Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Материны глаза слепы.

О Жизнь в гор. Холмогорах и его уездъ. Журнал «Известия Архангельскаго общества изучения Русскаго Севера», № 8-9 за 1911 г.

Назад

 

1.

В городе.

Вот уездный городок, который расположился по берегу небольшой речки и занял места каких-нибудь полверсты в поперечникъ, вытянувшись по тракту в длину версты на полторы не больше. В нем всего две тысячи жителей. Место, занятое городом, совершенно ровное. Постройки сплошь деревянные. Если заглянуть еще издали, то кажутся оне скученными: хибарки бедняков перемещались с возвышавшимися крашенными домами богачей. В городе несколько каменных церквей, которыя заняли себе обычныя места на площадях.

Почти нет нигде ни кустика ни деревца. Наш северный житель не любит растительности; ее  не встретите ни в деревнях, ни в наших уездных северных городках. Быть может сказывается наследственность. История говорит, что выходцы новгородские много воевали с дикими лесами, прежде чем они устроили себе привольное житье по берегам рек и вблизи озеръ.

Приближается вечеръ.

Сегодня еще успеваете заглянуть на местную речку, которая ежегодно летом сильно мелеет и значительно суживается. Берега ее песчаные отлогие. По берегу на городской стороне приютилась избушка перевозчика, по обеим сторонам которой поодаль сложены дрова в бесконечно тянувшихся поленницах, накатаны тысячи бревен. Весь этот лесной материал приплавляется «сверху» по С. Двине верховцами, работающими за дешевую плату для местных богачей.

Через несколько времени заметно уже 2-3 лодки с катающимися по реке. Слышна игра на гармонике, триньканье балалайки и чуть доносящееся пение романсовъ. Это гуляет чиновный людъ.

Вся молодежь обоего пола повысыпала «на прошпектъ», тянущийся вдоль дороги по тропинке. Несется пение частушек, в которых молодежь выражает самую жизнь. Вы слышите, как поютъ:

Рано, рано птичка склалась

На болотинке, на мху.

Рано девка сбаловалась

На шестнадцатом году.

Полюбила я молодчика –

Канцелярского чиновничка;

Обложила его ватою,

Напоила его мятою.

Полюбил меня изъ-за реки старик,

Обещал он мне изюму четверик,

Ахъ, изюму-то мне хочется,

Старика любить не хочется.

Если в городе устраивается вечеринка, то движение вечером еще больше усиливается. Тут кроме участвующей молодежи шляются и пожилые люди и считают своею обязанностью посетить местный балъ и «посмотрять». На вечеринках частенько бывают скандалы… Так веселится простонародье.

Интеллигенция ежедневно вечера проводит в клубе, где сражается в преферанс и играет на биллиарде, время от времени, посещая буфет. Впрочем, некоторые из чиновников свободное время проводят на охоте за дупелями, утками и гусями, в обществе своих лягавых друзей.

Третий сорт общества – это местное купечество, позажиточнее мещанство и духовенство. Такое общество бывает вместе только в дни именин, свадеб, торжественных вечеринок. Собравшись, в первую очередь принимаются за уничтожение разных солений, варений, маринадовъ, и прочих жирных закусок, обильно прополоскавши свои «горлышки» разнообразными винами.

Зимою в городе совсем скучно. Тогда не пройдешься по окрестностям города. Все завалено снегом. Небо часто облачное; серое. По воскресеньям и праздничным дням население бывает в местных приходских церквах, усердно молится и ставитъ «свещи» угодникам. Любитъ посещать также Успенский женский монастырь, расположенный в пол-версты от города. Два раза в неделе – в четверг и в воскресенье в городе бывают базары, на которые съезжаются окрестные жители. Они продают свои продукты, как наприм.: свежую рыбу, мясо, кустарные изделия – железную и деревянную посуду, а также кое-какие овощи:  картофель, редьку брюкву. Во время базара бывает шумно, людно и оживленно. После же его становится пустынно.

Одни собаки бегаютъ по площадям в поисках пищи, да вороны скачут по дороге, пользуясь набросанным  повсюду навозом от лошадей.

Простонародье, туземное население питается исключительно соленой рыбой - пикшей, треской и кислой селедкой. Мясо и свежую рыбу оно покупает редко, т.к., во-первых, эти продукты стоят дорого, во-вторых, обыватели не привыкли ни къ мясной, ни къ свежей пище, от которой у них болит «нутро».

Как жители города, так и окрестностей занимаются издавна скотоводством, а потому среди толпы то и дело слышишь цены на кормовые продукты для скота и разговоры про коров.

В городе имеется несколько маслодельных заводов. До сего времени сохранился  еще тотъ прекрасный молочный скотъ, который Петром I-мъ былъ вывезенъ из Голландии в числе нескольких экземпляров.

В конце лета ежегодно устраивается выставка молочнаго скота от городской думы, субсидируемая правительством, на которой лучшим экземплярамъ из коровъ присуждаются награды: медали, кубки, похвальные отзывы. Ценятся такие коровы- красавицы здесь дорого. Скот скупается скотниками  и угоняется в Петербургъ и в иные города на молочные фермы.

Для удовлетворения духовных запросов обывателя в городе функционирует  Ломоносовская читальня. Ее посещают больше учащиеся из местных приходских училищ.

Несколько раз в осенние и зимний сезоны в читальне устраиваются чтения с туманными картинами, в антрактах которых бывают концерты на балалайках и других струнных инструментах.

Ежегодно в городе бывает 2-3 народных гулянья. На святках рядятся, на масленице катаются с гор и на лошадях. На 4-ой неделе великого поста город посещает чудотворная икона Грузинской Божьей Матери из Красногорскаго монастыря, на поклонение которой собирается почти со всего уезда  несколько тысяч паломников  из простонародья.

В город летом ежедневно заходят 2 пассажирских парохода, курсирующие от губернского города по реке Северной Двине вверхъ и обратно. В общем обывательская жизнь течет мирно, патриархально.

II.

В уезде.

К грамотности население уезда относится более или менее сочувственно. Пожилые люди в деревняхъ и те видятъ пользу от грамоты и не считают ее за вред.

Все подрастающее поколение  обоего пола обучается в школах, которые в уезде имеются двух видов: одни из них светские-министерские I  и II классные училища, а другие церковно-приходские классныя. Так как в уездах старообрядцев очень  мало, а больше православные, то родители своих детей, даже и девочек, отпускают в школу, подчиняясь за последнее время новым условиям жизни.

Число грамотных в уезде порядочное. Мужское население от 10 до 40 лет почти все грамотно, хотя из него много есть и таких крестьян, которые не окончили курса,  но порядочно читают, пишут же плоховато. Женское население более неграмотно.

Книга здесь распространена, и можно сказать достаточно. Больше книг гражданской печати, чем церковной. Хотя книги церковныя, как например евангелие, часослов, псалтирь, апокалипсис и др. собственность населения, переходящая из рода в род от отцев к детям. Гражданские книги: сказки, календари, жития святых; подарки учителей – ветхие хрестоматии, книги учебные можно встретить в каждом крестьянском доме, где есть школьники.

Книгу здесь любят, держат ее на полках, в ящиках или в шкафу. Дешевую книгу покупают в Архангельске наши карбасники своим детям и привозят ее подарком, а также скупают ее у тех коробейников, которые за зиму не раз пройдут по деревне.

О положении народнаго учителя в Холмогорском уезде мы можем сказать, что положение его незавидно и материальное положение его жизни должно улучшиться.

III.

Экономическое положение населения здесь в общем удовлетворительное в частности можно сказать, что  даже хорошее, как напр. у населения Великодворской вол.  и селъ, находящихся вблизи Холмогор и Емецка. Здесь крестьяне хорошо зарабатывают на лесных промыслах, а также немало получают доходу и от скотоводства. Каждый год часть мужскаго населения уезжает в Петербург на заработки, где нанимается по кровельному делу. За последние годы в уезде развито кооперативное движение. Население сорганизовалось в потребительские общества и открыло общественные лавки, которые доставляют товары по удешевленным ценам. Таким образом, кооперация приносит в уезде много пользы. 

Холмогорский крестьянин из среднего и зажиточного класса живет в приличных хороших двухэтажных домах, крытых тесом и даже железом. Комнаты верхнего этажа  очень чисты, меблированы, уютны и светлы. Нижние этажи имеют 2-3 комнаты с кухней, где семья готовит кушанье, обедает, чайничает и ужинает. В каждом доме имеются кровати для старших членов семьи с постелями, набитыми оленьей шерстью. В комнатах устроены печи, по бокам стен сделаны лавки, стоят стулья, столы и шкафы, где хранится чайная посуда, в нижних ящиках белье. В семьях даже бедных есть самовары, кофейники и проч.

В семьяхъ зажиточных женщины шьют на швейных машинках, купленных в рассрочку  платежа у К. Зингеръ. Квартиры по субботам еженедельно моются, подметаются ежедневно.

Питается население в будни плохо. Пищей чаще всего служит кисло-соленая рыба, пикша и молоко. Зато ежедневно население пьет чай или даже кофе, конечно с сахаром, закусывая ржаным хлебом и житными шанежками.

Одеваются крестьяне очень прилично, и имеют, не исключая и бедных и будничное и праздничное платья. Мужчины в праздники ходятъ в пиджачных парах, на головах носят летом фуражки,  с козырьками и войлочные шляпы, а зимой бараньи шапки и пыжиковыя, верхняя одежда, приходилось видеть, такая: ватированные суконные тужурки и пальто, шубы с воротниками. На ногах носят валенки и бурки с галошами. Женщины в праздники одеваются еще шикарнее  мужчин. Они носят на головах шерстяные и шелковые платки, платья, одетые на них, сшиты по моде, хотя и не по последней из шелка, гаруса.

IV.

Коснемся положения женщин в уезде. На обязанности женщины здесь лежат следующие работы: готовить обед, и ужин, шить белье, мыть его, ухаживать за детьми, ткать, прясть (пряжа покупается) холст и полотно вязать чулки, рукавицы, обряжаться со скотом, вывозить время от времени навоз, бороновать и даже пахать поля, садить и полоть картофель, и кое-какие овощи, доставлять летом корм для домашнего скота, пилить дрова, жать и возить хлеб, грабить и сушить сено, молотить, веять, и прочее. Кроме того женщины должны помогать грузить карбаса камнем, ловить рыбу, заготовлять осенью ягоды и грибы на зиму. Ей не хватает времени как следует покормить своих детей.

Вот почему ребенка, который только что явился на свет Божий, учат сосать рожок с налитым молоком, а также и моченый хлеб, рыбу и прочею. Нет ничего удивительного, что дети в крестьянской семье часто мрут, в особенности девочки, за которыми уход сравнительно с мальчиками хуже.

Во время рабочей поры «страды» грудных и маленьких детей оставляют на попечение  бабушек и 8-10- летних  «нянюшек-пестуний», с платою 3-4-6 р. за лето.

Здесь каждая женщина старается разродиться в бане; как только ребенок родится, его повитуха обмоет, перевяжет пупок, попарит, пошепчет  над ним каких-то заклинаний, подует, поплюет,  и пр. Через несколько часов ребенку дадут уже в рот соску, его пеленают, укачивают. Несколько недель подряд детей носят в баню. Очень радуются родители, когда у них рожаются дети мужского пола.

Родители своих детей с 9-10 лет берут уже на работы. Летом во время «страды» заставляют их возить сено, снопы, поить лошадей и пр. зимой заставляют пилить и возить дрова и съездить налегке по какому-нибудь поручению. Жизнь девочки в деревне хуже, чем мальчика. На нее смотрят в семье как на человека временного, а потому ее чаще заставляют работать и реже отпускают  на улицу порезвиться с товарками.

Девушка, когда подрастет, то и сама начнет уже понимать свое положение. Она заботится о себе, приобретает имущество поденными работами, как наприм., весной нанимается корить заграничные дрова, летом идет чинить дорогу, собирает и продает ягоды, грибы, служит в городе в прислугах.  За то, что она прячет свой заработок под свою «лапу» в семье ее не любят, укоряют, называя дармоедкой. Случается, что девушки и «балуются»,.. Тогда они спешат уехать в Петербург. Там они служат прислугами и очень редко показываются в деревню. Их дома так и называют – «питерки».

Выйдя замуж, они много выносят обид незаслуженных со стороны свекровей, снохъ и прочих домашних. Им приходится исполнять тяжелые работы, более же легкие берут на себя старшие члены семьи.

Вот почему молодухи после 1-2 месяцев замужнего житья убегают к родителям, но впрочем через некоторое время возвращаются снова. Были случаи в нашем уезде и официального расторжения брака, где обе половины поженились вновь.

V.

К числу отрицательных сторон нашего крестьянина надо отнести суеверие вместе с невежеством.

VI.

Теперь мы скажем о заболеваемости населения и врачебной помощи в Холмогорском уезде. В каждой волости организован  в уезде фельдшерский пункт  с постоянным пребыванием фельдшера. В крупных населенных пунктах, таких как Холмогоры и Емецк, функционируют больницы.  Акушерки и ветеринарные фельдшера имеются  не во всех волостях уезда. Медицинская помощь оказывается бесплатно. Заразные болезни распространены в уезде очень незначительно. Больше всего бывает, из категории заразных болезней: корь, оспа,  коклюш, тиф, и пр.

Хочется крикнуть возможно громче, чтобы те, кому надлежит заботиться о  поднятии культурного развития нашего края,  лили больше света  в нашу захудалую деревню.

Нашей всей обширной губернии необходимо земство. Только оно может улучшить медицинское дело.

(А. Рядчинъ).

***


Источник: http://my-life-war.ru/sever-moya-rodina/holmogori-i-holmogorskij-uezd--rajon-(1911-1917--1936-gg).html

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов