяц с зарею;
Сидит Иван с женою,
С Авдотьюшкой душою.

Песня у жениха, на другой день, во время княжева стола

Во лугах, во зеленых во лугах (2)
Стелется ивьеца, -
Во лугах трава шелковая.
Там ходил, гулял Иван с своей женой,
С Авдотьюшкой, душой;
Целует, милует Иван свою женушку.
Друг, моя женушка, Авдотья Ивановна!
Породи мне сына, что яснаго сокола.
Во лугах, во зеленых во лугах (2)
Стелется ивьеца, -
Во лугах травка зеленая.
Там ходил, гулял Иван с своей женой,
С Авдотьюшкой, душой;
Целует, милует Иван свою женушку.
Друг, моя женушка, Авдотья Ивановна!
Породи мне дочку, что белу лебедку.
Сын будет грамотей,
Дочка шолком шить;
Сына женим с корабля,
Дочку отдадим с терема;
Сын будет перемена,
Дочка – перепутье.

Г.Геннади
Д. Чл. Общ.
Сычевка, Смоленской губернии.
1851 г. Сентябрь.


Источник: http://smolbattle.ru


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов